ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
- Авторы: Введенский А.И.1
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
- Выпуск: Том 27, № 5 (2019)
- Страницы: 847-852
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/185
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-847-852
- Цитировать
Аннотация
Статья определяет актуальность проведения исследований заболеваемости работников образовательной бюджетной сферы. Отмечено, что работники сферы образования являются типичными представителями системы бюджетного финансирования. Спектр параметров, способных оказывать влияние на состояние здоровья и самочувствие педагогов, довольно широк.Такие факторы, как возраст, частота и хронический характер заболеваний, работа в состоянии некоторого недомогания, педагогическая деятельность в неудовлетворительных условиях, неудовлетворенность отношениями с коллегами и администрацией, одиночество, могут вносить различный вклад в процессы ухудшения самочувствия и состояния здоровья.Статья определяет, что лица, работающие в сфере образования, чаще представителей сравниваемых групп для сохранения и укрепления собственного здоровья прибегают к прогулкам на свежем воздухе, здоровому питанию и отдыху в санатории. Среди работников образовательной сферы в большей степени распространен отказ от вредных привычек.В статье сделан вывод о том, что среди представителей образовательной сферы испытывают постоянное недомогание и усталость после работы четверть опрошенных, т. е. более половины работников образовательной сферы подвержены значительным эмоциональным и даже физическим нагрузкам, приводящим к переутомлению и в дальнейшем к заболеваниям.Статья приводит цифры и основные выводы по проведенному исследованию медико-социальных факторов заболеваемости работников образовательной бюджетной сферы.
Полный текст
Введение Рост психосоциальных проблем становится новым вызовом в системе охраны здоровья и безопасности на рабочем месте, особенно социально значимых профессий - учителей, социальных работников, работников дошкольных учреждений. Сложности и противоречия способствуют постоянному высокому нервно-психическому и эмоциональному напряжению педагогов, что негативно отражается на состоянии здоровья учителей. По показателям напряженности в трудовом процессе труд учителя соответствует классу условий труда 3.2 и складывается из показателей повышенных интеллектуальных эмоциональных и сенсорных нагрузок, а также режима работы. Это вполне согласуется с уровнем и структурой заболеваемости и жалоб учителей как по объективным данным, так и по материалам самооценки. Учитывая высокую распространенность среди учителей болезней системы кровообращения, сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и др., ставится вопрос о признании большей их части профессионально обусловленными. Различные неблагоприятные факторы, сопровождающие деятельность педагогов, способствуют быстрому «изнашиванию» организма, формированию психосоматической патологии, которая наблюдается у 70-90% учителей. Было установлено, что психопатологические состояния невротического или психопатического характера становятся более распространенными с увеличением педагогического стажа. Однако состоянию здоровья работников образования не уделяется достаточного внимания государственными службами. Кроме этого, педагоги не всегда следуют правилам здорового образа жизни, отличаются низкой медицинской активностью. Поэтому направления исследования комплекса медико-социальных факторов, влияющих на заболеваемость педагогов и исследования, направленные на выявление особо влияющих аспектов социальной жизни и условий труда учителей на их образ жизни и самочувствие, являются актуальными и важными. В обзоре источников изучения и проведения исследований заболеваемости учителей и других работников образовательной бюджетной сферы важное место занимает определение специфики факторов, которые имеют наибольшее влияние на повышение заболеваемости педагогов и на появление так называемых профессионально обусловленных заболеваний работников образовательной сферы Авторы Е. Н. Богданова, Н. Л.Васильева, О. Г. Кондратьева, О. Е. Коновалов, Н. Н. Малярчук, Р. М. Стапанов, Р. М. Фасиков, В. В. Захаренков и др. пишут о том, что преподаватели, проработавшие в образовательных учреждениях много лет, о состоянии собственного здоровья говорят, что есть его нарушения, а более половины опрошенных указывают на наличие хронических заболеваний, что требует проведения регулярных периодических медицинских осмотров учителей [1-8]. Профессия педагога требует огромных интеллектуальных, эмоциональных и физических затрат. В результате личность претерпевает ряд изменений, приводящих к нарушению межличностного общения, формированию неадекватных паттернов поведения, синдрому эмоционального выгорания и психосоматическим заболеваниям [3]. Как свидетельствуют данные литературы, состояние здоровья педагогов в последнее время стали исследовать более разносторонне и углубленно. Так, создаются системы психологического сопровождения педагогов как эмоционально выгорающих профессионалов, предлагается восстановление их психосоматического здоровья медицинскими и валеологическими методами [5, 6]. Из ряда факторов, влияющих на здоровье работающих, все большее внимание уделяют психологическим проблемам [3, 9, 10]. Найдены новые связи между профессиональным напряжением в процессе работы и сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями. Около 18% всех проблем со здоровьем работающего населения приходится на стресс, депрессию и беспокойство. Последние, по современным представлениям, могут рассматриваться как «боли в спине», которые многими авторами трактуются как основная часть симптомокомплекса, именуемого синдромом хронической усталости, что хорошо согласуется с высоким риском развития у учителей гипертензивных состояний и расстройств поведения [7, 8]. Разные авторы неоднозначно оценивают влияние тех или иных факторов риска на здоровье. Однако их мнения сходятся в том, что самым значимым фактором (на его долю отводят более 50%) является образ жизни. Социально-гигиенические исследования, которые проводятся в России на современном этапе, указывают на недостаточную социальную активность учителей в заботе о своем здоровье. Данная тенденция характерна для различных социально-экономических групп населения, в том числе учителей [1, 9-12]. Это позволяет сделать вывод, что исследование факторов медико-социального характера, влияющих на состояние здоровья учителей и заболеваемость этой группы бюджетных работников, довольно обширно и разнопланово. Материалы и методы Представленное в данной статье исследование было проведено в целях изучения заболеваемости по обращаемости педагогов за медицинской помощью (общая и первичная заболеваемость и заболеваемость с временной утратой трудоспособности), по данным углубленных медицинских осмотров, а также профессиональной заболеваемости в Рязанской области. Полученные результаты сравнивались с соответствующими показателями по Центральному федеральному округу (ЦФО) и по Российской Федерации в целом. С этой целью проводился анализ данных литературы за 1990-2017 гг., касающейся здоровья работников бюджетной сферы, занятых в образовании. Установлено, что актуальной является проблема разработки подходов к снижению распространенности заболеваемости лиц, занятых в бюджетной сфере, путем повышения мотивации к здоровому образу жизни, а также совершенствования медико-социальной и лечебно-профилактической помощи. С учетом этого была сформирована программа исследования, определены его цели и задачи, а также объекты, объем и методы исследования. Использованы методы исследования библиографический, медико-статистический, социологический, аналитический, сравнительный анализ, контент-анализ, метод форсайт и математико-статистический. На первом этапе исследования была осуществлена оценка степени разработанности проблемы заболеваемости учителей и влияния медико-социальных факторов на снижение или повышение заболеваемости педагогов. Второй этап был посвящен оценке состояния здоровья работников бюджетной сферы Москвы и Московской области, в том числе учителей, как по данным обращаемости, так и по результатам дополнительной диспансеризации. Проведен анализ учетно-отчетных форм: медицинских карт (n=263) и анкет опроса (n=935), среди которых 349 - это анкеты учителей, характеризующих отношение педагогов к своему здоровью, частоту посещения ими учреждений здравоохранения, болезней учителей и социальных факторов, влияющих на их появление. На третьем этапе определялись медико-социальные характеристики работников бюджетной сферы, в первую очередь учителей, и факторов риска потери ими здоровья по данным социологического опроса и результатов дополнительной диспансеризации. Репрезентативная выборка была определена по таблице В. И. Паниотто с допущением 5% ошибки. При анализе динамического ряда показателей важным представляется определение основной тенденции развития. Тенденции процесса определяли, во-первых, визуально - в процессе графического анализа диаграммы, во-вторых, путем моделирования трендов. Для выявления основной тенденции использовали метод аппроксимации, который позволяет обобщить анализируемые эмпирические результаты. Определение аппроксимации осуществлялось средствами Excel, применением метода наименьших квадратов на основании функций прикладных программ, позволяющих построить диаграмму, «добавить» линию тренда и ее параметры (уравнение, описывающее линию, величину аппроксимации R2). Четвертый этап включал анализ существующей законодательной базы, касающейся вопросов охраны здоровья населения, и формирования у него мотивации к здоровому образу жизни по Российской Федерации в целом (13 документов) и по отдельным регионам (10 документов) за 2001-2017 гг. Оценка проводилась с использованием аналитического, статистического методов, а также метода контент-анализа, представляющего собой качественно-количественный анализ содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в них. Единицей информации явились кодировочные слова, окружающие концепт «здоровье», словосочетания, в составе которых имелось прилагательное с основой «здоров». На заключительном пятом этапе осуществлялась разработка предложений по формированию здорового образа жизни, предупреждению заболеваний и оптимизации медико-социальной помощи работникам бюджетной сферы в современных условиях, в первую очередь учителей. Предварительно были определены методологические подходы к формированию системы мер по профилактике потерь здоровья работников бюджетной сферы, которые заключались в использовании: -теоретического фундамента и передовых практик; -в качестве цели выделение основных хронических болезней, таких как сердечно-сосудистые, онкологические, хронические обструктивные заболевания легких и сахарный диабет; -небольшого числа факторов риска и причинных условий, которые являются общими для основных хронических заболеваний; -научно обоснованного формирования приоритетов на основе программно-целевого метода; -обоснования наиболее эффективных инструментов выбора приоритетов в менеджменте и прогнозирование направлений дальнейшего развития. Результаты исследования Результатами данного исследования можно назвать следующие. Ведущее место в структуре заболеваемости учителей по результатам диспансеризации занимают болезни системы кровообращения, на долю которых приходится 22,3%, причем лидируют в этой нозологической группе болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (36,8%), а также варикозное расширение вен нижних конечностей (32%). Доля впервые выявленной ишемической болезни сердца не превышает 5%, а средняя частота всех впервые выявленных болезней системы кровообращения составляет 18 случаев на 100 осмотренных. Среди учителей высок риск формирования болезней сердечно-сосудистой системы (гипертонические состояния, варикозное расширение вен), психических расстройств и расстройств поведения (нейроциркуляторная дистония, неврастения, невроз и др.), а также болезней периферической нервной системы [3, 13]. Второе место в структуре заболеваемости учителей (15,2%) занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, среди которых чаще всего встречается диффузное увеличение щитовидной железы, обусловленное йододефицитной этиологией. Значимое место в данной группе болезней принадлежит также ожирению различной степени выраженности. На третьем месте (13,3%) в структуре впервые выявленных заболеваний находятся болезни нервной системы, представленные преимущественно радикулопатиями и дорсалгиями, а на четвертом (11,5%) - болезни крови и кроветворных органов, прежде всего анемии, которые выявлены как сопутствующее заболевание практически у каждого учителя с болезнями системы кровообращения. Следующие нозологические группы - болезни органов пищеварения, глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной системы - занимают в структуре примерно равные доли от 7,0 до 8,5%, удельный вес болезней мочеполовой системы составляет около 6%, а остальные группы занимают менее 2%. ps201905.4elibrary00035.jpg На рис. 1 представлена структура основных заболеваний педагогов, согласно данным исследования. ps201905.4elibrary00037.jpg На рис. 2 представлена структура всех болезней, выявленных в исследовании заболеваемости учителей. В целом установлено, что 20,7% осмотренных педагогов имели те или иные нарушения адаптационных механизмов и повышенный риск развития заболеваний. Это явилось основанием для отнесения их ко 2-й группе диспансеризации, а лица, нуждающиеся в лечении в амбулаторно-поликлинических условиях (3-я группа), составили 41,2%. Педагогов, отнесенных к 4-й и 5-й группам, т. е. нуждающихся в дополнительном обследовании и высококвалифицированной медицинской помощи, было 0,6 и 0,1% соответственно. Таким образом, в результате исследования установлено, что 2/3 учителей общеобразовательных школ по различным причинам своевременно не обращаются за медицинской помощью, вследствие чего у них в ходе диспансеризации впервые выявляются многие хронические заболевания, и прежде всего - болезни системы кровообращения. ps201905.4elibrary00039.jpg Так, распределение ответов респондентов на вопрос «Сколько раз за последние 3 года Вы обращались к врачу по поводу заболевания?» выглядит следующим образом: ни одного раза - 21,2%, 1-2 раза - 39,1%, 3 - 4 раза - 24,2%, 5 и более раз - 15,5% (рис. 3). При этом достоверных гендерных различий при анализе ответов на данный вопрос, а также различий в зависимости от сферы профессиональной деятельности нами выявлено не было. Исследование позволило выявить хронические заболевания у 52,5% педагогов от общего числа обследованных. Среди них 42,5% имели одно заболевание, 32,4%; два-три нозологии и более были диагностированы в 32,9% случаев. Количество заболеваний имело прямую зависимость от возраста лиц, входящих в группу наблюдения. Число больных, имеющих одно заболевание, сокращалось с 83,3% в возрасте 18-29 лет до 43,2% в возрасте 45-55/60 лет (p<0,05), и увеличивалась доля лиц, имеющих два заболевания и более,- с 8,3 до 22,9% и с 8,3 до 33,9% соответственно. Следует отметить, что 93,1% из вновь выявленных лиц с хроническими заболеваниями нуждались в амбулаторно-поликлиническом лечении, 6,9% - в стационарном. По результатам дополнительной диспансеризации, работающие граждане по состоянию здоровья были разделены на 5 групп: 1-я группа - здоровые лица (10,8%), 2-я - здоровые лица, имеющие факторы риска развития заболевания (27,6%), 3-я группа - пациенты, нуждающиеся в амбулаторном дообследовании и при показаниях в лечении (57,7%), 4-я группа - пациенты, направляемые на стационарное дообследование и лечение (3,9%), 5-я группа - пациенты, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи (отсутствие случаев). Данные анализа структуры заболеваемости преподавательского состава по результатам анкетирования расходятся с данными официальной медицинской документации. Так, по результатам опроса, 43,6% случаев заболеваний приходится на болезни глаза и его придаточного аппарата, 36% - на болезни органов дыхания и 31,1% - на болезни пищеварительной системы. По данным официальной медицинской документации, лидирующие места в структуре заболеваемости преподавателей занимают болезни сердечно-сосудистой системы (35,6%), болезни органов пищеварения (15,9%) и болезни мочеполовой системы (11,8%). Подобные различия объясняются предпочтением преподавателями самостоятельного лечения нарушений зрения и заболеваний респираторной системы, в связи с чем последние не подлежат официальному учету. Лица, работающие в сфере образования, чаще представителей сравниваемых групп для сохранения и укрепления собственного здоровья прибегают к прогулкам на свежем воздухе (41,5 на 100 опрошенных), здоровому питанию (34) и отдыху в санатории (18,7). Среди работников социальной сферы в большей степени распространен отказ от вредных привычек (36,5 на 100 опрошенных). Среди представителей образовательной сферы указали на постоянную усталость после работы 23,4%. Не всегда, но часто утомляются на работе 53,1% респондентов всех сравниваемых групп, редко устают - 25,5%, совсем не устают - 2,1%. Большая доля лиц, не устающих в конце рабочего дня, определяется в группе представителей сферы образования (3,2%). Среди работников образовательной сферы 50,5% подвержены значительным эмоциональным нагрузкам, приводящим к переутомлению, 37,6% - к эмоциональным и физическим и только 9,7% - к существенным физическим нагрузкам. Респонденты, чья деятельность связана с предоставлением социальных услуг, в 42,2% случаев указали на наличие эмоционального утомления в конце рабочего дня, в 36,1% - эмоционального и физического, а в 18,1% - только физического. В целом, анализ результатов опросника и медицинских карт позволяет заключить, что они практически совпадают с данными дополнительной диспансеризации, выполненной в рамках Национального проекта «Здоровье». Заключение Самооценка здоровья работников прямо пропорционально связана с уровнем образования и дохода и обратно пропорционально - с возрастом и стажем работы в школе. Работники общеобразовательных школ отличаются высокими показателями распространенности ожирения, превышающими популяционные. Самая высокая распространенность избыточной массы тела и ожирения отмечена у административных работников (100%), самая низкая - среди обслуживающего персонала (79,1%) [13, 14]. Оценено здоровье учителей общеобразовательных школ по показателям самооценки и результатам углубленных осмотров, проведенных при диспансеризации работающего населения. Установлено, что наиболее значимым вредным фактором трудового процесса учителей является напряженность труда: около 80% опрошенных учителей считают, что труд изматывает их физически, и почти 90% полагают, что труд изматывает их нравственно. Таким образом, по данным исследования, около 90% лиц, работающих в бюджетной сфере, в том числе учителей, имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья или уже хронические заболевания, что без принятия предупреждающих мер внесет ощутимый вклад в статистические показатели заболеваемости последующих лет. Данному контингенту должно быть уделено пристальное внимание со стороны специалистов учреждений профилактической направленности - центров медицинской профилактики, центров здоровья. Анализ социальной динамики состояния здоровья педагогов в рамках мониторинга образовательных систем указывает в большей степени на ухудшение условий педагогической деятельности, оказывающих влияние на здоровье, чем на его прямое ухудшение. Результаты исследования дают возможность сделать важные выводы о том, что анализ состояния здоровья, характеристика болезней педагогов и направлений создания программ по сохранению и улучшению здоровья работников образования являются важной основой не только определения медико-социальных факторов, влияющих на ухудшение или улучшение здоровья учителей, но и создания комплекса мероприятий по проведению мониторинга и прогнозирования условий сохранения и улучшения показателей здоровья педагогов. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. И. Введенский
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Email: ai_vvedenskiy@mail.ru
Список литературы
- Богданов Е. Н., Иванов Г. П., Чикалов Н. А. Оценка педагогами своего состояния здоровья и самочувствия как социальная характеристика их психологического и соматического благополучия. Акмеология. 2003;(1):31-2.
- Захаренков В. В., Виблая И. В., Пестерева Д. В. К проблеме состояния здоровья педагогов г. Новокузнецка через индексную оценку их заболеваемости. В сб.: Материалы XLVII научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология». Новокузнецк; 2012: 76-8.
- Кондратьева О. Г., Васильева И. Л. Проблемы профессионального общения как фактор нарушений состояния здоровья педагогов. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013;(1):214-6.
- Коновалов О. Е., Толь Я. В., Сычев М. А. Современные тенденции заболеваемости работников бюджетной сферы (обзор литературы). Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2010;(3):163-7.
- Малярчук Н. Н. Здоровье учителя: как его сохранить и усилить? Народное образование. 2014;(6):219-28.
- Малярчук Н. Н. Становление и развитие культуры здоровья педагогов. Сибирский педагогический журнал. 2009;(3):285-93.
- Степанов Е. Г., Фасиков Р. М., Диденко Н. А. Труд и здоровье учителей общеобразовательных школ в современных условиях. Медицина труда. 2010;(6):24-7.
- Степанов Е. Г. Состояние здоровья педагогов в современных условиях. Здравоохранение Российской Федерации. 2011;(5):7.
- Белов В. Б., Роговина А. Г., Козеева О. И. Медико-демографические особенности в регионах России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008;(3):3-6.
- Белов В. Б., Роговина А. Г. Трудовой потенциал России на современном этапе. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007;(2):10-3.
- Денисенко В. С. Физическая подготовка как фактор формирования оптимального состояния здоровья педагога. Путь науки. 2014;( 1):167-8.
- Ефименко С. А. Влияние образа жизни на здоровье. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007;(1):8-14.
- Илькаева Е. Н., Такаев Р. М., Степанов Е. Г. Состояние здоровья учителей по результатам самооценки и дополнительной диспансеризации. Здоровье населения и среда обитания. 2009;(1):25-7.
- Авчинникова С. О. Формирование здорового образа жизни как направление социальной работы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006;(6):25-8.