Evaluation of the export potential of the healthcare system of the Russian Federation on the example of a separate taken region
- Authors: Chernyshev E.V.1, Yudina N.N.1, Melgunova M.S2, Petrova G.D.1
- Affiliations:
- State Budgetary Institution “Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department”
- Scientific center of problems of family health and human reproduction
- Issue: Vol 28 (2020): VOL 28, NOS2 (2020)
- Pages: 1186-1189
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/430
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1186-1189
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Применительно к явлению оказания плановой медицинской помощи иностранным гражданам в профессиональной литературе можно встретить два термина: медицинский туризм и экспорт медицинских услуг. Медицинский туризм рассматривается как специализированный вид туризма, целью которого является получение медицинских услуг гражданами вне страны проживания (резидентности) [1]. Экспорт медицинских услуг - это медицинские услуги, оказанные иностранным гражданам на территории России за счет внебюджетного финансирования [2]. Другими словами, экспорт медицинских услуг - это реализация медицинских услуг гражданам других стран в лечебных или реабилитационных учреждениях (включая медицинские услуги, оказанные дистанционно, через современные средства коммуникации). На международном уровне медицинский туризм сформировал новую концепцию современного здравоохранения. Не имея возможности решить медицинскую проблему в регионе постоянного проживания, пациент выбирает страну, врача и медицинскую организацию, где ему могут предложить медицинскую помощь в соответствии с мотивом пациента: получение более технологичной медицинской помощи, получение идентичного уровня медицинской помощи по более низкой цене, получение медицинской помощи, которая запрещена законодательством страны пациента. В основе развития экспорта медицинских услуг в России лежит федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» национального проекта «Здравоохранение» 33, который реализуется в 2019-2024 гг. Главенствующая роль в проекте возложена на медицинские организации государственной формы собственности. Для разработки оптимальной концепции расширения экспорта медицинских услуг в России необходимо определить не только единые критерии оценки привлекательности региона для иностранных пациентов, но и вычислить текущий и максимально возможный для региона (и каждого участвующего в федеральном проекте медицинского центра) объем медицинских услуг. Цель работы - оценка экспортного потенциала системы здравоохранения субъекта РФ на примере Тюменской области. Материалы и методы Для оценки экспортного потенциала здравоохранения были сделаны расчеты максимально возможного объема наиболее востребованных медицинских услуг, которые могут предоставляться медицинскими организациями Тюменской области потенциальным медицинским туристам, в том числе с ранжированием потенциальной маржинальности этих услуг при предоставлении их на коммерческой основе. Совместно с коллегами из медицинского кластера «Медицинский город» Тюменской области, в который входят многопрофильный клинический медицинский центр (МКМЦ) «Медицинский город», Областная клиническая больница № 1, Областной офтальмологический диспансер и медико-санитарная часть (МСЧ) «Нефтяник», была проведена оценка экспортного потенциала каждого учреждения здравоохранения, участвующего в федеральном проекте. Использованы аналитические данные, предоставленные Министерством здравоохранения Тюменской области. Результаты исследования ps2020s2.4htm00105.jpg МКМЦ «Медицинский город» прежде всего специализируется на радиоизотопной диагностике и лечении. Соответственно, в МКМЦ «Медицинский город» существует потенциальная возможность и мощности для экспорта высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Определены перспективные направления и наиболее востребованные методы ВМП для граждан других стран (табл. 1). Реализация проекта развития экспорта медицинских услуг в Тюменской области приведет к существенному увеличению доходов МКМЦ «Медицинский город». В ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» с целью достижения выполнения максимальных показателей объемов медицинской помощи в рамках проекта развития экспорта медицинских услуг необходимо внедрение принципов нового хозяйственного механизма: •cоздание в составе учреждения в качестве отдельной структурной единицы специализированного подразделения, на базе которого оказываются платные медицинские услуги; •увеличение штатной численности персонала с оплатой из средств предпринимательской деятельности и возможностью полного автономного учета текущих затрат и ведения управленческого учета. ps2020s2.4htm00107.jpg При увеличении интенсивности труда и использования производственных мощностей в Областной клинической больнице № 1 максимально возможный объем количества услуг для иностранных пациентов может быть увеличен более чем в 3,8 раза (табл. 2). Увеличение интенсивности оказания услуг позволит увеличить финансовые объемы более чем в 5 раз. Доход при максимальных объемах составит 61,1 млн руб. Максимальное увеличение объема платных услуг в Областном офтальмологическом диспансере в существующих условиях (табл. 3) составит не более 8 млн руб. (10%). Дооснащение медицинской организации и размещение в новом здании с полезной площадью не менее 5 тыс. м2 позволит нарастить объем платной медицинской помощи для иностранных пациентов не менее чем на 30%. В этом случае плановый доход от платных услуг может превысить 113 млн руб. Обсуждение Использованная для Тюменской области модель расчетов является информативной, наглядной и применимой для медицинских организаций различной организационно-правовой формы. Основным препятствием к проведению столь же углубленной оценки экспортного потенциала субъектов РФ является отсутствие требуемой для анализа информации в открытом доступе. Необходимо подчеркнуть, что финансирование реализации регионального паспорта федерального проекта всецело возложено на бюджет региона. В соответствии с шаблоном регионального паспорта из регионального бюджета должна быть профинансирована следующая активность: •подготовка информационных материалов для повышения уровня информированности иностранных граждан об оказываемых медицинских услугах; •участие в международных выставочных мероприятиях с целью повышения уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории региона; •разработка и внедрение программы коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории. ps2020s2.4htm00109.jpg Одновременно с этим региональный паспорт включает и целевые количественные показатели, которые необходимо достичь региону в период с 2019 по 2024 г. В этой связи целесообразно сформировать методологию расчета экономической эффективности программы экспорта медицинских услуг в регионе. В качестве критериев оценки экономической эффективности экспорта медицинских услуг вышеуказанных регионов предлагаем установить следующие параметры: •объем затрат на внедрение концепции; •количество привлеченных иностранных пациентов в регион; •средний чек на одного привлеченного иностранного пациента; •стоимость лечения одного привлеченного иностранного пациента; •окупаемость затрат. Предлагается использовать следующую базовую формулу: Экономическая эффективность = (количество привлеченных иностранных пациентов в регион за год × средний чек на одного привлеченного иностранного пациента за год) - (затраты на аудит региона + создание и внедрение концепции). С учетом масштаба федерального проекта и предполагаемых сроков его реализации необходимо учитывать срок окупаемости вложений. Срок окупаемости = Размер вложений/Сумма привлеченных внебюджетных средств от ЭМУ РР = К0 /Чсг, где К0 - сумма вложенных средств в аудит и концепцию развития региона. Данные возможно брать из квартальной формы статистического учета иностранных пациентов, а также из статьей затрат в региональных государственных программах по развитию здравоохранения/туризма. Выводы Исследование показало, что необходимо проведение всестороннего тщательного анализа экспортного потенциала субъектов РФ по каждому медицинскому учреждению, принимающему участие в федеральном проекте «Развитие экспорта медицинских услуг», для определения максимально эффективных действий в рамках проекта, а также внедрение оценки экономической эффективности для своевременной их корректировки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Исследование не имело финансовой поддержки.About the authors
E. V. Chernyshev
State Budgetary Institution “Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department”
N. N. Yudina
State Budgetary Institution “Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department”
M. S Melgunova
Scientific center of problems of family health and human reproduction
G. D. Petrova
State Budgetary Institution “Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department”
Email: petrovagd@zdrav.mos.ru
References
- Седова Н. Н., Щекин Г. Ю. Медицинский туризм: история, теория, практика. Волгоград: ВолгГМУ; 2017: 12 с.
- Юдина Н. Н., Чернышев Е. В. Методические рекомендации по работе с иностранными пациентами для медицинских организаций. 2020: 124 с.