Академик Н. Н. Блохин — ОСНОВАТЕЛЬ, ДИРЕКТОР И научный руководитель Горьковского научно-исследовательского института восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
- Авторы: Кошелев А.Д.1, Серебряный Р.С.2
- Учреждения:
- Департамент здравоохранения города Москвы, 127473, г. Москва
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва
- Выпуск: Том 33, № 2 (2025)
- Раздел: История медицины
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1614
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-2-324-328
- Цитировать
Аннотация
Статья посвящена вкладу академика Николая Николаевича Блохина, его коллег и учеников в создание и становление в послевоенные годы в г. Горьком Научно-исследовательского института восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии. На материалах архивов этого учреждения, Российской Академии медицинских наук, семейного архива Блохиных, предоставленного его супругой Надеждой Германовной, и печатных публикаций показаны структура и главные направления деятельности по реабилитации воинов Красной Армии, получивших увечья во время Великой Отечественной войны. Приведены примеры новаторских решений (разработка первого отечественного дерматома) для совершенствования методов пластической хирургии при оказании медицинской помощи раненым. Раскрыт научный потенциал Николая Николаевича, воплощенный в многочисленных публикациях и выступлениях с докладами на международных научных конференциях. Показана роль Н. Н. Блохина в подготовке преемника, продолжившего развивать институт и поддерживавшего результативность работоспособного коллектива, врачи и медсестры которого подарили новую жизнь тысячам бойцов Красной Армии, вернувшимся с фронта.
Полный текст
В мае 1945 г., после долгожданной победы в Великой Отечественной войне, в трудное для страны время правительство издает постановление об организации в Саратове, Новосибирске, Горьком, Казани и других крупных городах страны институтов восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии. Н. Н. Блохин вспоминал: «Война принесла много бед, и наплыв раненых так велик, что можно говорить о возникшей травматической „эпидемии“» [1].
Огромное число искалеченных в боях раненых нуждалось в медицинской помощи. Опыт, который военный хирург получает в течение небольшого отрезка военного времени, в мирных условиях можно получить только за многие годы. Полученный опыт необходимо было использовать для скорейшего возвращения людей к трудовой деятельности. Решение об организации в г. Горьком Научно-исследовательского института восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии приняли в 1945 г., через 2 мес после окончания войны.
Местом размещения будущего Горьковского научно-исследовательского института восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии стала построенная в 1927 г. показательная школа имени 10-летия Октября (рис. 1). Здание с большими классами, широкими коридорами, лестницами и даже с душевыми располагалось в центральной части города (Верхне-Волжская набережная, д. 18), на высоком берегу Волги с прекрасными видами на реку и заволжские дали. В военные годы там находился эвакогоспиталь № 1389 для лечения раненых с повреждением зрения, при проникающих ранениях черепа (начальником госпиталя была А. И. Хохлова, ведущие хирурги — А. М. Федоров и Б. Л. Радзиховский). Научной базой стал функционирующий все годы войны до 1 сентября 1945 г. крупный протезионно-ортопедический эвакогоспиталь № 1904 с личным составом из 206 сотрудников, из которых 26 были врачами.
Научно-исследовательский институт восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии (далее — Институт; в то время его называли ВосХиТО), используя кадровые ресурсы эвакогоспиталей и других госпиталей Горьковской области, стал наиболее крупным и совершенным медицинским учреждением хирургического профиля в регионе. Накопленный в действующих госпиталях города Горького богатый опыт по лечению раненых бойцов, все передовое в организации хирургической службы города и области, хорошее и современное оснащение позволили развернуть большую работу, направленную на долечивание ранений, полученных воинами на фронтах. Именно в Горьком Николай Николаевич проявил недюжинный организаторский талант, особенно раскрывшийся в подборе, воспитании и обучении кадров.
В переходный период 1945—1947 гг., когда военный эвакогоспиталь реорганизовывали в Институт, обязанности директора в течение 1 года и 8 мес исполнял врач М. М. Нерославский, затем в течение 7 мес — профессор А. А. Ожерельев. В 1946 г. профессора А. А. Ожерельева назначили ответственным за научную работу, но уже в 1947 г. научное руководство Института возглавил Н. Н. Блохин [2].
В годовом отчете за вторую половину 1946 г. (рис. 2.) и 1947 г., авторами которого были М. М. Нерославский, Н. Н. Блохин и В. Б. Добрин, сообщается, что Институт представлен клиническим и санаторным секторами общей мощностью по 200 коек каждый.
Санаторный сектор Института находился в Борском районе, в 18 км от г. Горького, за Волгой. Он предназначался для комплексного восстановительного лечения последствий военной травмы и подготовки больных к операциям, консервативному лечению в промежутках между операциями или после них.
Клинический сектор открылся 17 июня 1946 г. непосредственно для лечения инвалидов Отечественной войны и состоял из трех клиник.
Первая клиника — общехирургическая на 50 коек. Ее возглавлял В. В. Соколов — канд. мед. наук, опытный хирург с 11-летним стажем, владеющий оперативной техникой во всех разделах хирургии, ортопедии и травматологии.
Главой второй клиники — ортопедической с отделом протезирования на 75 коек — был назначен Н. Н. Блохин, доктор медицинских наук, крупный специалист в ортопедии и травматологии, блестящий оператор во всех других областях хирургии с 11-летним стажем работы.
Третья клиника — восстановительной хирургии на 75 коек. Ею руководил опытный хирург с 11-летним общехирургическим стажем, владеющий техникой всех хирургических операций, особенно в области пластической и реконструктивной хирургии, заканчивавший работу над кандидатской диссертацией врач М. В. Колокольцев.
Таким образам, основатели Института были уже известными и талантливыми хирургами с большим опытом. Они вышли из первого выпуска врачей-хирургов Горьковского медицинского института 1934 г., среди которых был Б. А. Королев, будущий академик АМН СССР, талантливый кардиохирург.
В послевоенные годы, несмотря на огромную занятость общественной и организаторской деятельностью, Николай Николаевич активно оперировал, выполняя более сотни сложных хирургических вмешательств в год (рис. 3). Он пользовался огромным авторитетом среди коллег, любовью и уважением спасенных пациентов. Невзирая на молодой возраст, стремительный служебный рост был неизбежен.
В нем сочетались талант ученого, колоссальная практика, опыт научно-практической деятельности, существенно дополненные в Горьковском научно-исследовательском институте восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии. Здесь его творческий и изобретательный ум проявил себя в полной мере.
Совместная деятельность выдающихся специалистов, сокурсников, с которыми Н. Н. Блохин дружил уже много лет, приглашенных во вновь организованный Институт, чрезвычайно продуктивно сказалась на развитии практической и научной деятельности Института. Сотрудничество великолепных хирургов Н. Н. Блохина и М. В. Колокольцева помогло успешно разрабатывать и применять современную на то время методику кожной пластики. Проблема пересадки кожи для укрытия больших гранулирующих ран была очень актуальной. Операцию аутопластики приходилось делать несколько раз, чтобы восполнить большой дефект, но приживаемость трансплантата была низкой.
Благодаря четырехмесячной командировке в США и Канаду в 1944 г. Н. Н. Блохину вместе с директором Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО) Н. Н. Приоровым удалось подробно познакомиться с работой медицинских учреждений за рубежом, приобрести медицинскую аппаратуру для реабилитации раненых воинов Красной Армии. Ученые привезли из-за границы зарубежные варианты дерматома, огромная нужда в которых обусловливалась необходимостью использования в операциях по кожной пластике при применении новой усовершенствованной техники. Требования военного времени заставляли заниматься доработкой конструкции приобретенного дерматома и его срочным внедрением. В 1946 г., в значительной степени благодаря усилиям Михаила Вениаминовича Колокольцева, был создан первый отечественный дерматом (рис. 4). В 1947 г. вышла его книга «Дерматом автора и его применение при свободной пересадке кожи» [2]. Через 2 года М. В. Колокольцев защитил кандидатскую диссертацию на тему «О свободной пластике кожи».
Отметим, что М. В. Колокольцев получил значительный опыт в годы войны, будучи ведущим хирургом Горьковского госпиталя № 1904 мощностью 1 тыс. коек. Он выполнил на протяжении всех военных лет более 3 тыс. операций тяжелораненым с повреждениями таза, рук и ног, спасая их от гангрены, сепсиса [3].
В 1947 г. Н. Н. Блохин становится научным руководителем Института, совмещая эту работу с заведованием кафедрой общей хирургии Горьковского медицинского института. К этому времени Николай Николаевич — опытный специалист в восстановительной хирургии, ортопедии и травматологии, хирург широкого профиля [3].
Вместе с коллегами он в кратчайшие сроки организует и развивает большую научную и практическую деятельность в одном из крупнейших в СССР институтов восстановительной хирургии, являясь одним из видных специалистов в стране в данной области. Научные исследования велись по пересадкам кожи, кости, хряща и аллопластике. Особое внимание уделялось восстановительному лечению больных, совершенствованию пластических операций. Его талант, неординарное мышление как клинициста полностью раскрываются в реконструктивно-восстановительных операциях на лице. Каждое такое вмешательство само по себе индивидуально и нестандартно. Результат зависел от оригинальных решений хирурга, его опыта.
«Все наши больные получали ранения в результате разрыва мин на близком расстоянии и имели, как правило, множественные повреждения. Чаще всего потеря верхних конечностей у них сочеталась с ожогом или ранением лица. Один из них имел удаленными оба глазные яблока, трое — удаленное одно глазное яблоко и резкое понижение зрения, трое — резкое понижение слуха вследствие тяжелой общей контузии, один имел множественные мелкие ранения лица и нижних конечностей. Сочетание потери рук с указанными ранениями усугубляло тяжесть психического состояния раненых, и без того подавленных своим тяжелым увечьем. Все эти больные до операции находились в подавленном настроении, некоторые высказывали мысли о самоубийстве, что заставляло держать их под специальным надзором» [4].
Пациенты, обожженные и изувеченные, получали обновленное лицо и новую жизнь. Они проходили в Институте специальное обучение по самообслуживанию, навыкам простейшей работы с помощью реконструированных конечностей. Больные выписывались, получив полноценную комплексную реабилитацию (рис. 5).
Институт восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии стал настоящей кузницей кадров для практикующих хирургов, врачей, для большого числа медицинских сестер. В период с 1947 по 1951 г. Н. Н. Блохин не только стал прославленным универсальным хирургом, он сформировал работоспособный творческий коллектив, определил для Института основные научные направления. За время деятельности Н. Н. Блохина в качестве научного руководителя и директора Горьковского института восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии, а также заведующего кафедрой общей хирургии Горьковского медицинского института его учениками было выполнено 11 диссертационных исследований, главным образом по вопросам пластической, восстановительной хирургии. В этот период опубликованы 34 научные работы, монография и сборник научных работ под его редакцией.
По воспоминаниям коллег, яркие доклады на съездах, научных конференциях и обществах полны содержания и знаний в сочетании с большим опытом. Поэтому его доклады научное сообщество воспринимало как руководство в работе. Они были известны в Советском Союзе и за рубежом. Некоторые из его выступлений следует выделить особо:
на Международном конгрессе хирургов в Филадельфии в 1944 г., на съезде в Нью-Йорке в том же 1944 г., во время командировки с докладом «О костно-пластических реампутациях, об операциях кожной пластики при военных ранах»;
на Съезде хирургов в Варшаве в 1950 г. с докладом «О пластических операциях при последствии ожогов»;
на Международном конгрессе хирургов в Стокгольме в 1951 г. с докладом «О комбинированных пластических операциях».
В апреле 1952 г. Н. Н. Блохина перевели на должность директора Института экспериментальной онкологии и терапии рака в Москве (рис. 6, 7).
Николай Николаевич подготовил преемника и не ошибся, передав руководство ВосХиТО своему ученику — фронтовому врачу, кандидату медицинских наук М. Г. Григорьеву.
В Институте Михаил Григорьевич Григорьев проработал 45 лет (1946—1991), из них директором — 33 года (с 1951 по 1984 г.), стал известным хирургом и ученым. Награжден орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, ему присвоено звание заслуженного деятеля здравоохранения РСФСР [3].
Заключение
Николай Николаевич Блохин за 7 лет своей насыщенной организаторской, практической и научной деятельности в Горьковском НИИ восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии, в так называемый Горьковский период, стал крупным организатором, отличным практикующим хирургом, известным в стране ученым. В жестокие годы Великой Отечественной войны он получил бесценный опыт для совершенствования в восстановительной и реконструктивной хирургии. Огромная тяга к новому дала возможность Н. Н. Блохину внедрить и апробировать свои оригинальные подходы к спасению жизней и лечению раненых, которые актуальны и сегодня. В послевоенные годы накопленный опыт и творческий потенциал Николай Николаевич реализовывал в стенах Горьковского НИИ восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии. Годы упорной работы позволили ему подготовить достойного преемника, продолжившего развивать Институт, создать работоспособный коллектив, врачи которого спасли тысячи жизней. Применяя новаторские методы пластической хирургии, доктора и медсестры подарили изувеченным и изуродованным войной бойцам Красной Армии новую жизнь. Н. Н. Блохин в период работы в г. Горьком стал выдающейся персоной, вставшей в один ряд с корифеями отечественной восстановительной хирургии советского периода Ю. Ю. Джанелидзе, Б. В. Париным, Ф. М. Хитровым.
Оценка масштаба личности Николая Николаевича позволяет яснее понять смысл слов, которые он с должным достоинством говорил: «Прежде всего, я врач!»
Об авторах
Александр Дмитриевич Кошелев
Департамент здравоохранения города Москвы, 127473, г. Москва
Email: dr.koshelev@gmail.com
Роман Сергеевич Серебряный
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: niiimramn@mail.ru
Список литературы
- Шахов Б. Е., Шкарин В. В. Врач, ученый, человек. Памяти академика РАН и РАМН Н. Н. Блохина. Нижний Новгород: Изд-во НижГМА; 2013. 77 с.
- Колокольцев М. В. Дерматом автора и его применение при свободной пересадке кожи. Горьковский Научно-исследовательский институт восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии. Горький: 3-я типография Речиздата; 1947.
- Беляков В. А. К 65-летию хирургического обезболивания в Нижегородском Научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии. Истоки и пути развития. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии; 2014. С. 13, 32, 37.
- Блохин Н. Н. Комбинированные повреждения лица, связанные с ожогами. В сб.: Труды 25-го Всесоюзного съезда хирургов. М.; 1948. С. 402—4.