Основные направления деятельности института Уполномоченного по правам ребенка в оказании содействия охране здоровья и формированию среды «безопасного детства» с позиций общественного здоровья

  • Авторы: Мингазова Э.Н.1,2, Железова П.В.1
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
    2. ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России
  • Выпуск: Том 28 (2020): Спецвыпуск 1
  • Страницы: 795-798
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/370
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s1-795-798
  • Цитировать

Аннотация


В условиях стремительно меняющегося мира особую значимость приобретает правовая защита детей с позиций общественного здоровья, а именно - с позиций охраны здоровья детского населения от неблагоприятного влияния различных факторов, в том числе и социальных, дополняя тем самым концепт «безопасного детства» в плане учета рисков безопасности жизни ребенка и его здоровью. Несмотря на то что институт Уполномоченного по правам ребенка в России был создан более десяти лет назад и ведет активную деятельность по содействию в охране здоровья детей, многие медицинские работники, специалисты по организации здравоохранения и профилактической медицине, к сожалению, не в полной мере осведомлены о функциях данной государственной структуры и, соответственно, не используют ее ресурсные возможности в осуществлении ключевых установок национальных проектов. Целью данной работы явился анализ видов деятельности института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для выявления и представления современных особенностей его правозащитного и оперативно-организационного содействия в охране здоровья и формировании среды «безопасного детства» с позиций общественного здоровья.

Полный текст

Введение В современном быстро меняющемся мире на фоне экономических и социальных преобразований как никогда актуальными и социально значимыми являются проблемы сохранения здоровья населения и улучшения медико-демографических процессов в стране. От состояния здоровья детского и подросткового населения, его численности зависит уровень здоровья нации в ближайшей перспективе, экономический, социальный, научный, потенциал развития страны, ее обороноспособность [1]. Именно поэтому в последние годы в Российской Федерации решению задач по реализации демографической политики и здоровьесбережению подрастающего поколения уделяется первостепенное значение, о чем свидетельствует принятие национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», а также распределение соответствующих функций между многочисленными государственными ведомствами и общественными организациями. В связи с этим особую государственную значимость приобретает разработка механизмов правовой защиты детей с позиций общественного здоровья, а именно - с позиций охраны здоровья детского населения от неблагоприятного влияния различных факторов, в том числе и социальных, с использованием научного обоснования рекомендаций по их устранению и предупреждению [2, с. 23-30]. С учетом этих позиций, на наш взгляд, должен строиться концепт «безопасное детство», находя свое достойное место на различных информационных, законодательных и исполнительных платформах, направленных на защиту прав детей на здоровье. Одним из действенных инструментов реализации правозащитной политики государства в отношении детей является созданный десять лет назад институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в деятельность которого заложена задача содействия в формировании пространства для безопасной жизнедеятельности и здоровья подрастающего поколения. Однако, как показал опрос, многие медицинские работники, специалисты по организации здравоохранения и профилактической медицине, к сожалению, не в полной мере осведомлены о функциях данной государственной структуры и, соответственно, не используют его ресурсные возможности в осуществлении ключевых установок национальных проектов. Целью данной работы явился анализ видов деятельности института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для выявления современных особенностей его правозащитного и оперативно-организационного содействия в охране здоровья и формировании среды «безопасного детства» с позиций общественного здоровья. Обзор литературы. История появления в системе государственного регулирования такого органа, как детский омбудсмен или Уполномоченный по правам ребенка, начинается со второй половины ХХ в., когда в европейском гражданском сообществе назрела необходимость в защите прав детей. Первый детский омбудсмен был утвержден в Норвегии в 1981 г. Данная инициатива была с воодушевлением принята мировым сообществом, что способствовало активному ее развитию в ряде государств. [3, 4]. Поэтому вполне закономерном явилось проведение в 2002 г. в ходе 27-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН первой встречи детских омбудсменов стран мира, по результатам которой была принята резолюция о задачах формирования в каждой стране государственных структур по поддержке правовой защиты детства - Уполномоченных по правам ребенка. Со временем в разных государствах сложились свои модели деятельности институтов детских омбудсменов, но, несмотря на разнообразие специфик, цель каждого детского омбудсмена - защита прав и законных интересов подрастающего поколения [5, 6]. Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка введена Указом Президента от 01.09.2009 № 186 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» 3. С 28 декабря 2018 г. деятельность института уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» 4. В соответствии с этими указами в России в настоящее время активно функционирует институт детских омбудсменов, объединяя в одно целое центральный аппарат и детских омбудсменов в субъектах Федерации [7, 8]. В 2016 г. В. В. Путиным на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка была назначена А. Ю. Кузнецова, успешный общественный деятель, организатор благотворительного Фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров», исполнительный директор Всероссийской ассоциации организаций по защите семьи. Начиная с осени 2016 г. командой А. Ю. Кузнецовой последовательно создавалась «платформа» оказания реальной помощи детям в разных жизненных ситуациях, опираясь на которую, инициативы на местах стали приобретать статус положительно решенных практических дел [9, 10]. Материалы и методы В ходе данного исследования были использованы научные литературные источники, аналитические материалы, нормативно-правовые документы. Применялись методы: изучения и обобщения опыта, аналитический, экспертный. Результаты Как показал проведенный анализ, результативность деятельности института детских омбудсменов основывается на организационных преимуществах: высокий государственный статус, закрепленный указами Президента РФ; выстраивание вертикальных и горизонтальных коммуникаций с аппаратами детских омбудсменов в субъектах РФ и нуждающимися в помощи; оперативное межведомственное взаимодействие, а также тесное сотрудничество с общественными и экспертными организациями по выработке решений и анализу законодательных инициатив. В качестве подтверждения считаем необходим указать на активную деятельность специально созданных при центральном аппарате детских омбудсменов постоянно функционирующих экспертного и общественного советов. В рамках своего функционала институт детских омбудсменов обеспечивает поддержку в решении юридических вопросов по проблемам усыновления детей, по решению конфликтных ситуаций в семьях, по предотвращению преступлений против несовершеннолетних, в том числе по вопросам правовых и имущественных отношений и т. д. Наряду с этим институтом детских омбудсменов ведется целенаправленная работа по содействию в охране здоровья детей, в обеспечении пространства «безопасного детства», улучшении демографического потенциала страны, защите семьи и традиционных семейных ценностей. Как показал проведенный анализ, в этом сегменте содействие наиболее часто ведется по следующим основным направлениям: •совершенствование организации детского здравоохранения, в том числе повышения качества медицинской помощи детям, включая паллиативную помощь и медико-социальное сопровождение детей с особенностями развития и детей-инвалидов; •юридическое сопровождение оперативного лекарственного обеспечения детей с орфанными заболеваниями, а именно •- по федерализации редких заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, а также в поддержке программ финансирования приобретения лекарственных препаратов за счет государственного бюджета; •активизация профилактической работы в образовательных, медицинских и других организациях с целью недопущения, предотвращения нарушений прав детей на охрану здоровья, в том числе по соблюдению норм санитарного законодательства; •соблюдение прав детей на качественное и безопасное питание в условиях их пребывания в образовательных, лечебно-профилактических организациях, на предоставление питания детям с учетом ограничений в потреблении конкретных продуктов питания в связи с наличием соответствующих заболеваний; •улучшение качества жизни, оздоровления детей-сирот, воспитанников детских домов и домов-интернатов как наиболее социально незащищенных контингентов, а также детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в сложной жизненной ситуации; •поддержка профилактики аддиктивных рисковых форм поведения среди несовершеннолетних, в том числе по предотвращению детских и подростковых суицидов, наркомании, токсикомании, алкоголизма, игромании и социально опасного сексуального поведения; •поддержка развития адаптивного спорта и физической культуры для реабилитации, социализации и самореализации детей с особенностями развития; •формирование семейно-ориентированной среды как механизма решения вопросов семейно-демографической политики; разработка программ по правовым аспектам поддержки института семьи, законодательных и общественных инициатив в сфере защиты материнства, отцовства и детства, инициатив по социальной поддержке семей с детьми, в первую очередь многодетных, а также инициативы по внедрению в общеобразовательные организации страны предмета «Семьеведение»; •организация оперативных действий по защите жизни и здоровья детей, оказавшихся в зоне стихийных бедствий, техногенных катастроф, действий вооруженных конфликтов и др. Обсуждение Проведенный анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день институт Уполномоченного по правам ребенка стал авторитетным государственным органом, способным эффективно сопровождать правовую защиту подрастающего поколения страны и через использование своих ресурсов способствовать реализации целевых программ по охране здоровья и безопасности жизни детей. Широкий спектр воплощенных практических решений и намеченных на перспективу задач нашел поддержку и одобрение Президента РФ В. В. Путина, который в 2019 г. отметил: «…успешная работа по защите детства в стране предстала с новых эффективных позиций работы регионов и будет способствовать успешному решению демографических проблем». Заключение Таким образом, по результатам проведенного исследования видов деятельности института Уполномоченного по правам ребенка выявлены и представлены современные особенности его правозащитного и оперативно-организационного содействия в охране здоровья и формировании среды «безопасного детства» с позиций общественного здоровья, что целесообразно учитывать организаторам здравоохранения и специалистам по профилактической медицине при составлении комплексных программ по охране здоровья детей и выработке путей реализации соответствующих медико-профилактических мероприятий. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

Э. Н. Мингазова

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России; ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России

Email: elmira_mingazova@mail.ru

П. В. Железова

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России


Список литературы

  1. Хабриев Р. У., Мингазова Э. Н., Шигабутдинова Т. Н. Основные тенденции медико-демографических показателей в Республике Татарстан (1991-2018). Общественное здоровье и здравоохранение. 2019;(2):5-10.
  2. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010. 512 с.
  3. Официальный сайт детского омбудсмена в Норвегии. Act № 5 Relating to the ombudsman for children, 6 March 1981. Режим доступа: http://www.barneombudet.no/english/about_the_/law_and_in
  4. Гашина Е. В. Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Норвегии. Молодой ученый. 2019;50(288):495-9.
  5. Resolution S-27/2, Part lll, article 31, paragraf b. (Resolution S-27/2 “A World fit for children”). General Assembly UN, 11 October 2002. Официальный сайт ООН. Режим доступа: http://www.un.org.ru
  6. Григорьева Н. А., Симонова М. А. Международный опыт развития института уполномоченного по правам ребенка: из истории охраны прав и интересов детей. Международное право. 2018;(4):44-9.
  7. Колосов А. В. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: Монография. Иркутск: Изд-во ИГУ; 2015. 183 с.
  8. Поклонцев К. В. Перспективы развития института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. Молодой ученый. 2018;49(235):153-5.
  9. Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Режим доступа: https://deti.gov.ru
  10. Шамрин М. Ю. Институт детского омбудсмена в России, Шотландии и Ямайке: сравнительно-правовой анализ. Монография. М.: Проспект; 2020. 480 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 56

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах