Медико-социальные аспекты оптимизации нагрузки на позвоночник учащихся средних образовательных школ

Аннотация


В статье рассмотрены вопросы статистического обоснования необходимости минимизации нагрузки на позвоночник школьников в России и зарубежных странах, обозначены основные направления и многоаспектность регулирования оптимизации нагрузки на позвоночник, поскольку именно этот фактор играет ключевую роль в формировании здоровья всего организма. Движение, правильная осанка, удобная одежда и обувь, рационально подобранные стулья и кровати позволяют сохранить здоровье позвоночника, а перегрузки, в частности тяжелые школьные рюкзаки, негативно сказываются на его развитии и функционировании. Вопросу нагрузки на позвоночник школьников уделяется большое внимание со стороны органов государственной власти, медиков, родителей и учителей. Проблема реально существует и сегодня пока не решена, несмотря на значительные действия в этом направлении. Многочисленные российские и зарубежные исследования подтверждают актуальность выбранной темы исследования. Электронные учебники могут стать основным ключевым моментом в решении этой проблемы.

Полный текст

Введение Здоровый позвоночник и правильная осанка учащихся - это один из основных факторов здоровья всего организма, который формирует в дальнейшем уровень здоровья гражданина, отражается на продолжительности жизни и измеряется показателями демографической и национальной безопасности. Поэтому учащимся необходимо соблюдать ограничения в подъеме тяжестей, правильно выбирать школьные изделия и помнить, что главная угроза исходит от чрезмерно тяжелых рюкзаков, ранцев и сумок [1]. При рассмотрении проблемы излишней нагрузки на позвоночник учащихся следует учитывать, что неодинаково на здоровье школьников воздействует и вид изделий для переноса школьных принадлежностей и учебников [2]. Школьные изделия различаются по форме, составу и функциональным возможностям (ранец, рюкзак и «сумка почтальона»). Школьный ранец представляет собой изделие для переноски школьных принадлежностей на спине с жестким корпусом и плечевыми ремнями, он поддерживает спину школьника в прямом положении и не деформирует позвоночник. Это его основное достоинство по сравнению с другими школьными изделиями, которое определяет более широкую область его применения. Рюкзак не имеет жесткого корпуса и уплотненной спинки, оказывает неравномерное давление на спину и представляет существенную угрозу для здоровья учащихся. «Сумка почтальона» переносится как в руке, так и на длинной лямке через плечо, может иметь как жесткий, так и мягкий корпус. Длительное ношение сумки на одном и том же плече приводит к возникновению болей в спине (плече), а в дальнейшем и к искривлению позвоночника, также ограничивая область использования этого школьного изделия. На первом этапе проблема выбора ранца (рюкзака, сумки) решается достаточно просто: родителям следует придерживаться при их покупке рекомендаций Роспотребнадзора. Необходимо обращать внимание на: -маркировку и наличие единого знака обращения на рынке (три стилизованные буквы ЕАС с точными пропорциями квадрата на светлом фоне); -наименование страны-изготовителя; -наименование и местонахождение изготовителя (импортера, дистрибьютора); -наименование, вид и/или назначение изделия, дату изготовления. При этом маркировка изделий должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной для осмотра, а изделие должно соответствовать возрасту ребенка [3]. Даже при правильном выборе вида изделия для переноса школьных принадлежностей и учебников риск получить патологию вследствие превышения тяжести изделий с наполняемым достаточно высок. В частности, речь идет о нарушении осанки, развитии плоскостопия и болезней суставов. Если приходится часто наклоняться, чтобы нести ранец, серьезные сбои могут возникнуть и в функциях внутренних органов, сердца и глаз. Велика вероятность возникновения головных болей, постоянной вялости, раздражения и нервозности [4]. Проблема тяжести школьных рюкзаков, ранцев и сумок регулярно обсуждается на всех уровнях управления образованием и здравоохранением в России и других странах. Аналитики обращают внимание на способы наполнения рюкзака, предлагают рекомендации по повышению безопасности их использования [5]. В качестве примера исследований в этом направлении можно привести опыт Португалии и США. Специалисты научно-медицинского центра Португалии после проведенных в стране исследований пришли к выводу, что масса школьного ранца, рюкзака или сумки с учебниками и школьными принадлежностями не должен превышать 10% массы тела школьника. Аналогичной нормы придерживается и Всемирная организация здравоохранения. И в Академии Педиатров США были разработаны нормы массы школьного рюкзака с набором всех школьных принадлежностей. Безопасные нормативы включают в себя массу ранца (0,5-0,7 кг): 1-й класс - до 1,2 кг, 2-й - до 1,6 кг, 3-й - до 2,3 кг, 4-й - до 2,6 кг, 5-й - до 2,8 кг, 6-й - до 3,1 кг, 7-8-й - до 3,5-3,6 кг, 9-11-й - до 4 кг [6]. В России этой проблеме также уделяют большое внимание. Ортопедические нормы ограничивают массу школьного рюкзака 10-15% массы тела школьника. Если школьник весит 30 кг, то масса ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 кг. Не следует забывать и о действующих на территории Российской Федерации СанПиН, регламентирующих массу школьных изделий и учебников. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также Единые санитарно-эпидемиологические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, регламентируют массу ранца без учебников для учащихся 1-4-го классов не более 0,7 кг. В 2010 г. были утверждены новые требования к массе учебников и письменных принадлежностей. Масса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должна превышать для учащихся 1-2-х классов 1,5 кг, 3-4-х - 2 кг, 5-6-х - 2,5 кг, 7-8-х - 3,5 кг, 9-11-х - 4,0 кг. Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования», масса учебника не должна быть более 0,3 кг для 1-4-го классов, 0,4 кг - для 5-6-го, 0,5 кг - для 7-9-го и 0,6 кг - для 10-11-го классов, но допускается увеличение массы учебника на 10% [7]. Необходимость уменьшения массы школьного портфеля - это объективная реальность сегодняшнего дня. По статистике в 1-й класс совершенно здоровыми идут всего 20% учеников, а из 11-го выходят меньше 10%. В современных условиях каждый 4-й школьник носит ранец более тяжелый, чем положено по нормам. Материалы и методы Цель исследования - обозначить на основе статистических данных актуальность процесса снижения нагрузки на позвоночник для российских школьников и разработать рекомендации по оптимизации массы ученических портфелей. Задачи исследования: -проанализировать результаты профилактических осмотров детей в возрасте 0-14 лет в Российской Федерации по данным Минздрава России и расчетам Росстата; -рассмотреть и сопоставить различные результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации; -определить диапазон нарушений гигиенических норм в аспекте массы портфеля; -обозначить методологию исследований по оценке нагрузки на позвоночник школьников, формируемой школьными портфелями, в том числе на основе зарубежного опыта; -обозначить многовариантность решения проблемы минимизации нагрузки на позвоночник школьников; -рассмотреть процесс использования электронных учебников в образовательной деятельности как фактор минимизации нагрузки на позвоночник, определяя положительные и отрицательные стороны реализации этого варианта. Объект исследования - статистические данные результатов профилактических осмотров детей в возрасте 0-14 лет в Российской Федерации, результаты исследований медиков-экспертов, самих школьников и сотрудников образовательных учреждений. Предмет исследования - оценка здоровья школьников, уровень заболеваемости по нарушению осанки и сколиозу, степень реализации СанПиН и рекомендации по оптимизации формирования нагрузки на позвоночник российских школьников. В работе использованы следующие методы исследования: -подбор и изучение материала по теме исследования, представленного в работах аналитической направленности российских и зарубежных авторов; -формирование выборки статистической информации по результатам профилактических осмотров детей в возрасте 0-14 лет в Российской Федерации на основе статистических данных; -анализ показателей в динамике (горизонтальный анализ) и определение средних величин; -использование модели традиционного прогнозирования, предполагающей развитие событий при прочих равных условиях. Результаты исследования ps201906.4e00079.jpg На первом этапе были проанализированы результаты профилактических осмотров детей в возрасте 0-14 лет в Российской Федерации по данным Минздрава России и расчетам Росстата с 1990 по 2015 г. с интервалом 5 лет. Выборка и результаты проведенных расчетов представлены в табл. 1 [8]. После анализа статистической информации и оценки сделанной выборки, на втором этапе были рассмотрены результаты исследований экспертов медиков. По результатам исследований ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, у 25% младших школьников нарушена осанка. Также авторы отмечают, что частота заболеваемости опорно-двигательного аппарата за время начальной школы возрастает в 1,5-2,0 раза. Результаты исследований А. А. Баранова, Л. С. Намазовой-Барановой, Р. Н. Терлецкой подтверждают ранее сделанные выводы и заболевания опорно-двигательного аппарата ставят на первое место при рассмотрении «школьных болезней». Также авторами отмечается, что неправильно подобранная одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками только усугубляют ситуацию [9]. На третьем этапе систематизировались авторские исследования, носящие индивидуальный характер (в большинстве случаев объект исследования - конкретный класс в общеобразовательной школе с количеством учеников не более 30), которые позволили выявить средний уровень нарушения СанПиН в России. Многочисленные исследования по массе школьных учебников в начальной и средней школе, проводимые во многих субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что масса учебной литературы соответствует гигиеническим нормам для школьников, а масса школьных портфелей соответствует нормативам не всегда. Степень отклонения от норм зависит от выбранного субъекта Российской Федерации, муниципального образования, вида образовательного учреждения, организации учебного процесса и от распределения учебных дисциплин по дням недели и колеблется в диапазоне 10-30%. Подобного рода исследования проводят в основном сами школьники и сотрудники образовательных учреждений. Четвертый этап позволил обозначить методику проводимых исследований, в том числе на базе зарубежного опыта. В 2012 г. в Испании ученые провели проверку вредного влияния тяжелых школьных рюкзаков на позвоночники детей. Для этого были отобраны в 11 школах Северной Испании 1403 школьника в возрасте от 12 до 17 лет. Эксперты предложили школьникам определить массу их тела и взвесить портфели (ранцы, рюкзаки, сумки). В результате было определено, что более чем у 60% школьников масса рюкзаков превышала рекомендации Всемирной организации здравоохранения, т. е. 10% массы тела ученика. Далее всех участников эксперимента разделили на четыре группы (исходя из тяжести рюкзаков) и в каждой группе провели опрос о наличии болей в спине. В группе детей с наиболее тяжелыми рюкзаками на 50% чаще встречались боли в спине. Подобные явления встречались тем чаще, чем старше были школьники, при этом о болях в спине чаще сообщали девочки [10]. Были сделаны следующие выводы: -около 2/3 школьников носят портфели, составляющие более 10% массы тела самого ребенка; -каждый пятый школьник носит портфель, составляющий более 15% массы тела ребенка; -в среднем школьный портфель ребенка весит около 7 кг. Исследования международной группы детских ортопедов показали, что именно на период начальной школы (период естественного становления позвоночника ребенка) приходятся самые тяжелые портфели. В результате несоизмеримая нагрузка на спину ребенка может спровоцировать ухудшение его костной системы, вызвать боли в спине, ногах и во внутренних органах. ps201906.4e00081.jpg Длительное время делаются рекомендации по снижению массы школьных ранцев с учебниками для всех участвующих сторон в образовательном процессе: учителей (работников школы), учеников и их родителей. Основные рекомендации по решению этой проблемы, представленные в работах аналитической направленности, были систематизированы, обобщены и представлены в табл. 2. В российской практике должного эффекта для здоровья школьников все приведенные рекомендации не имели и вопрос об использовании электронных учебников стал еще более актуальным. С 1 сентября 2015 г. Министерство образования РФ официально ввело в школьный процесс параллельно бумажным версиям учебников электронные [11]. Решение об использовании электронных учебников не противоречит основному нормативно-правовому документу в области образования - Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В законе сказано, что российским школам предоставляется право полного или частичного перехода на электронные учебники. Это позволяет решить вопрос по оптимизации массы школьных портфелей. Обсуждение Электронные учебники появились в школах в 2007 г. и представляли собой электронный вид печатного учебника. Но с 2014 г. российские издательства активно разрабатывают и внедряют в школы электронные учебники нового типа - интерактивные. Интерактивные электронные учебники не заменяют электронную версию учебника. Электронный учебник содержит аудиофайлы, библиографические справки, интерактивные таблицы, карты и контурные карты, опыты, повышая интерес школьников к учебе. Интерактивные электронные учебники позволяют делать заметки для учителя, одноклассников, а также позволяют осуществлять контрольное тестирование и самоконтроль [12]. Поэтому сущность самого термина «электронный учебник» к сегодняшнему дню значительно модифицировалась: появившиеся ранее электронные учебники стали называть электронными версиями бумажных учебников или аналогами бумажных учебников в электронном виде, а интерактивные электронные учебники - непосредственно электронными учебниками [13]. Электронный учебник меняет и организацию учебного процесса в классе, позволяя обучающемуся изучать новую тему самостоятельно дома, а в классе отрабатывать практические задания в рамках этой темы. Появляется возможность активизировать индивидуальный подход к ученикам, так как задания в электронном учебнике предлагаются в разрезе уровней сложности, позволяя учителю распределить задания ученикам в зависимости от их уровня знаний и успеваемости [14]. Электронный учебник упрощает организацию работы в группах, поскольку учебник по одной теме предполагает различные виды заданий, которые удобно делить и предоставлять на выполнение группе. Более того, все сделанные в электронном учебнике задания сохраняются в интернете в облаке, позволяя ребенку использовать материал в любое время [15]. Масса электронного учебника не превышает 200-500 г. Это одно устройство с материалами по всем предметам, стоимость одной электронной книги составляет 2-5 тыс. руб. [16]. Можно обозначить положительные моменты перехода на электронные учебники: снижается нагрузка на позвоночник, они содержат большое количество приложений в виде словарей, справочных материалов, таблиц, существенно облегчается доступ ко всей необходимой информации, современный электронный учебник развивает интерактивные формы обучения, улучшается успеваемость у школьников, поскольку возрастает заинтересованность в учебном процессе; навыки работы с электронными учебниками в дальнейшем оказываются полезными для дальнейшего обучения в вузах. Но присущи и отрицательные черты: постоянное использование электронных учебников приведет к увеличению нагрузки на психику и зрение, вызовет сложности для учителей, которым придется перестраиваться на учебную работу в новом формате, в современных условиях в некоторых общеобразовательных школах недостаточно персональных компьютеров для реализации этого проекта, по причине неполадок в локальной сети могут возникать проблемы, связанные с использованием интерактивных приложений. Выводы На основе статистических данных обозначена актуальность процесса снижения нагрузки на позвоночник для российских школьников и разработаны рекомендации по оптимизации массы ученических портфелей. Сделаны следующие выводы: 1. Средняя численность детей со сколиозом и с нарушениями осанки в России составляет 7,32%, т. е. превышает 7%. 2. У 25% младших школьников нарушена осанка, частота заболеваемости опорно-двигательного аппарата за время начальной школы возрастает в 1,5-2,0 раза. 3. Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают в России первое место при рассмотрении «школьных болезней». 4. Неправильно подобранная одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками усугубляют ситуацию. 5. Масса школьных портфелей не всегда соответствует нормативам, степень отклонения от СанПиН колеблется в диапазоне 10-30%. 6. Наибольшую заинтересованность в решении обозначенной проблемы проявляют сами школьники и сотрудники образовательных учреждений. 7. Методология оценки нагрузки на позвоночник учеников школ, формируемой школьными портфелями, достаточно проста и понятна в российской и зарубежной практике. 8. Решение проблемы минимизации нагрузки на позвоночник школьников носит многовариантный характер, и электронные учебники в образовательной деятельности можно рассматривать как фактор минимизации нагрузки. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

И. П. Ковалева

Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Email: ipk28@yandex.ru

И. А. Заярная

Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»


Е. В. Бородина

Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»


Список литературы

  1. Мыльникова Т. А. Садовая Т. Н., Шалыгина А. В. Об опыте организации и результатах скринингового обследования деформаций позвоночника у школьников в Новосибирской области. Социальные аспекты здоровья населения. 2017;57(5):1-9.
  2. Ноздрачева Т. М. Эргономическая оценка качества одежды, формирующей правильную осанку, с использованием функции желательности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: техника и технологии. 2017;25(4):100-8.
  3. Сколько должен весить портфель школьника. Режим доступа: https://sibmama.ru/ves-ranca.htm (дата обращения 16.01.2019).
  4. Heavy school backpack? Problem solved! Режим доступа: https://www.backtpack.com/backtpack-in-action/heavy-school-backpack-problem-solved/ (дата обращения 18.01.2019).
  5. The 6 Best Anti-Theft Backpacks of 2018. Режим доступа: https://outdoorcrunch.com/best-anti-theft-backpack/ (дата обращения 20.01.2019).
  6. Weighing School Backpacks. Режим доступа: https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/gradeschool/school/Pages/Back-to-School-Tips.aspx (дата обращения 20.01.2019).
  7. Сколько должен весить ранец? Нормы СанПиН. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-skolko-dolzhen-vesit-ranec-normi-sanpin-1031567.html (дата обращения 17.01.2019).
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: Здравоохранение. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#(дата обращения 20.01.2019).
  9. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Терлецкая Р. Н. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2016;19(5):287-93.
  10. Тяжелая ноша - школьный портфель. Режим доступа: http://baltionline.md/tyazhyolaya-nosha-shkolnyj-portfel/ (дата обращения 18.01.2019).
  11. Требования школьного СанПиН. Режим доступа: http://maluta-blog.ru/naedine-so-vsemi/1-sentyabr-2017-shkola (дата обращения 18.01.2019).
  12. Ayazbaev T. L. New information technologies in teaching process, Creation of interactive electronic textbook. Eur. J. Nat. Hist. 2014;(3):22-3.
  13. Сергеева Н. М., Зюкин Д. А. Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе. Современная педагогика. 2016;(8). Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5929 (дата обращения 26.01.2019).
  14. Galaguzova T. A., Musilimov B. M. Creation of multimedia textbook. Teaching aid. Taraz. TIHU Publishing House; 2012. 132 p.
  15. Заярная И. А. Ковалева И. П., Баженова С. А., Бородина Е. В. Экономическая эффективность внедрения электронных аналогов учебников в российских общеобразовательных школах. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019;2(2):267-72. doi: 10.17513/vaael.322
  16. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования; 2012.
  17. Махмадов Ш. К. Санитарно-гигиеническая оценка условий пребывания школьников на уроках информатики и их влияние на орган зрения. Вестник Авиценны. 2012;1(50):134-7.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 77

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах