Cartographical analysis of the status of indicators of total morbidity and mortality of population in subjects of the Russian Federation for 10 years

Abstract


Over the years, at the level of constituent entities of the Russian Federation, various indicators and criteria for assessing the effectiveness of regional health care have been used. Providing well-grounded scientific and methodological recommendations on the use of instruments for measuring the ratio of indicators of general morbidity and total mortality at the federal level to health authorities helps in their motivation to achieve the target (expected) results expressed in terms of public health. An analysis of the correlation of indicators of general morbidity and mortality makes it possible to timely find resources in those areas that contribute to achieving the maximum efficiency of medical organizations.The article presents indicators of the general morbidity and general mortality of the population in the constituent entities of the Russian Federation, as well as the values of the ratios of these indicators for the period 2008-2017. Correlation and cartographic analyzes of indicators of general morbidity and general mortality were carried out.

Full Text

Введение Ухудшение состояния здоровья населения России приводит не только к демографическим потерям (сокращению населения), но и к экономическому ущербу, ставит под сомнение возможность достижения темпов экономического роста, необходимого для развития страны. Особенность депопуляции населения Российской Федерации (РФ) в том, что происходит уменьшение населения страны в среднем на 0,7-0,8 млн человек в год. В создавшихся условиях необходим региональный анализ соотношения заболеваемости и смертности населения с учетом имеющихся популяционных, социально-экономических особенностей субъектов РФ. Обзор литературы. Демографические показатели могут служить бесспорным индикатором степени оптимальности функционирования важнейших социальных механизмов в обществе, в том числе системы охраны здоровья населения. Несмотря на положительную динамику, достигнутую по ряду медико-демографических показателей в РФ за последнее десятилетие, смертность от предотвратимых причин почти в 2 раза выше, чем в среднем по странам Европейского союза, а продолжительность жизни - на 8 лет ниже [1-4]. Эффективность деятельности учреждений здравоохранения прямо или косвенно влияет на уровень основных показателей заболеваемости и смертности населения. Принимая во внимание наличие других факторов, влияющих на значения вышеуказанных показателей, в том числе ответственность человека за свое здоровье, для выбора релевантных критериев оценки эффективности системы здравоохранения и отдельных медицинских организаций необходимо определить измеряемую достоверную связь между результатами деятельности медицинских организаций и изменениями в состоянии здоровья населения [5-7]. Одной из задач формирования объективных оценок деятельности медицинских организаций и прогнозирования значений показателей в сфере здравоохранения является создание инструментов для определения и измерения уровня влияния каждой отдельной медицинской организации на показатели здоровья [8, 9]. Оценка эффективности региональной политики в сфере здравоохранения в контексте проводимой модернизации, формирование механизма ее реализации и разработка новых подходов к этой предметной области актуальны не только с теоретической, но и с практической точки зрения. На основании вышеизложенного проведено исследование по сравнительному анализу показателей общей заболеваемости и смертности населения в субъектах РФ за 10-летний период (с 2008 по 2017 г.). Материалы и методы Использованы отчетные формы федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья: № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации» за 2008-2017 гг., а также данные демографических ежегодников, опубликованных Федеральной службой государственной статистики за соответствующие годы. Нами рассчитывался коэффициент корреляции между показателями общей заболеваемости и смертности в РФ. Таким показателем является выборочный линейный коэффициент корреляции, который рассчитывается по формуле: rxy = ps2020s1.4htm00114.jpg. Связи между признаками могут быть слабыми и сильными (тесными). Их критерии оцениваются по шкале Чеддока: 0,1 < rxy < 0,3: слабая; 0,3 < rxy < 0,5: умеренная; 0,5 < rxy < 0,7: заметная; 0,7 < rxy < 0,9: высокая; 0,9 < rxy < 1: весьма высокая. Группировка субъектов РФ по уровням смертности и общей заболеваемости осуществлялась с применением картографического анализа. Затем рассчитывались соотношения усредненных показателей общей заболеваемости и общей смертности, определен специальный коэффициент (SI) для каждого субъекта РФ [16]: SI = ps2020s1.4htm00116.jpg. Определение SI позволило нам идентифицировать субъекты с его максимальным уровнем (субъекты РФ со сверхвысокими уровнями показателей общей заболеваемости и сверхнизкими уровнями общей смертности), а также с минимальным значением SI (субъекты РФ со сверхнизкими уровнями общей заболеваемости и сверхвысокими уровнями общей смертности). Для распределения регионов РФ в зависимости от величины специального индикатора были определены его интервалы. Для этого рассчитана Δ: Δ = ps2020s1.4htm00118.jpg, где kmax - уровень максимального значения SI регионов РФ, kmin - уровень минимального значения SI регионов РФ. Интервалы для группировки субъектов РФ были определены по следующей методике: группа сверхвысоких SI: SI выше среднего по РФ; группа высоких SI: SI - ∆; группа средних SI: SI - 2∆; группа низких SI: SI - 3∆; группа ультранизких SI: SI - 4∆. Результаты Коэффициент корреляции между показателями общей заболеваемости и смертности, вычисленный по формуле: rxy = ps2020s1.4htm00120.jpg = ps2020s1.4htm00122.jpg = -0,80754, показал, что связь между признаками общей заболеваемости и смертности оценивается как высокая и обратная. При проведении картографического анализа состояния общей заболеваемости населения Российской Федерации нами было выявлено, что сверхвысокий его уровень отмечен в следующих субъектах РФ: в Ненецком, Ямало-Ненецком, Архангельском (без АО), Чукотском и Ханты-Мансийском (Югра) автономных округах, Алтайском и Пермском краях, Самарской, Владимирской, Новгородской, Омской, Ульяновской, Иркутской, Орловской, Оренбургской, Мурманской, Курганской, Тверской, Белгородской, Ростовской и Нижегородской областях, республиках Чувашия, Карелия, Коми, Удмуртия, Саха (Якутия), Башкортостан, Марий Эл, г. Санкт-Петербург. Сверхнизкие уровни определены в следующих субъектах: Смоленской, Вологодской, Ярославской, Тамбовской, Липецкой, Сахалинской, Тюменской (без АО), ps2020s1.4htm00124.jpg Псковской, Костромской, Рязанской, Пензенской, Томской, Калужской, Магаданской, Воронежской, Калининградской, Свердловской, Волгоградской, Московской, Астраханской, Курской, Ленинградской областях, Еврейском АО, Камчатском, Забайкальском, Приморском, Краснодарском, Хабаровском, Ставропольском краях, республиках Мордовия, Ингушетия, Дагестан, Крым, Калмыкия, Бурятия, Адыгея, Тыва, Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Кабардино-Балкарской, городах Москва и Севастополь (рис. 1). При проведении картографического анализа состояния общей смертности населения РФ нами было определено, что сверхвысокий ее уровень отмечен в Псковской, Тверской, Новгородской, Тульской, Владимирской, Ивановской, Смоленской, Курской, Рязанской, Костромской, Нижегородской, Орловской, Тамбовской, Брянской, Ярославской, Курганской, Воронежской, Кировской, Калужской, Липецкой, Вологодской, Кемеровской, Пензенской, Ленинградской, Ульяновской областях, Еврейском АО, Пермском крае и Республике Карелия. Сверхнизкие уровни выявлены в следующих субъектах РФ: Магаданской, Томской, Мурманской, Тюменской (без АО), Камчатском и Ставропольском краях, Чукотском, Ненецком, Ханты-Мансийском - Югра и Ямало-Ненецком автономных округах, республиках Коми, Алтай, Тыва, Северная Осетия - Алания, Калмыкия, Саха (Якутия), Дагестан, Ингушетия, Чеченской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, г. Москва (см. рис. 1). ps2020s1.4htm00126.jpg При сравнении числовых показателей общей заболеваемости и общей смертности на территории России особенно отчетливо виден дисбаланс между этими показателями в отдельных субъектах РФ. Из рис. 2 видно, что в некоторых регионах России относительно низкий уровень общей смертности сопровождается относительно высоким уровнем общей заболеваемости, и наоборот, низкая общая заболеваемость сочетается с высоким уровнем общей смертности. Нами было проведено определение количественных значений соотношения показателей общей заболеваемости и общей смертности, SI по всем регионам России. Выявлено, что в Ямало-Ненецком, Ненецком, Чукотском, Ханты-Мансийском - Югра автономных округах, Алтайском, Красноярском, Камчатском, Пермском краях, Тюменской (без АО), Самарской, Мурманской, Омской, Иркутской, Ульяновской, Оренбургской, Архангельской (без АО) областях, республиках Башкортостан, Алтай, Татарстан, Ингушетия, Дагестан, Саха (Якутия), Коми, Карелия, Чувашской, Удмуртской, Чеченской, городах Санкт-Петербург и Москва сформировалось сверхвысокое значение уровней SI в течение изучаемого периода. Сверхнизкое значение SI было определено в Псковской, Ленинградской, Курской областях и Еврейской АО. Картографическое исследование соотношения показателей общей заболеваемости и смертности в субъектах полезно для выявления самого «слабого звена» в системе предоставления медицинской помощи в части эффективности организации комплекса профилактических мероприятий на уровне разработки конкретных мер с учетом особенностей уровня и динамики медико-демографических показателей на основе ведущих принципов стратегического планирования. Это может указывать на недостаточно высокую эффективность организации диспансеризации, низкую обеспеченность медицинскими кадрами и медицинским оборудованием, отсутствие или недостаточность учреждений первичного звена в данных субъектах РФ, а также снижение доступности медицинской помощи и свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к принятию соответствующих управленческих решений на каждой территории. Обсуждение Таким образом, значительная часть показателей эффективности, предусмотренных программами демографического и медико-социального развития субъектов РФ, прямо или косвенно связана с деятельностью медицинских организаций, и достижение запланированных показателей здоровья действительно зависит от показателей деятельности учреждений здравоохранения. Анализ соотношения общего уровня смертности и уровня общей заболеваемости позволяет определить субъекты РФ, где в первую очередь необходимо комплексно оценить качество медицинской помощи и разработать конкретный план для достижения показателей здоровья, определенных в качестве индикаторов реализации государственной программы «Развитие здравоохранения», региональных и муниципальных планов по снижению смертности от основных причин. На протяжении ряда лет на уровне субъектов РФ используются различные показатели и критерии оценки результативности деятельности регионального здравоохранения. В сложных экономических условиях системе здравоохранения удалось обеспечить сокращение показателей смертности от отдельных причин и увеличения заработной платы медицинским работникам; сохранена доступность бесплатной медицинской помощи для населения; реализован комплекс мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи и повышению ее эффективности; проведена модернизация системы обязательного медицинского страхования. Но многие важные вопросы совершенствования организации, управления и финансового обеспечения системы оказания медицинской помощи остались нерешенными. Одной из задач формирования объективных оценок деятельности медицинских организаций и прогнозирования значений показателей в сфере здравоохранения является создание инструментов, позволяющих определить и измерить уровень влияния каждой отдельно взятой медицинской организации на показатели здоровья. Возможность управлять показателями здоровья через совершенствование работы системы органов управления медицинскими организациями позволяет своевременно и в достаточном объеме изыскивать ресурсы, прежде всего финансовые, на направления, которые способствуют достижению максимальной эффективности в деятельности медицинских организаций. Заключение Предоставление органам управления здравоохранения на федеральном уровне обоснованных научных и методических рекомендаций по использованию инструментов для измерения соотношения показателей общей заболеваемости и общей смертности помогает создать условия, которые мотивируют для достижения целевых (ожидаемых) результатов, выраженных с точки зрения общественного здравоохранения. Анализ соотношения показателей общей заболеваемости и смертности позволяет своевременно и в достаточной степени находить ресурсы (материальные, технические, кадровые и финансовые) в тех направлениях, которые способствуют достижению максимальной эффективности медицинских организаций. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. V. Sharapova

City Clinical Hospital named after V. V.Vinogradov of the Moscow Healthcare Department


A. V. Samoilova

Federal Service for Supervision of Healthcare


E. N. Mingazova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health; Pirogov Russian National Research Medical University

Email: elmira_mingazova@mail.ru

L. I. Gerasimova

City Clinical Hospital named after V. V.Vinogradov of the Moscow Healthcare Department


References

  1. Бойцов С. А., Самородская И. В. Взаимосвязь между уровнем социального благополучия региона и показателями смертности. Здравоохранение: журнал рабочих ситуаций главного врача. 2014;(2):78-87.
  2. Мингазова Э. Н., Щепин В. О., Железова П. В. Особенности медико-демографического процессов Костромской области как региона Центральной России. Менеджер здравоохранения. 2019;(9):52-61.
  3. Мингазова Э. Н., Щепин В. О., Железова П. В., Садыкова Р. Н. Современные особенности рождаемости и смертности населения Центральной России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(5):858-64.
  4. Стародубов В. И., Щепин О. П. и др. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2014. 624 с.
  5. Гадаборшев М. И. Левкович М. М., Рудлицкая Н. В. Организация оценки эффективности и результативности оказания медицинской помощи. М.: НИЦ Инфра-М; 2013. 424 с.
  6. Шарапова О. В. Перинатальные центры: вчера, сегодня, завтра. Ученый доктор. 2019. 272 с.
  7. Шарапова О. В., Байбиков Д. Р., Завьялов Д. В. Оптимизация процессов клиники с помощью информационной системы. Здравоохранение. 2016;(7):68-75.
  8. Герасимова Л. И., Матвеев Р. С., Викторов В. Н. Анализ результативности амбулаторно-поликлинической службы. Общественное здоровье и здравоохранение. 2013;(1):52-6.
  9. Gerasimova L., Ivanov А. Medical and social efficiency of outpatient service at the regional level. Pub. Health Res. 2014;4(4):129-35.

Statistics

Views

Abstract - 62

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies