Образовательные траектории формирования профессиональных компетенций у специалистов здравоохранения (на примере правовой компетенции)

  • Авторы: Свиридова Т.Б.1, Лутиков А.С.1, Голдина Е.А.1, Бурковская Ю.В.2, Камынина Н.Н.1,2, Гажева А.В.2
  • Учреждения:
    1. Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, 107392, Москва, Россия
    2. ГБУ города Москвы Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, Москва, Россия
  • Выпуск: Том 33 (2025): Спецвыпуск 2
  • Страницы: 1026-1031
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/2329
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-s2-1026-1031
  • Цитировать

Аннотация


В России продолжается поэтапная реформа системы высшего профессионального образования, в которой особое внимание уделяется развитию профессиональных компетенций у медицинских работников. Однако развитие профессиональных компетенций не должно идти только путём пополнения багажа навыков узкопрофильными знаниями и умениями. Компетентностно-ориентированная модель непрерывного медицинского образования подразумевает формирование правовой культуры, необходимый уровень юридической грамотности у врача. Знание и соблюдение медицинскими работниками норм действующего законодательства — базис функционирования системы здравоохранения, правовая грамотность является залогом профессиональной защиты их деятельности. Цель исследования: обоснование необходимости разработки образовательной траектории развития профессиональных компетенций у медицинских работников (на примере правовой компетенции). Материалы и методы. Социологический метод (изучения мнения респондентов), статистический метод (оценка результатов социологического опроса). Результаты. При определении потребности в повышении правовой грамотности среди специалистов в области общественного здоровья и организации здравоохранения проведён социологический опрос, выявивший дефицит правовых знаний, прежде всего отсутствие структурированного понимания основных законов, излагающих основы прав и обязанностей субъектов медицинской помощи, и базовых нормативно-правовых актов, регулирующих медицинскую деятельность. Выводы. Наличие правовых компетенций позволило бы медицинским работникам эффективно овладеть методами профилактики правонарушений при оказании помощи, контролировать возникновение конфликтных ситуаций, а также находить решения сложных этических и правовых вопросов. Заключение. Современный врач, и особенно организатор здравоохранения, должен уверенно ориентироваться в правовом контексте деятельности, в правовой информации, а также использовать юридические знания в работе.

Об авторах

Т. Б. Свиридова

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, 107392, Москва, Россия

А. С. Лутиков

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, 107392, Москва, Россия

Е. А. Голдина

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, 107392, Москва, Россия

Ю. В. Бурковская

ГБУ города Москвы Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, Москва, Россия

Н. Н. Камынина

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, 107392, Москва, Россия; ГБУ города Москвы Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, Москва, Россия

А. В. Гажева

ГБУ города Москвы Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, Москва, Россия

Список литературы

  1. Современная наука: актуальные вопросы и новые исследования: монография / под ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза; 2023.
  2. Каграманян И. Н., Тарасенко А. И., Купеева И. А. и др. Исторические аспекты трансформации системы медицинского образования // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2, №1. С. 32—40. doi: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.32-40
  3. Соболева М. А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения // Материалы II Международной научной конференции «Педагогическое мастерство». М.; 2012.
  4. Свиридова Т. Б., Макиев Р. Г., Лутиков А. С., Голдина Е. А. Смешанное, гибридное обучение как необходимый компонент современного обучения медицинских работников // Менеджер здравоохранения. 2024. №6. С. 87—96. doi: 10.21045/1811-0185-2024-6-87-96
  5. Макиев Р. Г., Свиридова Т. Б., Лутиков А. С., Голдина Е. А. Специфика разработки дополнительных профессиональных программ с учетом профессиональных стандартов и квалификационных требований // Менеджер здравоохранения. 2024. №11. С. 135—142. doi: 10.21045/1811-0185-2024-11-135-142
  6. Пекшев А. В. Биоэтика: от Просвещения к возвращению // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. №1. С. 53—61. doi: 10.17803/2311-5998.2021.84.8.053-061
  7. Астанина С. Ю., Драпкина О. М., Шепель Р. Н. Взаимосвязь качества подготовки врачей-терапевтов и содержания образовательных программ // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, №1. С. 265—271. doi: 10.55355/snv2022111301
  8. Гацура О. А. Дерюшкин В. Г., Гацура С. В. О проблеме правовой грамотности практикующих врачей // Здравоохранение Российской Федерации. 2019. Т. 63, №3. С. 159—165. doi: 10.18821/0044-197X-2019-63-3-159-165

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 1970

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах