ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗДОРОВОГО СТАРЕНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

  • Авторы: Волкова О.А.1,2,3, Кудрявцев М.Г.4, Ананченкова П.И.2,3,4
  • Учреждения:
    1. Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, 119333, г. Москва
    2. Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, г. Москва
    3. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва
    4. ФГБОУ ВО «Российский государственный университет народного хозяйства имени В. И. Вернадского» Минсельхоза России , 143907 , г. Балашиха
  • Выпуск: Том 32, № 4 (2024)
  • Раздел: Здоровье и общество
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1516
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-4-785-790
  • Цитировать

Аннотация


Цель исследования — раскрытие потенциала общественных организаций по созданию условий для здорового старения в целях устойчивого развития российских регионов, различающихся социально-экономическими, социокультурными, демографическими характеристиками. Выявлено, что при разработке и реализации мер следует применять индивидуальный подход, поскольку пожилые россияне представляют собой крайне разнородную социально-демографическую группу, они характеризуются разным возрастом, состоянием здоровья, социальным, экономическим и профессиональным статусом, жизненной мотивацией, семейным/одиночным/интернатным типом проживания.
Обозначено, что работа потребует времени, финансовых издержек, трудовых затрат. Но достижение устойчивого развития российских регионов зависит от способности и готовности региональных и муниципальных органов власти, общественных и коммерческих организаций, от всего населения. Определено, что возрастная стигматизация и эйджизм не могут быть преодолены путем решений, которые принимают люди, стоящие у власти. Не менее значимым является общественное мнение, определяющее позицию работодателей, врачей, преподавателей и других специалистов, от которых зависит здоровое долголетие населения.
Сделан вывод, что сегодняшние демографические изменения являются предиктором развития позиции государственных органов власти и общественного мнения, что следует уделить необходимое внимание решению задачи содействия здоровому старению, затратить для этого нужные финансовые, инфраструктурные, информационные, кадровые ресурсы. Только в этом случае российские регионы смогут рассчитывать на социальные дивиденды, которые последуют за предварительными комплексными вложениями в создание условий для здорового старения местных жителей.


Полный текст

Введение
Мировая тенденция демографического старения вызвала публичные обсуждения и дискуссии ученых, экспертов, политиков, врачей-геронтологов на международных научно-исследовательских, научно-популярных, социально-политических площадках. Здоровое старение представляет собой «развитие и поддержание функциональной способности, которая обеспечивает благополучие в пожилом возрасте» [1]. Проблематика здорового старения получает все большее освещение в медико-социальных и социально-политических повестках отдельных регионов, разных стран и крупных международных объединений.
До сих пор в рамках истории медицины, в контексте статистического сравнительно-исторического анализа, ученые привели минимум веских, фактически подтвержденных доказательств того, что пожилые люди, поживающие в настоящее время, характеризуются лучшим состоянием здоровья, чем представители пожилого поколения прошлых исторических периодов [2]. Да и подобные сравнения проводить крайне трудно по целому ряду причин. Известным фактом является то, что в процессе совершенствования статистических данных стало возможным устанавливать количественно подтвержденные сведения о происходящих процессах.
Материалы и методы
В исследовании использованы методы математической статистики и демографического анализа.
Демографические прогнозы как основание для разработки региональных программ здорового старения. Демографические прогнозы дают основание считать, что в ближайшие несколько лет ситуация будет усложняться общим увеличением количества жителей в среднем по всей планете. Так, современные эксперты прогнозируют, что количественный состав увеличится до 8,5 млрд человек в 2030 г., до 9,7 млрд в 2050 г. и до 10,4 млрд в 2100 г. В существующих сегодня прогнозах дается уточнение и объяснение, что увеличение числа жителей частично будет являться следствием значительного снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Так, по предварительным оценкам предполагается, что стабильно продолжающееся снижение показателей смертности (в том числе преждевременной смертности во всех возрастах) приведет к тому, что в 2050 г. средняя продолжительность жизни составит примерно 77,2 года (в среднем по всем странам мира, на всех континентах).
Ситуация является сложной в соотношении прогнозируемых показателей ожидаемой продолжительности жизни еще и потому, что во всех странах мира существует разница между представителями разного пола. У женщин ожидаемая продолжительность жизни в среднем по всему миру в целом (по разным континентам) на 5,4 года выше, чем у мужчин. При этом существует значительная разница в статистических показателях разных стран, поскольку разница между мужчинами и женщинами отличается по континентам, странам, уровню социально-экономического развития, доступности медицинской помощи [3].
Согласно общемировым прогнозам, будет увеличиваться доля жителей планеты старших возрастов: людей 65 лет и старше станет больше. Показатель, согласно прогнозным данным, возрастет (пожилые люди будут составлять значительную часть населения: произойдет изменение от 10% в 2022 г. до 16% в 2050 г.).
Если говорить об увеличении прогнозируемой средней продолжительности жизни, то экспертами на мировом уровне однозначно отмечается ключевая роль в данном процессе (в данной устойчивой тенденции) такого явления, как снижение смертности (в том числе преждевременной смертности в разных возрастах) [3].
Развивающаяся тенденция демографического старения вызвала реакцию международной научной и экспертной общественности. Одним из первых этапов рассмотрения проблематики на международном уровне стала Первая Всемирная ассамблея по проблемам старения (1982). В результате работы представителей международных организаций был предложен Венский международный план действий по проблемам старения. На этом этапе внимание концентрировалось на задачах, которые ставились перед мировой общественностью в связи с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения планеты. Предложения носили характер вспомоществования, так как речь шла об обеспечении пожилых людей услугами здравоохранения, разнообразным питанием, сбалансированным для пожилого организма, социальной защитой и социальным обслуживанием, жильем, бытовыми условиями, о сохранении окружающей экологической и социальной среды, возможности проживания или общения с семьей, гарантированности достаточного уровня денежных доходов, предоставлении возможностей посильной занятости, доступности профессионального образования, проведении научных исследований по проблеме демографического старения.
Были предложены Принципы Организации Объединенных Наций (ООН) в отношении пожилых людей (1991), которые включали решение таких задач, как самостоятельность, независимость пожилых людей, их социальная вовлеченность в жизнь сообщества, бытовой медицинский, паллиативный уход, создание комфортных условий для жизни, предоставление комплекса разнообразных условий для самореализации. В связи с этими задачами была предложена Декларация по проблемам старения (1992).
Мадридский международный план действий по проблемам старения (2022) включает пересмотр ключевых позиций относительно демографического старения и необходимых мер, которые следует предпринять. Речь идет о переориентировании существующих подходов к рассмотрению демографического старения и социально-политических направлений практической деятельности в отношении пожилых людей. Основное направление переориентации планируемых мер состоит в рассмотрении и анализе потенциала пожилых людей, который может быть активно задействован в целях общественного развития (как конкретных населенных пунктов, каких-либо регионов, стран, так и мирового сообщества в целом).
Акцент начинают ставить на задачах, направленных на развитие потенциала пожилых людей, к чему приведет масштабная реализация программ по сохранению и улучшению состояния физического, социального, психического здоровья представителей старшего поколения. Речь идет о рассмотрении возможностей и создании условий для улучшения общего благосостояния пожилых людей, в том числе благоприятных и комфортных бытовых условий повседневной жизни.
Ситуация в российских регионах как предикат для разработки и реализации общественными организациями программ здорового старения. Тенденция демографического старения ставит перед обществом новые задачи, которые ранее не существовали в силу отсутствия актуальности данной проблемы в истории. Государства всех экономически развитых стран предпринимают разнообразные попытки срочной разработки и реализации эффективных долгосрочных программ, направленных на устранение отрицательных последствий растущей доли пожилых людей в общем количестве населения. Государственные органы управления акцентируют внимание на обеспечении возможностей и условий для сохранения и увеличения устойчивости социальных систем и социальных сервисов. В первую очередь внимание уделяется разработке путей совершенствования структур, в компетенцию которых входят пенсионное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание, долгосрочный, в том числе паллиативный уход.
