НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ» КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
- Авторы: Амлаев К.Р.1, Койчуева С.М.1, Мажаров В.Н.1, Кошель В.И.1, Ходжаян А.Б.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 29, № 4 (2021)
- Страницы: 984-987
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/663
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-4-984-987
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение Приказом Министерства здравоохранения РФ (МЗ РФ) от 26.11.2015 № 844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров» утверждены 11 территориальных и 2 профильных объединения: химико-фармацевтический и стоматологический кластеры. Однако под действие приказа подпадают лишь медицинские университеты, учредителем которых является МЗ РФ. Кроме того, федеральные НИИ МЗ РФ, обладающие значительными кадровыми, материально-техническими и другими ресурсами, не были включены в кластеры [1]. Также при создании кластеров не были определены место и роль медицинских факультетов классических университетов системы Министерства науки и высшего образования РФ. Исследователи отмечают, что концепция Научно-образовательного медицинского кластера (НОМК) наиболее эффективно способна обеспечить обучение на протяжении всей жизни, в том числе с использованием дистанционных технологий, содействовать созданию сети профессиональных коммуникаций и научного результата в виде качественных исследований, методик, лекарственных препаратов на основе использования интеллектуальных ресурсов членов НОМК [2, 3]. Все это не отменяет здоровую конкуренцию образовательных организаций во всех сферах их деятельности. Университеты находятся в различных условиях функционирования, ведомственной и территориальной принадлежности, экономического положения [4-6]. В связи с этим представляет интерес проведение анализа научно-исследовательского потенциала участников кластера в динамике. В качестве референтной точки нами был выбран 2012 г., когда Рособрнадзор начал систематический мониторинг всех аспектов деятельности университетов России. Материалы и методы Проведен анализ мониторируемых Рособрнадзором критериев деятельности образовательных организаций в научно-исследовательской сфере за 2012-2018 гг. с определением процента изменений. Результаты исследования В то время как «Ставропольский государственный медицинский университет» (СтГМУ) и Пятигорский филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ПФ ВолГМУ) увеличили свой интегральный научный потенциал, в Северо-Осетинской государственной медицинской академии (СОГМА) он значительно уменьшился в 2017 и 2018 гг. (рис. 1). Объяснение данных процессов, по-видимому, требует детального рассмотрения всех мониторируемых показателей научно-исследовательской деятельности объектов изучения. Анализ подготовки аспирантов и ординаторов показал, что максимальное их количество отмечено в СтГМУ и СОГМА, а ПФ ВолГМУ сдал свои позиции, хотя ранее являлся лидером по данному показателю. При этом позитивная динамика численности изучаемых контингентов отмечается в Дагестанском государственном медицинском университете (ДГМУ), СтГМУ, СОГМА, в то время как на медицинском факультете Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (МФ КБГУ) она была отрицательной (рис. 2). В то же время объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) НОМК «Северо-Кавказский» растет из года в год. Особо значительный прирост отмечается в ПФ ВолГМУ и ДГМУ. При этом удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации НОМК «Северо-Кавказский» вырос, хотя в целом он остается на низком уровне и не играет значительной роли в общем бюджете образовательных организаций. Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за изучаемый период, в общей численности научно-педагогических работников (НПР) НОМК «Северо-Кавказский» в большинстве образовательных организаций уменьшился. Значительное снижение отмечено в СОГМА (рис. 3). Наиболее высокие значения показателя удельного веса НПР, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» отмечены в СтГМУ и ДГМУ, где данный показатель продолжает расти, а наиболее низкие - на медицинских факультетах Ингушского государственного университета (МФ ИнгГУ) и Чеченского государственного университета (ЧГУ), хотя на МФ ИнгГУ и отмечен максимальный (100%) прирост значения показателя (рис. 5). Обсуждение Выраженная дифференциация результативности в научно-исследовательской деятельности образовательных организаций НОМК «Северо-Кавказский», очевидно, связана с существующими различиями в отношении числа имеющихся научных школ, наличием или отсутствием собственных диссертационных советов, неэффективностью мер, реализуемых рядом организаций по достижению научных результатов в условиях реформирования правил публикации научных результатов и защиты диссертационных исследований в соответствии с последними, более жесткими, требованиями ВАК РФ. Анализ подготовки аспирантов и ординаторов показал, что максимальное их количество отмечается в СтГМУ и СОГМА, а ПФ ВолГМУ несколько сдал свои позиции, хотя он ранее считался лидером по данному показателю. Адаптироваться к проводимым Минобрнауки РФ реформам, в соответствии с которыми были изменены правила приема в ординатуру и аспирантуру, удалось не всем образовательным организациям, за исключением ДГМУ и СтГМУ. Однако доля НПР, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный период, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» в большинстве образовательных организаций уменьшилась, более всего в СОГМА. В то же время объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИОКР НОМК «Северо-Кавказский» вырос, особенно в ПФ ВолГМУ и ДГМУ, хотя он и занимает очень незначительное место в бюджетах университетов. Изучение доли имеющих ученую степень доктора наук в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» позволило установить, что отмечается рост данного показателя, максимально на МФ ИнгГУ и ЧГУ. Заключение Образовательные организации как различной ведомственной подчиненности, так и в рамках одного ведомства имеют разноуровневый научно-исследовательский потенциал. Создание НОМК «Северо-Кавказский» дает шанс образовательным организациям Северо-Кавказского федерального округа, занимающимся подготовкой медицинских кадров, значительно усовершенствовать научный блок мероприятий на основе партнерского использования ресурсов (технологий, лабораторий, научных кадров), что по принципу синергии способно позитивно сказаться на возможности создания инновационных научных продуктов. Это вдвойне актуально в обстоятельствах, когда студенты-медики в значительном проценте случаев сохраняют довольно высокий интерес к научной деятельности [7]. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.Об авторах
К. Р. Амлаев
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: kum672002@mail.ru
С. М. Койчуева
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
В. Н. Мажаров
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
В. И. Кошель
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
А. Б. Ходжаян
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Список литературы
- Водомацкая Л. П., Кузнецова В. П. Научно-образовательный инновационный медицинский кластер как агрегированная структура экономической системы здравоохранения. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019;(2):105-11.
- Заболотная С. Г. Научно-образовательный медицинский кластер. В сб.: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Оренбургский государственный университет; 2017. С. 3736-40.
- Артамонова Г. В., Херасков В. Ю., Крючков Д. В., Барбараш Л. С. Системный подход к организации помощи больным с инфарктом миокарда - «Кемеровская модель». Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2013;(1):52-9. doi: 10.17802/2306-1278-2013-1-52-59
- Портер М. Э. Конкуренция. М.: Вильямс; 2005. 608 с.
- Полянская С. В. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011;(3):132-6.
- Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Медицинская профессия: требования современного общества. В сб.: Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием. М.; 2013. С. 369-75.
- Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Кузьмина Е. М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(2):134-42. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12009