Main directions of activity of the institute of the Commissioner for the Rights of the Child in assistance of protection of health and formation of the environment of “safe childhood” from positions of public health

Abstract


In a rapidly changing world, legal protection of children from the standpoint of public health, namely from the standpoint of protecting the health of the child population from the adverse effects of various factors, including social ones, is of particular importance, thereby complementing the concept of “safe childhood” in terms of risk management safety of a child’s life and his health. Despite the fact that the institution of the Commissioner for the Rights of the Child in Russia was established more than ten years ago and is active in promoting the protection of children's health, many medical workers, specialists in healthcare and preventive medicine, unfortunately, are not fully aware of functions of this state structure and, accordingly, do not use its resource capabilities in the implementation of key installations of national projects. The aim of this work was to analyze the types of activities of the institution of the Presidential Commissioner for the Rights of the Child to identify and present the modern features of his human rights and operational-organizational assistance in protecting health and creating an environment for “safe childhood” from the standpoint of public health.

Full Text

Введение В современном быстро меняющемся мире на фоне экономических и социальных преобразований как никогда актуальными и социально значимыми являются проблемы сохранения здоровья населения и улучшения медико-демографических процессов в стране. От состояния здоровья детского и подросткового населения, его численности зависит уровень здоровья нации в ближайшей перспективе, экономический, социальный, научный, потенциал развития страны, ее обороноспособность [1]. Именно поэтому в последние годы в Российской Федерации решению задач по реализации демографической политики и здоровьесбережению подрастающего поколения уделяется первостепенное значение, о чем свидетельствует принятие национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», а также распределение соответствующих функций между многочисленными государственными ведомствами и общественными организациями. В связи с этим особую государственную значимость приобретает разработка механизмов правовой защиты детей с позиций общественного здоровья, а именно - с позиций охраны здоровья детского населения от неблагоприятного влияния различных факторов, в том числе и социальных, с использованием научного обоснования рекомендаций по их устранению и предупреждению [2, с. 23-30]. С учетом этих позиций, на наш взгляд, должен строиться концепт «безопасное детство», находя свое достойное место на различных информационных, законодательных и исполнительных платформах, направленных на защиту прав детей на здоровье. Одним из действенных инструментов реализации правозащитной политики государства в отношении детей является созданный десять лет назад институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в деятельность которого заложена задача содействия в формировании пространства для безопасной жизнедеятельности и здоровья подрастающего поколения. Однако, как показал опрос, многие медицинские работники, специалисты по организации здравоохранения и профилактической медицине, к сожалению, не в полной мере осведомлены о функциях данной государственной структуры и, соответственно, не используют его ресурсные возможности в осуществлении ключевых установок национальных проектов. Целью данной работы явился анализ видов деятельности института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для выявления современных особенностей его правозащитного и оперативно-организационного содействия в охране здоровья и формировании среды «безопасного детства» с позиций общественного здоровья. Обзор литературы. История появления в системе государственного регулирования такого органа, как детский омбудсмен или Уполномоченный по правам ребенка, начинается со второй половины ХХ в., когда в европейском гражданском сообществе назрела необходимость в защите прав детей. Первый детский омбудсмен был утвержден в Норвегии в 1981 г. Данная инициатива была с воодушевлением принята мировым сообществом, что способствовало активному ее развитию в ряде государств. [3, 4]. Поэтому вполне закономерном явилось проведение в 2002 г. в ходе 27-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН первой встречи детских омбудсменов стран мира, по результатам которой была принята резолюция о задачах формирования в каждой стране государственных структур по поддержке правовой защиты детства - Уполномоченных по правам ребенка. Со временем в разных государствах сложились свои модели деятельности институтов детских омбудсменов, но, несмотря на разнообразие специфик, цель каждого детского омбудсмена - защита прав и законных интересов подрастающего поколения [5, 6]. Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка введена Указом Президента от 01.09.2009 № 186 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» 3. С 28 декабря 2018 г. деятельность института уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» 4. В соответствии с этими указами в России в настоящее время активно функционирует институт детских омбудсменов, объединяя в одно целое центральный аппарат и детских омбудсменов в субъектах Федерации [7, 8]. В 2016 г. В. В. Путиным на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка была назначена А. Ю. Кузнецова, успешный общественный деятель, организатор благотворительного Фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров», исполнительный директор Всероссийской ассоциации организаций по защите семьи. Начиная с осени 2016 г. командой А. Ю. Кузнецовой последовательно создавалась «платформа» оказания реальной помощи детям в разных жизненных ситуациях, опираясь на которую, инициативы на местах стали приобретать статус положительно решенных практических дел [9, 10]. Материалы и методы В ходе данного исследования были использованы научные литературные источники, аналитические материалы, нормативно-правовые документы. Применялись методы: изучения и обобщения опыта, аналитический, экспертный. Результаты Как показал проведенный анализ, результативность деятельности института детских омбудсменов основывается на организационных преимуществах: высокий государственный статус, закрепленный указами Президента РФ; выстраивание вертикальных и горизонтальных коммуникаций с аппаратами детских омбудсменов в субъектах РФ и нуждающимися в помощи; оперативное межведомственное взаимодействие, а также тесное сотрудничество с общественными и экспертными организациями по выработке решений и анализу законодательных инициатив. В качестве подтверждения считаем необходим указать на активную деятельность специально созданных при центральном аппарате детских омбудсменов постоянно функционирующих экспертного и общественного советов. В рамках своего функционала институт детских омбудсменов обеспечивает поддержку в решении юридических вопросов по проблемам усыновления детей, по решению конфликтных ситуаций в семьях, по предотвращению преступлений против несовершеннолетних, в том числе по вопросам правовых и имущественных отношений и т. д. Наряду с этим институтом детских омбудсменов ведется целенаправленная работа по содействию в охране здоровья детей, в обеспечении пространства «безопасного детства», улучшении демографического потенциала страны, защите семьи и традиционных семейных ценностей. Как показал проведенный анализ, в этом сегменте содействие наиболее часто ведется по следующим основным направлениям: •совершенствование организации детского здравоохранения, в том числе повышения качества медицинской помощи детям, включая паллиативную помощь и медико-социальное сопровождение детей с особенностями развития и детей-инвалидов; •юридическое сопровождение оперативного лекарственного обеспечения детей с орфанными заболеваниями, а именно •- по федерализации редких заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, а также в поддержке программ финансирования приобретения лекарственных препаратов за счет государственного бюджета; •активизация профилактической работы в образовательных, медицинских и других организациях с целью недопущения, предотвращения нарушений прав детей на охрану здоровья, в том числе по соблюдению норм санитарного законодательства; •соблюдение прав детей на качественное и безопасное питание в условиях их пребывания в образовательных, лечебно-профилактических организациях, на предоставление питания детям с учетом ограничений в потреблении конкретных продуктов питания в связи с наличием соответствующих заболеваний; •улучшение качества жизни, оздоровления детей-сирот, воспитанников детских домов и домов-интернатов как наиболее социально незащищенных контингентов, а также детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в сложной жизненной ситуации; •поддержка профилактики аддиктивных рисковых форм поведения среди несовершеннолетних, в том числе по предотвращению детских и подростковых суицидов, наркомании, токсикомании, алкоголизма, игромании и социально опасного сексуального поведения; •поддержка развития адаптивного спорта и физической культуры для реабилитации, социализации и самореализации детей с особенностями развития; •формирование семейно-ориентированной среды как механизма решения вопросов семейно-демографической политики; разработка программ по правовым аспектам поддержки института семьи, законодательных и общественных инициатив в сфере защиты материнства, отцовства и детства, инициатив по социальной поддержке семей с детьми, в первую очередь многодетных, а также инициативы по внедрению в общеобразовательные организации страны предмета «Семьеведение»; •организация оперативных действий по защите жизни и здоровья детей, оказавшихся в зоне стихийных бедствий, техногенных катастроф, действий вооруженных конфликтов и др. Обсуждение Проведенный анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день институт Уполномоченного по правам ребенка стал авторитетным государственным органом, способным эффективно сопровождать правовую защиту подрастающего поколения страны и через использование своих ресурсов способствовать реализации целевых программ по охране здоровья и безопасности жизни детей. Широкий спектр воплощенных практических решений и намеченных на перспективу задач нашел поддержку и одобрение Президента РФ В. В. Путина, который в 2019 г. отметил: «…успешная работа по защите детства в стране предстала с новых эффективных позиций работы регионов и будет способствовать успешному решению демографических проблем». Заключение Таким образом, по результатам проведенного исследования видов деятельности института Уполномоченного по правам ребенка выявлены и представлены современные особенности его правозащитного и оперативно-организационного содействия в охране здоровья и формировании среды «безопасного детства» с позиций общественного здоровья, что целесообразно учитывать организаторам здравоохранения и специалистам по профилактической медицине при составлении комплексных программ по охране здоровья детей и выработке путей реализации соответствующих медико-профилактических мероприятий. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

E. N. Mingazova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health; Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU)

Email: elmira_mingazova@mail.ru

P. V. Zhelezova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


References

  1. Хабриев Р. У., Мингазова Э. Н., Шигабутдинова Т. Н. Основные тенденции медико-демографических показателей в Республике Татарстан (1991-2018). Общественное здоровье и здравоохранение. 2019;(2):5-10.
  2. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010. 512 с.
  3. Официальный сайт детского омбудсмена в Норвегии. Act № 5 Relating to the ombudsman for children, 6 March 1981. Режим доступа: http://www.barneombudet.no/english/about_the_/law_and_in
  4. Гашина Е. В. Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Норвегии. Молодой ученый. 2019;50(288):495-9.
  5. Resolution S-27/2, Part lll, article 31, paragraf b. (Resolution S-27/2 “A World fit for children”). General Assembly UN, 11 October 2002. Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org.ru
  6. Григорьева Н. А., Симонова М. А. Международный опыт развития института уполномоченного по правам ребенка: из истории охраны прав и интересов детей. Международное право. 2018;(4):44-9.
  7. Колосов А. В. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: Монография. Иркутск: Изд-во ИГУ; 2015. 183 с.
  8. Поклонцев К. В. Перспективы развития института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. Молодой ученый. 2018;49(235):153-5.
  9. Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Режим доступа: https://deti.gov.ru
  10. Шамрин М. Ю. Институт детского омбудсмена в России, Шотландии и Ямайке: сравнительно-правовой анализ. Монография. М.: Проспект; 2020. 480 с.

Statistics

Views

Abstract - 49

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies