СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
- Авторы: Горин Д.Г.1, Фомина С.Н.1, Андруник А.П.1
- Учреждения:
- ФБГОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» 115054, г. Москва
- Выпуск: Том 33, № 2 (2025)
- Раздел: Здоровье и общество
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1602
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-2-243-249
- Цитировать
Аннотация
Внимание общества и государства к социальному здоровью молодежи возрастает, рассматриваются различные аспекты его развития и влияния на процессы формирования личности молодого человека и ее гражданского становления. Угрозы национальной безопасности страны, связанные с ценностными ориентациями молодежи, физическим и психическим здоровьем, актуализируют исследования, направленные на изучение проблем взаимозависимости социального здоровья и развития гражданского потенциала молодежи. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования гражданского потенциала студенчества, разработана модель развития гражданского потенциала обучающихся, показана интеграция социального здоровья со всеми компонентами модели, обоснована необходимость системы социальной поддержки развития социального здоровья студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза. Эмпирическую часть исследования составили результаты социологического опроса методом анкетирования, проведенного на базе Российского экономического университета (РЭУ) имени Г. В. Плеханова в сентябре—октябре 2024 г. (выборка — 812 человек). Инструментарий опроса, разработанный авторами, содержал вопросы, отражающие индикаторы когнитивного, аксиологического, мотивационного и праксиологического компонентов модели гражданского потенциала, а также социально-демографический блок. Установлено, что социальное здоровье, пронизывая все компоненты модели гражданского потенциала молодежи, влияет на его эффективное развитие. В результате проведенных теоретико-эмпирических исследований разработана авторская модель реализации гражданского потенциала молодежи в образовательном пространстве вуза, уточнена специфика социального здоровья в развитии гражданского потенциала студенческой молодежи.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Современная российская молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по составу, ценностным ориентациям, обладает неравными стартовыми возможностями и условиями среды проживания. Интеграция студенческой молодежи в образовательное пространство российских вузов имеет существенное значение для поддержания оснований социальной стабильности, формирования качеств личности и гражданина, принятия студенческой молодежью смыслов и ценностей общественного развития, гражданской ответственности и социального служения. Студенческая молодежь представляет исследовательский интерес как поколение, которое в силу значимого образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, социальной активности в ближайшем будущем станет существенным фактором развития общества. Социальное здоровье студенческой молодежи представляет особый интерес для обеспечения национальной безопасности страны как ресурс развития личности студента, его гражданской активности и участия в общественной деятельности.
Несмотря на возрастающий научно-исследовательский и практический интерес к социальному здоровью студенческой молодежи, внедрению различных форм и методов поддержания и популяризации здорового образа жизни в учебный и воспитательный процесс, в научной литературе сохраняются тенденции разрозненного анализа различных факторов формирования социального и ментального здоровья обучающихся, развития самосохранительных практик в образовательном пространстве вуза.
Внимание населения к здоровьесберегающему поведению стало предметом исследования коллектива авторов под руководством Е. И. Аксеновой. Были выявлены и описаны базовые модели, отражающие отношение россиян к своему здоровью, сделан вывод о недостаточном внимании населения к сохранению здоровья [1].
Исследования социального здоровья молодежи через категории социального самочувствия и социальной стабильности показали особенности самоидентификации, качество жизни, политическую активность и патриотизм молодых людей. Авторы отметили, что неотъемлемыми составляющими социального здоровья молодежи являются активная жизненная позиция, участие в общественной жизни, социальное самочувствие, а также семейные практики и ценности [2]. Поддерживая данные утверждения, считаем, что патриотизм, активность и гражданский потенциал современных молодых людей необходимо развивать, включая интеграцию студентов в различные виды социально полезной деятельности в процессе профессиональной подготовки, вовлечение их в конструктивные социальные практики.
На основании комплексного анализа зарубежных и отечественных подходов П. И. Ананченкова пришла к выводу о том, что в условиях современных социально-экономических вызовов внимание образовательной организации к социальному здоровью обучающихся способно повысить ее конкурентоспособность. Необходимо развивать здоровьесберегающие технологии в рамках образовательного пространства вуза [3].
Изучение роли цифровых медиа в современном российском обществе позволило выявить угрозы социальному и психическому здоровью молодежи. Результаты исследования показали, что «онлайн-активность молодых людей не приводит к развитию коммуникабельности, выстраиванию реальных дружеских отношений, занимает много времени, усиливая чувство одиночества и провоцируя возникновение депрессивных состояний». Авторы обосновали необходимость разработки технологий поддержки молодых людей и проведения комплексных исследований, направленных на их здоровьесбережение и определение ведущих факторов развития социального здоровья молодежи [4].
Исследуя социальное здоровье как междисциплинарную проблему, А. М. Егорычев дал ему следующее определение: «…это сложное системное социально-психологическое образование, объединяющее потенциальные и реальные ресурсы человека, характеризующее его состояние, возможность и способность наиболее полно реализовывать себя в социальной среде, это производное его социального бытия и ценностных ориентаций его Отечества (общества и государства)» [5, 6]. Данное определение социального здоровья непосредственно подчеркивает важность гражданского становления личности.
На актуальность проблематики процесса гражданско-патриотического воспитания студентов указывает А. Д. Кривоногов, особо выделяя значимость формирования ценностей студенческой молодежи, важность воспитания любви к своему народу, родному языку, национальной культуре и традициям [7].
Рассматривая вопросы здоровьесбережения в представлениях студентов, А. В. Лядова обращает внимание на то, что «в рамках национальных проектов «Образование», «Демография», «Здравоохранение» реализуется значительное число программ и мероприятий, направленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, включая формирование ценностного отношения к своему здоровью» [8]. По словам автора, «за последнее время наблюдаются определенные позитивные перемены в тенденциях здоровьесбережения», однако приходится констатировать низкий уровень вовлеченности молодежи в позитивные социальные практики в условиях образовательных организаций, слабую социальную активность и недостаточную ответственность молодежи в отношении социального здоровья [8]. М. В. Певная видит решение во включении студентов в проектную деятельность, отмечая, что активность и гражданственность студенчества развивается в рамках социально ориентированного проектного обучения. При этом аспекты социального здоровья автор прямо не выделяет, но данное исследование обращает внимание на способность молодого человека наиболее полно реализовывать себя в социальной среде через включение в практику «Обучение служением», через вовлечение в социально позитивную деятельность и развитие общественной активности студентов [9].
Анализ работ по данной проблематике позволяет сделать вывод о том, что в научной литературе сохраняются тенденции разрозненного анализа различных аспектов социального здоровья студенческой молодежи. Рассмотрение социального здоровья в контексте содержательных компонентов гражданского потенциала студенческой молодежи позволит выявить интегрированное представление о месте социального здоровья в развитии личности студента.
Материалы и методы
Использован комплекс методов теоретического (классификация современных научных материалов по проблеме исследования, моделирование развития гражданского потенциала современной российской студенческой молодежи) и эмпирического (социологический опрос методом анкетирования) исследования. Социологический опрос был проведен на базе Российского экономического университета (РЭУ) имени Г. В. Плеханова. Было опрошено 812 студентов московского кампуса, опрошенные женского пола составили 58,9%, мужского — 41,1%. Опрос осуществлялся с использованием сервиса Google Forms. Анкетирование позволило собрать данные, характеризующие компоненты гражданского потенциала студентов и их участие в различных социальных практиках. Для анализа полученных данных использован корреляционный анализ, который позволил выявить статистически значимые связи между уровнем гражданской активности студентов и их вовлеченностью в социальные инициативы
Результаты исследования
Из 812 участников исследования студенты I курса (бакалавриат) составаили 38,18%, II курса (бакалавриат) — 27,46%, III курса (бакалавриат) — 16,38%, IV курса (бакалавриат) — 14,29%, I и II курса (магистратура) — 3,08%, V курса (специалитет) — 0,62%. Уточнение курса обучения при анализе связи между развитием гражданского потенциала студентов и их вовлеченностью в социальные практики имеет большое значение, поскольку студенты на разных курсах имеют разные уровни опыта и осознанности, что влияет на их активность в гражданских инициативах. Разные учебные программы также акцентируют внимание на различных аспектах гражданственности.
Анкета содержала вопросы, отражающие индикаторы когнитивного, аксиологического, мотивационного и праксиологического компонентов модели гражданского потенциала.
Когнитивный компонент модели гражданского потенциала связан с базовыми знаниями и представлениями о гражданственности. Исследование показало, что большая часть студентов видит в понятии «гражданство» «чувство принадлежности к истории своей страны», а также «совокупность гражданских прав и свобод». Совокупно эти два ответа выбрали 2/3 опрошенных (табл. 1).
Значительная часть опрошенных считают знание истории и культуры своей страны необходимым для себя (к положительному ответу во втором вопросе склонны 84,24% респондента: «безусловно да» — 47,54%, «скорее да» — 36,7%). Поэтому можно сделать вывод, что знание истории и культуры являются важным элементом в гражданском самосознании современной студенческой молодежи. Более 55% опрошенных считают, что «гражданин имеет ряд обязанностей, которые составляют его гражданский долг». Интересным результатом является процент респондентов, которые считают, что гражданин может не исполнять гражданский долг, если его права не гарантируются (29,56%), т. е. эта часть общества ждет взаимности от государства и государственных институтов и в какой-то мере, возможно, готова к уклонению от исполнения гражданского долга. Еще 7,76% опрошенных считают, что «гражданство предполагает только права и свободы, которые должно гарантировать государство». Ответы на данные вопросы позволяют сделать выводы о когнитивных представлениях студентов о гражданственности и уровне сформированности когнитивного компонента гражданского потенциала.
Аксиологический компонент включает в себя реакции респондентов на ценности, а также проявление ценностных ориентаций в оценке личного развития, страхов и надежд, которые могут влиять на реализацию гражданского потенциала. Ценностные предпочтения студентов не характеризуются явно доминирующими ориентациями. Однако ответы, которые были даны чаще других, связаны с «личностным саморазвитием» (10,6%), с «семьей и воспитанием детей» (9,5%) и «здоровым образом жизни» (6,0%).
Мотивационный компонент подразумевает отражение внутренних побуждений и целей, которые движут человеком в направлении его развития. В ходе опроса студенты выбрали ассоциации, связанные с их представлениями о жизненном успехе. С профессиональными достижениями ассоциируют успех 16% респондентов, что подчеркивает значимость карьерного роста в жизни молодежи. Следующими по частоте ответов стали семья и воспитание детей (15%), а также социальное здоровье (15%), что свидетельствует о важности личных ценностей и благополучия. Связывают успех с материальным благополучием и комфортом 14% участников, и столько же (14%) отмечают важность внесения вклада в развитие своей страны. Ассоциируют жизненный успех с духовным развитием 13% респондентов.
Праксиологический компонент связан с показателями, отражающими активность и инициативность молодежи в социальных и гражданских практиках, а также их влияние на развитие гражданской ответственности и вовлеченности в общественные процессы. На вопрос «Что, по Вашему мнению, более всего влияет на социальное здоровье?» большинство студентов ответили: здоровый образ жизни (53,7%), проявление активной жизненной позиции (25,5%), хорошие отношения с близкими (20,4%). Анализ вопроса «Занимаетесь ли Вы поддержанием здорового образа жизни?» выявил следующие результаты среди студентов: 41,01% респондентов ответили, что занимаются поддержанием здорового образа жизни время от времени, в то время как 40,52% заявили, что делают это регулярно. Это говорит о высокой степени осознания важности здорового образа жизни среди молодежи. Только 5,05% участников признались, что не занимаются поддержанием здоровья, а 8,13% отметили, что делают это редко.
Ответы на вопрос «Интересуетесь ли Вы актуальными общественными и политическими событиями в стране и мире?» показали, что 36,33% респондентов следят за новостями время от времени, а 29,80% делают это регулярно. Это свидетельствует о наличии интереса к общественной жизни среди студентов. Однако 16,26% участников отметили, что интересуются событиями редко, а 11,21% не интересуются ими вовсе; 3,82% затруднились с ответом, а 2,59% отказались отвечать.
В целом результаты демонстрируют, что большинство студентов имеют хотя бы минимальный уровень интереса к актуальным событиям. Тем не менее значительная доля молодежи не проявляет активного интереса к общественно-политической жизни, что говорит о необходимости повышения информационной активности и вовлеченности студентов в обсуждение общественно-политических вопросов.
Ответы на вопрос о вовлеченности современной студенческой молодежи в различные формы гражданского участия свидетельствуют о ее достаточной активности в волонтерстве, хотя мнения о вовлеченности в другие активности не столь однозначны. В отношении голосования на выборах 25% респондентов считают молодежь активными участниками, в то время как 11% уверены в их отсутствии; 27% опрошенных видят активное участие молодежи в деятельности общественных организаций, а 7% полагают, что они не участвуют. При оценке участия в митингах и демонстрациях 20% респондентов отмечают активность молодежи, тогда как 19% считают их не вовлеченными. В публичном обсуждении проблем в сетевых медиа 26% видят активное участие, а 12% — отсутствие такового. Наиболее высокую оценку получают волонтерство и благотворительность: 35% респондентов считают молодежь активными участниками (табл. 2).
В целом анализ праксиологического компонента показывает активность и инициативность молодежи в социальных и гражданских практиках. Результаты опроса свидетельствуют о положительном восприятии студентами своего окружения, молодежь воспринимается как активный участник гражданских практик, что способствует развитию ее гражданской ответственности и вовлеченности в общественные процессы. Эти результаты подчеркивают важность поддержки инициатив студентов для дальнейшего формирования их активной гражданской позиции.
Корреляционные зависимости между уровнями социальной активности и компонентами гражданского потенциала позволяют сделать ряд выводов прежде всего о влиянии учебного процесса и роли университетов в развитии ориентации на социальное здоровье и реализации гражданского потенциала студентов.
Так, на вопрос: «Как вы считаете, в РЭУ имени Г. В. Плеханова созданы условия для активного участия студентов в следующих видах деятельности?» студенты оценили данные условия по 5-балльной шкале, что позволило получить количественную характеристику восприятия условий для вовлеченности в различные активности. Опрошенные в целом положительно оценивают наличие в РЭУ имени Г. В. Плеханова условий для активного участия студентов в различных видах деятельности. Значительная часть респондентов оценивают эти условия как благоприятные. Таким образом, по мнению студентов, в университете созданы достаточные условия для их участия в волонтерской деятельности, благотворительных проектах, самоуправлении, спортивных соревнованиях и общественных мероприятиях, что способствует развитию их гражданского потенциала (табл. 3).
В результате исследования выявлено, что с увеличением курса студенты все меньше удовлетворены условиями, созданными для их активного участия в различных видах деятельности. Например, условия для волонтерской деятельности студенты I курса оценили как наиболее благоприятные (46,7%). На II курсе этот показатель снизился до 30%, на III — до 10,7%, а на IV курсе — до 8,8%. Условия для участия в благотворительных проектах на I курсе 50% опрошенных оценили как наиболее благоприятные, на II курсе — 27,3%, на III курсе — 10,3%, на IV курсе — 8,9%. Такая динамика прослеживается и в других видах деятельности, представленных в анкетировании, что свидетельствует о нарастающем недовольстве студентов с увеличением их академического статуса.
Выявленная динамика может быть связана с несколькими факторами. Во-первых, старшие курсы часто испытывают возросшую академическую нагрузку, что снижает их время и интерес к внеучебным активностям. Во-вторых, студенты на старших курсах могут испытывать разочарование из-за недостатка организационной поддержки и ограниченных возможностей для участия в волонтерских и общественных инициативах. Наконец, изменения в ожиданиях и восприятии студентов относительно их университетского опыта также могут способствовать этой динамике.
Выводы исследования подчеркивают необходимость пересмотра стратегий вовлечения студентов разных курсов в учебную и внеучебную деятельность, а также разработки программ, которые отвечали бы их интересам и потребностям. Учитывая полученные данные, следует уделить внимание повышению уровня поддержки и разнообразию предлагаемых активностей, что может способствовать не только росту удовлетворенности студентов, но и укреплению их связи с университетом и сообществом в целом.
Обсуждение
Анализируя результаты исследования, необходимо отметить, что в его основе лежало понимание развития социального здоровья студентов в образовательном пространстве вуза и его взаимосвязи с социальным потенциалом личности. Гражданский потенциал, являясь частью социального потенциала, основывается на способности выполнять социальные роли гражданина страны и по собственной инициативе формулировать и разрешать проблемы обеспечения ее жизнеспособности и прогрессивного развития. Отметим, что любое изменение в социальной системе должно соответствовать целям ее развития, что обусловливает необходимость строгого учета влияния каждого фактора на общее состояние системы. Для реализации этого требования применительно к разработке модели гражданского потенциала студенческой молодежи авторы объединили характеристики, факторы и элементы гражданского потенциала по сходным признакам в подгруппы (компоненты), имеющие функциональную и структурную целостность. В результате модель гражданского потенциала без потери комплексности подхода сводится к ограниченному числу компонентов, характеризующих основополагающие черты гражданского потенциала. Оценка состояний этих характеристик дает сведения о проблемных участках и слабых звеньях гражданского потенциала и его реализации в образовательном пространстве вуза. Предложенный способ исследования интегральных компонентов модели гражданского потенциала позволяет использовать каждый признак лишь тогда, когда он необходим для принятия решения о каких-либо корректировках в его дополнительном развитии или минимизации социальных последствий. Помимо этого, разработка модели гражданского потенциала студенческой молодежи, основанного на таком подходе, позволяет беспрепятственно добавлять новые характеристики, реализуя тем самым принцип самодиагностики, основу которого составляет необходимость учета изменяемости уровня развития гражданского потенциала, его способности к реализации и формированию новых положительных эффектов. Под гражданским потенциалом студенческой молодежи в рамках данного исследования понимается динамичная качественная интегративная совокупность характеристик, отражающая личностные, социально-групповые и институционально-инфраструктурные возможности развития гражданского самосознания и реализации гражданской позиции студенческой молодежи, включающая в себя следующие компоненты:
Когнитивный, отражающий сформированность и глубину знаний о национальной истории и происходящих в современном обществе процессах, устойчивость мировоззренческих убеждений, культурную картину мира. Взаимосвязь когнитивного компонента гражданского потенциала и социального здоровья проявляется в приобретении необходимых для здоровьесбережения компетенций, познанием собственных потенциальных возможностей, а также возрастающим интересом к изучению специальной литературы по проблемам профилактики рисков и угроз здоровью и выражается в таком их понимании, которое необходимо для развития и становления личности, выступающей носителем культуры гражданственности.
Аксиологический, выражающийся в сформированности и качественных характеристиках ценностных ориентаций, способствующих активному и ответственному отношению к общественно-политическим процессам. Аксиологический компонент проявляется во внутренней убежденности студентов в необходимости ведения здорового образа жизни, а также в признании собственного здоровья высшей ценностью, позволяющем наиболее полно использовать умственные и физические способности, достигая поставленных целей. Исследование ценностного выбора дополняется выявлением способности молодых людей брать ответственность за свою жизнь, за свое здоровье на себя.
Мотивационный, включающий способность соотносить личные потребности и интересы с общественными национальными и государственными интересами. Взаимосвязь мотивационного компонента и социального здоровья проявляется прежде всего в осознании важности здоровья для эффективной профессиональной деятельности, профессиональном долге и представлениями о служении обществу.
Праксиологический, выражающийся в гражданской активности и практическом проявлении гражданско-патриотических чувств в отношении к окружающим людям, своему вузу, будущей профессии, городу, региону, стране. Положительные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью гражданско-патриотического характера, способствуют развитию социального здоровья, побуждают человека к действию, преодолению препятствий на пути к социально значимым целям, а это необходимо для практической деятельности, развития чувств и мотивации более высокого уровня, способствующих формированию не только умений и навыков, но в целом мировоззрения.
Указанные компоненты понимаются в динамическом аспекте, который выражает процессуальный компонент развития гражданского потенциала студенческой молодежи, отражающий динамичное соотношение потенциального и актуального проявления характеристик гражданского потенциала, этапность его развития в процессе осуществления студентами, студенческими сообществами и организациями основных видов деятельности: учебной, воспитательной, просветительско-информационной, научной, спортивно-оздоровительной, военно-патриотической, волонтерской, творческой, досуговой.
Заключение
Результатом проведенного исследования стала разработка модели реализации гражданского потенциала студенческой молодежи, выявление взаимосвязи социального здоровья со всеми компонентами модели, обоснование необходимости внедрения системы социальной поддержки развития социального здоровья студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза.
Исследование выявило высокий уровень сформированности основных компонентов гражданского потенциала студентов РЭУ имени Г. В. Плеханова. Социологический опрос показал также высокий уровень удовлетворенности студентов условиями для активного участия в различных видах внеучебной деятельности. Однако было выявлено снижение вовлеченности студентов в активные социальные практики в зависимости от курса обучения. Первокурсники проявляют наибольший интерес к общественным мероприятиям, волонтерской деятельности и спорту, в то время как на старших курсах активность уменьшается. Это требует принятия дополнительных мер по мотивации студентов старших курсов к активному участию в общественной жизни путем создания социальных перспектив, в которых социальное здоровье и профессиональное развитие будут связаны с гражданской активностью и участием в конструктивных формах реализации гражданского потенциала.
Об авторах
Дмитрий Геннадьевич Горин
ФБГОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» 115054, г. Москва
Email: Gorin.DG@rea.ru
Светлана Николаевна Фомина
ФБГОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» 115054, г. Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: fomina-sn@mail.ru
Андрей Петрович Андруник
ФБГОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» 115054, г. Москва
Email: andrunik72@mail.ru
Список литературы
- Аксенова Е. И., Александрова О. А., Ярашева А. В., Аликперова Н. В. Модели поведения населения в отношении своего здоровья. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(S2):1081—6. doi: 10.32687/0869-866X-2023-31-s2-1081-1086
- Алексеенок А. А., Каира Ю. В., Кондратова Е. К., Лю Цзюньцзе, Тянь Сяоюй. Социальное здоровье современной студенческой молодежи: социологический анализ. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(4):748—54. doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-4-748-754
- Ананченкова П. И., Волкова О. А., Ефимова Е. М. Проблемы обеспечения качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся в условиях современных социально-экономических вызовов. Труд и социальные отношения. 2021;32(3):88—103. doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-1-5-13-88-103
- Бессчетнова О. В., Волкова О. А., Алиев Ш. И., Ананченкова П. И., Дробышева Л. Н. Влияние цифровых медиа на психическое здоровье детей и молодежи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(3):462—7. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-3-462-467
- Егорычев А. М., Фомина С. Н., Цветов С. В., Алиев Ш. И. Социальное здоровье человека как комплексная междисциплинарная проблема. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(3):377—82. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-377-382
- Егорычев А. М., Мардахаев Л. В., Варламова Е. Ю. Социальный мир человека XXI века: универсальное, национальное, особенное. Философия права: научно-теоретический журнал (Ростов-на-Дону). 2023;1(104):118—24. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_50508649_35877969.pdf
- Кривоногов А. Д. Моделирование системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):106-11. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_65119103_93071420.pdf
- Лядова А. В. Здоровьесбережение в представлениях студентов: особенности и факторы формирования. Высшее образование в России. 2024;33(8—9):140—60. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-140-160
- Певная М. В., Боронина Л. Н., Початкова Е. И. Гражданственность студенчества в рамках социально-ориентированного проектного обучения. Высшее образование в России. 2024;33(8—9):27—41. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-27-41