ОБЩАЯ И ЛОР-ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
- Авторы: Царцидис Е.А.1
- Учреждения:
- ГБУЗ «Ставропольская краевая клиническая больница»
- Выпуск: Том 29, № 1 (2021)
- Страницы: 103-106
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/481
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-103-106
- Цитировать
Аннотация
Представлены результаты изучения здоровья 1050 студентов медицинского университета. Особое внимание уделено распространенности и выраженности ЛОР-патологии у обучающихся. Установлено, что при высокой самооценке компетентности в вопросах здоровья лишь 55,4% студентов I курса и 59% студентов последних курсов отметили важность соблюдения здорового образа жизни. Изучение заболеваемости обучающихся дало основание больше половины из них отнести к часто болеющим простудными заболеваниями. Обострения риносинусита отмечены в 6,2±0,3 случая у студентов I курса и 8,6±0,5 у студентов выпускных курсов, в 2017 г. - 2,8±0,2 и 3,1±0,3 соответственно.Отмечено раннее начало приема антибактериальных препаратов респондентами при простудных заболеваниях, что в трети случаев было сделано по совету сотрудника аптеки. Сделан вывод о необходимости разработки профилактической программы в отношении ЛОР-патологии, которая была бы реализована без отрыва от учебы.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Студенчество представляет собой возрастную группу с особыми условиями труда и жизни. В этот период происходит процесс биологического, психологического, социального формирования и адаптации организма, который отличается ранимостью и восприимчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям и требует особого внимания. Закладка фундамента социальной устойчивости человека часто происходит во время студенчества [1, 2]. В силу влияния множества неблагоприятных факторов на неподготовленный организм подростка этот период развития можно отнести к критическим [3]. Студенты относятся к значимой социальной группе населения, в связи с чем состояние их здоровья влияет на уровень развития страны, на культурный, экономический, трудовой и оборонный потенциал общества и государства в целом. За последние годы наблюдаются негативные динамические изменения показателей здоровья молодых людей, его системное ухудшение, безответственное отношение юношества к своему здоровью [4-6]. Данные о распространенности патологии лор-органов среди молодых людей редки, хотя проблема заболеваемости в данной возрастной группе сохраняется на высоком уровне и остается актуальной [7-9]. В связи с этим представляют интерес программы профилактики лор-заболеваний среди студентов. Цель исследования - изучить образ жизни, структуру заболеваемости и распространенность лор-патологии в целом и риносинуситов в частности у студентов медицинского университета. Материалы и методы С целью оценки состояния здоровья студентов в динамике в 2017 г. проведено сплошное анкетирование обучающихся первого (I) и выпускных курсов Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ). В исследовании приняли участие 1050 студентов СтГМУ в возрасте 16-24 лет (средний возраст студентов I курса составил 17,8±0,4 года, студентов старших курсов - 22,1±0,6 года). По полу опрошенные распределились следующим образом: на I курсе девушек было 63,2%, юношей - 36,8%, на выпускных курсах девушек - 51,9%, юношей - 48,1%. Анкета включала 78 вопросов и была разделена на несколько смысловых блоков: здоровье и самочувствие, образ жизни и отношение студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ), соблюдение ЗОЖ, источники получаемой информации о здоровье, условия жизни и труда, компетентность студентов при принятии самостоятельного решения в вопросах личного здоровья, доверие к системе здравоохранения, качество и доступность медицинской помощи. Отдельный блок вопросов был направлен на выявление имеющейся у респондентов лор-патологии, в том числе причины ее развития (по мнению самих респондентов), использованные методы диагностики, симптомы, принятые лечебные и профилактические меры, удовлетворенность респондентов получаемой медицинской помощью, наличие осложнений, прохождение диспансеризации и санаторно-курортного лечения. Для оценки тяжести симптомов и эффективности лечения использовали модифицированную балльную аналоговую шкалу. Результаты исследования Большинство студентов оценили состояние своего здоровья как хорошее (на I курсе - 79,5%, на выпускных курсах - 83,7%), не препятствующее повседневной работе (94,4% студентов I курса и 100% - последних курсов). Число курящих на I курсе составило 2,1%, на последних - 7,8%, а пассивными курильщиками являются 17,7% студентов I курса и 12,1% - последних курсов. При проведении оценки внешних факторов, которые влияют на состояние здоровья студентов, установлено, что 43,7% студентов I курса и 42,9% студентов последних курсов отмечают наличие вредных внешних воздействий в местах проживания. Только 55,4 % студентов I курса и 59% - последних курсов отметили важность соблюдения ЗОЖ; 0,2% студентов I курса и 16% - последних курсов не придерживаются ЗОЖ. Указали на необходимость получения информации о ЗОЖ 27,6% студентов I курса и 28% - последних курсов. В качестве желаемого источника информации респонденты указали сеть Интернет и своих друзей, студентов-медиков. Только 7,3% студентов I курса и 7,8% - последних курсов считают себя скорее некомпетентными в принятии самостоятельного решения в вопросах улучшения здоровья. Респонденты в основном доверяют официальной медицине (85,4% студентов I курса и 85% - последних курсов), но при этом только половина опрошенных выполняют рекомендации врачей. В качестве причин несоблюдения рекомендаций врачей респонденты отмечают наличие побочных эффектов, отсутствие времени и только 16,2% студентов I курса и 16,3% - последних курсов связали несоблюдение рекомендаций с дороговизной назначаемого лечения. На вопрос о причинах позднего обращения за медицинской помощью в связи с развившимся заболеванием студенты в основном отметили страх обнаружения у них серьезной патологии и надежду на скорое самостоятельное выздоровление. При исследовании общей заболеваемости студентов I и последних курсов выявлено наличие патологии органов пищеварения (29,8 и 34,6% соответственно), органов дыхания (35,3 и 41,2% соответственно), органов сердечно-сосудистой системы (8,7 и 10,3% соответственно). Несмотря на наличие у них заболеваний, 68,5% студентов I курса и 46,9% студентов последних курсов считают себя абсолютно здоровыми. При оценке частоты простудных заболеваний в течение года выявлено, что 68,1% студентов I курса и 68,9% - последних курсов следует отнести к часто болеющим (4-6 раз в год и более). При этом 39,2% студентов I курса и 37,4% - последних курсов не посещают учебу во время простуды, которая длится в среднем 10,2±1,9 дня у студентов I курса и 11,3±2,1 дня у студентов последних курсов. Первыми проявлениями развития простудного заболевания большая часть студентов I и последних курсов отметили симптомы патологии носа и придаточных пазух носа, только 15,1% студентов I курса и 15% - последних курсов указали на наличие боли в горле при проявлении простуды. Несмотря на то что 37,5% первокурсников и 38,5% студентов последних курсов ранее проходили лечение по поводу имеющейся у них патологии лор-органов, диспансеризацию в связи с лор-заболеванием прошли только 6,9% студентов I курса и 7,6% - последних курсов. Из числа студентов с имеющейся лор-патологией 48,9% первокурсников и 50,6% студентов последних курсов осмотрены лор-врачом более 1 года назад, а на учете состоят 14,7% студентов I курса и 16,3% студентов последних курсов. При оценке имеющейся лор-патологии выявлено, что среди студентов с имеющейся лор-патологией у 44,3% на I курсе и 42,9% на последних курсах имеется патология носа и придаточных пазух носа. У 67,7% студентов I курса и 88,4% последних курсов лор-патология выявлена по самообращению. Опрос студентов показал, что у 36,6% студентов I курса и 30% студентов II курса имеется затрудненное носовое дыхание. В среднем затрудненное носовое дыхание наблюдается у студентов I курса 4,6±0,7 года и у студентов последних курсов 6,1±0,9 года. У 16,6% первокурсников и 16% студентов последних курсов в анамнезе был риносинусит, клиническая картина которого развилась после простуды и подтверждена рентгенографически. В среднем риносинусит встречался 6,2±0,3 раза у студентов I курса и 8,6±0,5 раза у студентов выпускных курсов, а за 2017 г. - 2,8±0,2 и 3,1±0,3 раза соответственно. Детальное изучение истории заболевания риносинуситами выявило, что чаще всего у студентов встречается патология гайморовых пазух, реже лобных и наиболее редко - клиновидной пазух. В среднем длительность консервативной терапии риносинусита составляла 12,3±1,6 дня у первокурсников и 15,7±2,4 дня у студентов последних курсов. Лечение риносинусита проводилось консервативно 47,2% первокурсников и 38,8% студентов последних курсов, остальные перенесли в основном «малые» оперативные вмешательства: пункции верхнечелюстных пазух (78,7 и 78,8% соответственно). ps202101.4htm00069.jpg Изучение сроков приема антибактериальных препаратов студентами показало, что только 13,5% студентов I курса и 12,9% студентов последних курсов начинают принимать антибактериальные препараты через неделю от начала простудного заболевания. Остальные респонденты начинают прием антибиотиков самостоятельно раньше (см. таблицу). Установлено, врач что назначал лечение антибактериальным препаратом 62,9% студентов I курса и 66% студентов последних курсов, а провизор - 32,6 и 25,9% студентов соответственно. Курс консервативной терапии проводился в основном амбулаторно без применения физиотерапевтических методов лечения 63% первокурсников и 73% студентов последних курсов. Курс реабилитации при наличии в анамнезе риносинусита прошли только 2,3% студентов на I и 3,5% - на последних курсах. Согласно скрининг-анкетированию установлено, что значительная часть считающих себя здоровыми (68,5 и 46,9% соответственно) уже до поступления в университет имели патологию органов дыхания (35,3%), органов пищеварения (29,8%) и органов сердечно-сосудистой системы (8,7%). При этом 68,1% первокурсиков и 68,9% студентов последних курсов относятся к часто болеющему контингенту, из которых не посещают учебу во время простуды 39,2 и 37,4% студентов соответственно. Нехватка времени, необходимой адекватной информации и другие факторы препятствуют соблюдению ЗОЖ. Среди опрошенных студентов выявлена высокая распространенность риносинуситов (с частотой встречаемости в течение жизни 6,2±0,3 и 8,6±0,5 раза). При этом только 14,7% студентов I курса и 16,3% - последних курсов находятся на учете у отоларинголога, а курс реабилитации прошел лишь каждый пятидесятый студент. Заключение Полученные данные указывают на необходимость разработки специализированной программы, направленной на формирование здоровьеориентированного и здоровьесберегающего мышления у молодежи в условиях студенческой среды. Данная программа должна не только носить информационный характер, но и создавать на практике условия для укрепления здоровья обучающихся. В связи с высоким распространением риносинуситов среди студентов оздоровительная программа должна включать меры по обеспечению своевременного учета, прохождения необходимых профилактических и лечебных процедур, а также реабилитации с целью предупреждения развития и формирования хронических форм риносинуситов. При этом весь необходимый спектр профилактических мероприятий без отрыва студентов от учебного процесса необходимо интегрировать в повседневную работу университета. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Список литературы
- Резник С. Д., Черниковская М. В. Социальная устойчивость студенческой молодежи России: как оценивают ее сами студенты. Интеграция образования. 2019;23(1):85-99.
- Шевырдяева К. С., Лыгина М. А. Изучение ориентации студентов на ведение здорового образа жизни и сформированности ценностного отношения студентов к здоровью. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017;4(44):162-7.
- Иванов В. Ю. Гигиенические проблемы охраны здоровья и безопасности подростков, работающих во внеучебное время. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014;(3):37-9.
- Марков Р. А., Амлаев К. Р. Состояние здоровья юношей допризывного возраста. Астраханский медицинский журнал. 2016;11(3):44-53.
- Амлаев К. Р., Зафирова В. Б., Степанова Е. В., Узденов И. М., Айбазов Р. У. Результаты изучения образа жизни и грамотности молодежи в вопросах здоровья. Профилактическая медицина. 2014;(3):40-4.
- Амлаев К. Р., Марков Р. А. Самооценка личного здоровья юношей Ставропольского края. Кубанский научный медицинский вестник. 2016;3(158):10-5.
- Каскаева Д. С., Дашиева Е. Б. Анализ заболеваемости студентов первого курса в ходе углубленного медицинского осмотра за период 2012-2015 годы в Красноярском Государственном медицинском университете. Сибирский медицинский журнал. 2016;143(4):26-8.
- Козявина Н. В., Журавская Н. С., Калинина Е. П., Кузьмин А. П. Состояние резистентности юношей больных внебольничной пневмонией. Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2007;(25):35-8.
- Шевцова А. О., Лавлинская Л. И., Черных Е. А. Заболеваемость и факторы риска развития ЛОР-патологии среди студентов ВГМУ им Н. Н. Бурденко. Молодежный инновационный вестник. 2018;7(S1):283.