Медиа и цифровые технологии: вред или польза в борьбе с детским ожирением? (обзор литературы)

  • Авторы: Грибкова И.В.1
  • Учреждения:
    1. ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Москва, Россия
  • Выпуск: Том 33 (2025): Спецвыпуск 2
  • Страницы: 964-969
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/2347
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-s2-964-969
  • Цитировать

Аннотация


Детское ожирение представляет собой одну из важнейших проблем общественного здравоохранения, поскольку связано с развитием сопутствующих заболеваний и ухудшением социального, эмоционального и психического здоровья. Высокая распространённость избыточного веса среди детей во всём мире требует разработки эффективных методов профилактики и лечения. Традиционные подходы, основанные на личном контакте со специалистами, имеют ограниченную доступность. Цифровизация, с одной стороны, усугубляет проблему за счёт гиподинамии и лёгкого доступа к нездоровой пище, а с другой — открывает новые возможности благодаря восприимчивости детей к цифровым технологиям. Цель данной работы — систематизировать современные данные о влиянии медиа и цифровых технологий на индекс массы тела у детей и подростков. Анализ публикаций в PubMed/MEDLINE за последние 5 лет выявил основные цифровые факторы риска: рекламу вредных продуктов, малоподвижность перед экранами, приём пищи во время просмотра и психологическое воздействие контента. В то же время мобильные приложения и игровые программы доказали свою эффективность в борьбе с ожирением. Особую перспективу представляют комплексные подходы, сочетающие цифровые инструменты с очными визитами к врачам.

Об авторах

Ирина Владимировна Грибкова

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Москва, Россия

Список литературы

  1. McMullan M., Millar R., Woodside J. V. A systematic review to assess the effectiveness of technology-based interventions to address obesity in children // BMC Pediatr. 2020. Vol. 20, N 1. P. 242. doi: 10.1186/s12887-020-02081-1
  2. Яблонская А. А., Яблонский П. П., Хаверих А. Избыточная масса тела и ожирение у детей и подростков: состояние проблемы и возможные пути ее решения // Человек. Спорт. Медицина. 2024. Т. 24, №1. С. 15—24. doi: 10.14529/hsm240102
  3. Савина А. А., Фейгинова С. И., Землянова Е. В. Особенности возрастно-половой смертности взрослого населения от причин, ассоциированных с ожирением // Здоровье мегаполиса. 2024. Т. 5, №4. С. 329—345. doi: 10.47619/2713—2617.zm.2024.v.5i4p2;329—345
  4. Kaur N., Gupta M., Malhi P., Grover S. Screen time in under-five children // Indian Pediatr. 2019. Vol. 56, N. 9. P. 773—788.
  5. Rocka A., Jasielska F., Madras D. et al. The impact of digital screen time on dietary habits and physical activity in children and adolescents // Nutrients. 2022. Vol. 14, N 14. P. 2985. doi: 10.3390/nu14142985
  6. Gupta P., Shah D., Bedi N. et al. Indian Academy of Pediatrics Guidelines on screen time and digital wellness in infants, children and adolescents // Indian Pediatr. 2022. Vol. 59, N 3. P. 235—244.
  7. La Marra M., Caviglia G., Perrella R. Using smartphones when eating increases caloric intake in young people: an overview of the literature // Front. Psychol. 2020. Vol. 11. P. 587886. doi: 10.3389/fpsyg.2020.587886
  8. Jusienė R., Urbonas V., Laurinaitytė I. et al. Screen use during meals among young children: exploration of associated variables // Medicina (Kaunas). 2019. Vol. 55, N 10. P. 688. doi: 10.3390/medicina55100688
  9. Alruwaily A., Mangold C., Greene T. et al. Child social media influencers and unhealthy food product placement // Pediatrics. 2020. Vol. 146, N 5. P. e20194057. doi: 10.1542/peds.2019—4057
  10. Qutteina Y., Hallez L., Mennes N. et al. What do adolescents see on social media? A diary study of food marketing images on social media // Front. Psychol. 2019. Vol. 10. P. 2637. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02637
  11. Elliott C., Truman E., Nelson M. R. et al. Food promotion and children's health: considering best practices for teaching and evaluating media literacy on food marketing // Front. Public Health. 2022. Vol. 10. P. 929473. doi: 10.3389/fpubh.2022.929473
  12. Gupta P., Shah D., Kumar P. et al. Pediatric and Adolescent Nutrition Society (Nutrition Chapter) of Indian Academy of Pediatrics. Indian Academy of Pediatrics Guidelines on the fast and junk foods, sugar sweetened beverages, fruit juices, and energy drinks // Indian Pediatr. 2019. Vol. 56, N 10. P. 849—863.
  13. Harris J. L., Taillie L. S. More than a nuisance: implications of food marketing for public health efforts to curb childhood obesity // Annu. Rev. Public Health. 2024. Vol. 45, N 1. P. 213—233. doi: 10.1146/annurev-publhealth-090419-102616
  14. Matthes J., Naderer B. Sugary, fatty, and prominent: food and beverage appearances in children's movies from 1991 to 2015 // Pediatr. Obes. 2019. Vol. 14, N 4. P. e12488. doi: 10.1111/ijpo.12488
  15. Folkvord F., Naderer B., Coates A., Boyland E. Promoting fruit and vegetable consumption for childhood obesity prevention // Nutrients. 2021. Vol. 14, N 1. P. 157. doi: 10.3390/nu14010157
  16. Smith R., Kelly B., Yeatman H., Boyland E. Food marketing influences children's attitudes, preferences and consumption: a systematic critical review // Nutrients. 2019. Vol. 11, N 4. P. 875. doi: 10.3390/nu11040875
  17. Folkvord F., Hermans R. C. Food marketing in an obesogenic environment: a narrative overview of the potential of healthy food promotion to children and adults // Curr. Addict. Rep. 2020. Vol. 7. P. 431—436. doi: 10.1007/s40429-020-00338-4
  18. Mazzeo S. E., Weinstock M., Vashro T. N. et al. Mitigating harms of social media for adolescent body image and eating disorders: a review // Psychol. Res. Behav. Manag. 2024. Vol. 17. P. 2587—2601. doi: 10.2147/PRBM.S410600
  19. Dahlgren C. L., Sundgot-Borgen C., Kvalem I. L. et al. Further evidence of the association between social media use, eating disorder pathology and appearance ideals and pressure: a cross-sectional study in Norwegian adolescents // J. Eat Disord. 2024. Vol. 12, N 1. P. 34. doi: 10.1186/s40337-024-00992-3
  20. Wilksch S. M., O'Shea A., Ho P. et al. The relationship between social media use and disordered eating in young adolescents // Int. J. Eat Disord. 2020. Vol. 53, N 1. P. 96—106. doi: 10.1002/eat.23198
  21. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // Int. J. Adolesc. Youth. 2020. Vol. 25, N 1. P. 79—93. doi: 10.1080/02673843.2019.1590851
  22. Polanin J. R., Espelage D. L., Grotpeter J. K. et al. A systematic review and meta-analysis of interventions to decrease cyberbullying perpetration and victimization // Prev. Sci. 2022. Vol. 23, N 3. P. 439—454. doi: 10.1007/s11121-021-01259-y
  23. Day S., Bussey K., Trompeter N., Mitchison D. The impact of teasing and bullying victimization on disordered eating and body image disturbance among adolescents: a systematic review // Trauma Violence Abuse. 2022. Vol. 23, N 3. P. 985—1006. doi: 10.1177/1524838020985534
  24. Tiggemann M. Digital modification and body image on social media: disclaimer labels, captions, hashtags, and comments // Body Image. 2022. Vol. 41. P. 172—180. doi: 10.1016/j.bodyim.2022.02.012
  25. Hammad N. M., Kay M. C. Perspectives on healthy eating practices and acceptance of WIC-approved foods among parents of young children enrolled in WIC // PLoS One. 2023. Vol. 18, N 12. P. e0295902. doi: 10.1371/journal.pone.0295902
  26. Wu Y., Ma X., Fraser W. D. et al. Caregivers' perceptions, challenges and service needs related to tackling childhood overweight and obesity: a qualitative study in three districts of Shanghai, China // BMC Public Health. 2021. Vol. 21, N 1. P. 768. doi: 10.1186/s12889-021-10744-6
  27. Reppas K., Papamichael M. M., Moschonis G. et al. Role of parenting practices and digital media on beverage intake in European schoolchildren of different weight status. Feel4Diabetes-study // Nutrition. 2023. Vol. 115. P. 112142. doi: 10.1016/j.nut.2023.112142
  28. Forkmann K., Roth L., Mehl N. Introducing zanadio — a digitalized, multimodal program to treat obesity // Nutrients. 2022. Vol. 14, N 15. P. 3172. doi: 10.3390/nu14153172
  29. Wild C. E.K., Egli V., Rawiri N. T. et al. «It's more personal if you can have that contact with a person»: Qualitative study of health information preferences of parents and caregivers of children with obesity in New Zealand // Health Soc. Care Commun. 2022. Vol. 30, N 5. P. e3106—e3115. doi: 10.1111/hsc.13756
  30. Zeldman J., Varela E. G., Gorin A. A. et al. Home visitation program staff attitudes and intentions towards using digital technology to educate families about preventing early childhood obesity: a qualitative study // Matern. Child Health J. 2023. Vol. 27, N 11. P. 1905—1913. doi: 10.1007/s10995-023-03731-3
  31. Chai L. K., Farletti R., Fathi L., Littlewood R. A rapid review of the impact of family-based digital interventions for obesity prevention and treatment on obesity-related outcomes in primary school-aged children // Nutrients. 2022. Vol. 14, N 22. P. 4837. doi: 10.3390/nu14224837
  32. Lei S., Inojosa J. R.M., Kumar S. et al. Effectiveness of a weight loss program using digital health in adolescents and preadolescents // Child Obes. 2021. Vol. 17, N 5. P. 311—321. doi: 10.1089/chi.2020.0317
  33. Polechoński J., Nierwińska K., Kalita B., Wodarski P. Can physical activity in immersive virtual reality be attractive and have sufficient intensity to meet health recommendations for obese children? A pilot study // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17, N 21. P. 8051. doi: 10.3390/ijerph17218051
  34. Partridge S. R., Raeside R., Latham Z. et al. 'Not to be harsh but try less to relate to 'the teens' and you'll relate to them more': co-designing obesity prevention text messages with adolescents // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. Vol. 16, N 24. P. 4887. doi: 10.3390/ijerph16244887
  35. Fowler L. A., Hampl S. E., Dreyer Gillette M. L. et al. translating family-based behavioral treatment for childhood obesity into a user-friendly digital package for delivery to low-income families through primary care partnerships: the MO-CORD study // Child Obes. 2021. Vol. 17, S1. P. S30—S38. doi: 10.1089/chi.2021.0174

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 1970

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах