ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОБ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ, ЕЁ ПРИЧИНАХ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ

  • Авторы: Голенков А.В.1, Шмелева С.В.2, Бонкало Т.И.3
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», 428015, Чебоксары, Россия
    2. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)», 109004, Москва, Россия
    3. ГБУ «Научно исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Москва, Россия
  • Выпуск: Том 31 (2023): Спецвыпуск 2
  • Страницы: 1225-1230
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/2110
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-s2-1225-1230
  • Цитировать

Аннотация


Цель исследования — изучить представление взрослого населения об умственной отсталости (УО), ее причинах и эффективности вмешательств специалистов. Материал и методы. Опрошено 1119 человек (мужчин — 441, женщин — 678) в возрасте от 18 года до 85 лет (средний возраст — 34,3 ± 14,5 года). Городских жителей — 851 человек (76,1%), селян — 268 (23,9%). Каждому респонденту предлагалась одна виньетка с описанием больного ребенка 8—10 лет с УО: типичный вариант, дислалический, брадипсихический и дисфорический. Математико статистическая обработка включала описательную статистику и расчет χ2 распределения. Результаты. Правильно распознали УО в картинках 49,1% респондентов. Из неправильных ответов преобладали разнообразные психологические характеристики (25,3%) ребёнка; негативные характерологические особенности с пессимистическими оценками (23,2%); болезнь, включая психические расстройства (18,6%); дефекты воспитания и обучения (15,6%). Респонденты чаще всего (38,5%) предлагали помощь психологов, особенно больным с брадипсихическим вариантом УО, логопеда — с дислалическим, учителей — с типичным, психиатров — с дисфорическим. На улучшение в состоянии ребёнка после вмешательств специалистов рассчитывали 85,3%. Вероятными причинами УО были неправильное воспитание и дисгармоничные семейные отношения, чаще — при типичном варианте, наследственная отягощённость и болезни в раннем детстве — при дислалическом, употребляли алкоголь, бедность — при дисфорическом, все вышеперечисленное — при брадипсихическом. Заключение. Выявлен не очень высокий уровень осведомлённости населения об УО, отражающий её запоздалую диагностику у детей, особенности «каналов» обращения за помощью к специалистам с чрезмерно высокими ожиданиями улучшения в состоянии.

Об авторах

А. В. Голенков

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», 428015, Чебоксары, Россия

С. В. Шмелева

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)», 109004, Москва, Россия

Т. И. Бонкало

ГБУ «Научно исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Москва, Россия

Список литературы

  1. Психиатрия: национальное руководство / гл. ред.: Ю. А. Александровский, Н. Г. Незнанов. 2 е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР Медиа, 2022. 1008 с.
  2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство. СПб.: Речь, 2007. 389 с.
  3. Russell P. S.S., Nagaraj S., Vengadavaradan A., Russell S., Mammen P. M., Shankar S. R., Viswanathan S. A., Earnest R., Chikkala S. M., Rebekah G. Prevalence of intellectual disability in India: A meta analysis. World J. Clin. Pediatr. 2022 Mar 9;11(2):206—214. doi: 10.5409/wjcp.v11.i2.206.
  4. McLean A., Goodridge D., Stempien J., Harder D., Osgood N. Health Literacy and Serious or Persistent Mental Illness: A Mixed Methods Study. Health Lit Res Pract. 2023; 7(1): e2 e1301.
  5. Scior K., Furnham A. Development and validation of the Intellectual Disability Literacy Scale for assessment of knowledge, beliefs and attitudes to intellectual disability. Res. Dev. Disabil. 2011 Sep Oct;32(5):1530—1541. doi: 10.1016/j.ridd.2011.01.044.
  6. Wei Y., McGrath P. J., Hayden J., Kutcher S. Mental health literacy measures evaluating knowledge, attitudes and help seeking: a scoping review. BMC Psychiatry. 2015 Nov 17;15:291. doi: 10.1186/s12888 015 0681 9.
  7. Seewooruttun L., Scior K. Interventions aimed at increasing knowledge and improving attitudes towards people with intellectual disabilities among lay people. Res. Dev. Disabil. 2014 Dec;35(12):3482—3495. doi: 10.1016/j.ridd.2014.07.028.
  8. Scior K. Public awareness, attitudes and beliefs regarding intellectual disability: a systematic review. Res. Dev. Disabil. 2011 Nov Dec;32(6):2164—2182. doi: 10.1016/j.ridd.2011.07.005.
  9. Wilson M. C., Scior K. Attitudes towards individuals with disabilities as measured by the implicit association test: a literature review. Res. Dev. Disabil. 2014 Feb;35(2):294—321. doi: 10.1016/j.ridd.2013.11.003.
  10. Blundell R., Das R., Potts H., Scior K. The association between contact and intellectual disability literacy, causal attributions and stigma. J. Intellect. Disabil. Res. 2016 Mar;60(3):218—227. doi: 10.1111/jir.12241.
  11. Zeilinger E. L., Stiehl K. A.M., Bagnall H., Scior K. Intellectual disability literacy and its connection to stigma: A multinational comparison study in three European countries. PLoS One. 2020 Oct 15;15(10):e0239936. doi: 10.1371/journal.pone.0239936.
  12. Hamad Alnahdi G. The interaction between knowledge and quality of contact to predict Saudi university students' attitudes toward people with intellectual disability. Int. J. Dev. Disabil. 2019 Jul 14;67(3):202—208. doi: 10.1080/20473869.2019.1638582.
  13. Scior K., Addai Davis J., Kenyon M., Sheridan J. C. Stigma, public awareness about intellectual disability and attitudes to inclusion among different ethnic groups. J. Intellect. Disabil. Res. 2013 Nov;57(11):1014—1026. doi: 10.1111/j.1365—2788.2012.01597.x.
  14. Scior K., Potts H. W., Furnham A. F. Awareness of schizophrenia and intellectual disability and stigma across ethnic groups in the UK. Psychiatry Res. 2013 Jul30;208 (2):125—130. doi: 10.1016/j.psychres.2012.09.059.
  15. Werner S. Public stigma and the perception of rights: differences between intellectual and physical disabilities. Res. Dev. Disabil. 2015 Mar;38:262—271. doi: 10.1016/j.ridd.2014.12.030.
  16. Scior K., Hamid A., Mahfoudhi A., Abdalla F. The relationship between awareness of intellectual disability, causal and intervention beliefs and social distance in Kuwait and the UK. Res. Dev. Disabil. 2013 Nov;34(11):3896—3905. doi: 10.1016/j.ridd.2013.07.030.
  17. Макушкина О. А., Казаковцев Б. А., Яздовская А. В., Сидорук О. В. Психиатрическая помощь населению Российской Федерации в 2011—2021 гг.: Информационно аналитический справочник. М.: ФГБУ “НМИЦ ПН им. В. П. Сербского” Минздрава России, 2023. 231 с.
  18. Fusar Poli P., Salazar de Pablo G., De Micheli A., Nieman D. H., Correll C. U., Kessing L. V., Pfennig A., Bechdolf A., Borgwardt S., Arango C., van Amelsvoort T. What is good mental health? A scoping review. Eur. Neuropsychopharmacol. 2020 Feb;31:33—46. doi: 10.1016/j.euroneuro.2019.12.105.
  19. Голенков А. В. Уровень распознавания населением описанных в картинках случаев шизофрении. Социальная и клиническая психиатрия. 2013; 23, №3: 68—71.
  20. Голенков А. В. Общественные предубеждения к психиатрии в Чувашии. Психическое здоровье. 2010; 8, №4 (47): 42—46.
  21. Rose D., Thornicroft G., Pinfold V., Kassam A. 250 labels used to stigmatise people with mental illness. BMC Public Health. 2007; 7:97. dol:10.1 186/1472 6963 7 97.
  22. Pramono L. A., Yuwono A. Late Diagnosis of Congenital Hypothyroidism in Young Adult. Acta Med. Indones. 2019 Jul;51(3):272—274.
  23. Голенков А. В. Современные возможности первичной профилактики психических расстройств. Социальная и клиническая психиатрия. 1998; 8, №3: 109—114.
  24. Schomerus G., Schwahn C., Holzinger A., Corrigan P. W., Grabe H. J., Carta M. G., Angermeyer M. C. Evolution of public attitudes about mental illness: a systematic review and meta analysis. Acta Psychiatr. Scand. 2012 Jun;125(6):440—452. doi: 10.1111/j.1600—0447.2012.01826.x.
  25. Waqas A., Malik S., Fida A., Abbas N., Mian N., Miryala S., Amray A. N., Shah Z., Naveed S. Interventions to Reduce Stigma Related to Mental Illnesses in Educational Institutes: a Systematic Review. Psychiatr. Q. 2020 Sep;91(3):887—903. doi: 10.1007/s11126 020 09751 4.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 2

PDF (Russian) - 1

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 1970

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах