The regional characteristics of road traumatism in the Arkhangelsk oblast
- Authors: Baranov A.V.1,2
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Northern State Medical University”
- Issue: Vol 28, No 3 (2020)
- Pages: 368-371
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/294
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-3-368-371
- Cite item
Abstract
The article considers the results of continuous retrospective documentary study of regional characteristics of road traffic injuries with medical consequences on the Federal highway M-8 “Kholmogory” in the Arkhangelsk oblast in 2012 - 2018. The analysis was applied to 906 medical records of patients older than 18years hospitalized with urgent indications after road traffic accident and received in-patient treatment in medical organizations of the Arkhangelsk Oblast located in area of the Federal highway M-8 “Kholmogory”. The significant decreasing of number of accidents with medical consequences recorded in the covered area as well as significant decreasing number of victims and perished with minimal rate in 2018 was established. It is revealed that the largest number of victims of road traffic accidents was recorded in summer - 300 (31.1%) and autumn - 270 (29.8%) of this year. The Saturday and Sunday occurred to be the most dangerous days of the week in this respect. In day periodicity, maximal number of victims was recorded in the evening time (18-24 PM, 35.1%) and the smallest number in the night time (1-6 AM, 14.6%). Among injured individuals, significantly dominated males (p<0,001) and in total sampling young people under the age of 40.
Full Text
Введение Дорожно-транспортный травматизм является актуальнейшей медико-социальной проблемой современности, а дорожно-транспортные происшествия (ДТП) занимают одно из первых мест в структуре смертности населения от всех внешних причин [1-4]. Основной транспортной автотрассой российского Севера является федеральная автодорога (ФАД) М8 «Холмогоры», которая начинается в Арктике от г. Северодвинска и проходит Архангельскую область с севера на юг. Этой автодороге присущи особенности, характерные для всех трасс Севера: значительная протяженность, большие расстояния между больницами, а также нередко возникающие условия плохой видимости, наледь и сильный боковой ветер, обусловленные климатическими особенностями. Все это, с одной стороны, увеличивает вероятность возникновения большого количества ДТП с медицинскими последствиями, а с другой - снижает своевременность оказания медицинской помощи травмированным [5, 6]. Цель исследования - выявить региональные особенности дорожно-транспортного травматизма на ФАД М8 «Холмогоры» в Архангельской области. Материалы и методы Отобрано 906 медицинских карт (ф. 003/у) пациентов, проходивших лечение в стационарах Архангельской области, поступивших по срочным показаниям в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2018 г. Исследование проведено по критериям ретроспективного сплошного документального наблюдения: рассмотрены все истории болезни травмированных в ДТП, получавших госпитальное лечение за указанный период. Критерии включения в исследование: -травмированные обоих полов; -старше 18 лет; -травма в ДТП получена на участке ФАД М8 «Холмогоры» в Архангельской области, госпитализация произведена в медицинскую организацию, отвечающую за данный участок трассы; -травма получена в период с 01.01.2012 г. по 31.12. 2018 г. При проведении статистического анализа использовался лицензионный пакет прикладных статистических программ SPSS 22. Распределение было принято как ненормальное, для количественных признаков были рассчитаны средние величины (медиана, первый и третий квартили). При сравнении двух независимых групп применялся критерий Манна-Уитни, нескольких групп - критерий Краскела-Уоллиса. При сравнении частот значений признаков в двух группах использовался критерий χ2. В качестве критерия статистической значимости была выбрана вероятность случайной ошибки менее 5% (p<0,05) с применением поправки на множественные сравнения (поправка Бонферрони). Результаты исследования За период исследования выявлено снижение количества ДТП с медицинскими последствиями и числа пострадавших в них на протяжении всей ФАД М8 «Холмогоры» (рис. 1). Отмечены снижение уровня погибших в результате ДТП на ФАД М8 «Холмогоры» от максимума в 2014 г. до минимума в 2017 г. и новый рост в 2018 г. (рис. 2). Данные факты могут быть связаны с результатами введенных в России программ по снижению смертности на дорогах и количества ДТП, а также с ужесточением наказания за езду в нетрезвом виде, непристегнутый ремень безопасности. Общее количество травмированных на Архангельской части ФАД М8 «Холмогоры» составило 906 человек, из них 621 мужчина, 285 женщин. Средний возраст травмированных составил 35 лет (min - 18, max - 89). Средний возраст мужчин - 35 лет (min - 18, max - 84), женщин - 38 лет (min - 18, max - 89). Женщины оказались значимо (p<0,03) старше мужчин. В общей выборке травмированных преобладают лица молодого трудоспособного возраста до 40 лет (57,3% от всех пострадавших; p<0,001). Проведен анализ периодичности дорожно-транспортного травматизма в зависимости от времени года, дня недели и времени суток за 7-летний период. Выявлено, что, наибольшее количество людей получали травмы в ДТП на ФАД М8 «Холмогоры» в летний (33,1%) и осенний (29,8%) периоды года при явной тенденции к уменьшению их числа в зимний (20,1%) и весенний (17%) периоды (рис. 3). Преобладание количества травмированных летом и осенью может быть объяснено более интенсивным движением автотранспорта в этот период в связи с дачным сезоном, большой продолжительностью светового дня, более благоприятными условиями климата, а также свободным от наледи дорожным покрытием. Все это способствует высокоскоростному режиму движения, что ведет к серьезному возрастанию риска возникновения ДТП с медицинскими последствиями. В зимний период востребованность автомобилей в Архангельской области сильно снижается из-за наледи на дорогах и короткого светового дня, а весной - из-за некачественной дорожной сети после зимы, поскольку снег и наледь могут сохраняться до мая включительно. Отмечено, что подавляющее большинство травм приходится на выходные дни: субботу (16,2%) и воскресенье (16,7%). Минимальное количество пострадавших (10,9%) зафиксировано во вторник, с последующим нарастающим трендом до недельного максимума в воскресенье. Данный факт может быть объяснен тем, что личный автотранспорт более востребован у граждан именно в выходные дня и в пятницу вследствие стремления населения выехать на дачные участки. Зафиксировано, что наибольшее (35,1%; p<0,001) количество травмированных приходится на вечернее время, с 18:00 до 23:59, на дневное время, с 12:00 до 17:59, - 29,7% пострадавших. Утром, с 6:00 до 11:59, количество травмированных вновь снижается до 20,6%, а минимума оно достигает в ночное время, с 00:00 до 5:59 (14,6%). Данная динамика логично связана с востребованностью личного автомобильного транспорта в вечернее и дневное время. Обсуждение Исследование по выявлению особенностей дорожно-транспортного травматизма на федеральной автодороге М8 «Холмогоры» Архангельской области обнаружило снижение количества ДТП с медицинскими последствиями, уменьшение числа пострадавших и погибших, что сопоставимо с результатами исследования, проведенного И. В. Гречухиным, И. Ю. Болотниковым и М. К. Андреевым, которые также отмечают снижение числа погибших и пострадавших в ДТП, а также уменьшение количества ДТП с медицинскими последствиями [7]. Полученные данные о половозрастном составе травмированных в ДТП коррелируют с данными других исследований [8]. Выводы Отмечена динамика снижения количества ДТП с медицинскими последствиями (р<0,001), уменьшения числа пострадавших (р<0,001) и погибших в ДТП на ФАД М8 «Холмогоры» Архангельской области с минимальными значениями в 2018 г. Среди пострадавших доля мужчин и лиц молодого трудоспособного возраста до 40 лет составляет 57,3% (p<0,001). Наибольшее число пострадавших в ДТП регистрируется в летний и осенний периоды, а наиболее опасными днями недели по ДТП и появлению пострадавших являются выходные дни. В суточной временной периодичности максимальное количество пострадавших в ДТП зарегистрировано в вечернее время (18:00-24:00; p<0,001). Исследование не имело спонсорской поддержки. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.About the authors
A. V. Baranov
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”; The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Northern State Medical University”
Email: Baranov.av1985@mail.ru
References
- Волошина Л. В. Смертность от дорожно-транспортных происшествий и возможные направления ее снижения (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011;(5):6-9.
- Исаева И. В. Роль службы медицины катастроф при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Казанский медицинский журнал. 2011;(3):82-5.
- Кузьмин А. Г. Дорожно-транспортный травматизм как национальная проблема. Экология человека. 2011;(3):44-9.
- Кузьмин А. Г., Носов А. В. Организационные аспекты деятельности здравоохранения Вологодской области по снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Экология человека. 2014;(3):28-31.
- Баранов А. В., Матвеев Р. П., Барачевский Ю. Е., Гудков А. Б. Повреждения таза как аспект дорожно-транспортного травматизма. Врач-аспирант. 2012;52(3):389-92.
- Петчин И. В., Барачевский Ю. Е., Меньшикова Л. И., Баранов А. В. Система оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе а Арктической зоне Российской Федерации. Экология человека. 2018;(12):12-9.
- Гречухин И. В., Болотников И. Ю., Андреев М. К. Состояние проблемы дорожно-транспортного травматизма и совершенствование информационного обеспечения его мониторинга в Астраханской области. Социальные аспекты здоровья населения. 2017;(3):10-1.
- Варакина Ж. Л., Санников А. Л. «Травматическая эпидемия» в современной России (на примере Архангельской области). Архангельск: Изд-во СГМУ; 2018.