РАЗВИТИЕ СЕКТОРА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАЗРАБОТОК В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

  • Авторы: Астратова Г.В.1,2, Симченко Н.А.3, Измайлов А.М.4,5
  • Учреждения:
    1. ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», 620002, г. Екатеринбург
    2. ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 620057, г. Екатеринбург
    3. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», 199034, г. Санкт-Петербург
    4. ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», 443010, г. Самара
    5. ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара
  • Выпуск: Том 32, № 3 (2024)
  • Раздел: Образование и кадры
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1490
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-3-438-444
  • Цитировать

Аннотация


Статья посвящена исследованию направлений развития сектора научных исследований и опытно-конструкторских разработок в системе российского медицинского высшего образования в условиях цифровизации. Проведенные исследования позволили обосновать своевременность и значимость решения проблем повышения качества оказания медицинских услуг на фоне необходимости системного овладения медицинскими работниками прорывными цифровыми технологиями в текущей врачебной деятельности. Это обусловливает особую важность обеспечения эффективности научных исследований и опытно-конструкторских разработок в системе российского высшего медицинского образования в условиях цифровизации. Охарактеризованы основные модели организации деятельности в сфере научных исследований и опытно-конструкторских разработок с учетом источников финансирования и укомплектования кадрами. На основе онлайн-опросов студенчества в Google docs об их отношении к дальнейшему участию в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках во время и после окончания обучения выявлена слабая степень мотивации студентов к вовлечению в научные исследования и опытно-конструкторские разработки в период обучения в университете, что обосновывается неочевидностью перспектив денежного вознаграждения. Наряду с этим в ходе исследований выявлена высокая степень заинтересованности студентов в овладении прорывными цифровыми технологиями для применения в медицинской практике совместно с новейшими медицинскими технологиями.


Полный текст

Введение
В условиях интенсификации темпов цифровизации актуализируются вопросы повышения качества медицинских услуг с целью обеспечения повышения качества жизни населения и достижения показателей увеличения периода трудоспособности населения страны. Цифровизация развития сферы здравоохранения тесно связана с использованием сквозных цифровых технологий: технологии искусственного интеллекта, аналитики больших данных, технологии виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей, систем распределенного реестра и др. Необходимость обеспечения «сохранения населения, здоровья и благополучия людей… цифровой трансформации» определена Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В связи с особой приоритетностью задач по цифровизации сферы здравоохранения выдвигаются и особые требования к подготовке кадров в системе российского высшего медицинского образования. В настоящее время развитие системы здравоохранения характеризуется дефицитом медицинских кадров. Нехватка врачебного и среднего медицинского персонала в России оценивается на уровне 26 тыс. врачей и 50 тыс. среднего медицинского персонала по состоянию на 2023 г. Приведенные данные по России в целом отражают общемировые тенденции развития системы здравоохранения. Как свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения, к 2030 г. дефицит врачей и медсестер в мире составит 9,9 млн.
Актуальность решения проблем повышения качества оказания медицинских услуг на фоне необходимости системного овладения медицинскими работниками прорывными цифровыми технологиями в текущей врачебной деятельности обусловливает особую важность обеспечения эффективности научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в системе российского высшего медицинского образования в условиях цифровизации. Вопросы подготовки кадров для системы здравоохранения России освещаются в работах А. В. Волнухина [1], Г. В. Артамоновой [2], С. В. Макарова [3], Л. Д. Гурцкого [4], Н. Н. Губачева [5] и других ученых. Анализ современных публикаций по проблемам цифровизации в системе здравоохранения свидетельствует о значительном внимании к вопросам использования телемедицинских технологий [6—8]. Отметим, что в современных научных трудах проблематика эффективности НИОКР в системе высшего медицинского образования рассматривается фрагментарно. Как указывают ученые, слабоизученной проблемой является оценка эффективности НИОКР в целом [9—11] и применительно к высшему медицинскому образованию в условиях цифровизации в России [12, 13] и за рубежом [14—16], что обусловливает важность и целесообразность проведения соответствующих исследований.
Цель настоящей работы — исследовать направления развития сектора НИОКР в системе российского медицинского высшего образования в условиях цифровизации.
Материалы и методы
В основу исследования положены методологические положения общей теории систем, функционального и структурного подходов, концепций цифровой экономики, а также современные исследования ведущих ученых и экспертов в области исследования эффективности НИОКР в системе высшего медицинского образования в условиях цифровизации. Полученные результаты основаны на использовании общенаучных методов исследования, а также методов анкетирования, факторного анализа.
Методологическим базисом исследования стали работы российских и зарубежных ученых и практиков, опубликованные в открытом доступе по проблеме эффективности НИОКР в системе российского медицинского высшего образования в условиях цифровизации. Заявленный перечень вопросов рассматривается авторами на примере образовательных услуг отдельных вузов России: Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург), Самарского государственного медицинского университета (г. Самара). В ходе исследования был проведен онлайн-опрос студенческой молодежи по проблеме отношения студентов к перспективе их дальнейшего участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах во время и по окончании обучения. Обработка данных опроса осуществлялась с использованием Google docs, Microsoft Excel, Statistica.
Результаты исследования
В современных цифровых реалиях эффективность научных исследований приобретает особую значимость. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, благодаря цифровым технологиям происходит сокращение времени и оптимизация затрат на трудовую деятельность во всех отраслях и сферах национальной экономики. С другой стороны, сами цифровые технологии представляют собой результат НИОКР, связанных со значительными затратами времени высококвалифицированного персонала и большими издержками на инновационные разработки и внедрение [17, 18].
Научно-исследовательский сектор (сектор R&D, или НИОКР) представляет собой «…совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии» [19], которые, согласно ст. 769 ч. II гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), обусловлены техническим заданием (ТЗ) заказчика научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), подразумевающих разработку образца нового изделия, новую технологию и/или конструкторскую документацию на них. Согласно российскому законодательству, НИОКР представляет собой результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для внедрения и/или коммерческой реализации, и подлежит защите с позиций авторских прав.
Необходимо отметить, что организация деятельности в сфере НИОКР различается от учреждения к учреждению. Как показывают данные литературы, в настоящее время известны четыре основные модели организации деятельности в сфере НИОКР, где финансирование НИОКР может быть как прямым бюджетным (государственные инвестиции), так и косвенным за счет широкого спектра внебюджетных средств:
отдел НИОКР, укомплектованный инженерами (техническими специалистами), которым поручена непосредственная разработка новых продуктов;
отдел НИОКР, укомплектованный учеными-практиками, которым поручено проводить прикладные исследования в научных, отраслевых или технико-технологических областях;
отдел НИОКР при университете или научной лаборатории, где занимаются фундаментальными исследованиями, которые могут быть (или даже не могут быть) применены для разработки новых продуктов в обозримой перспективе;
смешанная форма из первых трех [18—21].
Как правило, основными элементами современной вузовской инновационной инфраструктуры являются следующие компоненты: отраслевые лаборатории, научно-технологические парки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, а также центры коллективного пользования оборудованием, клубы, школы и центры молодежного предпринимательства [22], в которых применяется мультиканальное финансирование [23].
Необходимо подчеркнуть, что в России важным направлением в реализации векторов государственной инновационной политики является создание и развитие сети субъектов инновационной инфраструктуры при учреждениях высшего образования, что позволяет использовать и развивать научно-технический, инновационный потенциал молодых ученых, исследователей, разработчиков для целей создания инновационной наукоемкой продукции.
В настоящее время в инновационной инфраструктуре России неотъемлемой частью стали такие процессы, как цифровизация, оцифровка, цифровая трансформация и цифровые технологии. Эти процессы стали и неотъемлемой частью трудовой политики, социальных и научных дискуссий, а также способствовали изменению процессов обучения отдельных людей и организаций [23].
В связи с этим представляет интерес проблема отношения студентов — будущих специалистов наукоемких отраслей рынка труда — к перспективе их дальнейшего участия в НИОКР во время и после окончания обучения. В целях настоящего исследования была разработана и размещена в Google docs анкета с применением стандартных процедур измерения и шкалирования и состоящая из трех блоков: введение, основное содержание (27 вопросов), вопросы личного характера (5 вопросов). Исследование проводили с декабря 2023 г. по февраль 2024 г. в Самарском государственном медицинском университете. В нем приняли участие 114 человек (студенты Института фармации), подавляющее большинство которых (82,9%) — девушки, юноши составили 17,1%. Наибольшую долю (46,8%) составили респонденты в возрастном диапазоне 21—24 лет. В возрастной диапазон 19—20 лет вошли 37,8% опрошенных, в диапазон 17—18 лет — 14,4% опрошенных. В процессе опроса были охвачены студенты всех курсов института. Доля опрошенных студентов каждого курса была сопоставимой: студенты I курса (20,7%), II курса (20,7%), III курса (18,9%), IV курса (14,4%), V курса (25,2%). Подавляющее большинство студентов, участвовавших в исследовании, обучались по очной бюджетной форме обучения (71,2%). По платной (коммерческой) форме обучались 15,3% опрошенных, 13,5% обучались по целевому направлению.
Результаты нашего онлайн-опроса выявили следующие особенности развития сектора НИОКР в системе российского высшего медицинского образования в условиях цифровизации.
Установлено, что аббревиатура НИОКР понятна, известна только 31,8% студентов, а остальные либо не знают (48,2%), либо затрудняются с ответом (20%). Студентам был задан вопрос о том, как они оценивают важность научно-исследовательской работы для развития фармацевтической отрасли (рис. 1).
Подавляющее большинство студентов оценивают НИР как важную и очень важную для фармацевтики деятельность (93,5%, где N=114; n=109; Кk=0,22; Кс=0,84).
В то же время только 17,1% студентов хотели бы в обязательном порядке участвовать в научно-исследовательских проектах медицинского вуза, а большинство (74,7%) ответили «может быть», «иногда», «не всегда». Возможно, такой результат связан с тем, что студенты практически не видят никаких материальных преимуществ в проведении НИР (94%), хотя 50,5% указывают на возможность приобретения новых навыков, 22,5% — на улучшение карьерных перспектив и 17,1% — на возможность внести вклад в медицину как науку.
Важно было узнать, какие формы поощрения научной работы интересны для студентов (рис. 2).
Результаты проведенного опроса (N=114; n=114; Кk=0,16; Кс=0,99) свидетельствуют о том, что 83,3% студентов заинтересованы в финансовом вознаграждении. Вместе с тем академический рейтинг (61,4%) вместе с публикациями результатов НИР (41,2%) и участием в конференциях (46,5%) также имеют значение для студентов, как и моральное вознаграждение (25,4%).
В ходе исследований особое внимание было уделено оценке влияния цифровизации на развитие НИОКР в фармацевтике. Выявлено, что 54% респондентов считают, что цифровизация значительно ускоряет, улучшает процессы научных исследований, а 27,4% утверждают, что цифровизация позволяет повысить качество научной работы.
Представляют интерес ответы на вопрос о том, востребованы ли выпускники медицинских вузов со знанием цифровых технологий (табл. 1), а также какие виды деятельности, связанные с НИОКР и цифровизацией в медицине, привлекательны для обучающихся медицинских вузов (табл. 2). После окончания университета каждый из выпускников фармацевтической специальности свяжет свою жизнь с тем или иным направлением медицины, интересным ему персонально.
Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что выпускники медицинских вузов со знанием цифровых технологий весьма востребованы. При этом наиболее востребованы специалисты в области аналитики медицинских данных (58,8%), в сфере применения новейших медицинских технологий (54,4%), а также специалисты — разработчики новой медицинской техники (45,6%).
Наибольшей популярностью пользуются такие виды деятельности, связанные с НИОКР и цифровизацией в медицине, как разработка персонализированных лекарств и программ лечения (57%), разработка новых технических идей медицинской направленности (43,9%). Полученные результаты позволяют сделать вывод, что участники исследования более склонны связывать свое будущее с разработкой новых видов фармацевтической продукции и форм лечения для пациентов, чем оптимизировать уже имеющиеся.
Заключение
Исследование позволяет сделать вывод о своевременности и значимости решения проблемы повышения качества оказания медицинских услуг на фоне необходимости системного овладения медицинскими работниками прорывными цифровыми технологиями в текущей врачебной деятельности. Это обусловливает особую важность обеспечения эффективности НИОКР в системе российского высшего медицинского образования в условиях цифровизации. На основе проведенных опросов выявлена слабая мотивация студентов к вовлечению в НИОКР по время учебы, что связано с достаточно низкой степенью гарантированности материального стимулирования студентов. Наряду с этим выявлена высокая степень востребованности на рынке труда выпускников медицинских вузов со знанием цифровых технологий. При особом внимании к системе подготовки медицинских кадров перспективой дальнейших исследований является разработка на системной основе направлений формирования механизма развития сектора НИОКР и путей повышения его эффективности в системе российского высшего медицинского образования.
Благодарность. Работа выполнена по гранту № 23-28-00853 Российского научного фонда; Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»; тема: «Механизмы развития сложных социально-экономических систем в новых экономических условиях: Союзное государство России и Белоруссии; научно-исследовательский сектор; высшее образование и рынок труда в цифровой экономике».

Об авторах

Галина Владимировна Астратова

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», 620002, г. Екатеринбург;
ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 620057, г. Екатеринбург

Email: galina_28@mail.ru

Наталия Александровна Симченко

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», 199034, г. Санкт-Петербург

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalysimchenko@yandex.ru

Айрат Маратович Измайлов

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», 443010, г. Самара;
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара

Email: airick73@bk.ru

Список литературы

  1. Волнухин А. В., Морозова Т. Е., Жернакова Н. И., Помыткина Т. Е., Стремоухов А. А., Шархун О. О., Агранович Н. В., Самохина Е. О., Заугольникова Т. В., Резе А. Г., Хорошилова Ю. А. Повышение привлекательности специальности «Общая врачебная практика» для выпускников медицинских вузов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(5):1021—7.
  2. Артамонова Г. В., Попсуйко А. Н., Данильченко Я. В., Бацина Е. А. Кадровая политика учреждений здравоохранения в свете задач обеспечения качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):270—8.
  3. Макаров С. В., Гайдаров Г. М., Маевская И. В., Торунова А. М. Анализ готовности молодых специалистов к самостоятельной работе в первичном звене здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):278—84.
  4. Гурцкой Л. Д., Зудин А. Б., Мелерзанов А. В. Телемедицина и цифровые технологии в образовательных программах подготовки медицинских кадров высшей квалификации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(4):625—32.
  5. Губачев Н. Н., Титов В. Н., Усачева А. С. К вопросу о содержании понятия «профессионализм» применительно кработникам сферы медицины и здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(Спецвыпуск 1):706—11.
  6. Бутина А. В., Кузуб О. С. Основания коммуникации врача ипациента в условиях цифровизации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):195—201.
  7. Лагутин М. Д., Чигрина В. П., Самофалов Д. А., Тюфилин Д. С., Кильник А. И., Кобякова О. С., Деев И. А. Анализ применения телемедицинских технологий в Российской Федерации в 2019—2022 гг. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):264—70.
  8. Климов Ю. А., Гурцкой Л. Д., Сточик А. А., Карпова Е. Г. О необходимости обучения медицинских специалистов работе в условиях внедрения дистанционных технологий. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(Спецвыпуск 1):733—8.
  9. Астратова Г. В., Климук В. В. К вопросу об эффективности и результативности труда научных работников R&D сектора. Вестник евразийской науки. 2022;14(1):1—16.
  10. Джазовская И. Н., Осташков А. В., Кревский И. Г., Матюкин С. В. Проблемы эффективности НИОКР в НИИИ и вузах: выбор оптимальной методики. Менеджмент инноваций. 2010;1(09):44—54.
  11. Лебедев К. Н. Об эффективности финансовых и нефинансовых мер решения проблем НИОКР в России. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019;35(1):185—96.
  12. Глебова К. В. Цифровизация как новый подход к высшему медицинскому образованию. Вопросы студенческой науки. 2023;8(84):254—60.
  13. Иванчук О. В., Плащевая Е. В. Цифровизация медицинского образования: новые вызовы и границы применимости. Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. 2022;31(1):121—31. doi: 10.15350/2409-7616.2022.1.10
  14. Tudor Car L., Kyaw B. M., Dunleavy G., Smart N. A., Semwal M., Rotgans J. I., Low-Beer N., Campbell J. Digital Problem-Based Learning in Health Professions: Systematic Review and Meta-Analysis by the Digital Health Education Collaboration. J. Med. Internet Res. 2019 Feb 28;21(2):e12945. doi: 10.2196/12945
  15. Syed S., Rastogi A., Bansal A., Kumar A., Jindal A, Prakash A, Agarwal G., Varshney M. Future of e-Learning in Medical Education — Perception, Readiness, and Challenges in a Developing Country. Front. Educat. 2021;6:598309. doi: 10.3389/feduc.2021.598309
  16. O’Doherty D., Dromey M., Lougheed J. Barriers and solutions to online learning in medical education — an integrative review. BMC Med. Educ. 2018;130. doi: 10.1186/s12909-018-1240-0
  17. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. Монография. СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте; 2021. 351 с.
  18. Татаркин А. И., Пилипенко Е. В. Экономика знаний: проблемы теории и методологии. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН; 2007. 284 с.
  19. Аникейчик Н. Д., Кинжагулов И. Ю., Федоров А. В. Планирование и управление НИР и ОКР. СПб.: Университет ИТМО; 2016. 192 с.
  20. Юрченко Н. Ю. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в России и за рубежом. Гуманитарный вестник. 2013;1(3):1—11.
  21. Ortega-Argiles R., Piva M., Vivarelli M. Productivity Gains from R&D Investment: Are High-Tech Sectors Still Ahead? IZA Discussion Papers. 2011;(5975):122. Available at: https://www.researchgate.net/publication/265793290_Productivity_Gains_from_RD_Investment_Are_HIgh-tech_sectors_still_ahead (accessed 11.12.2023).
  22. Еферина Т. В., Лизунова В. О., Просянюк Д. В., Шинова Д. А. Инновационная инфраструктура как фактор межрегиональной дифференциации в Российской Федерации. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017;(1):191—212.
  23. Астратова Г. В., Бедрина Е. Б., Ларионова В. А., Пошехонова Г. В., Руткаускас Т. К., Синицын Е. В., Синякова М. Г., Толмачев А. В. Высшее образование и рынок труда в цифровой экономике: развитие математических методов и средств исследования сложных экономических систем. Научная монография. Под общей и научной редакцией Г. В. Астратовой. М.: Издательство «Перо»; 2021. 342 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 1

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах