АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ЛИДЕРСТВУ
- Авторы: Васильева Е.В.1, Трегубов В.Н.1
- Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 29, № 1 (2021)
- Страницы: 113-119
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/483
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-113-119
- Цитировать
Аннотация
Феномен лидерства долгое время привлекает внимание ученых и практиков различных специальностей, в том числе медицинской отрасли. Среди изданных многочисленных научных трудов на эту тему особое место занимают диссертации, так как в них исследование и публичная защита темы проводятся с учетом официально установленных правил.Для достижения цели исследования особенностей выполнения диссертационных работ по лидерству в 1995-2019 гг. по различным научным специальностям использовались методы библиометрического анализа, логический и описательной статистики. В электронных базах данных научных библиотек в общей сложности было проанализировано 305 диссертаций по лидерству.Исследование показало, что количество представляемых в диссертационные советы работ по лидерству за анализируемые 5-летние периоды значительно изменялось. В структуре диссертаций основная доля исследований была посвящена политическому лидерству (37,4%), развитию лидерских качеств у молодежи (19,0%) и управлению на основе лидерского потенциала (12,5%). Женщины по сравнению с мужчинами на 27,3% чаще выполняли диссертации по лидерству. По научным специальностям, в области исследования которых в настоящее время включено лидерство, было выполнено 45,6% диссертаций.Основными резервами дальнейшего изучения феномена лидерства является выполнение диссертационных исследований на данные темы по другим научным специальностям, в которых предусмотрена эта область исследования, а также включение лидерства в научную специальность 14.02.03 - общественное здоровье и здравоохранение.
Ключевые слова
лидерство, диссертации, научная специальность, научный труд, общественное здоровье и здравоохранение.
Полный текст
Введение Интерес научных коллективов и отдельных ученых к изучению вопросов лидерства имеет глубокие исторические корни. Первые труды на эту тему принадлежат Конфуцию, Гераклиту, Демокриту, Сократу, Платону, Аристотелю и другим великим мыслителям и датируются несколькими столетиями до нашей эры [1-7]. Философы и ораторы того периода рассматривали в основном политическое лидерство, используя при этом описательный метод, что позволяло им на основе наблюдений и размышлений обосновывать пути наилучшего правления государством [2, 8-11]. Намного позже учеными создаются психометрические и социометрические тесты и методики, разрабатываются приборы - модели изучения совместной деятельности людей, применение которых в малых группах позволило получить значительные результаты при обосновании теорий лидерства [4, 12, 13]. Феномен лидерства в настоящее время является объектом и предметом исследования в различных науках, в том числе психологии, политологии, истории, социологии, философии, экономики, менеджменте и т. д., что свидетельствует о междисциплинарном характере данного вопроса [12, 14-16]. За последнее десятилетие вопросы лидерства достаточно широко начали изучаться и в здравоохранении. Этому вопросу посвящены многочисленные научные статьи отечественных ученых. У медицинских специалистов научный интерес к данной теме связан в основном с формированием лидерских качеств у будущих врачей [17-24], особенностями управления медицинскими коллективами посредством лидерского потенциала [25-29], психологическими аспектами лидерства в работе врача [30, 31]. Длительный период изучения вопросов лидерства, нахождение данной темы на стыке различных наук и постоянное внимание ученых всего мира к ее научной проработке, способствовали появлению многочисленных трудов по лидерству, которые опубликованы в виде диссертаций, монографий, учебников, учебных пособий, научных статей и тезисов. Из всего перечня научных трудов, опубликованных в доступных источниках, наибольший интерес для анализа степени изученности вопросов лидерства занимают диссертации, так как в них исследование и публичная защита темы проводятся по официально установленным строгим правилам с обязательным детальным анализом ранее опубликованных научных статей [32]. Цель исследования - изучить особенности выполнения в 1995-2019 гг. диссертационных работ, посвященных лидерству, по различным научным специальностям. Материалы и методы Использованы методы библиометрического анализа, логический и описательной статистики. Объектом исследования выбраны диссертационные работы по лидерству. Используя электронные базы данных Российской государственной библиотеки (https://www.rsl.ru/), Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/), Научной библиотеки «Человек и наука» (http://cheloveknauka. com/), Библиотеки диссертаций (http://www.dslib. net/), Электронной библиотеки диссертаций (https://www.dissercat.com/), Электронной библиотеки «Веда» (http://www.lib.ua-ru.net/dissertation.html) по ключевым словам «лидер» и «лидерство», мы отобрали 305 диссертаций, представленных к защите с 1995 по 2019 г. Указанный период был выбран в связи с изменением взглядов на феномен лидерства в условиях произошедших политических, экономических и социальных перемен в новейшей истории России. Учитывая сравнительно небольшое число диссертаций по лидерству, которые ежегодно представляются к защите, их анализ проводился за пятилетние периоды: с 1995 по 1999 г., с 2000 по 2004 г., с 2005 по 2009 г., с 2010 по 2014 г., с 2015 по 2019 г. Анализ диссертаций проводили с учетом их научной специальности, тематики, года представления к защите, места их написания, ученой степени доктора или кандидата наук, гендерной принадлежности аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней. Результаты исследования Проведенный библиометрический анализ 305 диссертаций по лидерству, которые были представлены к защите с 1995 по 2019 г., показал, что максимальное их число (94; 30,8%) относится к периоду с 2005 по 2009 г., несколько меньше (88; 28,9%) к 2000-2004 гг., еще меньше (80; 26,2%) - к 2010-2014 гг. Практически одинаковое количество диссертаций по лидерству были найдены в электронных базах данных научных библиотек за периоды 1995-1999 гг. (22; 7,2%) и 2015-2019 гг. (21; 6,9%). За анализируемый 25-летний период число диссертаций, представленных к защите на соискание ученой степени доктора наук, составило 23 (7,5%), а на соискание степени кандидата наук - 282 (92,5%). При этом за 5-летние периоды их соотношение существенно менялось: с 1995 по 1999 г. - 4,5% (1) и 95,5% (21), с 2000 по 2004 г. - 12,5% (11) и 87,5% (77), с 2005 по 2009 г. - 5,3% (5) и 94,7% (89), с 2010 по 2014 г. - 7,5% (6) и 92,5% (74), с 2015 по 2019 г. - 0 и 100% (21) соответственно. За все анализируемые периоды доля мужчин, завершивших диссертационные исследования по лидерству, составила 36,4% (111), а женщин - 63,6% (194), в том числе с 1995 по 1999 г. - 40,9% (9) и 59,1% (13), с 2000 по 2004 г. - 39,8% (35) и 60,2% (53), с 2005 по 2009 г. - 35,1% (33) и 64,9% (61), с 2010 по 2014 г. - 30% (24) и 70% (56), с 2015 по 2019 г. - 47,6% (10) и 52,3% (11) соответственно. Структура тем в диссертациях по лидерству в целом представлена на рисунке. Основная доля тем относится к политическому лидерству, в 2 раза меньше изучались темы по развитию лидерских качеств у молодежи, другие темы посвящены управлению на основе лидерского потенциала, социально-психологическим аспектам лидерства, гендерным особенностям лидерства и другим вопросам. В структуре диссертаций по лидерству, которые выполнили мужчины, основными темами были политическое лидерство, управление на основе лидерского потенциала и развитие лидерских качеств у молодежи (15; 13,5%). В диссертациях женщин наблюдается несколько иная структура: вопросы политического лидерства, затем развитие лидерских качеств у молодежи, управление на основе лидерского потенциала, социально-психологические аспекты лидерства и гендерные особенности лидерства. Среди городов, в которых проводились исследования по лидерству, в топ-5 вошли Москва (136; 45%), Санкт-Петербург (28; 9%), Ростов-на-Дону (12; 4%), Волгоград (11; 4%), Казань (10; 3%). Доля других 44 городов, в которых были выполнены диссертации по лидерству, составила 35%. За анализируемый период по 7 диссертаций было выполнено в Саратове, Челябинске и Тамбове, по 6 - в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, 5 - в Архангельске, по 4 - в Новосибирске, Оренбурге, Ставрополе и Уфе, по 3 - в Самаре и Курске, по 2 - в Барнауле, Великом Новгороде, Владивостоке, Калининграде, Махачкале, Омске, Орле, Перми, Сочи, Томске, Улан-Удэ, Хабаровске и Ярославле, по 1 - во Владикавказе, Ельце, Кемерове, Кирове, Кисловодске, Комсомольске-на-Амуре, Краснодаре, Красноярске, Кургане, Магнитогорске, Новокузнецке, Саранске, Смоленске, Твери, Чебоксарах, Череповце, Чите и Якутске. ps202101.4htm00071.jpg По материалам официального сайта Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (ВАК) (https://vak.minobrnauki.gov.ru/searching#tab=_tab:materials~) был составлен список паспортов научных специальностей, в которые включены области исследования по лидерству (см. таблицу). По этим научным специальностям было выполнено 139 диссертаций, что составляет 45,6% всех проанализированных работ, посвященных вопросам лидерства. По научным специальностям 09.00.08 - философия науки и техники, 19.00.02 - психофизиология, 23.00.05 - политическая регионалистика. Этнополитика и 23.00.06 - конфликтология диссертации по лидерству в открытых источниках не найдены. Больше всего диссертаций было защищено по специальности 23.00.02 - политические институты, процессы и технологии (60; 19,7%), по другим научным специальностям: 19.00.05 - социальная психология (39; 12,8%), 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (16; 5,2%), 19.00.12 - политическая психология (15; 4,9%), 23.00.04 - политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития (6; 2%), 23.00.03 - политическая культура и идеология (3; 1%). Максимальное их число (по 41; 29,5%) было представлено к защите в 2000-2004 и в 2005-2009 гг., несколько меньше (38; 27,3%) относятся к 2010-2019 гг., 10 (7,2%) - к 1995-1999 гг. и 9 (6,5%) - к 2015-2019 гг. ps202101.4htm00073.jpg В электронных базах данных научных библиотек было найдено еще 166 диссертаций по лидерству (54,4% от общего списка, которые представлялись к защите по другим научным специальностям). Наибольшее их число выполнено по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (29 работ), 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (24), 22.00.08 - социология управления (18), 09.00.11 - социальная философия (17), 19.00.07 - педагогическая психология (9). Обсуждение Выявленный в процессе исследования четырехкратный рост числа диссертаций по лидерству, которые были представлены к защите в 1995-1999 гг. (22; 7,2%), по сравнению с 2000-2004 гг. (88; 28,9%) и такое же их сокращение (80; 26,2%) в 2010-2014 гг. и до 21 (6,9%) в 2015-2019 гг. обусловлены, с одной стороны, сложными политическими, экономическими и социальными условиями, в которых находились отечественные научные и образовательные структуры в конце XX в., и оптимизацией их работы в начале XXI в., а с другой стороны - постепенным повышением с 2006 г. требований к качеству выполнения и публичной защите диссертационных работ: введение обязательной публикации статей в изданиях по перечню ВАК, сокращение кандидатских и малоэффективных докторских диссертационных советов, повышение требований к членам диссертационных советов, использование видеорегистрации процедуры публичной защиты диссертаций [33-37]. В результате из более чем 3300 диссертационных советов, которые действовали в 2012 г., к 2018 г. их осталось менее 2200. На этом фоне значительно снизилось и число защищенных диссертаций. Если в 2012 г. было защищено 2875 докторских и 21 144 кандидатские диссертации, то уже в 2016 г. число защит сократилось в 2 раза (1448 и 10 425 соответственно) [38]. Соотношение количества диссертаций по всем научным специальностям, представленных на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук, составляет 1:7, а диссертаций по лидерству с 2000 по 2019 г. - 1:10, что указывает на сложность решения научной проблемы по лидерству. Интерес женщин к выполнению диссертационных работ по лидерству в целом оказался на 27,2% выше, чем мужчин. При этом с 2000 по 2014 г. доля представляемых женщинами диссертаций по лидерству постоянно увеличивалась с 59,1 до 70%, а за 2015-2019 гг. уменьшилась до 52,3% и оказалась самой низкой за все анализируемые пятилетние периоды. Данную тенденцию можно объяснить отказом женщин заниматься диссертационными работами в более сложных условиях. Сложившееся соотношение в диссертациях по лидерству, представленных к защите, с учетом гендерной принадлежности аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней характерно и по другим научным специальностям, которые выполняют 48,3% мужчин и 51,7% женщин [34]. Для выяснения основных направлений диссертационных исследований по лидерству проанализирована их тематика. Установлено, что наиболее часто в данных диссертациях рассматривалось политическое лидерство (37,4%), так как эта тема встречалась в 50% научных специальностей, в область которых включено лидерство. Другой особенностью выбора тем диссертаций является выполнение женщинами, в отличие от мужчин, исследований, связанных с гендерными факторами лидерства (9,3%), что, возможно, объясняется желанием женщин разобраться в направлении вектора назначения мужчин на руководящие должности. Установлено, что диссертации по лидерству в большей степени за анализируемый период выполнялись в Москве (45%) и Санкт-Петербурге (9%). Данная закономерность характерна для большинства диссертационных исследований, выполняемых по различным научным специальностям, что объясняется развитием научных и образовательных структур именно в данных городах [34, 39]. Выполнение диссертаций по лидерству в других 47 городах свидетельствует о высоком интересе аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней к данной области исследования на всей территории России. Этот вывод подтверждает факт представления более 50% диссертаций по лидерству к защите по научным специальностям, в области исследования которых лидерство в настоящее время не включено. Во многом это обусловлено тем, что в период новейшей истории России происходила актуализация паспортов научных специальностей и областей их исследования, оптимизация порядка проведения публичных защит диссертаций. На фоне оптимизации высшего образования закономерно встает вопрос об увеличении численности молодых научно-педагогических кадров. Так, на пленарном заседании ВАК, которое проводилось в июне 2019 г., министром науки и высшего образования Российской Федерации было указано, что для реализации принятых на сегодня государственных программ и национальных проектов к 2024 г. необходимо увеличить число кандидатов и докторов наук в России на 35 000 [38]. Важное место в реализации данной задачи принадлежит не только оптимизации деятельности диссертационных советов, аспирантур и докторантур в образовательных и научных организациях, но и формированию у молодых специалистов лидерского потенциала, без которого трудно предположить успешную модернизацию экономики России. Для дальнейшего изучения феномена лидерства будущим научно-педагогическим специалистам придется расширить число выполняемых по данной теме диссертаций, в том числе по специальностям, которые в настоящее время еще не реализуют данное направление (09.00.08, 19.00.02, 23.00.05 и 23.00.06). Также целесообразно обсудить на страницах периодической печати вопрос о включении темы по лидерству в паспорт научной специальности 14.02.03 - общественное здоровье и здравоохранение. Предложения по расширению научных специальностей, в области исследований которых целесообразно включить лидерство, уже выдвигались для обсуждения научными специалистами. В пользу данного аргумента приводится много фактов, в частности это касается современных направлений исследования менеджмента в мире, к которым относятся управление талантами, улучшение развития лидерства, трансформация управления персоналом в стратегическое партнерство [40]. Авторский коллектив не ставил задачу провести исчерпывающий анализ диссертаций по лидерству, а стремился обратить внимание медицинской общественности на необходимость дальнейшего изучения вопросов по лидерству в медицинской отрасли, так как от эффективности деятельности руководителей здравоохранения, которые в современных условиях должны обладать лидерскими качествами, во многом зависит качество оказываемой населению медицинской помощи. Выводы 1.Длительный период изучения вопросов лидерства, нахождение данного вопроса на стыке различных наук и постоянное внимание ученых к научной проработке этой темы способствовали изданию многочисленных трудов по лидерству в нашей стране и за рубежом. 2.На фоне конкретизации требований к выполнению и публичной защите диссертаций количество представляемых в диссертационные советы работ по лидерству сократилось с 30,8% в 2005-2009 гг. до 6,9% в 2015-2019 гг., что соответствует общей динамике уменьшения диссертационных исследований в России. 3.С 1995-2019 гг. в структуре проанализированных диссертаций основная доля исследований была посвящена политическому лидерству (37,4%), развитию лидерских качеств у молодежи (19%) и управлению на основе лидерского потенциала (12,5%). 4.За анализируемый период женщины по сравнению с мужчинами на 27,3% чаще выполняли диссертации по лидерству, при этом в структуре их работ 9,3% занимают диссертации, посвященные изучению гендерных факторов лидерства. 5.Максимальное число диссертаций по лидерству постоянно выполняется в Москве и Санкт-Петербурге, что обусловлено развитием в данных городах научных и образовательных структур. 6.В соответствии с паспортами научных специальностей диссертации по лидерству в настоящее время защищаются по шести научным специальностям: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством; 19.00.05 - социальная психология; 19.00.12 - политическая психология; 23.00.02 - политические институты, процессы и технологии; 23.00.03 - политическая культура и идеология; 23.00.04 - политические проблемы международных отношении, глобального и регионального развития. 7.Несмотря на значительный интерес медицинского персонала к формированию лидерского потенциала у руководителей здравоохранения, данная тема не включена в области исследований медицинских научных специальностей. 8.Основными резервами дальнейшего изучения феномена лидерства является включение данных тем в диссертационные исследования по научным специальностям 09.00.08 - философия науки и техники, 19.00.02 - психофизиология, 23.00.05 - политическая регионалистика, этнополитика и 23.00.06 - конфликтология, а также внесение темы лидерства в паспорт научной специальности 14.02.03 - общественное здоровье и здравоохранение. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
Е. В. Васильева
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
В. Н. Трегубов
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)Список литературы
- Ануфриенко Л. В. История изучения лидерства в мировой психолого-педагогической науке. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2012;(7):24-8.
- Басова Е. С. Современные подходы к изучению феномена лидерства и организаторских качеств личности. Социальные отношения. 2011;2(1):23-32.
- Клейменова А. Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства. Аналитика культурологии. 2014;28(1):17-22.
- Клейменова А. Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства. Аналитика культурологии. 2014;29(2):202-09.
- Маркелова Ю. В. Исследование зарубежных подходов в развитии лидерских качеств. Научные вести. 2019;14(9):106-15.
- Сергева С. А. Эволюция философских идей и концепций лидерства. European Social Science Journal. 2012;27(11-2):13-21.
- Тягунова Е. А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014;(10):122-31.
- Ануфриенко Л. В. Современные тенденции в изучении лидерства. Педагогические науки. 2012;15:23-6.
- Букарева М. П. Современное лидерство: теория и практика. Факторы успеха. 2017;9(2):98-104.
- Герасимов Б. Н. Методологические инструменты исследования менеджмента организации. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019;57(11):116-23. doi: 10.24411/2411-0450-2019-11309
- Горбачева Н. С. Методология исследования политического лидерства. Философия права. 2015;72(5):18-22.
- Андриянченко Е. Г. Анализ методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии. Вестник университета. 2012;(10):260-4.
- Буровцева Е. С., Митина И. Д. Особенности изучения проблемы лидерства в студенческой группе в социологическом и психологическом аспекте. Симбирский научный вестник. 2018;33(3):84-9.
- Веселовский Д. П., Мосина Л. М. Теоретический анализ феномена лидерства в эпоху VUCA. Вестник университета. 2018;(2):143-6. doi: 10.26425/1816-4277-2018-2-143-146
- Гурова Е. Ю. Общетеоретические основы изучения концепта «Лидерство». Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014;(5):99-103.
- Мосина Л. М., Веселовский Д. П. Междисциплинарный подход в изучении феномена лидерства. Вестник университета. 2016;(11):252-5.
- Доника А. Д., Карпович А. В. Необходимость формирования лидерской позиции в вузе медицинского профиля. Международный журнал экспериментального образования. 2011;(3):31-2.
- Исаев С. В., Потапова Ю. В. Образ идеального и реального лидера в студенческой группе медицинского вуза. Омский психиатрический журнал. 2016;9(3):25-9.
- Карпович А. В., Доника А. Д. Методические подходы к изучению лидерства в проблемное поле социологии медицины. Международный журнал экспериментального образования. 2015;12-5:665-6.
- Решетников В. А., Трегубов В. Н., Соколов Н. А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения». Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018;(1):156-63.
- Сахаров С. П. Анализ формирования лидерских качеств у студентов медицинского университета. Международный журнал экспериментального образования. 2019;(3):64-8.
- Ткачук Е. Г. Формирование компетентности лидерства у будущих врачей. Молодий вчений. 2015;21(6):139-41.
- Sadowski B., Hartzell J. Leadership training in graduate medical education. Acad. Med. 2019;94(9):1261-2. doi: 10.1097/ACM.0000000000002823
- Sokolov N. A., Reshetnikov V. A., Tregubov V. N., Sadkovaya O. S., Mikerova M. S., Drobyshev D. A. Developing characteristics and competences of a health care manager: literature review. Serb. J. Exper. Clin. Res. 2019;20(2):65-74. doi: 10.2478/sjecr-2019-0036
- Гаров В., Гаров С., Гугутков Д. Дефицит лидерства в здравоохранении - барьер для хорошего управления медицинским учреждением. Национальная Ассоциация Ученых. 2018;37:16-8.
- Куделина О. В. Модель компетенций руководителя организации здравоохранения: международный опыт внедрения компетенций распределенного лидерства. Российский журнал менеджмента. 2016;14(4):81-104.
- Рева В. Д. Лидерство в здравоохранении, в медицинской науке и в дополнительном профессиональном образовании. Медицина Кыргызстана. 2015;(4):27-9.
- Jonasson C., Kjeldsen A. M., Ovesen Ms. J. Dynamics of distributed leadership during a hospital merger. Health Organ Manag. 2018;32(5):691-707. doi: 10.1108/JHOM-08-2017-0225
- Mangeonjean F. From managerial leadership to clinical leadership. Soins. 2019;64(840):53-5. doi: 10.1016/j.soin.2019.09.026
- Кулева Е. Б. Психологическое лидерство врача - основа успешной профессиональной деятельности в условиях частной медицины. Единство науки: Международный научно-периодический журнал. 2016;(3):63-5.
- Thude B. R., Thomsen S. E., Stenager E., Hollnagel E. Dual leadership in a hospital practice. Leadersh. Health Serv. (Bradf. Engl.). 2017;30(1):101-12. doi: 10.1108/LHS-09-2015-0030
- Деларю В. В. Наиболее часто цитируемые отечественные журналы в диссертационных исследованиях по социологии медицины. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010;(3):26-7.
- Агирречу А. А. Структура и динамика защит диссертаций по социально-экономической географии в России в 2000-е годы. Региональные исследования. 2014;43(1):145-53.
- Бардин И. М., Николаева Е. В. Управление персоналом как объект диссертационных исследований: библиометрический анализ. Национальная Ассоциация Ученых. 2015;7(2-7):126-30.
- Власов Д. В. Концепция устойчивого развития в Российских диссертационных исследованиях (1987-2015 гг.). Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2017;(2):16-23.
- Донецкая С. С. Статистика защит докторских диссертаций: изменения после реформы ВАК. Высшее образование в России. 2017;(4):26-37.
- Жукова Г. С., Гапоненко А. В. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011;90(2):4-12.
- Николаев Н. П. В. М. Филиппов: «Подготовка диссертации должна даваться трудно, а защита проходить просто и легко». Высшее образование сегодня. 2019;(9):2-7. doi: 10.25586/RNU.HET.19.09.P.02
- Заяц О. В., Анкудинов И. И. Библиометрический анализ диссертационных исследований семейных конфликтов в России. Теория и практика общественного развития. 2017;(7):23-6.
- Скоробогатова М. Р. Тенденции и особенности защиты диссертации в странах Западной Европы. Современные проблемы науки и образования. 2017;(2):185. doi: 10.17513/spno.26276