РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
- Авторы: Баранов А.В.1,2
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»
- ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»
- Выпуск: Том 28, № 3 (2020)
- Страницы: 368-371
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/294
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-3-368-371
- Цитировать
Аннотация
Выполнено сплошное ретроспективное документальное исследование региональных особенностей дорожно-транспортного травматизма с медицинскими последствиями на федеральной автодороге М8 «Холмогоры» в Архангельской области за период 2012-2018 гг. Проанализировано 906 медицинских карт пациентов старше 18 лет, поступивших по срочным показаниям после дорожно-транспортных происшествий и получивших стационарное лечение в медицинских организациях Архангельской области, расположенных на федеральной автодороге М8 «Холмогоры». Отмечено значимое снижение количества происшествий с медицинскими последствиями, зафиксированных на этом участке, а также значимое (р<0,001) уменьшение числа пострадавших и погибших с минимальными значениями в 2018 г. Выявлено, что наибольшее количество пострадавших регистрируется в летний (31,1%) и осенний (29,8%) периоды года. Наиболее опасными днями недели были суббота и воскресенье. В суточной временной периодичности максимальное количество пострадавших на исследуемой автодороге зарегистрировано в вечернее (18:00-24:00; p<0,001), а наименьшее - в ночное (1:00-6:00) время суток. Среди травмированных значимо доминируют лица мужского пола (p<0,001), а в общей выборке пострадавших значимо преобладают молодые люди в возрасте до 40 лет.
Полный текст
Введение Дорожно-транспортный травматизм является актуальнейшей медико-социальной проблемой современности, а дорожно-транспортные происшествия (ДТП) занимают одно из первых мест в структуре смертности населения от всех внешних причин [1-4]. Основной транспортной автотрассой российского Севера является федеральная автодорога (ФАД) М8 «Холмогоры», которая начинается в Арктике от г. Северодвинска и проходит Архангельскую область с севера на юг. Этой автодороге присущи особенности, характерные для всех трасс Севера: значительная протяженность, большие расстояния между больницами, а также нередко возникающие условия плохой видимости, наледь и сильный боковой ветер, обусловленные климатическими особенностями. Все это, с одной стороны, увеличивает вероятность возникновения большого количества ДТП с медицинскими последствиями, а с другой - снижает своевременность оказания медицинской помощи травмированным [5, 6]. Цель исследования - выявить региональные особенности дорожно-транспортного травматизма на ФАД М8 «Холмогоры» в Архангельской области. Материалы и методы Отобрано 906 медицинских карт (ф. 003/у) пациентов, проходивших лечение в стационарах Архангельской области, поступивших по срочным показаниям в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2018 г. Исследование проведено по критериям ретроспективного сплошного документального наблюдения: рассмотрены все истории болезни травмированных в ДТП, получавших госпитальное лечение за указанный период. Критерии включения в исследование: -травмированные обоих полов; -старше 18 лет; -травма в ДТП получена на участке ФАД М8 «Холмогоры» в Архангельской области, госпитализация произведена в медицинскую организацию, отвечающую за данный участок трассы; -травма получена в период с 01.01.2012 г. по 31.12. 2018 г. При проведении статистического анализа использовался лицензионный пакет прикладных статистических программ SPSS 22. Распределение было принято как ненормальное, для количественных признаков были рассчитаны средние величины (медиана, первый и третий квартили). При сравнении двух независимых групп применялся критерий Манна-Уитни, нескольких групп - критерий Краскела-Уоллиса. При сравнении частот значений признаков в двух группах использовался критерий χ2. В качестве критерия статистической значимости была выбрана вероятность случайной ошибки менее 5% (p<0,05) с применением поправки на множественные сравнения (поправка Бонферрони). Результаты исследования За период исследования выявлено снижение количества ДТП с медицинскими последствиями и числа пострадавших в них на протяжении всей ФАД М8 «Холмогоры» (рис. 1). Отмечены снижение уровня погибших в результате ДТП на ФАД М8 «Холмогоры» от максимума в 2014 г. до минимума в 2017 г. и новый рост в 2018 г. (рис. 2). Данные факты могут быть связаны с результатами введенных в России программ по снижению смертности на дорогах и количества ДТП, а также с ужесточением наказания за езду в нетрезвом виде, непристегнутый ремень безопасности. Общее количество травмированных на Архангельской части ФАД М8 «Холмогоры» составило 906 человек, из них 621 мужчина, 285 женщин. Средний возраст травмированных составил 35 лет (min - 18, max - 89). Средний возраст мужчин - 35 лет (min - 18, max - 84), женщин - 38 лет (min - 18, max - 89). Женщины оказались значимо (p<0,03) старше мужчин. В общей выборке травмированных преобладают лица молодого трудоспособного возраста до 40 лет (57,3% от всех пострадавших; p<0,001). Проведен анализ периодичности дорожно-транспортного травматизма в зависимости от времени года, дня недели и времени суток за 7-летний период. Выявлено, что, наибольшее количество людей получали травмы в ДТП на ФАД М8 «Холмогоры» в летний (33,1%) и осенний (29,8%) периоды года при явной тенденции к уменьшению их числа в зимний (20,1%) и весенний (17%) периоды (рис. 3). Преобладание количества травмированных летом и осенью может быть объяснено более интенсивным движением автотранспорта в этот период в связи с дачным сезоном, большой продолжительностью светового дня, более благоприятными условиями климата, а также свободным от наледи дорожным покрытием. Все это способствует высокоскоростному режиму движения, что ведет к серьезному возрастанию риска возникновения ДТП с медицинскими последствиями. В зимний период востребованность автомобилей в Архангельской области сильно снижается из-за наледи на дорогах и короткого светового дня, а весной - из-за некачественной дорожной сети после зимы, поскольку снег и наледь могут сохраняться до мая включительно. Отмечено, что подавляющее большинство травм приходится на выходные дни: субботу (16,2%) и воскресенье (16,7%). Минимальное количество пострадавших (10,9%) зафиксировано во вторник, с последующим нарастающим трендом до недельного максимума в воскресенье. Данный факт может быть объяснен тем, что личный автотранспорт более востребован у граждан именно в выходные дня и в пятницу вследствие стремления населения выехать на дачные участки. Зафиксировано, что наибольшее (35,1%; p<0,001) количество травмированных приходится на вечернее время, с 18:00 до 23:59, на дневное время, с 12:00 до 17:59, - 29,7% пострадавших. Утром, с 6:00 до 11:59, количество травмированных вновь снижается до 20,6%, а минимума оно достигает в ночное время, с 00:00 до 5:59 (14,6%). Данная динамика логично связана с востребованностью личного автомобильного транспорта в вечернее и дневное время. Обсуждение Исследование по выявлению особенностей дорожно-транспортного травматизма на федеральной автодороге М8 «Холмогоры» Архангельской области обнаружило снижение количества ДТП с медицинскими последствиями, уменьшение числа пострадавших и погибших, что сопоставимо с результатами исследования, проведенного И. В. Гречухиным, И. Ю. Болотниковым и М. К. Андреевым, которые также отмечают снижение числа погибших и пострадавших в ДТП, а также уменьшение количества ДТП с медицинскими последствиями [7]. Полученные данные о половозрастном составе травмированных в ДТП коррелируют с данными других исследований [8]. Выводы Отмечена динамика снижения количества ДТП с медицинскими последствиями (р<0,001), уменьшения числа пострадавших (р<0,001) и погибших в ДТП на ФАД М8 «Холмогоры» Архангельской области с минимальными значениями в 2018 г. Среди пострадавших доля мужчин и лиц молодого трудоспособного возраста до 40 лет составляет 57,3% (p<0,001). Наибольшее число пострадавших в ДТП регистрируется в летний и осенний периоды, а наиболее опасными днями недели по ДТП и появлению пострадавших являются выходные дни. В суточной временной периодичности максимальное количество пострадавших в ДТП зарегистрировано в вечернее время (18:00-24:00; p<0,001). Исследование не имело спонсорской поддержки. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. В. Баранов
ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»; ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»
Email: Baranov.av1985@mail.ru
Список литературы
- Волошина Л. В. Смертность от дорожно-транспортных происшествий и возможные направления ее снижения (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011;(5):6-9.
- Исаева И. В. Роль службы медицины катастроф при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Казанский медицинский журнал. 2011;(3):82-5.
- Кузьмин А. Г. Дорожно-транспортный травматизм как национальная проблема. Экология человека. 2011;(3):44-9.
- Кузьмин А. Г., Носов А. В. Организационные аспекты деятельности здравоохранения Вологодской области по снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Экология человека. 2014;(3):28-31.
- Баранов А. В., Матвеев Р. П., Барачевский Ю. Е., Гудков А. Б. Повреждения таза как аспект дорожно-транспортного травматизма. Врач-аспирант. 2012;52(3):389-92.
- Петчин И. В., Барачевский Ю. Е., Меньшикова Л. И., Баранов А. В. Система оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе а Арктической зоне Российской Федерации. Экология человека. 2018;(12):12-9.
- Гречухин И. В., Болотников И. Ю., Андреев М. К. Состояние проблемы дорожно-транспортного травматизма и совершенствование информационного обеспечения его мониторинга в Астраханской области. Социальные аспекты здоровья населения. 2017;(3):10-1.
- Варакина Ж. Л., Санников А. Л. «Травматическая эпидемия» в современной России (на примере Архангельской области). Архангельск: Изд-во СГМУ; 2018.