Стратегически важной задачей становится изыскание комплекса ресурсов, которые необходимы для практического эффективного использования в современных условиях количественно-качественных демографических изменений, в первую очередь демографического старения. Ресурсный подход предполагает не только изыскание внешних ресурсов (в первую очередь государственных), но и активизацию собственных ресурсов пожилых граждан. И здесь возможности государственных мер являются ограниченными, что требует быстрого и качественного включения общественных организаций в работу с пожилыми людьми.
Процесс демографического старения происходит медленно и постепенно, но эта тенденция является достаточно сильной и устойчивой. Поэтому многие страны, в том числе Россия, оказались в ситуации необходимости решения проблем и нивелирования последствий демографического старения во всех российских регионах. Представим динамику численности населения России — общий показатель по всем возрастам, в том числе старше трудоспособного (см. таблицу).
Общемировая тенденция постепенного демографического старения характерна для России. Показатели демонстрируют соответствующую устойчивую динамику за последние десятилетия.
При анализе динамики показателей следует учитывать влияние COVID-19 на численность и состав населения. Пандемия унесла множество жизней, в том числе людей пожилого возраста. Но ее воздействие на демографическую ситуацию еще не закончилось. Оно продолжается с различной интенсивностью в разных странах и регионах. На различия влияют климат, состояние санитарно-эпидемиологической службы, позиция государственных органов управления и прочее. Статистические данные таковы, что к середине 2022 г. на планете подверглись заражению более 500 млн человек.
За последние годы именно COVID-19 стал одной из основных причин летального исхода. В мире в 2020 и 2021 гг. в результате инфекции умерли 14,9 млн человек. Согласно оценкам экспертов, это почти в 3 раза больше тех показателей, которые соответствуют официально зарегистрированным случаям летального исхода во всех странах мира от COVID-19 — 5,4 млн смертей (см. рисунок). При оценке динамики показателей демографического старения следует учитывать, что пандемия внесла значительные понижающие коррективы в изменение данных по средней продолжительности жизни. Отмечается ее уменьшение примерно на 2 года [5].
Таким образом, вполне возможно, что без пандемии тенденция демографического старения в последние годы была бы еще более отчетливой.
В связи с этим комплексность стоящих задач заключается в параллельном обеспечении условий для сохранения безопасности страны и населения, повышения стабильности и эффективности государственных и негосударственных (частных) пенсионных систем, реализации доступности медико-социальных программ и услуг во всех регионах и в разных типах населенных пунктов (в том числе в сельских, особенно территориально удаленных от урбанизированных экономических и культурных центров), снижения уровня безработицы, уменьшения разрыва в социально-экономических показателях жизни населения в разных российских регионах.
Однако не следует рассматривать демографическое старение как однозначно отрицательное явление, которое создает дополнительные сложности для государства и общества. Безусловно, постепенное и неуклонное увеличение средней продолжительности жизни людей является одним из самых значимых и важных достижений современного общества. Данная тенденция отражает прогресс научных и практических достижений в области здравоохранения, санитарии, социального обеспечения, экономического уровня жизнедеятельности, профессионального труда, повседневного быта.
Становится понятным, что демографическое старение с каждым годом будет все сильнее влиять на сферы жизнедеятельности людей, принадлежащих к разным возрастным группам, а не только к пожилым. Изменения все больше затрагивают обеспечение возможностей пожилых людей по накоплению денежных и других материальных ресурсов, финансовому обеспечению и самообеспечению, потреблению товаров и услуг, конкурентоспособному включению в рынок труда, получению образования во всех возрастах, улучшению и адаптации условий жилья к потребностям пожилого организма, доступности услуг здравоохранения и социального обеспечения, инклюзивной транспортной и архитектурной доступности необходимых жизненных объектов, совершенствованию способов получения информации и обеспечения связи (в том числе для лиц с ограничениями по передвижению, по зрению или слуху) [1].
При постепенном создании таких условий пожилых людей можно будет рассматривать как полноценный ресурс устойчивого развития российских регионов, в том числе дотационных и характеризующихся оттоком молодого населения.
В России регионы значительно различаются по возрастному составу. Одной из областей, для которой характерен сравнительно высокий средний возраст жителей (43 года), является Тамбовская. Есть и субъекты РФ, в которых средний возраст местного населения значительно меньше, например Чеченская Республика (25,5 года). Сравнительно большой является и разница средней продолжительности жизни (в Москве около 77 лет, а в Чукотском автономном округе примерно на 10 лет меньше) [6].
Российские общественные организации как субъекты создания условий для здорового старения в регионах. Согласно прогнозам, тенденция демографического старения будет развиваться. И вполне очевидно, что реализуемые федеральные программы будут не в полной мере покрывать общественные запросы. Поэтому перспективным направлением работы целесообразно считать включение в соответствующую профильную деятельность общественных организаций, которые функционируют в регионах России и имеют информацию о ситуации на местах, поскольку именно сотрудники региональных и местных общественных организаций ежедневно контактируют с представителями целевых групп, на которые направлено их функционирование.
Можно выделить две крупные группы общественных организаций, которые следует задействовать в работе, нацеленной на повышение ресурсного потенциала пожилых россиян. Во-первых, это те организации, деятельность которых направлена на развитие российских муниципалитетов. Во-вторых, организации, работа которых связана непосредственно с помощью пожилым людям на местах.
В первую группу отнесем такие общественные организации, как «Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления», «Всероссийский Совет местного самоуправления», в компетенцию которых входит обсуждение вопросов, связанных с проблематикой местного самоуправления в российских регионах. Тема муниципального управления и его особенностей дискутируется и разрабатывается в «Общероссийском Конгрессе муниципальных образований». Часть общественных организаций ставят акцент на изучении и предложении возможностей развития разных типов населенных пунктов. Это, к примеру, такие общественные организации, как «Русская провинция», «Союз российских городов».
Во вторую группу общественных организаций отнесем те, которые работают с представителями пожилого населения и оказывают им разные виды услуг. В России функционируют некоммерческие организации (НКО), работа которых имеет общую демографическую направленность. Среди таких общественных организаций и движений можно выделить специализированные, профильные структуры — «Демография поколений», «Децентрализация и демография», «Автономная некоммерческая организация поддержки семьи (материнства, отцовства, детства) „Демография“» и др.
Функционирующие в России благотворительные НКО оказывают и финансовую помощь представителям разных социально-демографических групп населения. Это организации «География Добра», «Долго и счастливо», «Дом с маяком», «Память поколений», «Подари жизнь», «Русфонд», «Старость в радость», фонд Константина Хабенского и др.
В России активно работают общественные организации, созданные самими пожилыми людьми или деятельность которых нацелена на помощь представителям старшего поколения и людям их ближнего круга (родственникам, соседям, близким). К таким организациям можно отнести следующие: «Ассоциация активных пенсионеров», «Дети войны», «Забота рядом», «Координационно-ресурсный центр для пенсионеров „Мои года — мое богатство“», «Народный университет», «Серебряный возраст», «Союз пенсионеров России».
Названные выше и многие другие российские общественные организации обладают собственными ресурсами, а также получают поддержку от государственных и региональных органов управления и других структур, в том числе иногда и от бизнеса. В силу работы с профильными целевыми группами общественные организации могут стать важными и эффективными субъектами работы с населением в части решения трудностей и преодоления препятствий, а также возможностей и перспектив, связанных с тенденцией демографического старения.
Становится очевидным, что создание условий для здорового старения включает работу не только с пожилыми гражданами, но и с представителями других социально-демографических групп населения, поскольку именно от них зависит благополучие людей старшего поколения.
Определим основные направления работы российских общественных организаций по решению проблем, вызванных демографическим старением:
1) социальная поддержка, обеспечение свободного доступа к социальным услугам, помощь в решении бытовых проблем, проведение культурно-досуговых мероприятий;
2) медицинская и медико-социальная помощь, включающая реализацию программ профилактики и лечения хронических заболеваний, обеспечение доступа к качественной медицинской помощи и телекоммуникационному сопровождению;
3) профессиональное образование, переквалификация и повышение квалификации, в том числе организация курсов, тренингов, коучингов для пожилых людей, всестороннее содействие в освоении новых компетенций, навыков и технологий;
4) преобразование и адаптация транспортной, архитектурной инфраструктурной доступности городской среды, создание комфортных условий для труда и отдыха пожилых людей, в том числе обустройство общественных мест;
5) партнерство, сотрудничество профильных общественных организаций с государственными и муниципальными органами власти, бизнесом, с другими некоммерческими структурами для совместного решения задач здорового долголетия;
6) широкая пропаганда здорового образа жизни среди всех возрастных категорий населения, проведение просветительских информационных кампаний о здоровом питании, физической активности, профилактике болезней, искоренении вредных привычек;
7) поддержка долголетних брачно-семейных отношений, реализация программ поддержки пожилых пар, консультации по вопросам семейных отношений, помощь в решении конфликтов с супругами, детьми и внуками;
8) содействие продолжению профессиональной оплачиваемой деятельности путем использования и расширения имеющихся компетенций и опыта;
9) создание условий для самореализации, активного и результативного участия в экономической, социальной и культурной жизни локального сообщества, в том числе посредством добровольной профессиональной занятости.
Современные тенденции общественного развития предусматривают содействие развитию индивидуальных способностей, реализации творческого потенциала, обеспечению благосостояния на протяжении всей жизни, обучению на протяжении всей жизни, посильному участию в жизни местного сообщества [7].
Однако следует учитывать, что пожилые россияне представляют собой не единую, а крайне разнородную социально-демографическую группу, поскольку граждане характеризуются разным возрастом, состоянием здоровья, социальным, экономическим и профессиональным статусом, жизненной мотивацией, семейным/одиночным/интернатным типом проживания.
Заключение
Безусловно, работа потребует времени, финансовых издержек, трудовых затрат. Но достижение устойчивого развития российских регионов зависит от способности и готовности региональных и муниципальных органов власти, общественных и коммерческих организаций и от всего населения. Дело в том, что возрастная стигматизация и эйджизм [8] не могут быть преодолены путем решений, которые принимают люди, стоящие у власти. Пожалуй, не менее значимым является общественное мнение, которое определяет позицию работодателей, врачей, преподавателей и других специалистов, от которых зависит здоровое долголетие населения.
Современная позиция мирового сообщества состоит в том, что происходящие и грядущие демографические изменения не только характеризуются рисками, а сопровождаются открывающимися возможностями [9]. Для этого необходимо уделить необходимое внимание решению задачи содействия здоровому старению, затратить для этого нужные финансовые, инфраструктурные, информационные, кадровые ресурсы. Только в этом случае российские регионы смогут рассчитывать на социальные дивиденды, которые последуют за предварительными комплексными вложениями в создание условий для здорового старения местных жителей.

Об авторах

Ольга Александровна Волкова

Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, 119333, г. Москва;
Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, г. Москва;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: volkovaoa@rambler.ru

Максим Геннадьевич Кудрявцев

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет народного хозяйства имени В. И. Вернадского» Минсельхоза России , 143907 , г. Балашиха

Email: mgutu_tula@mail.ru

Полина Игоревна Ананченкова

Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 115088, г. Москва;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва;
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет народного хозяйства имени В. И. Вернадского» Минсельхоза России , 143907 , г. Балашиха

Email: ananchenkova@yandex.ru

Список литературы

  1. UN Decade of Healthy Ageing: Plan of Action 2021–2030. Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://cdn.who.int/media/docs/default-source/decade-of-healthy-ageing/decade-proposal-final-apr2020-en.pdf
  2. World report on ageing and health. 2015. Режим доступа: https://www.who.int/publications/i/item/9789241565042
  3. World Population Prospects 2022: Summary of Results. Режим доступа: https://reliefweb.int/report/world/world-population-prospects-2022-summary-results
  4. Распределение населения по возрастным группам, на начало 2023 г. Росстат. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
  5. The Sustainable Development Goals Report 2022. Режим доступа: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022
  6. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 г. Росстат. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282
  7. Madrid International Plan of Action on Aging 2002. Adopted by the Second World Assembly on Aging, Madrid, 8—12 April 2002. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ageing_program.shtml
  8. Ананченкова П. И., Волкова О. А., Пашко Т. Ю. Эйджизм. Старение. Достойная старость. М.: Академия труда и социальных отношений; 2019. 175 с.
  9. UN DESA Policy Brief No. 130: Why population growth matters for sustainable development. 2022. Режим доступа: https://www.un.org/development/desa/dpad/publication/un-desa-policy-brief-no-130-why-population-growth-matters-for-sustainable-development

Статистика

Просмотры

Аннотация - 8

PDF (Russian) - 2

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах