Интегрированные программы в медицинском образовании: современные тенденции и перспективы развития

  • Авторы: Снегирева Ю.Ю.1, Гурцкой Л.Д.1,2, Цориев А.Э.3
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва
    2. ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, 344022, г. Ростов-на-Дону
    3. ГАУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница», 620102, г. Екатеринбург
  • Выпуск: Том 32, № 4 (2024)
  • Раздел: Образование и кадры
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1525
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-4-833-837
  • Цитировать

Аннотация


Рассмотрены возможности формирования интегрированных образовательных программ подготовки кадров. Интеграция предполагает междисциплинарный подход и объединение в рамках учебных планов, помимо медицинских предметов, дисциплин из разных областей наук. Как показывает практика, такой подход обеспечивает более широкий спектр профессиональных знаний, навыков и компетенций, способствует более качественной профориентационной работе и последующему трудоустройству выпускников.


Полный текст

Введение
Современное медицинское образование претерпевает значительные изменения, направленные на улучшение подготовки врачей и медицинских специалистов. В условиях стремительного развития технологий и изменяющихся потребностей системы здравоохранения становится актуальным внедрение интегрированных программ медицинского образования. Эти программы объединяют различные дисциплины и методы обучения, предлагая студентам всестороннее образование, включающее биомедицинские науки, клинические навыки и междисциплинарное сотрудничество. Актуальность данной темы обусловлена растущим дефицитом медицинских кадров и потребностью в инновационных подходах к их подготовке.
Материалы и методы
В исследовании использованы данные научных статей, отчетов международных организаций и статистические данные университетов, предлагающих интегрированные программы медицинского образования. Анализ проводили методом систематического обзора литературы и статистического анализа собранных данных. Были рассмотрены примеры программ из США, Европы и Азии, включая их структуру, продолжительность, учебные модули и результаты обучения.
Источники данных включали научные публикации из баз данных PubMed, Scopus, и Google Scholar, отчеты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Американской медицинской ассоциации (AMA) и других международных организаций. Также были использованы статистические данные университетов: Stanford University, Johns Hopkins University, Rice University и др.
Систематический обзор литературы включал поиск релевантных статей, анализ их содержания и синтез полученной информации. Статистический анализ включал оценку количества интегрированных программ, их структуры и результатов обучения. Были использованы методы описательной статистики и сравнительного анализа.
Практическая часть работы написана на основе авторского одномоментного исследования, проведенного среди преподавателей медицинских университетов и колледжей Краснодарского края, Ростовской и Свердловской областей методом полуформализованного интервью. Количество респондентов составило 26 человек. Период проведения — март 2024 г.
Результаты исследования
Интегрированные программы медицинского образования активно практикуются в крупных мировых университетах разных стран мира с начала века. Этому способствовало развитие технологий и их использование медицинской практике. Прежде всего, это роботизированная хирургия, генная инженерия, био- и фармтехнологии. Достижения научно-технического прогресса и отсутствие возможностей для их освоения в рамках традиционных образовательных программ подготовки медицинских кадров стимулировали спрос на новые знания и навыки у самих студентов, а также у практикующих врачей, чей профессиональный опыт и полученное образования оказались недостаточными для владения современными и актуальными знаниями и технологиями.
В этих условиях многие передовые медицинские университеты мира включились в разработку и внедрение образовательных программ на стыке медицины и иных наук, получив в результате образовательные продукты, адекватные современному рынку медицинских услуг и удовлетворяющие спрос на соответствующие области знаний.
Примером такого подхода являются, например, программы Johns Hopkins University и Stanford University.
Программа MD/PhD в биоинженерии в Stanford University является одной из наиболее известных интегрированных программ. Она сочетает медицинское образование с инженерными науками, предоставляя студентам возможность работать на стыке медицины и технологий. Студенты изучают биомедицинские вычисления, регенеративную медицину и биомедицинские устройства, что позволяет им разрабатывать инновационные решения для медицины [1].
В свою очередь программа Biomedical Engineering в Johns Hopkins University предлагает студентам углубленное изучение биомедицинских наук и их применения в медицинской практике [2]. Программа включает курсы по биомедицинским вычислениям, молекулярной и клеточной биоинженерии, а также биомедицинской визуализации. Студенты получают доступ к передовым лабораториям и исследовательским проектам.
В таблице представлены основные характеристики интегрированных программ медицинского образования, которые реализуются в некоторых зарубежных университетах.
Анализ данных по 35 интегрированным программам медицинского образования, реализуемым в университетах стран Европейского союза, Великобритании, США, Китая и Индии (Stanford, Johns Hopkins, Rice, UCSF, Cambridge и др.) показал, что средняя продолжительность обучения по таким программам составляет 7,8 года, что несколько дольше по сравнению с традиционными программами, где срок обучения не превышает 7 лет. При этом уровень трудоустройства выпускников составляет 96%, что также выше, чем у выпускников традиционных программ медицинского образования [3].
Успешность выпускников, их отзывы и востребованность таких программ у нынешних абитуриентов способствовали росту числа программ, разработанных и внедренных в образовательный процесс в университетах, которые были проанализированы. За менее чем 15-летний период их количество возросло с 5 в 2010 г. до 35 уже в 2022 г. [4].
Нами были проведены 26 полуформализованных интервью с преподавателями медицинских университетов и колледжей с целью определения возможностей разработки и внедрения в учебный процесс интегрированных программ.
Респондентами выступили преподаватели дисциплин профессионального блока, имеющих ярко выраженную профессиональную ориентацию. В исследовании не участвовали преподаватели общегуманитарных и факультативных дисциплин.
Прежде всего следует отметить, что, отвечая на вопрос «Реализуются ли в Вашей образовательной организации интегрированные программы?», практически все участники исследования (24 человека) затруднились с ответом. Только двое ответили отрицательно. При этом все респонденты понимают сущность и особенности интегрированных программ подготовки медицинских кадров.
Рассуждая о преимуществах интегрированных программ, респонденты отметили их влияние на образ мышления будущих медицинских работников и системность получаемых знаний. Были высказаны следующие мнения.
Респондент 1: «Хороший врач не может быть только хорошим диагностом, физиологом, знать анатомию и понимать процессы в организме. Сегодня этого уже недостаточно. Нужно разбираться и в психологии пациента, уметь оценивать какие-то социальные аспекты его жизни, влияние членов семьи и т. д. С одной стороны, это все далеко от медицины, но с другой — как без социальной психологии, без понимания сущности социальной реальности, в которой живет пациент?» (здесь и далее приводятся цитаты из интервью. — Прим. авторов).
Респондент 2: «Современные технологии и сложное оборудование требуют соответствующих навыков. Как минимум, умение пользоваться оборудованием, как максимум, уметь его оперативно отрегулировать, настроить и даже отремонтировать, не дожидаясь техников из сервисной компании. А это уже из области инженерных знаний, но они тоже необходимы!»
Респондент 3: «Интеграция — это всегда хорошо. Это расширяет горизонт мышления, формирует более полную и разнообразную картину мира, тренирует интеллект и способность мыслить не только в рамках медицины, но и каких-то других предметных областей».
Респондентам было предложено указать на причины, по которым внедрение интегрированных программ в российских образовательных организациях происходит не так стремительно, как за рубежом. По мнению интервьюируемых, это связано в первую очередь с негибкостью образовательных стандартов и учебного процесса.
Респондент 4: «Есть Федеральные государственные образовательные стандарты, нарушать их нельзя. Поэтому образовательная программа должна ориентироваться в первую очередь на них».
Респондент 5: «Учебный процесс — это система. Наверное, сложно ее менять на ходу. Нужно планировать и учебный план, и содержание (учебных дисциплин. — Прим. авторов)».
Респондент 6: «А кто будет обеспечивать эту интеграцию? В столице, может быть, и есть специалисты, преподаватели, практики, а у нас кто? Кадры нужны, а их нет. А ресурсы? На ту же генную инженерию, или фармисследования. В нашем университете, мне кажется, недостаточно возможностей, чтобы сейчас создавать что-то такое. Может быть, в будущем».
Все опрошенные нами работники медицинских образовательных организаций единодушны в том, что интегрированные программы подготовки кадров для системы здравоохранения необходимо развивать и внедрять.
Обсуждение
Интегрированные программы обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными, что наиболее ярко проявляется в их междисциплинарности и комплексности, обеспечивающих более разностороннюю подготовку медицинских специалистов и вместе с тем не исключающих специализацию выпускников в отдельных направлениях медицины.
Интегрированные программы отличаются от стандартных тем, что они обеспечивают более широкий и всесторонний подход к обучению. В таких программах студенты не только изучают биомедицинские науки, но и осваивают клинические навыки, а также гуманитарные и социальные науки. Это способствует лучшему пониманию взаимосвязей между различными аспектами медицины и другими смежными науками, например социологией, социальной работой или социальной психологией. Такие программы позволяют студентам уже на этапе обучения более точно определить желаемую специализацию и работать не просто терапевтом, но терапевтом-геронтологом, чему способствует изучение дисциплин в области социальной геронтологии, возрастной психологии. Другим примером является интеграция медицинского и инженерного образования, предоставляющая студентам возможность освоить не только медицинские, но и инженерные компетенции и в будущем работать на стыке медицины и технологий. Такая программа по биоинженерии реализуется в Stanford University [1]. Исследуя возможности интегрированного подхода к обеспечению профессиональной подготовки медицинских работников для сельской местности, А. М. Лощаков и А. В. Пахолков подчеркивают, что «одним из направлений оптимизации профессиональной подготовки в области социальной профилактики является более широкое использование социальных интегрированных подходов, которые должны способствовать развитию у медицинских работников и населения сельского района необходимых умений и навыков гигиенического воспитания и обучения» [5], акцентируя внимание на важности междисциплинарной интеграции в учебном процессе.
Некоторые интегрированные программы теоретического обучения с ранней клинической практикой, реализуя концепцию «перевернутого класса», предлагают непосредственную практику в медицинских учреждениях с первых лет обучения. Это не только позволяет студентам получать практические навыки и опыт работы с пациентами, проведения лабораторных исследований на ранних стадиях обучения, что способствует лучшему пониманию теоретических знаний и их применению на практике, но также дает возможность студенту утвердиться в своем выборе профессии.
Для некоторых студентов профессия врача во многом романтизирована образами известных киногероев, некоторые идут в профессию под влиянием родителей с желанием продолжить врачебную династию. Эти и многие другие факторы искажают профессиональную ориентацию молодежи, способствуют неверному выбору будущей профессиональной деятельности, что впоследствии может привести к разочарованию и уходу из нее. Ранняя клиническая практика позволяет уже на первых курсах понять, насколько медицинская деятельность адекватна внутренним потребностям, способностям и возможностям студентов. Такой подход активно практикуется в Johns Hopkins University [2].
Интегрированные программы стимулируют междисциплинарное сотрудничество и формируют навыки командной работы, поскольку студенты работают в командах, включающих специалистов из различных областей медицины и других наук, что улучшает их способность к координации и сотрудничеству в условиях реальной медицинской практики. Это важно для подготовки специалистов, способных эффективно работать в современных условиях здравоохранения, например в приемных отделениях, где первичная диагностика и первая медицинская помощь оказываются междисциплинарной командой специалистов разного профиля.
Компетенции, формируемые интегрированными программами, расширяют профессиональные возможности обучающихся. Так, одним из ключевых навыков, формируемых интегрированными программами, является способность к критическому мышлению и анализу. Студенты учатся оценивать информацию с разных точек зрения, анализировать данные и принимать обоснованные решения. Это важно для диагностики и лечения пациентов в условиях неопределенности и быстро меняющейся медицинской информации.
Ранняя клиническая подготовка способствует развитию практических навыков и уверенности в своих силах. Студенты получают возможность работать с пациентами на ранних стадиях обучения, что помогает им лучше понять, как применять теоретические знания на практике. Это повышает их готовность к профессиональной деятельности и снижает уровень стресса при переходе к самостоятельной практике.
Работа в командах, включающих специалистов из различных областей, помогает студентам развивать навыки междисциплинарного взаимодействия. Это важно для обеспечения комплексного подхода к лечению пациентов и улучшения качества медицинской помощи. Студенты учатся работать вместе, координировать действия и решать сложные медицинские задачи в команде.
Преимущества интегрированных программ в медицинском образовании значительны, а перспективы их расширения не вызывают сомнений. О. Е. Осадчий отмечает: «В традиционном виде медицинское образование начинается с изучения фундаментальных дисциплин с последующим переходом к занятиям на клинических кафедрах. Преподавание фундаментальных дисциплин осуществляется в виде отдельных курсов, без организованной координации на межкафедральном уровне. Интегрированная модель учебной программы представляет собой инновационную стратегию в подготовке медицинских специалистов, которая включает ряд принципиальных характеристик. Обучение акцентировано на формировании клинических компетенций посредством приобретения практических и коммуникативных навыков с первого курса, преподавания фундаментальных дисциплин в контексте задач медицинской практики и привлечения клиницистов к чтению лекций по базисным аспектам медицинских знаний. Фундаментальные дисциплины изучаются в интегрированном виде в рамках учебных модулей, ориентированных вокруг отдельных систем организма, что способствует более комплексному пониманию взаимосвязей между структурой и функцией и многообразия механизмов развития заболеваний. Интегрированная программа нацелена на изучение наиболее важных концепций и системных закономерностей, а не на запоминание отдельных фактов, поэтому она способствует снижению информационной перегруженности студента в эпоху стремительного развития медицинской науки и технологий» [6].
Заключение
Современное здравоохранение сталкивается со множеством вызовов, включая рост хронических заболеваний, старение населения и дефицит медицинских кадров. Интегрированные программы помогают готовить специалистов, способных эффективно решать эти проблемы. Они предлагают гибкость и адаптивность, что позволяет студентам выбирать направления и элективные курсы, соответствующие их интересам и карьерным целям, что в свою очередь способствует более глубокому и всестороннему развитию специалистов, способных адаптироваться к изменениям в системе здравоохранения и внедрять новые технологии и методы лечения. Интегрированные программы способствуют улучшению качества медицинского образования и повышают уровень подготовки выпускников и их готовность к профессиональной деятельности.

Об авторах

Юлия Юрьевна Снегирева

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: u.snegireva@mail.ru

Лев Дмитриевич Гурцкой

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва;
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, 344022, г. Ростов-на-Дону

Email: levang@mail.ru

Андрей Эльдарович Цориев

ГАУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница», 620102, г. Екатеринбург

Email: Russian.radiology@yahoo.com

Список литературы

  1. Stanford Bioengineering. Stanford University School of Medicine. Режим доступа: https://bioengineering.stanford.edu (дата обращения 11.04.2024).
  2. Johns Hopkins Biomedical Engineering. Johns Hopkins University School of Medicine. Режим доступа: https://www.bme.jhu.edu (дата обращения 11.04.2024).
  3. Dynamic Health Staff. Healthcare Shortage in these 10 Countries. 2024. Режим доступа: https://www.dynamichealthstaff.com (дата обращения 11.04.2024).
  4. Dall T. Health Affairs: Demand Growth of 31% by 2025. Health Affairs, 2013.
  5. Лощаков А. М., Пахолков А. В. Подготовка специалистов в области социальной профилактики. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016;(3):65— 9.
  6. Осадчий О. Е. Интегрированная учебная программа: современная инновационная стратегия в медицинском образовании. Кубанский научный медицинский вестник. 2020;27(4):51— 61.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 10

PDF (Russian) - 2

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах