Базовые аспекты организации обучения врачей в условиях коронавирусной пандемии

  • Авторы: Шкрумяк А.Р.1, Камынина Н.Н.1, Аксенова Е.И.1
  • Учреждения:
    1. ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
  • Выпуск: Том 28 (2020): Спецвыпуск 1
  • Страницы: 851-856
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/379
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-851-856
  • Цитировать

Аннотация


В статье рассмотрены изменения, внесенные в существующий порядок непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников, обусловленные пандемией, начавшейся вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в начале 2020 г. Медицинские организации в сложившихся обстоятельствах столкнулись с трудностями в организации карантина, закупке дезинфицирующих препаратов, средств индивидуальной защиты и дополнительного количества медицинского оборудования, необходимости введения экстренного режима работы сотрудников, поэтому возникла необходимость пересмотра и разработки новых правил работы медицинских работников во время коронавирусной пандемии. Медицина является одной из прогрессивных сфер научной и предпринимательской деятельности, предъявляющей к медицинским работникам высокие требования. Поэтому постоянное повышение квалификации врачей и медицинского персонала вызвано жизненной необходимостью, особенно в условиях коронавирусной пандемии. В настоящее время на законодательном уровне предусмотрено перепрофилирование врачей других специальностей и привлечение преподавателей и обучающихся медицинских организаций к противодействию коронавирусной инфекции. В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ было принято решение о переходе образовательных организаций на дистанционное обучение с применением образовательных технологий, что требует значительных усилий со стороны врачей, так как специалистам медицинской сферы требуется не только большой объем теоретических знаний, но и достаточное количество практических навыков. В статье представлены статистические и аналитические данные, позволяющие сделать выводы относительно эффективности образовательных программ и курсов для профессиональной переподготовки врачей в условиях коронавирусной пандемии.

Полный текст

Введение Пандемия, начавшаяся вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в начале 2020 г., сильно повлияла на жизнь людей во всем мире. Во многих странах был введен карантинный режим, запрещающий людям без специального разрешения покидать свои дома, гулять по улице, посещать торговые центры и передвигаться на транспортных средствах. Сложившаяся ситуация вызвала необходимость пересмотра и разработки новых правил работы медицинских работников во время коронавирусной пандемии, так как все медицинские организации столкнулись с трудностями в организации карантина, закупке дезинфицирующих препаратов, средств индивидуальной защиты и аппаратов искусственной вентиляции легких, необходимости введения экстренного режима работы сотрудников. Поэтому для перестройки работы российской системы здравоохранения в условиях коронавирусной пандемии, для сохранения медицинского персонала и предотвращения заноса коронавирусной инфекции, экспертами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Роспотребнадзора и Росздравнадзора были разработаны меры перехода на режим повышенной готовности. В условиях коронавирусной пандемии для предотвращения распространения коронавирусной инфекции Президентом РФ с целью укомплектования медицинских организаций медицинским персоналом дано поручение организовать дополнительное обучение высшего медицинского персонала оказанию медицинской помощи с применением оборудования для искусственной вентиляции легких и других средств, используемых в этой сфере Также предусмотрено перепрофилирование врачей других специальностей и привлечение преподавателей и учащихся медицинских вузов к противодействию коронавирусной инфекции. В настоящее время также ослаблены условия аккредитации для врачей, фармацевтов и провизоров, начавшие действовать с 2016 г. в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Минздравом РФ утвержден новый порядок подготовки кадров медицинской сферы, автоматически продлевающий действие сертификатов, срок которых истекает в 2020 г., на один год, соответствующие поправки закреплены приказом Минздрава от 14.04.2020 № 327н [1]. Ранее планировалось путем введения процедуры допуска к профессиональной деятельности через аккредитацию специалистов обеспечить отрасль здравоохранения квалифицированными специалистами до 100% к концу 2025 г. А за счет внедрения системы непрерывного дополнительного профессионального образования, использующей интерактивные образовательные модули, обеспечить российскую систему здравоохранения квалифицированными кадрами - до конца 2025 г. на 99 %. Однако вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 внесла серьезные коррективы в рабочий ритм и жизнь работников медицинской сферы. Для привлечения к работе с заболевшими COVID-19 медицинским сотрудникам необходимо получить новые знания о заболевании вирусной природы. Материалы и методы В основе статьи лежат работы отечественных экспертов, специализирующихся на вопросах дополнительного обучения специалистов медицинской сферы, и анализ нормативно-правовых актов (НПА) в сфере медицинского права. Результаты Проблемы подготовки необходимого для охраны здоровья граждан количества квалифицированных специалистов системы здравоохранения -одна из приоритетных задач, стоящих перед российской медициной, способных обеспечить реализацию направлений развития «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 [2]. Качественное образование медицинских работников и непрерывное повышение квалификации с введением системы непрерывного медицинского образования способно найти эффективное решение одной из ключевых проблем системы российского здравоохранения - несоответствие качества медицинского образования международным стандартам. Непрерывное медицинское образование является дополнительным профессиональным образованием, которое можно получить посредством изучения программ повышения квалификации и переподготовки. Схема непрерывного медицинского образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами представлена на рис. 1. Начиная с 1 января 2020 г. в Российской Федерации произошли изменения сроков аккредитации для некоторых медицинских работников. Поправки, регламентированные Приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н [4], гласили, что проходить аккредитацию необходимо медицинским работникам, получившим в 2020 г. и позже высшее образование (ординатура, бакалавриат) по направлению «Здравоохранение и медицинские науки», работникам медицинской сферы, которые в 2020 г. успешно пройдут курс обучения по дополнительному профессиональному образованию или переподготовку по новой специальности. Важным изменением является возможность работающим специалистам продолжать работу до выдачи свидетельства, а подтверждением квалификации служит выписка из итогового протокола аккредитационной комиссии. Порядок допуска к медицинской деятельности через процедуру аккредитации специалиста представлен на рис. 2. Аккредитация специалистов медицинской сферы подразделяется на первичную, первичную специализированную и периодическую. Для специалиста, окончившего медицинский вуз или колледж, обязательна первичная аккредитация; для специалистов, завершивших курс обучения в ординатуре или решивших освоить новую специальность, пройти программу переподготовки, необходима специализированная аккредитация; для работающих врачей предназначена периодическая аккредитация, проводимая каждые 5 лет. Процедура аккредитации врачей в порядке непрерывного медицинского образования проходит в виде теста и не является самым трудным испытанием для специалиста, в рамках периодического подтверждения своей квалификации стоит задача набрать необходимое количество баллов для аккредитации. Индивидуальный пятилетний цикл обучения специалиста медицинской сферы предусматривает накопительную систему повышения квалификации с получением 250 зачетных единиц (ЗЕТ), которые соответствуют непрерывному медицинскому обучению 250 академическим часам, по 50 ЗЕТ в год. Из этого количества 36 ЗЕТ должны быть получены за освоение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и 14 ЗЕТ - если специалист принимал участие в таких образовательных мероприятиях, как конференции, семинары, мастер-классы, вебинары и заочные онлайн-образовательные мероприятия. НПА в сфере обучения медицинских работников в Российской Федерации представлены в таблице. Однако в условиях пандемии, начавшейся вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в феврале текущего года, Минздравом России в правительственном Постановлении от 03.04.2020 № 440 регламентировано право временно, до конца 2020 г., осуществлять допуск медицинских и фармацевтических работников к деятельности, не предусмотренной их свидетельством об аккредитации или сертификатом специалиста. Если сохранится необходимость в привлечение большого количества медиков для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, действие разрешительных документов может быть продлено еще на 12 мес [6]. ps2020s1.4htm00146.jpg Инициатором продления действия сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста выступил Минэкономразвития России в связи с возникшей из-за вспышки новой коронавирусной инфекции необходимостью нарастить штат медицинских работников для борьбы с распространением заболеваемости COVID-19. В настоящее время прогрессирующее распространение коронавирусной инфекции и рост числа заболевших обусловили принятие дополнительных мер для перепрофилирования врачей и среднего медицинского персонала, не оказывающих первичную медико-санитарную, скорую и специализированную медицинскую помощь. По поручению Президента РФ В. Путина Минздравом России проводится вовлечение в работу с больными коронавирусной инфекцией COVID-19 профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, аспирантов, ординаторов, докторантов и студентов медицинских вузов, оказывая им меры компенсационного характера за работу в опасных условиях. Планируется также привлечение сотрудников организаций санаторно-курортного сектора к работе в инфекционных отделениях, принимающих пациентов с подозрением на наличие коронавирусной инфекции. Согласно Приказу Минздрава России от 02.04.2020 № 264н, к работе допускается привлекать студентов медвузов (окончивших минимум три курса) и студентов выпускных курсов медколледжей на должности среднего медицинского персонала после прохождения краткосрочного обучения (не менее 36 ч) и под контролем старшей медсестры. Также допускается привлекать на должности врачей-стажеров обучающихся в ординатуре и врачей, не работавших по специальности более пяти лет (также с прохождением обучения не менее 36 ч) [7]. ps2020s1.4htm00148.jpg Кроме того, документ допускает привлечение к неинвазивной искусственной вентиляции легких врачей-специалистов, а к инвазивной вентиляции - врачей хирургического профиля. В этом случае контроль за работой должен осуществлять анестезиолог-реаниматолог, и врачи должны пройти обучение (не менее 36 ч). В приказе оговаривается, что такие допущения возможны лишь в случае, если медика или будущего медика официально устроили на работу. Привлечь студента или ординатора для работы с «коронавирусными» пациентами в качестве волонтера нельзя. С целью сокращения времени трудоустройства молодых специалистов медицинской сферы в апреле текущего года Минздравом России подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», определяющих условия для допуска к профессиональной медицинской деятельности, зафиксированной в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, факт прохождения процедуры аккредитации специалиста без предоставления свидетельства [8]. Необходимо отметить, что в России уже начал свою работу портал, созданный на базе «Доктора на работе», позволяющий врачам пройти онлайн-обучение борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19. В рамках этого курса врачей обучают работе с пациентами, у которых диагностирована коронавирусная инфекция, своей защитите от заражения и ведению отчетной документации. Обучение проходит онлайн и занимает около двух дней. В курсе обучения врачам предоставляются видеоуроки, статьи и лекции, также команда портала готовит материалы по интересующим медиков вопросам. В марте этого года Минздравом России в Северо-Кавказский, Северо-Западный, Южный, Уральский и Приволжский регионы было направлено письмо с просьбой всем работникам медицинской сферы пройти онлайн-курсы, посвященные борьбе с коронавирусной инфекцией, для привлечения врачей неинфекционного профиля на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России. Работникам медицинских организаций всех направлений даны рекомендации пройти обучение по двум образовательным курсам, посвященным вопросам выявления, профилактики и лечения коронавирусной инфекции: «Диагностика, лечение, профилактика новой коронавирусной инфекции в первичной медико-санитарной помощи на дому», «COVID-19: Пневмонии и вирусные положения легких (тактика врача стационара неинфекционного профиля)». Обучение в рамках этих образовательных модулей имеет высокую социальную значимость в условиях коронавирусной пандемии и ориентировано в том числе и на медицинских специалистов, не работающих в отделениях инфекционного характера. Сейчас исключать сценарий, при котором врачи неинфекционного профиля будут оказывать помощь больным с выявленной коронавирусной инфекцией, нельзя, ведь существует вариант развития событий, когда специализация врача не будет иметь решающее значение. Согласно данным, представленным министром здравоохранения России, по состоянию на 20 апреля 2020 г. более 1,2 млн медицинских работников прошли обучение для борьбы с коронавирусом [8]. Обсуждение Таким образом, анализ действующих НПА медицинской сферы показал, что на законодательном уровне обязанность пройти курс обучения врачей с использованием образовательных модулей, которые составлены для обучения диагностики, профилактики и лечения коронавирусной инфекции, не установлена, а только рекомендована ввиду высокой социальной значимости проблемы. Стоит подчеркнуть, что медицинскому персоналу, контактирующему в рамках оказания медицинской помощи с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, лицам из группы риска заражения и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции в РФ, предусмотрены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, которые планируется установить с апреля текущего года. Заключение Подводя итоги исследования процесса обучения врачей в условиях коронавирусной пандемии, можно сделать следующие выводы: пандемия, начавшаяся вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19, внесла изменения в действующий порядок непрерывного медицинского обучения и аккредитации специалистов. Также в 2020 г. медики имеют право получить допуск к работе по новой специальности без получения свидетельства об аккредитации и без прохождения самой аккредитации после прохождения дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки. Медицинским работникам всех специальностей рекомендовано пройти обучение по вопросам диагностики, лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции с целью вовлечения в работу с больными коронавирусной инфекцией. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

А. Р. Шкрумяк

ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»


Н. Н. Камынина

ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»


Е. И. Аксенова

ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: eiak@yandex.ru

Список литературы

  1. Приказ Минздрава России от 14.04.2020 N 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2020 N 58101). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320714/ (дата обращения 12.05.2020).
  2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 12.05.2020).
  3. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/ (дата обращения 15.05.2020).
  4. Приказ Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н (ред. от 31.10.2019) «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2018 № 49696). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288409/. (дата обращения 12.05.2020).
  5. Сайт Министерства здравоохранения РФ. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/normativno-pravovaja-baza/normativnye-pravovye-akty-federalnykh-organov-ispolnitelnoi-vlasti/prikazy-minobrnauki-rossii/ (дата обращения 12.05.2020).
  6. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 (ред. от 22.04.2020) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349481/ (дата обращения 12.05.2020).
  7. Приказ Минздрава России от 02.04.2020 N 264н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н “О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19”» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2020 № 57956). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349515/ (дата обращения 12.05.2020).
  8. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=101101 (дата обращения 12.05.2020).
  9. Абубакиров А. С., Ананченкова П. И., Амонова Д. С., Зудин А. Б., Снегирева Ю. Ю. Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования. Москва-Берлин: Директ-Медиа; 2019.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 79

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах