ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ АДДИКЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ

  • Авторы: Заливанский Б.В.1, Самохвалова Е.В.1, Мореева Е.В.2
  • Учреждения:
    1. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, г. Белгород
    2. ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 119071, г. Москва
  • Выпуск: Том 33, № 2 (2025)
  • Раздел: Здоровье и общество
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1592
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-2-182-187
  • Цитировать

Аннотация


Целью статьи является систематизация угроз социальному здоровью молодежи, возникающих вследствие сформированной у молодых людей зависимости от пользования цифровыми устройствами и погруженности в интернет-пространство. На основе теоретического анализа авторы определяют социальное здоровье как детерминированное внутренними и внешними факторами состояние готовности, возможности и потребности молодежи осуществлять социальную деятельность, выстраивая коммуникации в социуме. Одной из угроз, подрывающей социальное здоровье представителей этой демографической группы, является цифровая аддикция, возникающая в результате погружения зависимого в цифровую среду при помощи различных цифровых устройств. Такая зависимость может нанести существенный вред как физическому, так и социально-психологическому здоровью, начиная с самого раннего возраста, что подтверждается результатами авторского эмпирического исследования. Наиболее разрушительным следствием данного вида зависимости является деградация социальных и когнитивных навыков у молодых людей, влекущая проблемы с обучением, социализацией, психологические аффекты, вплоть до полного неприятия существующих социальных норм и ценностей. Такие индивиды максимально уязвимы для политических манипуляций в условиях существующих цивилизационных противоречий, а в ходе ведения информационной войны первыми вовлекаются в деструктивные для государственной безопасности процессы. В этой связи авторам представляется целесообразным в дальнейшем глубоко исследовать взаимосвязь цифровой аддикции и процесса разрушения традиционных ценностей у подрастающего поколения, обосновать технологию социальной иммунизации — инструмента формирования и развития у современной молодежи духовно-нравственной опоры, знаний, умений, навыков, позволяющих осознанно противостоять деструктивным влияниям цифровой среды.


Полный текст

Введение
Важнейшей ценностью для любого государства является социальное здоровье его граждан. Это подтверждает не только наличие отечественных и зарубежных теоретических исследований, но и отражение данной проблематики в международных и национальных нормативных документах, докладах и рекомендациях органов власти всех уровней.
В то же время сам концепт социального здоровья все еще является предметом научных дискуссий. Во-первых, он трактуется применительно к разным уровням: мега- (здоровье общества, нации), мезо- (здоровье отдельных социальных групп), микро- (здоровье личности). Во-вторых, он становится объектом исследования различных наук (медицины, политологии, культурологии, демографии, психологии, социологии, педагогики), исследующих различные его аспекты. От характеристик «физического и психического состояния общества, определяемого через динамику показателей заболеваемости» в медицине до характеристик «состояния полной гармонии личностных смыслов человека с ожиданиями социума, способствующего позитивному развитию личности и общества» в психологии и социологии [1, 2]. Наиболее полным, с точки зрения настоящего исследования, представляется определение Н. Х. Гафиатулиной, С. С. Косинова, Н. П. Любецкого, определяющих социальное здоровье как «…состояние, детерминированное внешними и внутренними факторами, которое формируется во взаимодействиях представителей демографической группы с социальным окружением и отражает уровень активности в ходе данных взаимодействий» [3]. Развивая подход, предложенный вышеуказанными авторами, следует сказать, что это состояние выражает готовность, возможность и потребность, определяемые внешними и внутренними факторами (ценностно-смысловыми ориентациями, стандартами поведения, психическим и физическим здоровьем представителей конкретной демографической группы), осуществлять социальную деятельность, выстраивая коммуникации в социуме.
Проблему укрепления социального здоровья, по мнению авторов, в первую очередь необходимо решать в отношении наиболее перспективной, но и наиболее уязвимой социально-демографической группы — молодежи. Поколение молодых в силу возраста (от 14 до 35 лет) отличает ряд специфических характеристик. С одной стороны, молодые люди — движущая сила развития любого общества, они готовы к риску, инновациям, зачастую являясь их носителями, стремятся максимально реализовать свои таланты и способности. С другой — они все еще находятся в процессе становления, «вхождения в общество»: усвоения знаний, социальных ценностей и норм, паттернов поведения. Не имея должного собственного опыта, молодые люди зачастую ориентируются на мнение «значимых других», которыми в современных условиях становятся не только старшие по возрасту. В цифровую эпоху компетентность в значимых для молодежи областях, например эффективные навыки получения информации в виртуальной среде, чаще демонстрируют ровесники. Становясь «значимыми другими» для молодых людей, они транслируют собственные представления об обществе, его нормах и ценностях, перспективах развития через головы не только конкретных социализаторов (родителей и учителей), но и государства как совокупного общества взрослых. В результате, по мнению современных авторов, информация, полученная из интернет-источников, приобретает сверхзначимость при построении молодежью жизненных и профессиональных траекторий [4]. Кроме того, у определенной части молодых людей эти ценности и нормы, гражданская, этническая и территориальная идентичность оказываются несформированными [5].
Неуправляемая государством «обратная социализация» стала не единственным негативным следствием интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности, подрывающим социальное здоровье представителей этой демографической группы. Другой проблемой, требующей внимания, является цифровая аддикция — зависимость от умных цифровых устройств, формирующих быт, социальное общение, профессиональную деятельность. Следует уточнить, что в современных отечественных и зарубежных исследованиях речь идет уже не столько об интернет-зависимости, зависимости от конкретных гаджетов или компьютерных игр, сколько о том, что все это — составляющие реальной цифровой аддикции, возникающей в результате погружения зависимого в цифровую среду при помощи различных цифровых устройств и, как следствие, ослабляющей его связь с реальным миром [6].
Цифровая аддикция негативным образом сказывается на социальном здоровье молодежи, подрывая его психическую, физическую и социальную компоненты. Немало современных исследований посвящено психологической проблеме номофобии (от no mobile phone phobia), проявляющейся в страхе остаться без доступа к своим мобильным устройствам и постоянного доступа к информационному контенту, социальным сетям через них [7]. Что касается физического здоровья, то здесь все чаще находятся эмпирические подтверждения расстройства памяти (цифровой деменции), развивающегося ввиду чрезмерного использования гаджетов [8]. Отчасти цифровая деменция приводит к тревоге и депрессии, снижению социальных контактов — социальной изоляции, при этом последняя может развиться в «цифровой аутизм — состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт с другими людьми, не интересуются внутренним миром другого человека, окружающие люди для них становятся заменяемыми, а коммуникации с ними теряют ценность» [9]. И если подобранный для этого состояния термин все еще обсуждается в научных кругах, то наличие подобного состояния у довольно большого количества молодежи ни у кого не вызывает сомнения. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают, что молодые люди, ведущие пассивный образ жизни, в том числе в социальных сетях, имеют меньше возможностей для личного социального взаимодействия, что сказывается на их социальном здоровье, на том, как они интерпретируют социальную информацию, поддерживают социальные связи [10, 11].
Все перечисленные проблемы с социальным здоровьем особенно обострились в условиях цивилизационных противоречий. По описанным выше причинам молодежь является максимально уязвимой группой для политических манипуляций, а в условиях ведения информационной войны первой подвергается воздействию через контент агрессивного и социально опасного содержания [12]. На молодежь, страдающую цифровой зависимостью, проще влиять, вовлекать ее в «Твиттер-революции» и другие деструктивные для государственной безопасности процессы. Особенно это касается молодых людей, проживающих на приграничных территориях, оказавшихся в условиях повышенного риска и существенно ограниченных жизненных перспектив. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на сохранение и укрепление социального здоровья этой демографической группы, выявление и предотвращение угроз, в том числе оценку негативного влияния цифровой аддикции.
Материалы и методы
В рамках настоящего исследования авторами использован комплекс научных инструментов познания. Для анализа теоретических разработок по заявленной проблематике использованы общенаучные методы работы с текстовыми источниками: анализ, синтез, обобщение. Формированию представления о социальном здоровье, цифровой зависимости молодежи способствовало применение методов проблемного и ситуационного анализа. Для эмпирического подтверждения исследовательских гипотез проведено полуформализованное интервью экспертов с целью получения мнений специалистов о последствиях цифровой аддикции для социального здоровья молодежи. Экспертами выступили руководители образовательных организаций приграничного региона (Белгородской области). Анализ и обобщение результатов теоретических и эмпирических исследований предполагали использование системного подхода, позволяющего систематизировать угрозы цифровой аддикции.
Результаты исследования
По поводу «цифрового поколения» сегодня ведутся дискуссии — общественные и в научной среде. В частности, существует мнение, что современные молодые люди более информированы, грамотны и способны, чем их предки, что достигается за счет использования устройств цифровой эпохи. С их помощью новое поколение выстраивает коммуникации, обучается, развлекается и работает, в отличие от их предшественников, которые делали это традиционным способом. Молодежь считают генератором начавшейся «социальной трансформации». В качестве обоснования подобного мнения приводят более высокие свойства нейропластичности мозга в подростковом возрасте и лабильность психики под влиянием культуры и среды, в которой растет и социализируется молодежь [13].
В то же время во многих современных исследованиях отмечены негативные последствия использования цифровых гаджетов, а также длительного времяпрепровождения в сети Интернет или за компьютерными играми. В связи с указанными фактами в научной терминологии уже достаточно прочно утвердилось понятие цифровой аддикции, которой подвержены в первую очередь именно представители молодого поколения.
Анализ ответов экспертов позволил систематизировать представления о влиянии цифровой аддикции на физическое и социальное здоровье современных молодых людей.
В настоящее время персональный компьютер, планшет, смартфон есть в каждом домовладении и в личном пользовании, причем доступ к цифровым устройствам имеют дети самого раннего возраста, что значительно влияет на условия взросления и развития головного мозга ребенка. Все это приводит к тому что у детей на раннем этапе могут возникать некоторые задержки в формировании речи: отмечено, что в последнее время дети начинают говорить ближе к 3 годам, нежели к 1 году, как это было ранее [14]. В дальнейшем это влияет на физическое и социально-психологическое развитие детей и подростков.
В ходе интервью эксперты отмечали, что качество разговорной речи у подрастающего поколения ухудшается, встречается все больше школьников с нарушениями речи, им сложнее читать вслух, отвечать устно, заучивать наизусть и пересказывать с выражением.
Фиксируемое в современном мире влияние цифровой аддикции на физическое здоровье молодых людей связано и с малоподвижным образом жизни [15], обусловленным длительным использованием цифровых устройств, что приводит к нарушению осанки, ожирению и другим физическим проблемам, а длительное времяпрепровождение за экранами компьютеров и смартфонов может негативно сказываться на зрении.
Влияние цифровой аддикции на различные навыки, формируемые в ходе развития и социализации молодежи, также негативно [16]. Воздействие на такие когнитивные навыки, как концентрация и внимание, выражается в постоянном переключении между задачами в цифровой среде, что может снижать способность концентрироваться на одной задаче в течение длительного времени. Влияние на память и усвоение информации проявляется в чрезмерном использовании цифровых устройств, что может приводить к снижению способности к запоминанию информации, поскольку молодые люди привыкают полагаться на быстрый доступ к данным через гаджеты.
В одном из интервью эксперт указал на то, что в ходе диагностики уровня комплексного развития все чаще встречаются представители подрастающего поколения, которые затрудняются назвать любимую книгу или фильм и тем более описать их. В то же время они с легкостью перечисляют компьютерные игры, в которые играют. При показе картинки, на которой, например, изображено какое-либо историческое сооружение или известная личность, многие называют сюжеты компьютерных игр.
«Вследствие чрезмерного взаимодействия с экранными цифровыми устройствами некоторые функции головного мозга не развиваются или не работают должным образом, из-за чего падает уровень интеллекта», — отмечает другой эксперт. В нашей стране неплохо развита телекоммуникационная инфраструктура, которая обеспечивает достаточно высокую скорость передачи данных в сети Интернет, что является одним из факторов, способствующих распространению цифровой аддикции.
Снижение когнитивных функций вследствие цифровой зависимости сказывается на невозможности сосредоточиться на какой-либо информации, из-за этого естественные способности к обучению страдают. Возникают нарушения эмоционального и социального интеллекта, а под этим подразумевается, что люди все хуже и хуже различают эмоции [17]. Это может сказываться на качестве социальных связей, потому что люди просто не понимают, в каком состоянии находятся те, с кем им приходится контактировать. Им все сложнее и сложнее ориентироваться в социальных взаимодействиях, когда они не понимают, какие эмоции на данный момент времени преобладают у человека, с которым они общаются.
Одним из последствий цифровой аддикции является психологическая деконструкция личности. Молодые люди, зависимые от цифровых гаджетов и соответствующего контента, испытывают чувство перманентной обеспокоенности, их раздражают обыденные ситуации, они легко погружаются в депрессию, особенно в ситуациях, когда не могут получить доступ к привычным для них цифровым устройствам. Все это ведет к социальной изоляции, ухудшению отношений с окружающими людьми и проблемам в повседневной жизни.
Некоторые исследования показывают связь между цифровой аддикцией и психическими расстройствами — депрессией, тревожными расстройствами и снижением самооценки.
Негативное влияние цифровой аддикции на социальные навыки проявляется в том, что зависимость от цифровых коммуникационных устройств может снижать навыки живого общения, эмпатии и способности к чтению невербальных сигналов. Помимо этого, недостаток живых эмоциональных взаимодействий влияет на снижение уровня эмоционального интеллекта. Большинство экспертов согласны с данным предположением, некоторые из них отметили, что чрезмерное использование цифровых гаджетов приводит к дефициту социальных и коммуникативных навыков, в особенности это критично для подрастающего поколения. Экранное время может помешать молодым людям развивать способность распознавать и понимать эмоции других людей, в дальнейшем это может привести к социопатии или невозможности нахождения в обществе.
Последствиями цифровой социопатии является то, что человек, страдающий от этого расстройства, становится все более изолированным в виртуальном мире, теряет интерес к реальной жизни и реальным отношениям [18]. Это напрямую связано с агрессивным проникновением цифровых технологий в сферу социальных коммуникаций. В большей степени под угрозой находятся молодые люди, склонные к ведению одинокого образа жизни, ограниченные в контактах с родственниками, не вовлеченные в социальные взаимоотношения на работе или по месту учебы. Если у человека есть семья, дети, друзья, хобби, связанные с активными видами спорта и контактами с другими людьми, то данное отклонение менее вероятно.
Необходимо учесть, что молодая, пока еще полностью не сформированная личность, отягощенная негативными следствиями цифровой аддикции, может стать объектом манипулятивного воздействия, особенно в текущих условиях социально-политической напряженности. Формируя соответствующий контент, субъекты такого воздействия могут преследовать экстремистские цели по дестабилизации социально-политический ситуации и нанесению реального ущерба в ходе реализации террористических актов [19].
Анализ полученных данных показывает комплексный характер влияния цифровой аддикции на физическое и социально-психологическое здоровье молодежи. Однако большинство экспертов все же склонны отмечать первоочередное негативное воздействие на социальные навыки молодых людей, склонных к цифровой зависимости (см. таблицу).
Заключение
Анализ исследований, посвященных проблемам цифровой аддикции, а также эмпирических данных, полученных в ходе полуформализованного интервью экспертов, позволили систематизировать угрозы социальному здоровью молодежи, возникающие вследствие сформированной зависимости от пользования цифровыми устройствами и погруженности в интернет-пространство. Цифровая аддикция может нанести существенный вред физическому и социальному здоровью с самого раннего возраста. Наиболее разрушительным следствием данного вида зависимости является деградация социальных и когнитивных навыков у молодых людей, в результате чего у них могут наблюдаться проблемы с обучением, социализацией, психологические аффекты, вплоть до полного неприятия существующих социальных норм и ценностей. Такие индивиды могут стать угрозой обществу и быть использованы в манипулятивных целях субъектами антигосударственной политики.
Представляется целесообразным в дальнейшем более системно исследовать взаимосвязь цифровой аддикции и процесса разрушения традиционных ценностей у подрастающего поколения, влекущего за собой формирование антиобщественных и антипатриотических установок, которые могут стать средством манипуляций в условиях существующих цивилизационных противоречий. Необходимым условием преодоления такого влияния представляется разработка и реализация на практике технологии социальной иммунизации как инструмента формирования и развития у современной молодежи духовно-нравственных основ, знаний, умений, навыков, позволяющих осознанно противостоять деструктивным влияниям цифровой среды.
Статья подготовлена при грантовой поддержке ЭИСИ: проект FZWG-2024-0021 «Социальные технологии иммунизации молодежи приграничных регионов и новых территорий России в условиях цивилизационных противоречий», выполняемого в рамках научных проектов в сфере общественно-политических наук.

Об авторах

Борис Васильевич Заливанский

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, г. Белгород

Автор, ответственный за переписку.
Email: zalivansky@bsuedu.ru

Елена Владиславовна Самохвалова

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, г. Белгород

Email: samokhvalova@bsuedu.ru

Елена Владимировна Мореева

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 119071, г. Москва

Email: emoreeva@gmail.com

Список литературы

  1. Бонкало Т. И., Полякова О. Б. Социальное здоровье: дайджест. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»; 2024.
  2. Бонкало Т. И., Полякова О. Б. Специфика самочувствия, активности и настроения как составляющих эмоционального здоровья студенческой молодежи. Здоровье мегаполиса. 2023;(4):52—60.
  3. Гафиатулина Н. Х., Косинов С. С., Любецкий Н. П. Управление процессом формирования социального здоровья российской студенческой молодежи: социальные технологии управления. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018;(3):189—94. doi: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-189-194
  4. Демин П. Н. Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи. Ценности и смыслы. 2022;3(79):76—85. doi: 10.24412/2071-6427-2022-3-76-85
  5. Алексеёнок А. А., Каира Ю. В., Кондратова Е. К., Лю Цзюньцзе, Тянь Сяоюй. Социальное здоровье современной студенческой молодежи: социологический анализ. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(4):748—54. doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-4-748-754
  6. Карпова Е. E. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017;(4):111—4.
  7. Бруев И. А. Влияние мобильных телефонов на психическое и физическое здоровье студентов (номофобия). Научные известия. 2022;(27):58—60.
  8. Смирнов В. В. Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект). Высшее образование сегодня. 2019;(4):72—6. doi: 10.25586/RNU.HET.19.04.P.72
  9. Курпатов А. О цифровом аутизме как последствии самоизоляции. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/5ea950dc9a7947246addeece?ysclid=m2pzxyiacv810580453&from=copy
  10. Чичерин Л. П., Щепин В. О. Психическое здоровье детей и подростков: основные характеристики, некоторые теоретические аспекты. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(3):377—82. doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-3-377-382
  11. Khalaf A. M., Alubied A. A., Khalaf A. M., Rifaey A. A. The Impact of Social Media on the Mental Health of Adolescents and Young Adults: A Systematic Review. Cureus. 2023;15(8):e42990. doi: 10.7759/cureus.42990
  12. Смирнов В. В. Цифровизация как фактор формирования девиантного противоправного поведения у учащейся молодежи (социально-психологический анализ исследования). Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021;2(42):86—91.
  13. Сивашинская Е. Ф. Нейропластичность переходного возраста и особенности формирования навыков саморегуляции у современных подростков. Народная асвета. 2020;(11):85—8.
  14. Волчегорская Е. Ю., Жукова М. В., Шишкина К. И., Фролова Е. В. Риски цифровой зависимости у детей младшего школьного возраста. Перспективы науки и образования. 2022;4(58):355—68. doi: 10.32744/pse.2022.4.21
  15. Атанов В. Д., Орлова Е. Ю. Цифровая зависимость: как современные технологии влияют на наше здоровье. Вестник науки. 2023;10(67):522—6.
  16. Напсо М. Б. Индивид в условиях виртуальной реальности. Человеческий капитал. 2024;4(184):79—89. doi: 10.25629/HC.2024.04.08
  17. Родионов Е. С. Социально-психологические риски проявления цифровых аддикций. В сб.: Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 27 февраля 2023 г.). Самара; 2023.
  18. Голубкина К. В., Абрамян С. К. Использование гаджетов в студенческой среде и их воздействие на здоровье студентов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(1):577-81. doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-s1-577-581
  19. Филиппов А. Р. Падение информационной резистентности как предпосылка практик политического манипулирования. Социально-политические науки. 2024;(2):38-44. doi: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-38-44

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах