ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И УРОВНЕЙ АКТИВАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОК С РАЗНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

  • Авторы: Алимбаева М.А.1, Лисова Н.А.1, Спиридонова М.С.1, Шилова О.Ю.2, Шилов С.Н.2
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева»
    2. ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова»
  • Выпуск: Том 29, № 2 (2021)
  • Страницы: 245-249
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/521
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-245-249
  • Цитировать

Аннотация


В статье показана взаимосвязь между темпераментальными особенностями и функциональным состоянием центральной нервной системы студенток с различными режимами функционирования репродуктивной системы. В исследовании участвовало 115 здоровых студенток г. Красноярска с разным состоянием менструальной функции: 51 девушка с нормогонадотропным, нормопролактиновым вариантом ановуляции и 64 девушки с овуляторным менструальным циклом. Для выявления особенностей темпераментных характеристик использовался опросник DOTS-R. Функциональное состояние головного мозга определяли по времени простой и сложной зрительно-моторной реакции. Установлено, что девушки со «спокойным» и «ригидным» типами темперамента имеют особенности функционального состояния центральной нервной системы, которые могут обусловить предрасположенность к возникновению нарушений менструального цикла. Установлены некоторые особенности функционального состояния центральной нервной системы у студенток с ановуляцией, а именно - снижение уровня активации центральной нервной системы у лиц с «интенсивным» и «лабильным» типами темперамента и работоспособности у девушек «адекватного» типа. При комплексной оценке репродуктивного здоровья девушек-студенток определение темпераментальных особенностей личности поможет в формировании групп риска в отношении развития дисфункции менструального цикла.

Полный текст

Введение Учебная деятельность студентов полна стрессогенных ситуаций, сопровождающихся чувством тревоги, эмоциональным и нервно-психическим напряжением, что в целом сказывается на функциональном состоянии их организма и влияет на цикличность функционирования репродуктивной системы в сторону ухудшения динамики показателей состояния их репродуктивной системы [1, 2]. Отчетливо данные реакции проявляются у девушек-студенток в связи с более высоким уровнем тревожности и эмоциональной чувствительности, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы при психогенных нагрузках по сравнению с юношами. Известна взаимосвязь стрессовых ситуаций с нарушением менструального цикла (МЦ) в период обучения в высших учебных заведениях [3-7]. Исследование индивидуальных психофизиологических характеристик и функционального состояния студенток может помочь в ранней диагностике перенапряжения и срыва регуляторных систем организма, а также предупреждению нарушений функционирования их репродуктивной системы. Известно, что функциональные изменения, происходящие в организме человека при нервно-психическом напряжении, обусловлены изменениями в центральной нервной системе (ЦНС). Уровень функционирования ЦНС представляет собой прогностический показатель, определяющий в значительной степени поведение организма и его возможности в процессе деятельности. Для определения функциональных резервов ЦНС наиболее информативным и простым способом является оценка параметров сенсомоторного реагирования [8]. Показано, что скорость и точность реагирования на зрительный стимул характеризуют эффективность работы головного мозга, стабильность регуляторных процессов в нервной системе [9, 10]. Установлено, что время реакции зависит от генетически запрограммированных особенностей работы структур головного мозга и типологических особенностей: преобладания возбуждения по «внешнему» балансу, подвижности возбуждения и торможения, лабильности, нейробиологического порога чувствительности [11-13]. Принято считать, что ответная реакция человека на физические, интеллектуальные и информационные нагрузки предопределяется не только величиной и длительностью воздействия, но и индивидуальными, возрастными, типологическими особенностями и состоянием организма на момент воздействия [14, 15]. При этом индивидуальные свойства психики, в том числе свойства темперамента, обусловленные особенностями нервной системы, играют важную роль в адаптации организма к окружающей среде. Показано определенное влияние темпераментальных свойств личности на функциональные возможности организма и резерв здоровья [16, 17]. К настоящему времени, однако, практически отсутствуют или имеют противоречивый характер данные о влиянии активационных процессов в нервной системе и функционального состояния ЦНС на становление репродуктивного цикла у девушек с разным типом темперамента. Актуальность и недостаточная разработанность данных вопросов послужили предпосылкой для проведения исследования. В связи с вышесказанным целью исследования стало изучение взаимосвязи между темпераментальными особенностями и функциональным состоянием ЦНС девушек с различными режимами функционирования репродуктивной системы. Материалы и методы В исследовании участвовало 115 студенток (средний возраст испытуемых - 17,08±1,38 года) с разным состоянием менструальной функции. Все участницы давали информированное согласие на обследование. Респондентки были разделены на две группы. В 1-ю группу вошла 51 (44,3%) девушка с нормогонадотропным, нормопролактиновым вариантом ановуляции. Критериями включения обследуемых в эту группу были нормальный уровень гонадотропных гормонов, исключение других вариантов ановуляции (гиперпролактинемии, синдрома поликистозных яичников - СПКЯ, гипер- и гипогонадотропных нарушений). Во 2-ю группу отнесены 64 (55,7%) девушки с овуляторным МЦ. Верификация этого состояния подтверждалась гормональным обследованием. Экспериментальной базой служил молодежный центр «Академия молодой семьи» г. Красноярска. Для выявления особенностей темпераментальных характеристик использовался русскоязычный вариант опросника DOTS-R в адаптации В. Г. Колпакова. Выделение типов темперамента производилось по нескольким индексам [18]: -индекс выраженности поведенческих проявлений (ИВПП), включающий такие характеристики, как настроение, чувствительность, общая активность и интенсивность; -индекс прочности стереотипов поведения (ИПСП), включающий такие характеристики, как ритмичность (сна, еды, в привычках) и активность во сне. По высоким, средним и низким значениями ИВПП выделяли интенсивный (Ин), адекватный (Ад) и спокойный (Сп) типы, по ИСПС - ригидный (Риг), пластичный (Пл) и лабильный (Лаб) типы темперамента. Для определения функционального состояния ЦНС были выбраны тесты простой (ПЗМР) и сложной (СЗМР) зрительно-моторной реакции с использованием прибора УПФТ-1/30-«Психофизиолог». В расчете использовались: уровень активации ЦНС (KL), число ошибочных действий (ER), среднее время ответной реакции на группу зрительных стимулов (МО) и его среднеквадратичное отклонение (SD) [19, 20]. Математическая обработка результатов проводилась с использованием статистического программного пакета Statistica for Windows и Excel 2007. Результаты исследования Анализ показателей тестов выявил достоверные различия по MO, ER и KL у девушек исследуемых групп в зависимости от типа темперамента. При обработке показателей ПЗМР установлены достоверные различия уровня активации ЦНС у девушек с «интенсивным» и «ригидным» типами (см. таблицу). У студенток с данными типами темперамента и овуляторным МЦ уровень активации ЦНС был выше и, соответственно, выше уровень их функциональных возможностей. Время реакции «спокойных» и «ригидных» девушек с ановуляцией было достоверно короче, что может быть объяснено ослаблением тормозных процессов, связанных с перевозбуждением ЦНС. При анализе параметров теста СЗМР среди девушек исследуемых групп по ИВПП достоверные различия показателей ER и KL установлены у лиц со «спокойным» типом темперамента (рис. 1). У «спокойных» студенток с ановуляцией уровень работоспособности был выше, наблюдались повышенная бдительность, избыточное напряжение регуляторных механизмов и низкий показатель ER по сравнению с другой группой. Это может объясняться тем, что нарушение менструального цикла, становясь сильным стрессором, приводит к повышенной бдительности и избыточному напряжению регуляторных механизмов. «Адекватные» девушки с овуляторным МЦ имели более высокий уровень работоспособности за счет более высокого быстродействия и качества выполнения теста. Для «интенсивных» девушек с ановуляцией характерным является более длительное время ответной реакции и отмечен более низкий уровень активации ЦНС, чем у девушек с овуляторным МЦ, и, соответственно, уровень их функциональных возможностей значительно ниже. Здесь и на рис. 2 за 100% приняты показатели девушек с овуляторным циклом. Градуировка шкал (цена деления) одинакова внутри каждого типа темперамента. Анализ параметров сенсомоторных реакций девушек с ановуляцией относительно студенток с овуляторным МЦ по ИПСП показал достоверные различия качества выполнения теста и уровня сенсомоторных реакций у респонденток с «ригидным» и «лабильным» типами темперамента (рис. 2). «Лабильные» девушки с ановуляцией проявляли большую сосредоточенность, нежели девушки с овуляторным МЦ. Известно, что качество выполнения теста зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия [21], а снижение уровня работоспособности связано с предрасположенностью к более быстрому развитию признаков утомления [22, 23]. У «ригидных» лиц с ановуляцией по сравнению с девушками с овуляторным МЦ отмечен сниженный уровень работоспособности при высоком быстродействии и преобладании большого количества ошибок, что свидетельствует о быстрой истощаемости и неуравновешенности нервной системы. У «пластичных» девушек с овуляторным МЦ также был отмечен более высокий уровень активации ЦНС и уровень функциональных возможностей. Обсуждение Оценка характеристик сенсомоторных реакций позволила установить особенности функционального состояния ЦНС лиц разных типов темперамента. Полученные нами результаты свидетельствуют не только о влиянии темпераментальных свойств личности и функциональных состояний ЦНС на функционирование репродуктивной системы девушек-студенток, но и определяют специфику произвольной двигательной реактивности у девушек с ановуляцией и овуляторным МЦ в зависимости от ВП-типа темперамента. У представительниц каждого типа темперамента вырабатывается различный, присущий во многом только ей, тип реагирования, который может приводить к возникновению нарушений МЦ. Возможно, нарушения, проявляющиеся в ановуляторной форме, у «спокойных» и «лабильных» девушек являются «ценой» адаптации их организма к стрессовым ситуациям. Для обеспечения необходимого уровня работоспособности мобилизуется большинство имеющихся в организме функциональных резервов, в том числе репродуктивной системы. Соответственно, у студенток с данными типами темперамента под воздействием длительных интеллектуальных нагрузок, возникающих в процессе учебы, существует высокая вероятность нарушений ритмичности функционирования репродуктивной системы. Заключение В целом установлено, что функциональное состояние ЦНС девушек с различными режимами функционирования репродуктивной системы и темпераментальными свойствами личности имеют следующие взаимосвязи: функциональные резервы ЦНС при овуляторном МЦ выше, чем у лиц с ановуляцией. Уровень активации ЦНС «интенсивных» и «ригидных» студенток с олигоменореей ниже такового у девушек с овуляторным циклом. Работоспособность «адекватных» ниже за счет более низкого быстродействия и качества выполнения теста. Считаем, что при организации учебной деятельности с целью предупреждения перенапряжения регуляторных механизмов и сохранения репродуктивного здоровья девушек целесообразно учитывать темпераментальные свойства личности обучающихся. Исследование выполнено при поддержке Красноярского краевого фонда науки в рамках реализации проекта: «Разработка и внедрение эффективной наукоемкой высокотехнологичной методики коррекции когнитивных нарушений у детей-инвалидов». Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

М. А. Алимбаева

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева»


Н. А. Лисова

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева»

Email: nadia.krs@yandex.ru

М. С. Спиридонова

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева»


О. Ю. Шилова

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова»


С. Н. Шилов

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова»


Список литературы

  1. Nagma S., Kapoor G., Bharti R., Batra A., Aggarwal A., Sablok A. To Evaluate the Effect of Perceived Stress on Menstrual Function. J. Clin. Diagn. Res. 2015 Mar;9(3):QC01-QC03. doi: 10.7860/JCDR/2015/6906.5611
  2. Liu J. H., Bill A. H. Stress-associated or functional hypothalamic amenorrhea in the adolescent. Ann. N. Y. Acad. Sci. 2008;1135:179-84. doi: 10.1196/annals.1429.027
  3. Blandin K. Temperament and typology. J. Analyt. Psychol. 2013;58:118-36. doi: 10.1111/j.1468-5922.2013.02020
  4. Jacobs M. B., Boynton-Jarrett R. D., Harville E. W. Adverse childhood event experiences, fertility difficulties and menstrual cycle characteristics. J. Psychosomat. Obstetr. Gynecol. 2015;36:46-57. doi: 10.3109/0167482x.2015.1026892
  5. Lee J. C., Yu B. K., Byeon J. H., Lee K. H., Min J. H., Park S. H. A study on the menstruation of Korean adolescent girls in Seoul. Korean J. Pediatr. 2011;54:201-06. doi: 10.3345/kjp.2011.54.5. 201
  6. Mi Yu, Kyungdo Han, Ga Eun Nam. The association between mental health problems and menstrual cycle irregularity among adolescent Korean girls. J. Affect. Disord. 2017;210:43-8. doi: 10.1016/j.jad.2016.11.036
  7. Popat V. B., Prodanov T., Calis K. A., Nelson L. M. The menstrual cycle: a biological marker of general health in adolescents. Ann. N. Y. Acad. Sci. 2008;1135:43-51. doi: 10.1196/annals.1429.040
  8. Игнатова Ю. П., Макарова И. И., Яковлева К. Н., Аксенова А. В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы. Ульяновский медико-биологический журнал. 2019;(3):38-51. doi: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51
  9. Shtofel D., Konstishyn S., Navrostska K., Zlepko S., Tymchyk S. Reaction parameter and modified sensorimotor reaction method for assessment of functional potential of nervous system. Nat. J. Biomed. Engineering. 2017;1(1). doi: 10.6084/m9.figshare.5230345
  10. Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В., Депутат И. С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор). Журнал медико-биологических исследований. 2015;(1):38-48.
  11. Buhrmann T., Di Paolo E., Barandarian X. A dynamical systems account of sensorimotor contingencies. Front. Psychol. 2013;4:285. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00285
  12. Seth A. K. A predictive processing theory of sensorimotor contingencies: Explaining the puzzle of perceptual presence and its absence in synesthesia. Cogn. Neurosci. 2014;5:97-118. doi: 10.1080/17588928.2013.877880
  13. Deary I. J., Liewald D., Nissan J. A free, easy-to-use, computer-based simple and four-choice reaction time programme: The Deary-Liewald reaction time task. Behav. Res. Methods. 2011;43: 258-68. doi: 10.3758/s13428-010-0024-1
  14. Bae J., Park S., Kwon J. W. Factors associated with menstrual cycle irregularity and menopause. BMC Women's Health. 2018;18(1):36. doi: 10.1186/s12905-018-0528-x
  15. Благинин А. А., Синельников С. Н., Смольянинова С. В. Особенности оценки функционального состояния у операторов с учетом индивидуальных психологических характеристик. Физиология человека. 2017;43(1):11-7.
  16. Шарыпова Н. В., Свешников А. А. Изменения менструального цикла и минеральной плотности костей скелета при экзаменационном стрессе у студенток. Современные проблемы науки и образования. 2007;6(2):65-9.
  17. Лисова Н. А., Шилов С. Н. Особенности темперамента и волевой саморегуляции у студентов спортивного и гуманитарного профилей обучения. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017;7(3):72-88. doi: 10.15293/2226-3365.1703.05
  18. Петросян Е. Ю., Савченков Ю. И. Метод определения частных ВП-типов темперамента по результатам исследования его черт по А. Томасу. Сибирское медицинское обозрение. 2009;(5):35-8.
  19. Гулин А. В., Шутова С. В., Муравьева И. В. Особенности сенсомоторного реагирования студентов на различных этапах обучения в вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012;17(3):944-7.
  20. Руденко О. С. Функциональное состояние центральной нервной системы студентов II курса. Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. 2018;(1):135-6.
  21. Heitz R. P. The speed-accuracy tradeoff: history, physiology, methodology, and behavior. Front. Neurosci. 2014;8:1-19. doi: 10.3389/fnins.2014.00150
  22. Байгужин П. А., Шибкова Д. З. Функциональное состояние центральной нервной системы при воздействии слабоструктурированной информации. Человек. Спорт. Медицина. 2017;17(5):32-42. doi: 10.14529/hsm17s04
  23. Yamamoto K., Okazaki A., Sakamoto Y., Funatsu M. The relationship between premenstrual symptoms, menstrual pain, irregular menstrual cycles, and psychosocial stress among Japanese College Students. J. Physiol. Anthropol. 2009;28(3):129-36. doi: 10.2114/jpa2.28.129

Статистика

Просмотры

Аннотация - 108

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах