СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД
- Авторы: Бонкало Т.И., Полякова О.Б.
- Выпуск: Том 31 (2023): Спецвыпуск 2
- Страницы: 1197-1201
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/2105
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-s2-1197-1201
- Цитировать
Аннотация
Цель исследования — определить специфику профессионального стресса медицинских работников в постковидный период. Материал и методы. В исследовании участвовали 620 медицинских работников, работавших и работающих в красной зоне. Использованы опросники подверженности стрессу на работе, оценки профессиональной дезадаптации, профессионального стресса, тест профессионального стресса, шкала профессионального стресса, критерий корреляции К. Пирсона и шкала Чеддока—Снедекора. Результаты. Выявлена специфика профессионального стресса медицинских работников в постковидный период: выше среднего уровень признака соматовегетативных нарушений (26,05); средний уровень общего показателя оценки профессиональной дезадаптации (67,66), признака нарушения цикла сна и бодрствования (8,36), признака ощущения усталости (5,96), признака снижения мотивации к деятельности (4,25), признака снижения общей активности (5,87), признака ухудшения самочувствия (22,18), признака эмоциональных сдвигов (7,31), стресса на работе (9,25), стрессового воздействия профессиональной деятельности на специалиста (995), стрессовых состояний и неврозов (24,91); ниже среднего уровень профессионального стресса (2,37), признака особенностей социального взаимодействия (6,82), признака особенностей отдельных психических процессов (3,04). Установлена заметная связь признака соматовегетативных нарушений и стрессового воздействия профессиональной деятельности на специалиста (0,636) и общего показателя оценки профессиональной дезадаптации (0,598), стрессовых состояний и неврозов (0,582), признака ухудшения самочувствия (0,573), стресса на работе (0,569), признаков нарушения цикла сна и бодрствования (0,555), эмоциональных сдвигов (0,542), ощущения усталости (0,531), снижения общей активности (0,525) и мотивации к деятельности (0,519).
Ключевые слова
Об авторах
Т. И. Бонкало
О. Б. Полякова
Список литературы
- Врачова И. В. Влияние профессионального стресса и профессионального выгорания на работу медицинской сестры // Актуальные научные исследования в современном мире. 2022. №1—2. С. 82—86.
- Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Особенности психосоматизации медицинских работников с профессиональными деформациями // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64, №5. С. 278—286. doi: 10.46563/0044-197X-2020-64-5-278-286
- Матюшкина Е. Я., Рой А. П., Рахманина А. А., Холмогорова А. Б. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, №1. С. 39—49. doi: 10.17759/jmfp.2020090104
- Polyakova O. B., Petrova E. A., Mironova O. I., Semenov D. V. Specificity of psychosomatization of psychologist-leaders with professional deformations (burnout) // Prensa Medica Argentina. 2019. Vol. 105, N 1. P. 1—7. DOI: 10.41720032-745X.1000326
- Mironova O. I., Polyakova O. B., Ushkov F. I. Psychological health of leaders with professional burnout in compelled contacts // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS. Irkutsk; 2018. P. 801—807. doi: 10.15405/epsbs.2018.12.99
- Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19 // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65, №5. С. 432—439. doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439
- Elshansky S. P., Anufriev A. F., Polyakova O. B., Semenov D. V. Positive personal qualities and depression // Prensa Medica Argentina. 2018. Vol. 104, N 6. P. 1000322. DOI: 10.41720032-745X.1000322
- Бонкало Т. И., Полякова О. Б. Эмоциональное истощение как фактор возникновения и развития невротических состояний медицинских работников // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, № S2. С. 1208—1214. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1208-1214
- Зеер Э. Ф., Сыманюк Э.Э Психология профессиональных деструкций. М.; 2005. 240 с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.; 2002. 496 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: М.; 2004. 480 с.
- Polyakova O. B., Petrova E. A., Mironova O. I. Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout) // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS. Irkutsk; 2018. Р. 958—965. doi: 10.15405/epsbs.2018.12.117
- Sokolovskaya I. E., Polyakova O. B., Romanova A. V. et al. Educational and professional motivation of students with various religious. European Journal of Science and Theology. 2020. Vol. 16, N 4. P. 169—180.
- Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Физиологические симптомы нервно-психического напряжения у медицинских работников с профессиональными деформациями // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, № S2. С. 1195—1201. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1195-1201
- Bonkalo T. I., Polyakova O. B., Bonkalo S. V. et al. Development of ethnic social identity among the members of ethnic community organizations as the factor of preventing the spread of nationalist in a multicultural society // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Vol. 12, N 3. P. 2361—2372. doi: 10.13005/bbra/1912
- Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Специфика жизнестойкости работников здравоохранения с профессиональными деформациями // Здравоохранение Российской Федерации. 2022. Т. 66, №1. С. 67—75. doi: 10.46563/0044-197X-2022-66-1-67-75
- Jafar Zade D. A., Senkevich L. V., Polyakova O. B. et al. Features of professional deformation (burnout) of medical workers depending on working conditions // Prensa Medica Argentina. 2019. Vol. 105, N 1. P. 1000334. DOI: 10.41720032-745X.1000334
- Полякова О. Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов // Вестник Томского государственного университета. 2011. Т. 348. С. 133—137.