ОЦЕНКА ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО РЕГИОНА
- Авторы: Юдина Н.Н.1, Чернышев Е.В.1, Мельгунова М.С.2, Петрова Г.Д.1
- Учреждения:
- ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
- ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
- Выпуск: Том 28 (2020): Спецвыпуск 2
- Страницы: 1186-1189
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/430
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1186-1189
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение Применительно к явлению оказания плановой медицинской помощи иностранным гражданам в профессиональной литературе можно встретить два термина: медицинский туризм и экспорт медицинских услуг. Медицинский туризм рассматривается как специализированный вид туризма, целью которого является получение медицинских услуг гражданами вне страны проживания (резидентности) [1]. Экспорт медицинских услуг - это медицинские услуги, оказанные иностранным гражданам на территории России за счет внебюджетного финансирования [2]. Другими словами, экспорт медицинских услуг - это реализация медицинских услуг гражданам других стран в лечебных или реабилитационных учреждениях (включая медицинские услуги, оказанные дистанционно, через современные средства коммуникации). На международном уровне медицинский туризм сформировал новую концепцию современного здравоохранения. Не имея возможности решить медицинскую проблему в регионе постоянного проживания, пациент выбирает страну, врача и медицинскую организацию, где ему могут предложить медицинскую помощь в соответствии с мотивом пациента: получение более технологичной медицинской помощи, получение идентичного уровня медицинской помощи по более низкой цене, получение медицинской помощи, которая запрещена законодательством страны пациента. В основе развития экспорта медицинских услуг в России лежит федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» национального проекта «Здравоохранение» 33, который реализуется в 2019-2024 гг. Главенствующая роль в проекте возложена на медицинские организации государственной формы собственности. Для разработки оптимальной концепции расширения экспорта медицинских услуг в России необходимо определить не только единые критерии оценки привлекательности региона для иностранных пациентов, но и вычислить текущий и максимально возможный для региона (и каждого участвующего в федеральном проекте медицинского центра) объем медицинских услуг. Цель работы - оценка экспортного потенциала системы здравоохранения субъекта РФ на примере Тюменской области. Материалы и методы Для оценки экспортного потенциала здравоохранения были сделаны расчеты максимально возможного объема наиболее востребованных медицинских услуг, которые могут предоставляться медицинскими организациями Тюменской области потенциальным медицинским туристам, в том числе с ранжированием потенциальной маржинальности этих услуг при предоставлении их на коммерческой основе. Совместно с коллегами из медицинского кластера «Медицинский город» Тюменской области, в который входят многопрофильный клинический медицинский центр (МКМЦ) «Медицинский город», Областная клиническая больница № 1, Областной офтальмологический диспансер и медико-санитарная часть (МСЧ) «Нефтяник», была проведена оценка экспортного потенциала каждого учреждения здравоохранения, участвующего в федеральном проекте. Использованы аналитические данные, предоставленные Министерством здравоохранения Тюменской области. Результаты исследования ps2020s2.4htm00105.jpg МКМЦ «Медицинский город» прежде всего специализируется на радиоизотопной диагностике и лечении. Соответственно, в МКМЦ «Медицинский город» существует потенциальная возможность и мощности для экспорта высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Определены перспективные направления и наиболее востребованные методы ВМП для граждан других стран (табл. 1). Реализация проекта развития экспорта медицинских услуг в Тюменской области приведет к существенному увеличению доходов МКМЦ «Медицинский город». В ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» с целью достижения выполнения максимальных показателей объемов медицинской помощи в рамках проекта развития экспорта медицинских услуг необходимо внедрение принципов нового хозяйственного механизма: •cоздание в составе учреждения в качестве отдельной структурной единицы специализированного подразделения, на базе которого оказываются платные медицинские услуги; •увеличение штатной численности персонала с оплатой из средств предпринимательской деятельности и возможностью полного автономного учета текущих затрат и ведения управленческого учета. ps2020s2.4htm00107.jpg При увеличении интенсивности труда и использования производственных мощностей в Областной клинической больнице № 1 максимально возможный объем количества услуг для иностранных пациентов может быть увеличен более чем в 3,8 раза (табл. 2). Увеличение интенсивности оказания услуг позволит увеличить финансовые объемы более чем в 5 раз. Доход при максимальных объемах составит 61,1 млн руб. Максимальное увеличение объема платных услуг в Областном офтальмологическом диспансере в существующих условиях (табл. 3) составит не более 8 млн руб. (10%). Дооснащение медицинской организации и размещение в новом здании с полезной площадью не менее 5 тыс. м2 позволит нарастить объем платной медицинской помощи для иностранных пациентов не менее чем на 30%. В этом случае плановый доход от платных услуг может превысить 113 млн руб. Обсуждение Использованная для Тюменской области модель расчетов является информативной, наглядной и применимой для медицинских организаций различной организационно-правовой формы. Основным препятствием к проведению столь же углубленной оценки экспортного потенциала субъектов РФ является отсутствие требуемой для анализа информации в открытом доступе. Необходимо подчеркнуть, что финансирование реализации регионального паспорта федерального проекта всецело возложено на бюджет региона. В соответствии с шаблоном регионального паспорта из регионального бюджета должна быть профинансирована следующая активность: •подготовка информационных материалов для повышения уровня информированности иностранных граждан об оказываемых медицинских услугах; •участие в международных выставочных мероприятиях с целью повышения уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории региона; •разработка и внедрение программы коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории. ps2020s2.4htm00109.jpg Одновременно с этим региональный паспорт включает и целевые количественные показатели, которые необходимо достичь региону в период с 2019 по 2024 г. В этой связи целесообразно сформировать методологию расчета экономической эффективности программы экспорта медицинских услуг в регионе. В качестве критериев оценки экономической эффективности экспорта медицинских услуг вышеуказанных регионов предлагаем установить следующие параметры: •объем затрат на внедрение концепции; •количество привлеченных иностранных пациентов в регион; •средний чек на одного привлеченного иностранного пациента; •стоимость лечения одного привлеченного иностранного пациента; •окупаемость затрат. Предлагается использовать следующую базовую формулу: Экономическая эффективность = (количество привлеченных иностранных пациентов в регион за год × средний чек на одного привлеченного иностранного пациента за год) - (затраты на аудит региона + создание и внедрение концепции). С учетом масштаба федерального проекта и предполагаемых сроков его реализации необходимо учитывать срок окупаемости вложений. Срок окупаемости = Размер вложений/Сумма привлеченных внебюджетных средств от ЭМУ РР = К0 /Чсг, где К0 - сумма вложенных средств в аудит и концепцию развития региона. Данные возможно брать из квартальной формы статистического учета иностранных пациентов, а также из статьей затрат в региональных государственных программах по развитию здравоохранения/туризма. Выводы Исследование показало, что необходимо проведение всестороннего тщательного анализа экспортного потенциала субъектов РФ по каждому медицинскому учреждению, принимающему участие в федеральном проекте «Развитие экспорта медицинских услуг», для определения максимально эффективных действий в рамках проекта, а также внедрение оценки экономической эффективности для своевременной их корректировки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Исследование не имело финансовой поддержки.Об авторах
Н. Н. Юдина
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Е. В. Чернышев
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
М. С. Мельгунова
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Г. Д. Петрова
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: petrovagd@zdrav.mos.ru
Список литературы
- Седова Н. Н., Щекин Г. Ю. Медицинский туризм: история, теория, практика. Волгоград: ВолгГМУ; 2017: 12 с.
- Юдина Н. Н., Чернышев Е. В. Методические рекомендации по работе с иностранными пациентами для медицинских организаций. 2020: 124 с.