онлайн-ОБОРОТ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК. ЧАСТЬ 1: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ ОНЛАЙН-РЫНКА ИМПОРТНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК
- Авторы: Головань Т.В.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353924, г. Новороссийск
- Выпуск: Том 32, № 2 (2024)
- Раздел: Здоровье и общество
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1448
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-2-162-168
- Цитировать
Аннотация
В силу динамичного развития онлайн-торговли и активной пропаганды средствами массовой информации здорового образа жизни интерес населения к биологически активным добавкам, особенно после пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, резко возрос. Такая продукция содержит в своем составе вещества, которые необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности организма и повышения иммунитета человека, а также в отдельных случаях могут быть дополнительным и вспомогательным средством терапии при различных заболеваниях. В России биологически активные добавки могут реализовываться по трем каналам: аптеки, онлайн-рынок и сетевой маркетинг. Приобретение таких биодобавок на онлайн-платформах, как свидетельствуют результаты мониторинга онлайн-рынка России за 2021—2022 гг., оказалось самым рискованным для жизни и здоровья человека. Они реализовывались на онлайн-рынке с серьезными нарушениями, что подтверждает опасность для здоровья, а в некоторых случаях и для жизни человека.
Проведенное исследование показало, что на сегодняшний день отсутствует четкая правовая регламентация по обороту импортных добавок на онлайн-рынке. В статье представлен детальный анализ нормативно-правового поля, регламентирующего онлайн-торговлю импортными биологически активными добавками в России, и сформулированы соответствующие выводы и рекомендации.
Полный текст
Введение
За последние десятилетия особую популярность среди потребителей приобрела онлайн-торговля: онлайн-магазины, маркетплейсы, различные службы доставки — все это стало неотъемлемой частью жизни человека. Приобрести на онлайн-рынке можно и биологически активные добавки (БАД), спрос на которые динамично начал расти в период пандемии COVID-19, не уменьшается он и сегодня. Люди, принимая БАД, надеются похудеть, стать более энергичными, улучшить состояние волос и кожи, укрепить иммунитет, восполнить дефицит витаминов. Строгих стандартов производства БАД не существует, а контроль качества с точки зрения безопасности осуществляется аналогично пищевым продуктам.
Так, согласно положениям ст. 4 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности пищевой продукции» (вместе с ТР ТС 021/2011), БАД представляют собой «природные и(или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции» [1]. Иными словами, подразумевается, что БАД в своем составе содержат вещества, которые необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности организма и повышения иммунитета человека, а в отдельных случаях могут быть дополнительным и вспомогательным средством терапии при различных заболеваниях.
По данным исследования онлайн-рынка БАД за 2021—2022 гг., проводимым Центром стратегических разработок (ЦСР), выявлено, что торговля БАД не отвечает критериям безопасности и приводит к нарушению состояния здоровья человека: в каждом третьем БАД превышена дозировка заявленных веществ; каждый пятый БАД содержит запрещенные в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) вещества; зачастую заявленный состав БАД в его описании не отражает фактический [2].
Выявленные ЦСР проблемы в онлайн-торговле БАД, безусловно, подтверждают их опасность для здоровья, а в некоторых случаях и для жизни человека. Врачи объясняют, к чему приводит бесконтрольное употребление БАД, какие могут возникнуть последствия для здоровья человека от их употребления и приводят в качестве подтверждения своих слов случаи из медицинской практики: отек Квинке, аллергические реакции, инсульт, почечная недостаточность, печеночная недостаточность, диабет, онкология, заболевания желудочно-кишечного тракта и др. [3].
В связи с этим актуальными, по мнению автора, являются вопросы, связанные с обеспечением безопасности здоровья и жизни человека в случае приобретения ими БАД на онлайн-платформах, что позволит обнаружить пробелы в действующем законодательстве по вопросам, связанным с реализацией БАД.
Объектом проводимого исследования выступает нормативно-правовая база, регламентирующая оборот импортных БАД на онлайн-рынке.
Целью исследования явился анализ нормативно-правовых документов международного и национального уровней, регламентирующих оборот импортных БАД на онлайн-рынке, а также изучение пагубного влияния на здоровье человека бесконтрольного употребления такой группы товаров.
В рамках заявленной тематики исследования важно отметить, что Россия, являясь одной из стран — участниц ЕАЭС, помимо национальных нормативно-правовых актов при обороте импортных БАД, руководствуется и союзными правовыми документами. В числе таких документов — технические регламенты, подтверждающие безопасность ввозимой на территорию ЕАЭС продукции. Поскольку БАД отнесены к пищевой продукции, ключевыми нормативно-правовыми документами по тематике исследования являются:
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) [1];
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) [4];
Решение Совета ЕЭК от 20.07.2012 № 58 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012) [5].
Помимо утвержденных технических регламентов по безопасности ввозимой продукции и ее маркировки [1, 4—5], при обороте импортных БАД необходимо руководствоваться положениями национальных нормативно-правовых документов, среди которых можно выделить:
Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [6];
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [7];
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.01.2013 № 2 «О надзоре за биологически активными добавками к пище» [8];
Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ» [9].
Учитывая тематику исследования и обширный перечень нормативно-правовых актов, регламентирующий ее в той или иной степени, не представляется возможным перечислить их в полном объеме, отсылка к ним будет представлена в ходе исследования.
Обзор научных трудов по данной тематике позволяет сделать вывод [10—13], что вопрос по обеспечению безопасности здоровья и жизни граждан при реализации БАД является актуальным и находит отражение во многих исследованиях. Однако в них не рассматривается вопрос контроля со стороны государства за оборотом импортных БАД на онлайн-рынке, что при современном образе жизни является большим упущением.
Материалы и методы
В ходе исследования автором проведен анализ нормативно-правовых документов, изучены научные труды по обозначенной проблематике, статистические и аналитические отчеты для достижения поставленной цели. Применены методы изучения и обобщения опыта, а также экспертный и аналитический методы.
Результаты исследования
Со второй половины XX в. наука о питании получила динамичное развитие, в этот период и возникло понятие БАД. Неоспоримым является факт, что человеческому организму требуется употреблять ежедневно более 500 различных полезных веществ, причем половину из них организм не способен синтезировать самостоятельно и должен восполнять за счет поглощаемой пищи, что, безусловно, при современном ритме жизни человека и состоянии экологической обстановки на планете не представляется возможным.
Анализ различных нормативных источников и научных работ в сфере производства и обращения БАД позволяет заключить, что БАД классифицируют по разным признакам в зависимости от:
состава и процентного содержания природных компонентов;
их функциональной активности;
эффекта действия;
характера использования;
источника их производства.
Согласно заявленной тематике данного исследования рассмотрим более подробно классификацию БАД в зависимости от состава и процентного содержания компонентов (рис. 1).
Рынок БАД очень многообразен, и только в России, по данным некоторых источников, насчитывается порядка 3,5 тыс. наименований [3].
Поскольку БАД не проходят регламентированную для лекарственных препаратов процедуру доклинических и клинических испытаний, их относят к пищевым продуктам, и только в случае нехватки каких-либо питательных веществ появляется необходимость введения их в состав ежедневного рациона с целью его обогащения нужными пищевыми веществами для устранения их дефицита в организме человека.
Однако, по мнению автора, нельзя категорично утверждать, что существует колоссальная разница между БАД и лекарственными препаратами: одни и те же природные компоненты могут быть использованы для производства как лекарственных препаратов, так и для БАД. Кроме того, большинство БАД обладают определенными фармакологическими свойствами и могут влиять на различные органы и системы человека.
Конечно, БАД не способны избавить от всех недомоганий, однако установлено, что их употребление способствует профилактике многих заболеваний. Доказана также связь нехватки каких-либо питательных веществ с риском развития того или иного заболевания: нехватка кальция и остеопороз, недостаточное потребление пищевых волокон зерновых продуктов и овощей с ишемической болезнью сердца. Также нельзя не отметить, что большое влияние на осознанное употребление людьми БАД оказывают средства массовой информации (СМИ).
Таким образом, вопрос употребления БАД человеком неоднозначен: с одной стороны, эффективность применения одних БАД установлена врачами и их употребление является средством поддержания здоровья; с другой — некоторые БАД, в состав которых входят плохо сочетаемые между собой природные компоненты, могут вызвать различные побочные эффекты (аритмию, рвоту, тошноту, язвенную болезнь) [3]. Также нельзя исключить, что БАД при взаимодействии с лекарственными препаратами, назначенными врачом, может значительно снизить их эффект, а длительное и бесконтрольное употребление БАД увеличивает вероятность передозировки, тем самым нанося вред здоровью человека.
Как упомянуто выше, ЦСР при мониторинге онлайн-рынка БАД за 2021—2022 гг. выявил различные несоответствия требованиям к реализации такой группы товаров. Результаты проведенного исследования были опубликованы в отчете ЦСР «Дистанционная торговля БАД. Анализ соответствия требованиям» [2]. Ключевыми выводами данного отчета стали следующие:
9441 предложение по продаже БАД на онлайн-рынке не соответствовало требованиям и/или было небезопасным для потребителя;
29% БАД на онлайн-рынке не соответствовали требованиям и/или являлись небезопасными для потребителей (продукция с завышенной дозировкой активных веществ);
19% БАД на онлайн-рынке в своем составе содержали запрещенные в ЕАЭС вещества в соответствии с ТР ТС 021/2011;
24% БАД на онлайн-рынке реализовывались без свидетельств государственной регистрации (СГР) и без деклараций о соответствии;
18% БАД на онлайн-рынке реализовывались без СГР, но по оформленным декларациям о соответствии;
80% БАД на онлайн-рынке в карточках на товары не имели информации, обязательной к заявлению в соответствии с требованиями к упаковке согласно ТР ТС 022/2011;
19% БАД на онлайн-рынке частью описания товаров на упаковке вводили в заблуждение потребителей, или БАД реализовывался под видом лекарственных средств.
Представленную информацию иллюстрирует рис. 2 на основании данных отчета ЦСР. Важно отметить, что предложение по продаже БАД на онлайн-площадках могло иметь сразу несколько несоответствий, в результате чего сумма несоответствий требований к реализации БАД не составляет в совокупности 9441 единицу.
Таким образом, благодаря исследованию, проведенному ЦСР, удалось выявить, что часть БАД в своем составе содержали вещества, имеющие рецептурные лекарственные средства, другие БАД содержали вещества, запрещенные к обороту на территории ЕАЭС. Среди часто встречающихся запрещенных на территории ЕАЭС веществ в БАД были обнаружены: якорцы, ашваганда, Гинко Билоба, пеларгония (герань), эфедра (хвойник) [2, 3]. Кроме того, были выявлены случаи, когда под видом БАД на онлайн-рынке реализовывали продукцию, которая фактически не имела к ним никакого отношения.
Запрещенные к ввозу на территорию ЕАЭС вещества в состав БАД могут попадать ввиду различий в законодательном регулировании. Отметим, что перечень растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе компонентов в БАД, содержится в приложении 7 ТР ТС 021/2011 [1]. Большинство выявленных опасных компонентов в составе БАД попадают на внутренний рынок России из иностранных государств (Китай, Тайвань, Республика Корея и др.). Многие продавцы, которые реализуют свой товар на онлайн-рынке, не обращают внимания на разницу в законодательном регулировании БАД.
В условиях санкций насыщение внутреннего рынка России товарами, подпадающими под санкции, происходит за счет легализации параллельного импорта, т. е. законного ввоза в страну оригинальной продукции без согласия правообладателя или производителя. По заявлению руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Максима Шаскольского, «в сложившейся ситуации параллельный импорт является вынужденной мерой в условиях западных санкций, и его легализация позволит насытить внутренний рынок товарами, необходимыми потребителям» [14].
Следовательно, в связи с введением санкций весной 2022 г. и усложнением доставки в Россию иностранных товаров доля сомнительных и некачественных БАД на российском онлайн-рынке, по прогнозам экспертов, должна была снизиться [15]. Однако легализация параллельного импорта дала возможность увеличить поставки небезопасных и некачественных БАД и реализовывать их бесконтрольно на онлайн-рынке.
Обсуждение
Продажа БАД на онлайн-рынке регламентирована на законодательном уровне довольно поверхностно, в отличие от реализации БАД в стационарных аптеках. Для того чтобы реализовывать БАД в аптеках, необходимо пройти экспертизу и получить СГР в Роспотребнадзоре. Кроме того, БАД должен быть внесен в федеральный реестр разрешенных добавок. Следовательно, при реализации законной продажи БАД в аптеках такие товары проходят всестороннюю экспертизу и проверку на безопасность и соответствие компонентов нормам, регламентированных на законодательном уровне.
Продавцы при реализации импортных БАД на онлайн-рынке вместо СГР предоставляют только декларацию о соответствии, подтверждающую лишь то, что производитель (иностранное лицо) отвечает за качество реализуемой продукции. Такой документ весомого значения на территории России не имеет, поскольку иностранного производителя невозможно привлечь к административной или уголовной ответственности за наличие в составе БАД веществ, которые запрещены при производстве таких товаров согласно российскому законодательству. А многие онлайн-платформы и по настоящее время допускают к продаже импортные БАД при наличии только декларации о соответствии.
Из-за разницы в законодательном регулировании БАД в разных странах на территорию России попадают БАД, являющиеся опасными для здоровья человека. Однако продавцы в целях получения прибыли игнорируют обоснованную позицию российских медицинских работников и выходят с продажами импортных БАД на онлайн-рынок, который практически в правовом поле не регламентирован, что влечет за собой негативные последствия для организма человека.
Для решения выявленной проблемы необходимо усилить надзор со стороны государства за оборотом импортных БАД на онлайн-рынке, однако кардинальных мер по решению данного вопроса до сих пор со стороны компетентных органов не поступало. В 2022 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, в соответствии с которым допускалась оперативная блокировка сайтов в сети Интернет, тех страниц, на которых реализовывались БАД без СГР. Однако ожидаемого эффекта данный законопроект не принес, поскольку процесс блокировки или снятия ошибочной блокировки через суды растягивался на годы, а продукция, не соответствующая требованиям и нормам ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011, так и оставалась доступной на онлайн-рынке.
Сегодня одной из мер, направленных на решение выявленной проблемы с оборотом импортных БАД на онлайн-рынке, со стороны государственных органов является нанесение на такую продукцию кода маркировки, и обязанность эту возложили на производителей БАД. Кроме того, с 1 марта 2024 г. станет необходимостью внесение в информационную систему сведений о выводе БАД из оборота, а с 1 мая 2024 г. необходимо будет предоставлять сведения об обороте БАД [3]. Во-первых, такие меры позволят обеспечить прослеживаемость БАД, во-вторых, внедрение маркировки станет гарантией качества и безопасности для жизни и здоровья людей.
В сложившихся условиях массовых нарушений по обороту импортных БАД на онлайн-рынке следует разработать нормативно-правовой документ, который регламентировал бы порядок реализации и оборота импортных БАД посредством онлайн-торговли, по аналогии, например, с рецептурными препаратами, отпускаемыми дистанционным способом.
Заключение
Проведенное исследование в отношении оборота импортных БАД на онлайн-рынке позволило выявить, что реализация таких товаров на онлайн-площадках регламентирована на законодательном уровне довольно поверхностно. Реклама БАД и их легкая доступность на онлайн-рынке многих вводят в заблуждение, люди начинают самостоятельно принимать БАД, что подтверждает наличие риска для их жизни и здоровья.
В качестве решения проблемы автор предлагает создать нормативно-правовой документ, который регламентировал бы порядок реализации и оборота импортных БАД на онлайн-рынке по аналогии с рецептурными препаратами, отпускаемыми дистанционным способом, что позволит исключить возможность реализации на онлайн-рынке БАД с содержанием запрещенных веществ и не соответствующих требованиям к безопасности и качеству данной продукции.
Об авторах
Татьяна Викторовна Головань
ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353924, г. Новороссийск
Автор, ответственный за переписку.
Email: GolovanTatyanaV@gmail.com
Список литературы
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011). Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902320560 (дата обращения 25.12.2023).
- Дистанционная торговля БАД. Анализ соответствия требованиям. Официальный сайт ЦСР. Режим доступа: https://www.csr.ru/upload/iblock/c4a/mpnfsribb0icqq3xg4tjqwz966zupqlg.pdf (дата обращения 25.12.2023).
- Рынок БАД в цифрах. Честный знак. Режим доступа: https://xn—80ajghhoc2aj1c8b.xn—p1ai/info/news/rynok-bad-v-tsifrakh/ (дата обращения 25.12.2023).
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902320288 (дата обращения 25.12.2023).
- Решение Совета ЕЭК от 20.07.2012 № 58 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012)». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902320288 (дата обращения 25.12.2023).
- Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения 25.12.2023).
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения 25.12.2023).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.01.2013 № 2 «О надзоре за биологически активными добавками к пище». Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141912/ (дата обращения 25.12.2023).
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 (ред. от 10.04.2023) № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ». Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141912/ (дата обращения 25.12.2023).
- Ананченкова П. И., Врубель М. Е., Шегай М. М., Тонконог В. В. Правовые основы перемещения лекарственных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза юридическими лицами. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(S2):1248—56.
- Тонконог В. В., Ананченкова П. И., Шимановский Н. Л., Врубель М. Е. Актуальные вопросы функционирования и развития единого рынка лекарственных средств Евразийского экономического союза. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(S2):1268—74.
- Ананченкова П. И., Тонконог В. В., Тимченко Т. Н. Аптечный туризм. Часть 2: Запреты, ограничения и риски при ввозе лекарственных средств в Российскую Федерацию физическими лицами. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):185—94.
- Тонконог В. В., Тимченко Т. Н., Погарская А. С., Головань Т. В., Конфино К. В. Проблемы нормативно-правового обеспечения лекарственными препаратами с содержанием наркотических и психотропных веществ судов загранплавания. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(S1):808—12.
- Крупные игроки логистики выступают за легализацию параллельного импорта. Официальный сайт Retail.ru. Режим доступа: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/krupnye-igroki-logistiki-vystupayut-za-legalizatsiyu-parallelnogo-importa/ (дата обращения 25.12.2023).
- Какие риски несет онлайн-рынок биологически активных добавок. Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2022/06/11/kakie-riski-neset-onlajn-rynok-biologicheski-aktivnyh-dobavok.html (дата обращения 25.12.2023).