DEVELOPMENT OF THE SECTOR of R&D development in Russian HIGHER medical education in digitization conditions

  • Authors: Astratova G.V.1,2, Simchenko N.A.3, Izmailov A.M.4,5
  • Affiliations:
    1. The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The First President of Russia B. N. Yeltsin Ural Federal University”, 620002, Yekaterinburg, Russia
    2. The Federal State Government Educational Institution “The Ural Juridical Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation”, 620057, Yekaterinburg, Russia
    3. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The St. Petersburg State University”, 199034 St. Petersburg, Russia
    4. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Volga Region State University of Telecommunications and Informatics”, 443010, Samara, Russia
    5. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Samara State Medical University” of Minzdrav of Russia, 443099, Samara, Russia
  • Issue: Vol 32, No 3 (2024)
  • Section: Education and personnel
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1490
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-3-438-444
  • Cite item

Abstract


The article considers results of study of the R&D sector directions development in system of Russian medical higher education in the context of digitization. The analysis made it possible to substantiate timeliness and importance of solving problems of improving medical services quality against the background of necessity for medical workers to systematically master breakthrough digital technologies in current medical practice. This conditions importance to ensure efficiency of R&D in Russian higher medical education in the context of digitization. The main models of organization of activities in the field of R&D are characterized, taking into account sources of financing and staffing. Based on on-line surveys of students in Google docs about their attitude to their further participation in R&D during education and after graduation, weak motivation to be engaged in R&D during their university education was revealed that is justified by non-obviousness of prospects of financial remuneration. Along with this, study established high degree of interest among students to mastering breakthrough digital technologies in order to further apply them in medical practice together with the latest medical technologies.


Full Text

Введение
В условиях интенсификации темпов цифровизации актуализируются вопросы повышения качества медицинских услуг с целью обеспечения повышения качества жизни населения и достижения показателей увеличения периода трудоспособности населения страны. Цифровизация развития сферы здравоохранения тесно связана с использованием сквозных цифровых технологий: технологии искусственного интеллекта, аналитики больших данных, технологии виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей, систем распределенного реестра и др. Необходимость обеспечения «сохранения населения, здоровья и благополучия людей… цифровой трансформации» определена Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В связи с особой приоритетностью задач по цифровизации сферы здравоохранения выдвигаются и особые требования к подготовке кадров в системе российского высшего медицинского образования. В настоящее время развитие системы здравоохранения характеризуется дефицитом медицинских кадров. Нехватка врачебного и среднего медицинского персонала в России оценивается на уровне 26 тыс. врачей и 50 тыс. среднего медицинского персонала по состоянию на 2023 г. Приведенные данные по России в целом отражают общемировые тенденции развития системы здравоохранения. Как свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения, к 2030 г. дефицит врачей и медсестер в мире составит 9,9 млн.
Актуальность решения проблем повышения качества оказания медицинских услуг на фоне необходимости системного овладения медицинскими работниками прорывными цифровыми технологиями в текущей врачебной деятельности обусловливает особую важность обеспечения эффективности научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в системе российского высшего медицинского образования в условиях цифровизации. Вопросы подготовки кадров для системы здравоохранения России освещаются в работах А. В. Волнухина [1], Г. В. Артамоновой [2], С. В. Макарова [3], Л. Д. Гурцкого [4], Н. Н. Губачева [5] и других ученых. Анализ современных публикаций по проблемам цифровизации в системе здравоохранения свидетельствует о значительном внимании к вопросам использования телемедицинских технологий [6—8]. Отметим, что в современных научных трудах проблематика эффективности НИОКР в системе высшего медицинского образования рассматривается фрагментарно. Как указывают ученые, слабоизученной проблемой является оценка эффективности НИОКР в целом [9—11] и применительно к высшему медицинскому образованию в условиях цифровизации в России [12, 13] и за рубежом [14—16], что обусловливает важность и целесообразность проведения соответствующих исследований.
Цель настоящей работы — исследовать направления развития сектора НИОКР в системе российского медицинского высшего образования в условиях цифровизации.
Материалы и методы
В основу исследования положены методологические положения общей теории систем, функционального и структурного подходов, концепций цифровой экономики, а также современные исследования ведущих ученых и экспертов в области исследования эффективности НИОКР в системе высшего медицинского образования в условиях цифровизации. Полученные результаты основаны на использовании общенаучных методов исследования, а также методов анкетирования, факторного анализа.
Методологическим базисом исследования стали работы российских и зарубежных ученых и практиков, опубликованные в открытом доступе по проблеме эффективности НИОКР в системе российского медицинского высшего образования в условиях цифровизации. Заявленный перечень вопросов рассматривается авторами на примере образовательных услуг отдельных вузов России: Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург), Самарского государственного медицинского университета (г. Самара). В ходе исследования был проведен онлайн-опрос студенческой молодежи по проблеме отношения студентов к перспективе их дальнейшего участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах во время и по окончании обучения. Обработка данных опроса осуществлялась с использованием Google docs, Microsoft Excel, Statistica.
Результаты исследования
В современных цифровых реалиях эффективность научных исследований приобретает особую значимость. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, благодаря цифровым технологиям происходит сокращение времени и оптимизация затрат на трудовую деятельность во всех отраслях и сферах национальной экономики. С другой стороны, сами цифровые технологии представляют собой результат НИОКР, связанных со значительными затратами времени высококвалифицированного персонала и большими издержками на инновационные разработки и внедрение [17, 18].
Научно-исследовательский сектор (сектор R&D, или НИОКР) представляет собой «…совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии» [19], которые, согласно ст. 769 ч. II гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), обусловлены техническим заданием (ТЗ) заказчика научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), подразумевающих разработку образца нового изделия, новую технологию и/или конструкторскую документацию на них. Согласно российскому законодательству, НИОКР представляет собой результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для внедрения и/или коммерческой реализации, и подлежит защите с позиций авторских прав.
Необходимо отметить, что организация деятельности в сфере НИОКР различается от учреждения к учреждению. Как показывают данные литературы, в настоящее время известны четыре основные модели организации деятельности в сфере НИОКР, где финансирование НИОКР может быть как прямым бюджетным (государственные инвестиции), так и косвенным за счет широкого спектра внебюджетных средств:
отдел НИОКР, укомплектованный инженерами (техническими специалистами), которым поручена непосредственная разработка новых продуктов;
отдел НИОКР, укомплектованный учеными-практиками, которым поручено проводить прикладные исследования в научных, отраслевых или технико-технологических областях;
отдел НИОКР при университете или научной лаборатории, где занимаются фундаментальными исследованиями, которые могут быть (или даже не могут быть) применены для разработки новых продуктов в обозримой перспективе;
смешанная форма из первых трех [18—21].
Как правило, основными элементами современной вузовской инновационной инфраструктуры являются следующие компоненты: отраслевые лаборатории, научно-технологические парки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, а также центры коллективного пользования оборудованием, клубы, школы и центры молодежного предпринимательства [22], в которых применяется мультиканальное финансирование [23].
Необходимо подчеркнуть, что в России важным направлением в реализации векторов государственной инновационной политики является создание и развитие сети субъектов инновационной инфраструктуры при учреждениях высшего образования, что позволяет использовать и развивать научно-технический, инновационный потенциал молодых ученых, исследователей, разработчиков для целей создания инновационной наукоемкой продукции.
В настоящее время в инновационной инфраструктуре России неотъемлемой частью стали такие процессы, как цифровизация, оцифровка, цифровая трансформация и цифровые технологии. Эти процессы стали и неотъемлемой частью трудовой политики, социальных и научных дискуссий, а также способствовали изменению процессов обучения отдельных людей и организаций [23].
В связи с этим представляет интерес проблема отношения студентов — будущих специалистов наукоемких отраслей рынка труда — к перспективе их дальнейшего участия в НИОКР во время и после окончания обучения. В целях настоящего исследования была разработана и размещена в Google docs анкета с применением стандартных процедур измерения и шкалирования и состоящая из трех блоков: введение, основное содержание (27 вопросов), вопросы личного характера (5 вопросов). Исследование проводили с декабря 2023 г. по февраль 2024 г. в Самарском государственном медицинском университете. В нем приняли участие 114 человек (студенты Института фармации), подавляющее большинство которых (82,9%) — девушки, юноши составили 17,1%. Наибольшую долю (46,8%) составили респонденты в возрастном диапазоне 21—24 лет. В возрастной диапазон 19—20 лет вошли 37,8% опрошенных, в диапазон 17—18 лет — 14,4% опрошенных. В процессе опроса были охвачены студенты всех курсов института. Доля опрошенных студентов каждого курса была сопоставимой: студенты I курса (20,7%), II курса (20,7%), III курса (18,9%), IV курса (14,4%), V курса (25,2%). Подавляющее большинство студентов, участвовавших в исследовании, обучались по очной бюджетной форме обучения (71,2%). По платной (коммерческой) форме обучались 15,3% опрошенных, 13,5% обучались по целевому направлению.
Результаты нашего онлайн-опроса выявили следующие особенности развития сектора НИОКР в системе российского высшего медицинского образования в условиях цифровизации.
Установлено, что аббревиатура НИОКР понятна, известна только 31,8% студентов, а остальные либо не знают (48,2%), либо затрудняются с ответом (20%). Студентам был задан вопрос о том, как они оценивают важность научно-исследовательской работы для развития фармацевтической отрасли (рис. 1).
Подавляющее большинство студентов оценивают НИР как важную и очень важную для фармацевтики деятельность (93,5%, где N=114; n=109; Кk=0,22; Кс=0,84).
В то же время только 17,1% студентов хотели бы в обязательном порядке участвовать в научно-исследовательских проектах медицинского вуза, а большинство (74,7%) ответили «может быть», «иногда», «не всегда». Возможно, такой результат связан с тем, что студенты практически не видят никаких материальных преимуществ в проведении НИР (94%), хотя 50,5% указывают на возможность приобретения новых навыков, 22,5% — на улучшение карьерных перспектив и 17,1% — на возможность внести вклад в медицину как науку.
Важно было узнать, какие формы поощрения научной работы интересны для студентов (рис. 2).
Результаты проведенного опроса (N=114; n=114; Кk=0,16; Кс=0,99) свидетельствуют о том, что 83,3% студентов заинтересованы в финансовом вознаграждении. Вместе с тем академический рейтинг (61,4%) вместе с публикациями результатов НИР (41,2%) и участием в конференциях (46,5%) также имеют значение для студентов, как и моральное вознаграждение (25,4%).
В ходе исследований особое внимание было уделено оценке влияния цифровизации на развитие НИОКР в фармацевтике. Выявлено, что 54% респондентов считают, что цифровизация значительно ускоряет, улучшает процессы научных исследований, а 27,4% утверждают, что цифровизация позволяет повысить качество научной работы.
Представляют интерес ответы на вопрос о том, востребованы ли выпускники медицинских вузов со знанием цифровых технологий (табл. 1), а также какие виды деятельности, связанные с НИОКР и цифровизацией в медицине, привлекательны для обучающихся медицинских вузов (табл. 2). После окончания университета каждый из выпускников фармацевтической специальности свяжет свою жизнь с тем или иным направлением медицины, интересным ему персонально.
Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что выпускники медицинских вузов со знанием цифровых технологий весьма востребованы. При этом наиболее востребованы специалисты в области аналитики медицинских данных (58,8%), в сфере применения новейших медицинских технологий (54,4%), а также специалисты — разработчики новой медицинской техники (45,6%).
Наибольшей популярностью пользуются такие виды деятельности, связанные с НИОКР и цифровизацией в медицине, как разработка персонализированных лекарств и программ лечения (57%), разработка новых технических идей медицинской направленности (43,9%). Полученные результаты позволяют сделать вывод, что участники исследования более склонны связывать свое будущее с разработкой новых видов фармацевтической продукции и форм лечения для пациентов, чем оптимизировать уже имеющиеся.
Заключение
Исследование позволяет сделать вывод о своевременности и значимости решения проблемы повышения качества оказания медицинских услуг на фоне необходимости системного овладения медицинскими работниками прорывными цифровыми технологиями в текущей врачебной деятельности. Это обусловливает особую важность обеспечения эффективности НИОКР в системе российского высшего медицинского образования в условиях цифровизации. На основе проведенных опросов выявлена слабая мотивация студентов к вовлечению в НИОКР по время учебы, что связано с достаточно низкой степенью гарантированности материального стимулирования студентов. Наряду с этим выявлена высокая степень востребованности на рынке труда выпускников медицинских вузов со знанием цифровых технологий. При особом внимании к системе подготовки медицинских кадров перспективой дальнейших исследований является разработка на системной основе направлений формирования механизма развития сектора НИОКР и путей повышения его эффективности в системе российского высшего медицинского образования.
Благодарность. Работа выполнена по гранту № 23-28-00853 Российского научного фонда; Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»; тема: «Механизмы развития сложных социально-экономических систем в новых экономических условиях: Союзное государство России и Белоруссии; научно-исследовательский сектор; высшее образование и рынок труда в цифровой экономике».

About the authors

Galina Vladimirovna Astratova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The First President of Russia B. N. Yeltsin Ural Federal University”, 620002, Yekaterinburg, Russia;
The Federal State Government Educational Institution “The Ural Juridical Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation”, 620057, Yekaterinburg, Russia

Email: galina_28@mail.ru

Nataliia Aleksandrovna Simchenko

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The St. Petersburg State University”, 199034 St. Petersburg, Russia

Author for correspondence.
Email: natalysimchenko@yandex.ru

Airat Maratovich Izmailov

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Volga Region State University of Telecommunications and Informatics”, 443010, Samara, Russia;
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Samara State Medical University” of Minzdrav of Russia, 443099, Samara, Russia

Email: airick73@bk.ru

References

  1. Volnuhin A. V., Morozova T. E., Zhernakova N. I., Pomytkina T. E., Stremouhov A. A., Sharhun O. O., Agranovich N. V., Samohina E. O., Zaugol'nikova T. V., Reze A. G., Horoshilova Ju. A. Increasing the attractiveness of the speciality “General Medical Practice” for medical graduates. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2023;31(5):1021–7 (in Russian).
  2. Artamonova G. V., Popsujko A. N., Danil'chenko Ja. V., Bacina E. A. Personnel policy of health care institutions in the light of the tasks of ensuring the quality of medical care and safety of medical activity. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2023;31(5):270–8 (in Russian).
  3. Makarov S. V., Gaidarov G. M., Mayevskaya I. V., Torunova A. M. Analysing the readiness of young specialists to work independently in primary health care. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2023;31(2):278–84 (in Russian).
  4. Gurckoj L. D., Zudin A. B., Melerzanov A. V. Telemedicine and digital technologies in educational programmes for training medical personnel of higher qualification. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny= The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2023;31(4):625–32 (in Russian).
  5. Gubachev N. N., Titov V. N., Usacheva A. S. To the question of the content of the concept of “professionalism” in relation to workers in the sphere of medicine and health care. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2023;31(S):706–11 (in Russian).
  6. Butina A. V., Kuzub O. S. Foundations of doctor-patient communication in the conditions of digitalisation. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2023;31(2):195–201 (in Russian).
  7. Lagutin M. D., Chigrina V. P., Samofalov D. A., Tyufilin D. S., Kilnik A. I., Kobyakova O. S., Deev I. A. Analysis of the application of telemedicine technologies in the Russian Federation in 2019–2022. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2023;31(2): 264–70 (in Russian).
  8. Klimov Y. A., Gurtskoy L. D., Stochik A. A., Karpova E. G. On the necessity of training medical specialists to work under conditions of implementation of distance technologies. G. On the necessity of training medical specialists to work in the conditions of introduction of remote technologies. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2023;31(S):733–8 (in Russian).
  9. Astratova G. V., Klimuk V. V. To the issue of efficiency and effectiveness of labour of R&D sector researchers. Vestnik yevraziyskoy nauki = Bulletin of Eurasian Science. 2022;14(1):1–16 (in Russian).
  10. Dzhazovskaya I. N., Ostashkov A. V., Krevskiy I. G., Matyukin S. V. Problems of R&D efficiency in research institutes and universities: choosing the optimal methodology. Menedzhment innovatsiy = Innovation Management. 2010;1(09):44–54 (in Russian).
  11. Lebedev K. N. On the effectiveness of financial and non-financial measures to solve the problems of R&D in Russia. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovative Economics: prospects of development and improvement. 2019;1(35):185–96 (in Russian).
  12. Glebova K. V. Digitalisation as a new approach to higher medical education. Voprosy studencheskoy nauki. 2023;8(84):254–60 (in Russian).
  13. Ivanchuk O. V., Plaschevaya E. V. Digitalisation of medical education: new challenges and boundaries of applicability. Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy i sotsial'noy ekspertizy = Centre for Innovative Technologies and Social Expertise (CITISE). 2022;1(31):121–31 (in Russian).
  14. Tudor Car L., Kyaw B. M., Dunleavy G., Smart N. A., Semwal M., Rotgans J. I., Low-Beer N., Campbell J. Digital Problem-Based Learning in Health Professions: Systematic Review and Meta-Analysis by the Digital Health Education Collaboration. J. Med. Internet Res. 2019 Feb 28;21(2):e12945. doi: 10.2196/12945
  15. Syed S., Rastogi A., Bansal A., Kumar A., Jindal A, Prakash A, Agarwal G., Varshney M. Future of e-Learning in Medical Education — Perception, Readiness, and Challenges in a Developing Country. Front. Educat. 2021;6:598309. doi: 10.3389/feduc.2021.598309
  16. O’Doherty D., Dromey M., Lougheed J. Barriers and solutions to online learning in medical education — an integrative review. BMC Med. Educ. 2018;130. doi: 10.1186/s12909-018-1240-0
  17. Kvint V. L., Bodrunov S. D. Strategising the transformation of society: knowledge, technology, noonomics [Strategirovaniye transformatsii obshchestva: znaniye, tekhnologii, noonomika. Monografiya]. St. Petersburg: INIR named after S. Y. Witte; 2021 (in Russian).
  18. Tatarkin A. I., Pilipenko E. V. Knowledge Economy: Problems of Theory and Methodology [Ekonomika znaniy: problemy teorii i metodologii]. Ekaterinburg: Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; 2007 (in Russian).
  19. Anikeychik N. D., Kinzhagulov I. Yu., Fedorov A. V. Planning and Management of Research and Development [Planirovaniye i upravleniye NIR i OKR]. St. Petersburg: ITMO University; 2016 (in Russian).
  20. Yurchenko N. Y. Financing of research and development in Russia and abroad. Gumanitarnyy vestnik = Humanitarian Bulletin. 2013;1(3):1–11 (in Russian).
  21. Ortega-Argiles R., Piva M., Vivarelli M. Productivity Gains from R&D Investment: Are High-Tech Sectors Still Ahead? IZA Discussion Papers. 2011;(5975):1–22. Available at: https://www.researchgate.net/publication/265793290_Productivity_Gains_from_RD_Investment_Are_HIgh-tech_sectors_still_ahead (accessed 11.12.2023).
  22. Eferina T. V., Lizunova V. O., Prosyanyuk D. V., Shinova D. A. Innovation infrastructure as a factor of interregional differentiation in the Russian Federation. Voprosy gosudarstvennogo i munitsionnogo upravleniya. 2017;(1):191–212 (in Russian).
  23. Astratova G. V., Bedrina E. B., Larionova V. A. Higher Education and the Labour Market in the Digital Economy: Development of Mathematical Methods and Tools for the Study of Complex Economic Systems [Vyssheye obrazovaniye i rynok truda v tsifrovoy ekonomike: razvitiye matematicheskikh metodov i sredstv issledovaniya slozhnykh ekonomicheskikh sistem. Nauchnaya monografiya]. Ekaterinburg: UrFU; 2021 (in Russian).

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 1

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2025 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies