О стоматологической службе воронежской области

Аннотация


Рассмотрены особенности организации стоматологической помощи взрослому и детскому населению на территории крупного субъекта Российской Федерации. В соответствии с планом мероприятий департамента здравоохранения Воронежской области, а также в целях совершенствования организации стоматологической службы и статистической отчетности и учета в автономном учреждении здравоохранения Воронежской области проводятся рабочие совещания по вопросам организации стоматологической службы. В ходе совещаний освещаются вопросы первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения Воронежской области в рамках государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», вопросы организации и проведения непрерывного медицинского образования в стоматологии, подготовки и сдачи годового отчета по стоматологии в соответствии с последними требованиями федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения, новые требования к порядку подачи документов на льготное зубопротезирование членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы в мирное время. При рассмотрении современного положения научной медицины и практического направления по сохранению здоровья населения неизменной остается актуальность исследований по стоматологической направленности. Анализ литературных источников показал значимость именно динамического наблюдения медико-социальных показателей, условий и образа жизни, уровня и структуры стоматологической заболеваемости, демографической ситуации. Авторы данных работ хорошо представляют важность предпосылки стоматологических мероприятий, направленных на профилактику (в первую очередь) и лечение (при необходимости). Эти авторы, говоря о показателях заболеваемости в стоматологии, подчеркивают необходимость ее изучения для оценки общественного здоровья всего населения. Использованы данные социально-гигиенического мониторинга Воронежской области за 2015-2017 гг.

Полный текст

Последние десятилетия в стоматологической службе России характеризуются широкими возможностями профильных медицинских организаций, работающих в законодательно разрешенных формах собственности, а также значительным по численности кадровым составом, высоким внешним и внутренним ресурсом, постоянным обновлением предписывающих директив о профессиональной деятельности по отношению ко всему персоналу с разъяснениями по выполнению эффективного и качественного обеспечения оказываемой медицинской помощи. В данный период самые широкие полномочия по оказанию медицинской помощи населению перемещены на уровень субъектов РФ, и медицинские организации именно этого уровня при выполнении схожих работ могут иметь значительные расхождения. Состояние стоматологической службы в системе здравоохранения Воронежской области в настоящее время характеризуется доступностью и качеством оказания помощи населению, внедрением в практику современных стоматологических технологий, постоянно повышающими профессиональный уровень специалистами [1]. Материалы и методы Чтобы проводить анализ и оценивать результаты профилактической и лечебной работы по снижению стоматологической заболеваемости среди населения, крайне важно рассмотрение недостатков, имеющихся в официально учитывающих документах по вопросу взаимосвязи стоматологической заболеваемости и существующего необходимого объема стоматологической помощи. Именно проведение исследований в данном контексте создает возможность коррекции в организации работ со стороны врача-стоматолога, амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) стоматологического профиля и управляющей вертикали здравоохранения регионального уровня. На начало 2018 г. в Воронежской области по данным обращаемости общая стоматологическая заболеваемость населения составила 420‰, а у взрослого населения - 910‰. Не вызывает сомнений информация о том, что кризисные ситуации в различных жизненных сферах общества обостряют в сторону ухудшения социально-гигиенические факторы, влияющие на и стоматологическую заболеваемость. Это постоянно направляет теоретическую и практическую части проводимой работы на переоценку сил указанных факторов, а также на поиск путей оптимизации проводимой профилактической работы. Нами изучены и использованы данные отчетов, проведен сравнительный анализ, касающийся кадрового потенциала стоматологической службы Воронежской области в 2015-2017 гг. (отчетные формы № 17, 30, 47), наличия ресурсов, а также сформировано мнение о том, что здоровье населения непосредственно связано с медико-демографическими показателями на фоне результатов проводимой профилактической работы, включенных в основные показатели деятельности стоматологической службы. Данная работа, проведенная в Воронежской области, полностью сопоставима с имеющимся мировым опытом планирования профилактических программ для снижения стоматологической заболеваемости населения, для стратегического единства науки и практики. Результаты исследования ps202002.4el00069.jpg На начало 2018 г. стоматологическая служба субъекта РФ Воронежская область имеет 14 стоматологических поликлиник, в том числе одну для детей, 14 стоматологических отделений, 18 стоматологических кабинетов при районных больницах (РБ), 321 - при других медицинских организациях Воронежской области, включая диспансеры, санатории, общеобразовательные учреждения, предприятия, 12 зубопротезных отделений и 30 зубопротезных кабинетов (см. рисунок). Структурный состав специалистов стоматологического профиля остается практически неизменным на протяжении последних лет. В 2016 г. амбулаторно-поликлиническую стоматологическую помощь в области оказывали 1672 врача стоматологического профиля, в том числе 1210 специалистов государственного сектора. Из них ортопедическую помощь оказывали 159 врачей и 208 врачей на платном приеме. Доля зубных врачей в структуре врачей стоматологического профиля области, работающих в государственном секторе, составила в отчетном году 9,1%. В целом по области процент укомплектованности штатов по занятым должностям в 2016 г. составил 94,5% (в 2015 г. - 94,3%), по физическим лицам - 89,7% (в 2015 г. - 89,2%). Приоритетной остается работа с подрастающим поколением на основе принципа «профилактика лучше лечения» [2]. Но с кадрами в детской стоматологии медицинских организаций районов области сложилась непростая ситуация: низкая обеспеченность детского населения врачами-стоматологами детскими (1,6 при рекомендуемом нормативе 5,0) из-за недостаточного количества штатных должностей и отсутствия их в нескольких районах (см. таблицу). При этом созданная единая компьютерная программа статистического учета позволяет оперативно проводить анализ качественных и количественных показателей работы стоматологической службы области. В 2016 г. число детей, первично обратившихся к ps202002.4el00071.jpg врачам стоматологического профиля, по области увеличилось на 2,5% по сравнению с предшествующим годом, также на 0,8% возросло общее число посещений пациентов детского возраста. Врачи-стоматологи детские активно принимали участие в диспансеризации детского населения области [3]. Школьная профилактическая программа проводится во всех общеобразовательных учреждениях г. Воронежа и районов области. В рамках межобластного проекта «Живи долго» и в соответствии с планом выездной работы 21 августа 2017 г. в Чертовицком детском санатории было проведено занятие на тему: «Гигиена полости рта». 23 августа 2017 г. в «Областном центре социальной помощи семье и детям «Буревестник» проведена беседа «Профилактика стоматологических заболеваний у детей». Целью данных мероприятий являлась выработка у детей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни, методов предупреждения стоматологических заболеваний и поддержания организма в здоровом состоянии [4]. Во всех школах, гимназиях и лицеях г. Воронежа состоялись гигиенические уроки в классах начальной школы о правилах ухода за полостью рта, работают школы здоровья. Удельный вес санированных больных от первично обратившихся по области в 2016 г. сохранился на прежнем высоком уровне и составил 60%. Число лиц с оздоровленной полостью рта на 1 тыс. детей в возрасте до 15 лет в целом по области увеличилось с 559 в 2015 г. до 568 в 2016 г. Обсуждение На основании Закона Воронежской области от 14.11.2008 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» льготное зубопротезирование проведено в 2016 г. 61 члену семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы в мирное время. Кураторство является в работе областной клинической стоматологической поликлиники огромным прорывом при оказании организационно-методической помощи руководителям стоматологической службы районов области. В целом за 2016 г. в районы области и медицинские организации стоматологического профиля г. Воронежа выезжало 95 специалистов, в 2015 г. - 79. В целях повышения стоматологических знаний и в соответствии с планом работы стоматологической службы области за 2016 г. было проведено 17 научно-практических мероприятий (в 2015 г. - 44). Ежегодно сотрудниками областной клинической стоматологической поликлиники издаются информационно-методические материалы для стоматологов области. Программа государственных гарантий по стоматологии за 2017 г., по предварительным данным, выполнена в области на 100,5%, в г. Воронеже - на 101,3%, в районах области - на 99,7%. Ниже контрольных величин Программа выполнена стоматологическими службами бюджетных учреждений здравоохранения: БУЗ ВО «Богучарская РБ», БУЗ ВО «Воробьевская РБ», БУЗ ВО «Кантемировская РБ», БУЗ ВО «Нижнедевицкая РБ», БУЗ ВО «Ольховатская РБ», БУЗ ВО «Семилукская РБ», БУЗ ВО «Терновская РБ». За 2017 г. к врачам стоматологического профиля области сделано 1 632 619 посещений, что на 3,5% меньше, чем за предшествовавший год (в 2016 г. - 1 690 342 посещения). За 2017 г. к стоматологам по области было сделано 485 246 посещений пациентами детского возраста (в 2016 г. - 502 030). Число первично обратившихся за стоматологической помощью в целом по области снизилось на 3,4% и составило 754 959 (в 2016 г. - 780 665). Также произошло снижение числа первично обратившихся детей по области с 280 479 в 2016 г. до 270 154 в 2017 г. За стоматологической помощью в медицинские организации области обратилось 32,3% всего населения (в 2016 г. - 33,1%), в том числе детей от 0 до 17 лет - 67,7% (в 2016 г. - 71,7%), из них подростков 84,8% (в 2016 г. - 92,1%). На прежнем высоком уровне сохраняется удельный вес санированных больных в категории обратившихся впервые: по области 59%, по районам области также 59%. При нормативе 50% показатель по г. Воронежу еще выше - 63%. Доля лиц в области, которые были осмотрены с целью профилактики, от числа первично обратившихся увеличилась на 2% (в 2016 г. - 50%), по г. Воронежу она незначительно снизилась (с 54% в 2016 г. до 53% в 2017 г.), по районам области данный показатель возрос (с 48% в 2016 г. до 50% в 2017 г.). Разработку и реализацию основных направлений развития стоматологической службы, а также координацию работы стоматологических медицинских организаций всех форм собственности в области осуществляет организационно-методический кабинет областной клинической стоматологической поликлиники. Приоритетными направлениями организационно-методической работы определены: •выездные формы оказания стоматологической помощи населению; •оказание организационной, методической и консультативной помощи руководителям стоматологических служб; •выездные формы оперативного контроля деятельности стоматологических подразделений; •системный анализ деятельности стоматологической службы региона, осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамике развития ее отдельных структур; •проведение мониторинга медико-демографических показателей и стоматологического статуса населения области; •разработка текущих и перспективных планов деятельности стоматологической службы области, стратегическое планирование; •организация мероприятий по приоритетным направлениям развития стоматологической службы области, их реализация, контроль и оценка эффективности выполнения; •обеспечение внедрения в практику работы службы новых стоматологических технологий; •проведение перманентного обучения специалистов стоматологической службы области среднего и высшего звена (конференции, семинары); •информационное обеспечение (выпуск методических рекомендаций и информационных писем). Проблемными остаются недостаточная обеспеченность и недоукомплектованность штатов в районах области, особенно средним медицинским персоналом, слабая материально-техническая база ряда объектов оказания стоматологической помощи населению районов области, где 50% и более стоматологического оборудования требует замены [5]. Заключение Приоритетными направлениями развития стоматологической службы Воронежской области можно считать: •неукоснительное выполнение Программы государственных гарантий населению области по оказанию стоматологической помощи; •оснащение стоматологических отделений и кабинетов в соответствии со стандартами оснащения Порядков оказания медицинской помощи взрослому населению и детям со стоматологическими заболеваниями; •повышение доступности, безопасности и качества оказания стоматологической помощи населению; •приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, в том числе в организации работы школьной стоматологической службы районов области; •вступление в программу непрерывного медицинского образования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

Ю. Е. Антоненков

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко» Минздрава России

Email: rhsvjd55@mail.ru

Н. Н. Чайкина

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко» Минздрава России


О. С. Саурина

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко» Минздрава России


Е. Б. Смолькин

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко» Минздрава России


А. В. Чернов

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко» Минздрава России


С. Н. Титова

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко» Минздрава России


Список литературы

  1. Чесноков П. Е., Ермаков В. Б., Антоненков Ю. Е. Проблемы качества стоматологической помощи в условиях муниципального образования и управление социально-экономическими результатами. Бюллетень НИИОЗ. 2012;(2):142-4.
  2. Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья. Копенгаген: ВОЗ; 1989.
  3. Первушина О. А., Антоненков Ю. Е., Чайкина Н. Н. О вопросах оптимизации работы в стоматологии Воронежской области среднего медицинского персонала с взрослым населением. Актуальные вопросы образования и науки. 2014;(1):99-100.
  4. Первушина О. А., Антоненков Ю. Е., Косолапов В. П., Чайкина Н. Н. О взаимосвязи качества оказываемых стоматологических услуг и заинтересованности работы среднего персонала в медицинских организациях различных форм собственности. Врач-аспирант. 2017;81(2):81-90.
  5. Первушина О. А., Антоненков Ю. Е., Косолапов В. П., Смолькин Е. Б. О проблеме эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер стоматологического профиля. Стерлитамак; 2017.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 60

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах