The social health in the structure of civil potential of the student youth
- Authors: Gorin D.G1, Fomina S.N1, Andrunik A.P1
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The G. V. Plekhanov Russian Economic University”, 115054, Moscow, Russia
- Issue: Vol 33, No 2 (2025)
- Section: Health and Society
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1602
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-2-243-249
- Cite item
Abstract
The article considers issue of increased attention of society and the state to social health of the youth. The various aspects of social health development and its influence on processes of formation of young person's personality and its civic becoming are examined. The threats to national security related to value orientations and physical and mental health of the youth, actualize research targeted to investigating problems of interdependence of social health and development of civic potential of the youth. The results of theoretical and empirical study of civic potential of students are presented. The model of development of civic potential of students is developed. The integration of social health with all components of the model is demonstrated. The necessity of system of social support of development of social health of students in educational space of University is substantiated. The empirical part of the study included results of sociological survey carried out on the basis of “The G. V. Plekhanov Russian Economic University” in September-October 2024 (n= 812). The original survey toolkit contained questions reflecting indicators of cognitive, axiological, motivational and praxiological components of civic potential model and social demographic block as well. It is established that social health, permeating all components of model of youth civic potential, affects its effective development. As a result of theoretical and empirical research, original model of implementation of civic potential of the youth in the educational space of University was developed. The specificity of social health in development of civic potential of students was defined.
Full Text
Введение
Современная российская молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по составу, ценностным ориентациям, обладает неравными стартовыми возможностями и условиями среды проживания. Интеграция студенческой молодежи в образовательное пространство российских вузов имеет существенное значение для поддержания оснований социальной стабильности, формирования качеств личности и гражданина, принятия студенческой молодежью смыслов и ценностей общественного развития, гражданской ответственности и социального служения. Студенческая молодежь представляет исследовательский интерес как поколение, которое в силу значимого образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, социальной активности в ближайшем будущем станет существенным фактором развития общества. Социальное здоровье студенческой молодежи представляет особый интерес для обеспечения национальной безопасности страны как ресурс развития личности студента, его гражданской активности и участия в общественной деятельности.
Несмотря на возрастающий научно-исследовательский и практический интерес к социальному здоровью студенческой молодежи, внедрению различных форм и методов поддержания и популяризации здорового образа жизни в учебный и воспитательный процесс, в научной литературе сохраняются тенденции разрозненного анализа различных факторов формирования социального и ментального здоровья обучающихся, развития самосохранительных практик в образовательном пространстве вуза.
Внимание населения к здоровьесберегающему поведению стало предметом исследования коллектива авторов под руководством Е. И. Аксеновой. Были выявлены и описаны базовые модели, отражающие отношение россиян к своему здоровью, сделан вывод о недостаточном внимании населения к сохранению здоровья [1].
Исследования социального здоровья молодежи через категории социального самочувствия и социальной стабильности показали особенности самоидентификации, качество жизни, политическую активность и патриотизм молодых людей. Авторы отметили, что неотъемлемыми составляющими социального здоровья молодежи являются активная жизненная позиция, участие в общественной жизни, социальное самочувствие, а также семейные практики и ценности [2]. Поддерживая данные утверждения, считаем, что патриотизм, активность и гражданский потенциал современных молодых людей необходимо развивать, включая интеграцию студентов в различные виды социально полезной деятельности в процессе профессиональной подготовки, вовлечение их в конструктивные социальные практики.
На основании комплексного анализа зарубежных и отечественных подходов П. И. Ананченкова пришла к выводу о том, что в условиях современных социально-экономических вызовов внимание образовательной организации к социальному здоровью обучающихся способно повысить ее конкурентоспособность. Необходимо развивать здоровьесберегающие технологии в рамках образовательного пространства вуза [3].
Изучение роли цифровых медиа в современном российском обществе позволило выявить угрозы социальному и психическому здоровью молодежи. Результаты исследования показали, что «онлайн-активность молодых людей не приводит к развитию коммуникабельности, выстраиванию реальных дружеских отношений, занимает много времени, усиливая чувство одиночества и провоцируя возникновение депрессивных состояний». Авторы обосновали необходимость разработки технологий поддержки молодых людей и проведения комплексных исследований, направленных на их здоровьесбережение и определение ведущих факторов развития социального здоровья молодежи [4].
Исследуя социальное здоровье как междисциплинарную проблему, А. М. Егорычев дал ему следующее определение: «…это сложное системное социально-психологическое образование, объединяющее потенциальные и реальные ресурсы человека, характеризующее его состояние, возможность и способность наиболее полно реализовывать себя в социальной среде, это производное его социального бытия и ценностных ориентаций его Отечества (общества и государства)» [5, 6]. Данное определение социального здоровья непосредственно подчеркивает важность гражданского становления личности.
На актуальность проблематики процесса гражданско-патриотического воспитания студентов указывает А. Д. Кривоногов, особо выделяя значимость формирования ценностей студенческой молодежи, важность воспитания любви к своему народу, родному языку, национальной культуре и традициям [7].
Рассматривая вопросы здоровьесбережения в представлениях студентов, А. В. Лядова обращает внимание на то, что «в рамках национальных проектов «Образование», «Демография», «Здравоохранение» реализуется значительное число программ и мероприятий, направленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, включая формирование ценностного отношения к своему здоровью» [8]. По словам автора, «за последнее время наблюдаются определенные позитивные перемены в тенденциях здоровьесбережения», однако приходится констатировать низкий уровень вовлеченности молодежи в позитивные социальные практики в условиях образовательных организаций, слабую социальную активность и недостаточную ответственность молодежи в отношении социального здоровья [8]. М. В. Певная видит решение во включении студентов в проектную деятельность, отмечая, что активность и гражданственность студенчества развивается в рамках социально ориентированного проектного обучения. При этом аспекты социального здоровья автор прямо не выделяет, но данное исследование обращает внимание на способность молодого человека наиболее полно реализовывать себя в социальной среде через включение в практику «Обучение служением», через вовлечение в социально позитивную деятельность и развитие общественной активности студентов [9].
Анализ работ по данной проблематике позволяет сделать вывод о том, что в научной литературе сохраняются тенденции разрозненного анализа различных аспектов социального здоровья студенческой молодежи. Рассмотрение социального здоровья в контексте содержательных компонентов гражданского потенциала студенческой молодежи позволит выявить интегрированное представление о месте социального здоровья в развитии личности студента.
Материалы и методы
Использован комплекс методов теоретического (классификация современных научных материалов по проблеме исследования, моделирование развития гражданского потенциала современной российской студенческой молодежи) и эмпирического (социологический опрос методом анкетирования) исследования. Социологический опрос был проведен на базе Российского экономического университета (РЭУ) имени Г. В. Плеханова. Было опрошено 812 студентов московского кампуса, опрошенные женского пола составили 58,9%, мужского — 41,1%. Опрос осуществлялся с использованием сервиса Google Forms. Анкетирование позволило собрать данные, характеризующие компоненты гражданского потенциала студентов и их участие в различных социальных практиках. Для анализа полученных данных использован корреляционный анализ, который позволил выявить статистически значимые связи между уровнем гражданской активности студентов и их вовлеченностью в социальные инициативы
Результаты исследования
Из 812 участников исследования студенты I курса (бакалавриат) составаили 38,18%, II курса (бакалавриат) — 27,46%, III курса (бакалавриат) — 16,38%, IV курса (бакалавриат) — 14,29%, I и II курса (магистратура) — 3,08%, V курса (специалитет) — 0,62%. Уточнение курса обучения при анализе связи между развитием гражданского потенциала студентов и их вовлеченностью в социальные практики имеет большое значение, поскольку студенты на разных курсах имеют разные уровни опыта и осознанности, что влияет на их активность в гражданских инициативах. Разные учебные программы также акцентируют внимание на различных аспектах гражданственности.
Анкета содержала вопросы, отражающие индикаторы когнитивного, аксиологического, мотивационного и праксиологического компонентов модели гражданского потенциала.
Когнитивный компонент модели гражданского потенциала связан с базовыми знаниями и представлениями о гражданственности. Исследование показало, что большая часть студентов видит в понятии «гражданство» «чувство принадлежности к истории своей страны», а также «совокупность гражданских прав и свобод». Совокупно эти два ответа выбрали 2/3 опрошенных (табл. 1).
Значительная часть опрошенных считают знание истории и культуры своей страны необходимым для себя (к положительному ответу во втором вопросе склонны 84,24% респондента: «безусловно да» — 47,54%, «скорее да» — 36,7%). Поэтому можно сделать вывод, что знание истории и культуры являются важным элементом в гражданском самосознании современной студенческой молодежи. Более 55% опрошенных считают, что «гражданин имеет ряд обязанностей, которые составляют его гражданский долг». Интересным результатом является процент респондентов, которые считают, что гражданин может не исполнять гражданский долг, если его права не гарантируются (29,56%), т. е. эта часть общества ждет взаимности от государства и государственных институтов и в какой-то мере, возможно, готова к уклонению от исполнения гражданского долга. Еще 7,76% опрошенных считают, что «гражданство предполагает только права и свободы, которые должно гарантировать государство». Ответы на данные вопросы позволяют сделать выводы о когнитивных представлениях студентов о гражданственности и уровне сформированности когнитивного компонента гражданского потенциала.
Аксиологический компонент включает в себя реакции респондентов на ценности, а также проявление ценностных ориентаций в оценке личного развития, страхов и надежд, которые могут влиять на реализацию гражданского потенциала. Ценностные предпочтения студентов не характеризуются явно доминирующими ориентациями. Однако ответы, которые были даны чаще других, связаны с «личностным саморазвитием» (10,6%), с «семьей и воспитанием детей» (9,5%) и «здоровым образом жизни» (6,0%).
Мотивационный компонент подразумевает отражение внутренних побуждений и целей, которые движут человеком в направлении его развития. В ходе опроса студенты выбрали ассоциации, связанные с их представлениями о жизненном успехе. С профессиональными достижениями ассоциируют успех 16% респондентов, что подчеркивает значимость карьерного роста в жизни молодежи. Следующими по частоте ответов стали семья и воспитание детей (15%), а также социальное здоровье (15%), что свидетельствует о важности личных ценностей и благополучия. Связывают успех с материальным благополучием и комфортом 14% участников, и столько же (14%) отмечают важность внесения вклада в развитие своей страны. Ассоциируют жизненный успех с духовным развитием 13% респондентов.
Праксиологический компонент связан с показателями, отражающими активность и инициативность молодежи в социальных и гражданских практиках, а также их влияние на развитие гражданской ответственности и вовлеченности в общественные процессы. На вопрос «Что, по Вашему мнению, более всего влияет на социальное здоровье?» большинство студентов ответили: здоровый образ жизни (53,7%), проявление активной жизненной позиции (25,5%), хорошие отношения с близкими (20,4%). Анализ вопроса «Занимаетесь ли Вы поддержанием здорового образа жизни?» выявил следующие результаты среди студентов: 41,01% респондентов ответили, что занимаются поддержанием здорового образа жизни время от времени, в то время как 40,52% заявили, что делают это регулярно. Это говорит о высокой степени осознания важности здорового образа жизни среди молодежи. Только 5,05% участников признались, что не занимаются поддержанием здоровья, а 8,13% отметили, что делают это редко.
Ответы на вопрос «Интересуетесь ли Вы актуальными общественными и политическими событиями в стране и мире?» показали, что 36,33% респондентов следят за новостями время от времени, а 29,80% делают это регулярно. Это свидетельствует о наличии интереса к общественной жизни среди студентов. Однако 16,26% участников отметили, что интересуются событиями редко, а 11,21% не интересуются ими вовсе; 3,82% затруднились с ответом, а 2,59% отказались отвечать.
В целом результаты демонстрируют, что большинство студентов имеют хотя бы минимальный уровень интереса к актуальным событиям. Тем не менее значительная доля молодежи не проявляет активного интереса к общественно-политической жизни, что говорит о необходимости повышения информационной активности и вовлеченности студентов в обсуждение общественно-политических вопросов.
Ответы на вопрос о вовлеченности современной студенческой молодежи в различные формы гражданского участия свидетельствуют о ее достаточной активности в волонтерстве, хотя мнения о вовлеченности в другие активности не столь однозначны. В отношении голосования на выборах 25% респондентов считают молодежь активными участниками, в то время как 11% уверены в их отсутствии; 27% опрошенных видят активное участие молодежи в деятельности общественных организаций, а 7% полагают, что они не участвуют. При оценке участия в митингах и демонстрациях 20% респондентов отмечают активность молодежи, тогда как 19% считают их не вовлеченными. В публичном обсуждении проблем в сетевых медиа 26% видят активное участие, а 12% — отсутствие такового. Наиболее высокую оценку получают волонтерство и благотворительность: 35% респондентов считают молодежь активными участниками (табл. 2).
В целом анализ праксиологического компонента показывает активность и инициативность молодежи в социальных и гражданских практиках. Результаты опроса свидетельствуют о положительном восприятии студентами своего окружения, молодежь воспринимается как активный участник гражданских практик, что способствует развитию ее гражданской ответственности и вовлеченности в общественные процессы. Эти результаты подчеркивают важность поддержки инициатив студентов для дальнейшего формирования их активной гражданской позиции.
Корреляционные зависимости между уровнями социальной активности и компонентами гражданского потенциала позволяют сделать ряд выводов прежде всего о влиянии учебного процесса и роли университетов в развитии ориентации на социальное здоровье и реализации гражданского потенциала студентов.
Так, на вопрос: «Как вы считаете, в РЭУ имени Г. В. Плеханова созданы условия для активного участия студентов в следующих видах деятельности?» студенты оценили данные условия по 5-балльной шкале, что позволило получить количественную характеристику восприятия условий для вовлеченности в различные активности. Опрошенные в целом положительно оценивают наличие в РЭУ имени Г. В. Плеханова условий для активного участия студентов в различных видах деятельности. Значительная часть респондентов оценивают эти условия как благоприятные. Таким образом, по мнению студентов, в университете созданы достаточные условия для их участия в волонтерской деятельности, благотворительных проектах, самоуправлении, спортивных соревнованиях и общественных мероприятиях, что способствует развитию их гражданского потенциала (табл. 3).
В результате исследования выявлено, что с увеличением курса студенты все меньше удовлетворены условиями, созданными для их активного участия в различных видах деятельности. Например, условия для волонтерской деятельности студенты I курса оценили как наиболее благоприятные (46,7%). На II курсе этот показатель снизился до 30%, на III — до 10,7%, а на IV курсе — до 8,8%. Условия для участия в благотворительных проектах на I курсе 50% опрошенных оценили как наиболее благоприятные, на II курсе — 27,3%, на III курсе — 10,3%, на IV курсе — 8,9%. Такая динамика прослеживается и в других видах деятельности, представленных в анкетировании, что свидетельствует о нарастающем недовольстве студентов с увеличением их академического статуса.
Выявленная динамика может быть связана с несколькими факторами. Во-первых, старшие курсы часто испытывают возросшую академическую нагрузку, что снижает их время и интерес к внеучебным активностям. Во-вторых, студенты на старших курсах могут испытывать разочарование из-за недостатка организационной поддержки и ограниченных возможностей для участия в волонтерских и общественных инициативах. Наконец, изменения в ожиданиях и восприятии студентов относительно их университетского опыта также могут способствовать этой динамике.
Выводы исследования подчеркивают необходимость пересмотра стратегий вовлечения студентов разных курсов в учебную и внеучебную деятельность, а также разработки программ, которые отвечали бы их интересам и потребностям. Учитывая полученные данные, следует уделить внимание повышению уровня поддержки и разнообразию предлагаемых активностей, что может способствовать не только росту удовлетворенности студентов, но и укреплению их связи с университетом и сообществом в целом.
Обсуждение
Анализируя результаты исследования, необходимо отметить, что в его основе лежало понимание развития социального здоровья студентов в образовательном пространстве вуза и его взаимосвязи с социальным потенциалом личности. Гражданский потенциал, являясь частью социального потенциала, основывается на способности выполнять социальные роли гражданина страны и по собственной инициативе формулировать и разрешать проблемы обеспечения ее жизнеспособности и прогрессивного развития. Отметим, что любое изменение в социальной системе должно соответствовать целям ее развития, что обусловливает необходимость строгого учета влияния каждого фактора на общее состояние системы. Для реализации этого требования применительно к разработке модели гражданского потенциала студенческой молодежи авторы объединили характеристики, факторы и элементы гражданского потенциала по сходным признакам в подгруппы (компоненты), имеющие функциональную и структурную целостность. В результате модель гражданского потенциала без потери комплексности подхода сводится к ограниченному числу компонентов, характеризующих основополагающие черты гражданского потенциала. Оценка состояний этих характеристик дает сведения о проблемных участках и слабых звеньях гражданского потенциала и его реализации в образовательном пространстве вуза. Предложенный способ исследования интегральных компонентов модели гражданского потенциала позволяет использовать каждый признак лишь тогда, когда он необходим для принятия решения о каких-либо корректировках в его дополнительном развитии или минимизации социальных последствий. Помимо этого, разработка модели гражданского потенциала студенческой молодежи, основанного на таком подходе, позволяет беспрепятственно добавлять новые характеристики, реализуя тем самым принцип самодиагностики, основу которого составляет необходимость учета изменяемости уровня развития гражданского потенциала, его способности к реализации и формированию новых положительных эффектов. Под гражданским потенциалом студенческой молодежи в рамках данного исследования понимается динамичная качественная интегративная совокупность характеристик, отражающая личностные, социально-групповые и институционально-инфраструктурные возможности развития гражданского самосознания и реализации гражданской позиции студенческой молодежи, включающая в себя следующие компоненты:
Когнитивный, отражающий сформированность и глубину знаний о национальной истории и происходящих в современном обществе процессах, устойчивость мировоззренческих убеждений, культурную картину мира. Взаимосвязь когнитивного компонента гражданского потенциала и социального здоровья проявляется в приобретении необходимых для здоровьесбережения компетенций, познанием собственных потенциальных возможностей, а также возрастающим интересом к изучению специальной литературы по проблемам профилактики рисков и угроз здоровью и выражается в таком их понимании, которое необходимо для развития и становления личности, выступающей носителем культуры гражданственности.
Аксиологический, выражающийся в сформированности и качественных характеристиках ценностных ориентаций, способствующих активному и ответственному отношению к общественно-политическим процессам. Аксиологический компонент проявляется во внутренней убежденности студентов в необходимости ведения здорового образа жизни, а также в признании собственного здоровья высшей ценностью, позволяющем наиболее полно использовать умственные и физические способности, достигая поставленных целей. Исследование ценностного выбора дополняется выявлением способности молодых людей брать ответственность за свою жизнь, за свое здоровье на себя.
Мотивационный, включающий способность соотносить личные потребности и интересы с общественными национальными и государственными интересами. Взаимосвязь мотивационного компонента и социального здоровья проявляется прежде всего в осознании важности здоровья для эффективной профессиональной деятельности, профессиональном долге и представлениями о служении обществу.
Праксиологический, выражающийся в гражданской активности и практическом проявлении гражданско-патриотических чувств в отношении к окружающим людям, своему вузу, будущей профессии, городу, региону, стране. Положительные эмоциональные переживания, связанные с деятельностью гражданско-патриотического характера, способствуют развитию социального здоровья, побуждают человека к действию, преодолению препятствий на пути к социально значимым целям, а это необходимо для практической деятельности, развития чувств и мотивации более высокого уровня, способствующих формированию не только умений и навыков, но в целом мировоззрения.
Указанные компоненты понимаются в динамическом аспекте, который выражает процессуальный компонент развития гражданского потенциала студенческой молодежи, отражающий динамичное соотношение потенциального и актуального проявления характеристик гражданского потенциала, этапность его развития в процессе осуществления студентами, студенческими сообществами и организациями основных видов деятельности: учебной, воспитательной, просветительско-информационной, научной, спортивно-оздоровительной, военно-патриотической, волонтерской, творческой, досуговой.
Заключение
Результатом проведенного исследования стала разработка модели реализации гражданского потенциала студенческой молодежи, выявление взаимосвязи социального здоровья со всеми компонентами модели, обоснование необходимости внедрения системы социальной поддержки развития социального здоровья студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза.
Исследование выявило высокий уровень сформированности основных компонентов гражданского потенциала студентов РЭУ имени Г. В. Плеханова. Социологический опрос показал также высокий уровень удовлетворенности студентов условиями для активного участия в различных видах внеучебной деятельности. Однако было выявлено снижение вовлеченности студентов в активные социальные практики в зависимости от курса обучения. Первокурсники проявляют наибольший интерес к общественным мероприятиям, волонтерской деятельности и спорту, в то время как на старших курсах активность уменьшается. Это требует принятия дополнительных мер по мотивации студентов старших курсов к активному участию в общественной жизни путем создания социальных перспектив, в которых социальное здоровье и профессиональное развитие будут связаны с гражданской активностью и участием в конструктивных формах реализации гражданского потенциала.
About the authors
Dmitry G Gorin
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The G. V. Plekhanov Russian Economic University”, 115054, Moscow, Russia
Email: Gorin.DG@rea.ru
Svetlana N Fomina
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The G. V. Plekhanov Russian Economic University”, 115054, Moscow, Russia
Author for correspondence.
Email: fomina-sn@mail.ru
Andrey P Andrunik
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The G. V. Plekhanov Russian Economic University”, 115054, Moscow, Russia
Email: andrunik72@mail.ru
References
- Aksenova E. I., Aleksandrova O. A., Jarasheva A. V., Alikperova N. V. Models of population behavior in relation to their health. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2023;31(S2):1081–6. doi: 10.32687/0869-866X-2023-31-s2-1081-1086 (in Russian).
- Alekseenok A. A., Kaira Yu. V., Kondratova E. K., Liu Junjie, Tian Xiaoyu. Social health of modern student youth: a sociological analysis. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2024;32(4):748–54. doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-4-748-754 (in Russian)
- Ananchenkova P. I., Volkova O. A., Efimova E. M. Problems of ensuring the quality of educational activities and training students in the context of modern socio-economic challenges. Trud i social'nye otnoshenija. 2021;32(3):88–103. doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-1-5-13-88-103 (in Russian).
- Besschetnova O. V., Volkova O. A., Aliyev Sh. I., Ananchenkova P. I., Drobysheva L. N. The impact of digital media on the mental health of children and youth. Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2021;29(3):462–7. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-3-462-467 (in Russian).
- Egorychev A. M., Fomina S. N., Tsvetov S. V., Aliev Sh. I. Human social health as a complex interdisciplinary problem. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2022;30(3):377–82. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-377-382 (in Russian).
- Egorychev A. M., Mardakhaev L. V., Varlamova E. Yu. Human social world of the 21st century: universal, national, special. Philosophy of Law: scientific and theoretical journal (Rostov-on-Don). 2023;1(104):118–24. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_50508649_35877969.pdf (in Russian).
- Krivonogov A. D. Modeling the systemic process of civic-patriotic education of students of the Institute of Culture in the context of digitalization. Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. 2024;(1):106–11. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_65119103_93071420.pdf (in Russian).
- Lyadova A. V. Health preservation in the views of students: features and factors of formation. Higher education in Russia. 2024;33(8–9):140–60. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-140-160 (in Russian).
- Pevnaya M. V., Boronina L. N., Pochatkova E. I. Student citizenship in the framework of socially-oriented project-based learning. Higher education in Russia. 2024;33(8–9):27–41. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-27-41 (in Russian).