The health education of students during COVID-19 pandemic
- Authors: Kabayan N.V.1, Kabayan O.S.1, Kabayan A.V.2
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Adygeya State University”
- The Branch № 3 of The Federal State Official Institution “The Military Hospital № 419” of the Ministry of Defense of Russia
- Issue: Vol 29, No 3 (2021)
- Pages: 404-409
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/550
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-3-404-409
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Учитывая разноаспектный подход к вопросам обеспечения гигиенических и санитарно-просветительных факторов сохранения здоровья и создания условий санитарной безопасности в образовательных учреждениях в условиях пандемии, необходимо отметить, с одной стороны, важность разработки мероприятий и программ эпидемиологической культуры обучающихся, с другой - определить необходимость системного просвещения, особенно в условиях эпидемии и пандемии, и осуществления разработанных комплексов мероприятий, направленных на обеспечение санитарной безопасности и сохранение жизни и здоровья обучающихся в условиях эпидемиологического кризиса. Решение этих проблем возможно в рамках реализации программно-целевых санитарно-просветительных и гигиенических проектов образовательных учреждений. Здоровье молодых людей, обучающихся в образовательных учреждениях России, их социально-гигиеническая просвещенность, нормальное самочувствие и работоспособность влияют не только на приобретение компетенций и усвоение общих и профессиональных навыков, но и на сохранение здоровья в условиях эпидемиологического кризиса. Такого пристального внимания и изучения в различных сферах деятельности общества потребовал стремительный рост новых болезней человечества, эпидемии и пандемический кризис современности в частности, при которых общество осознает опасности, угрожающие всей планете, и уже столкнулось с рядом губительных воздействий неразумного пренебрежения правилами гигиены в обществе в условиях пандемии COVID-19. Непосредственно с понятием «эпидемиологического просвещения» в разрезе организации санитарно-просветительных, профилактических и гигиенических мероприятий в образовательных учреждениях связаны понятия «эпидемиологическая безопасность» и «формирование гигиенических и санитарно-просветительных основ эпидемиологической культуры» как процесс снижения вероятности массовых заражений и заболеваний человека, связанных с ними неконтролируемых последствий распространения новых вирусов, неизученных новых болезней. Эпидемиологический кризис, по мнению авторов статьи, - это состояние повышенной эпидемиологической опасности на территории региона, страны, мира, вызванный распространением ранее неизвестной болезни и необходимостью поиска путей ее ограничения и остановки путем применения профилактических мер: гигиенических, санитарно-просветительных, охватывающих все направления формирования эпидемиологической безопасности и охраны здоровья, и повышения уровня сопротивления эпидемическим болезням и состояниям. Важнейшим направлением снижения распространения коронавирусной инфекции является санитарно-гигиеническая просветительная работа, прежде всего деятельность Роспотребнадзора России. Важно, что в направлении санитарного просвещения обучающихся в российских образовательных учреждениях Роспотребнадзором разработан целый комплекс мероприятий, которые проводятся в рамках Национального плана по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. На это направлен ряд государственных документов: постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 № 2 «О мероприятиях по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» и др.[1-8]. На государственном и региональном уровнях разработан также ряд указов и постановлений, касающихся санитарно-гигиенического просвещения, в том числе молодежи, направленных на снижение заражения коронавирусом и профилактику повышения иммунитета: постановление главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)“»[9]. Важным направлением в профилактике развития эпидемий и гигиене в условиях распространения коронавирусной инфекции является определение понятия «эпидемиологическая безопасность». Термин «эпидемиологическая безопасность», пожалуй, еще многозначительнее, чем термин «опасность». Эпидемиологическая безопасность - это состояние защищенности человека от разного рода болезней, распространение которых перешло в стадию эпидемии и пандемии, т. е. широкомасштабного распространения, что усложняет достижение безопасности и требует огромного количества мероприятий и мер, соблюдения норм социальной осторожности, индивидуальной защиты для предотвращения распространения инфекции, в первую очередь коронавирусной [10]. По определению ряда авторов [11-14], здоровьесберегающая система в условиях развития эпидемии и пандемии - это система, создающая оптимальные условия для сохранения, укрепления и развития прежде всего физического здоровья всех субъектов образования. Кроме этого, можно определить эпидемиологическую безопасность как совокупность действий, состояний и процессов, которые могут прямым или косвенным образом избегать жизненно важных ущербов, наносимых распространением инфекций отдельным людям и человечеству. Современная эпидемиологическая обстановка и условия пандемии выдвинули необходимость точных исследований влияния факторов ранее неизвестных болезней, эпидемий и пандемий на изменение образа жизни, на здоровье большого количества людей. Можно сделать вывод, что состояние эпидемиологического кризиса, безусловно, оказывает негативное воздействие на здоровье большого количества людей и может вызывать распространение одного или нескольких вирусных, инфекционных и других заболеваний на больших территориях, подвергая эпидемиологической опасности огромное количество людей, в том числе молодежь. Используя нижеописанные методики, мы попытались оценить эпидемиологическую ситуацию и отношение к ней обучающихся образовательных учреждений высшего образования ряда регионов России в аспекте понимания важности санитарно-просветительной работы и соблюдения гигиенических норм в условиях эпидемии коронавирусной инфекции. Материалы и методы Материалами исследования послужили данные, собранные методом выборочного опроса в виде анкетирования среди обучающихся высших учебных заведений России на тему «Основы эпидемиологической культуры и санитарно-гигиенической грамотности в условиях пандемии у студентов высших учебных заведений». Анкетирование проведено в первой половине 2020 г. Количество респондентов - 750 человек. Из них 55% (n=412) составили женщины, 45% (n=338) - мужчины. Возраст респондентов - от 14 до 30 лет. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. Были использованы следующие научные методы: дидактический, научно-целевой, нормативный, системно-аналитический, структурный, социологический. Методами научной обработки информации были статистический, полевого исследования (онлайн-опрос), группировки по признакам и др. Использованы методика оценки уровня санитарно-гигиенического просвещения, эпидемиологической культуры при создании и обработке опросника и анкет, а также методика определения санитарно-гигиенического круга просветительных проблем и идентификации их обучающимися. Результаты исследования Интересуют ли современную молодежь проблемы сохранения здоровья в период пандемии, знают ли они основы санитарно-гигиенических норм для обеспечения своей безопасности, интересуются ли эпидемиологической обстановкой и статистикой эпидемии региона, в котором проживают, для сохранения здоровья, безопасности, повышения уровня своей эпидемиологической культуры и социальной ответственности? Для чего противоэпидемические знания необходимы обычным людям? Какие меры являются наиболее эффективными для изменения эпидемиологической ситуации? Ответы на эти и другие вопросы мы получили в ходе социологического исследования. По возрастному составу наибольшую часть составляют респонденты в возрасте 14-18 лет (60%; n=453), затем следуют группы 19-23-летних (22%; n=161) и 24-30-летних (18%; n=136). В ходе опроса выяснено, что 40% опрошенных интересуются проблемами сохранения здоровья в период пандемии и для них важны знания санитарно-гигиенических норм в условиях эпидемиологического кризиса. Для 44% эта тема скорее интересна, а для 12% скорее не интересна. Лишь 4% опрошенных современные проблемы эпидемии не интересуют вовсе. Самым популярным источником получения информации о коронавирусной эпидемии являются электронные СМИ, 71% респондентов получают информацию именно оттуда. Чуть менее популярны печатные СМИ, ими пользуются 40% опрошенных. Одинаковое количество респондентов (29%) получают такого рода информацию от родителей в семье, от преподавателей и учителей, от врачей и медсестер в результате прослушивания лекций и распространения листовок и буклетов на санитарно-просветительных мероприятиях, в поликлиниках, информации телевидения, радиовещания, городских объявлений, друзей и знакомых. От волонтеров противоэпидемических центров и санитарно-гигиенических движений получили информацию 24%, во время прослушивания видео- и аудиолекций - 20%, из научной и публицистической литературы - 18%. Среди вариантов «другое» был ответ «из социальных сетей». Выше отмечено, что опрос проводился в российских регионах, в нем участвовали города Южного федерального округа (ЮФО). Оценка уровня влияния санитарно-просветительных мероприятий на повышение эпидемиологической культуры в период пандемии у населения дала следующие результаты: 41% респондентов считают, что у большинства средний уровень эпидемиологической культуры соблюдения норм санитарной безопасности, социального дистанцирования, ношения медицинских перчаток и масок, 35% дают оценку ниже среднего, 12% полагают, что в их городе низкий уровень культуры соблюдения эпидемиологической безопасности. Лишь 8% думают, что уровень выше среднего, а 4% считают его высоким. Это позволяет сделать вывод, что современному обществу жизненно важно улучшать свои знания санитарно-гигиенических норм в условиях продолжения коронавирусной эпидемии для выживания и укрепления здоровья. Ответы на вопрос «Какова, по Вашему мнению, эпидемиологическая ситуация в Вашем городе?» распределились следующим образом. Почти половина (49%) опрошенных считают, что эпидемиологическая ситуация в их городе скорее неблагополучная, 30% полагают, что она совсем неблагополучная. Лишь 9% жителей назвали эпидемиологическую ситуацию в городе вполне благополучной, 13% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос. Но все респонденты сошлись во мнении, что проведение разъяснительных мероприятий санитарно-гигиенического направления в аспекте борьбы с коронавирусом крайне важны. Однако, признавая важность дальнейшего усиления борьбы с коронавирусной инфекцией и необходимость проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, а также соблюдения социально ответственного поведения (ношения масок, перчаток, соблюдения социальной дистанции), сами респонденты далеко не всегда их соблюдают. Очень важным в аспекте определения уровня эпидемиологической культуры и соблюдения санитарно-гигиенических рекомендаций в борьбе с коронавирусом в направлении повышения уровня социальной ответственности и эпидемиологической безопасности явился вопрос «Что мешает Вам следовать принципам соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора?». Как выяснилось, самая популярная причина, по которой молодежь не следует принципам повышения собственной безопасности в условиях пандемии коронавируса,- нехватка свободного времени (для мытья рук, их обработки, своевременной смены маски, желания зайти в аптеку - 26%), а также недостаток важной санитарной информации (25%). Респонденты видят также препятствие к правильному образу жизни в период эпидемиологического кризиса и соблюдению санитарно-гигиенических норм для повышения своей безопасности в нестабильном материальном положении (19%) - отсутствии денег на средства индивидуальной защиты. У 14% просто отсутствует желание что-либо предпринимать, у 6% опрошенных есть боязнь быть непонятым близкими и знакомыми. Только 10% респондентов ничто не мешает, они делают все, что отметили ранее. Среди вариантов «другое» были «переизбыток устрашающей информации и желание сделать наоборот», «отсутствие организованной санитарной пропаганды», «отсутствие достойных качественных и недорогих масок, перчаток, санитайзеров» и «нет альтернативы». Не менее важным в опросе явился безусловно значимый в аспекте санитарного просвещения и эпидемиологической культуры обучающихся вопрос «Какими Вы видите направления улучшения эпидемиологической обстановки в период пандемии с помощью проведения мероприятий санитарно-гигиенического просвещения и повышения социальной ответственности обучающейся молодежи?». Исследование показало, что могло бы способствовать более активной противоэпидемической деятельности со стороны юных граждан. Таким образом, в первую очередь у людей должна быть большая уверенность в эффективности применяемых мер, важна также популяризация оздоравливающих мероприятий, повышающих иммунитет (27%). Респонденты не исключают возможность повышения социальной ответственности в аспекте эпидемиологической безопасности посредством обязательного посещения видео- и аудиолекториев в учебных заведениях по вопросам сохранения здоровья в условиях пандемии (17%) и даже получение дополнительных льгот или компенсаций для лиц, проводящих волонтерскую работу разъяснительного характера среди различных групп населения России по вопросам снижения риска заражения COVID-19 и повышения безопасности здоровья каждого, особенно молодежи, в период распространения коронавирусной инфекции (13%). Респонденты отметили, что должна быть объективная и своевременная информация об эпидемиологических проблемах (16%), доступная и понятная для всех, а для 15% важна мода на противоэпидемический образ жизни (например, ношение дизайнерских масок). 11% респондентов может поспособствовать осознание того, что большая часть общества также участвует в противоэпидемической деятельности. Среди вариантов «другое» было мнение, что «ей не нужно способствовать, она есть и без вышеперечисленного». Заключение В ходе проведенного опроса выяснилось, что 40% респондентов интересуются проблемами собственной безопасности и сохранения здоровья в условиях эпидемиологического кризиса и отдают должное важности и своевременности государственных решений и рекомендованных Роспотребнадзором просветительных мероприятий санитарно-гигиенического характера, связанных со снижением риска заражения коронавирусом[15-17]. Для 44% эта тема скорее интересна, а для 12% скорее не интересна. Лишь 4% опрошенных современные проблемы пандемии не интересуют вовсе. Было выяснено также, какие эпидемиологические проблемы, даже не связанные с пандемией коронавируса, они считают наиболее важными. Абсолютное большинство (75%) считают главной эпидемиологической проблемой отсутствие собственного иммунитета и необходимость находиться в местах большого скопления людей, потенциально больных коронавирусом. Далее идет нежелание большинства следить за развитием ситуации и распространением COVID-19, несоблюдение масочного режима, ношения перчаток и социальной дистанции. Эта проблема беспокоит 53% опрошенных. Немаловажным является отсутствие просветительных мероприятий и строгих мер (45%). В первую очередь для улучшения эпидемиологической ситуации граждане готовы принимать участие в мероприятиях, направленных на популяризацию санитарных норм и соблюдение гигиенических правил в условиях пандемии для различных групп населения (51%). Далее респонденты готовы проявить инициативу в рядах волонтерства (44%) и участвовать в просветительной работе (39%). Самая популярная причина, по которой обучающаяся молодежь не следует противоэпидемиологическим принципам,- нехватка свободного времени (26%), а также недостаток информации (25%). В нестабильном материальном положении (19%) респонденты также видят преграду к правильному противоэпидемическому образу жизни. В завершение нам удалось выявить, что могло бы способствовать более активной противоэпидемической деятельности молодых граждан. Первостепенным фактором повышения социальной ответственности в аспекте эпидемиологической безопасности обучающиеся считают большую уверенность в качестве и эффективности этой деятельности (27%). Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
N. V. Kabayan
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Adygeya State University”
O. S. Kabayan
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Adygeya State University”
Email: olgakabayan@yandex.ru
A. V. Kabayan
The Branch № 3 of The Federal State Official Institution “The Military Hospital № 419” of the Ministry of Defense of Russia
References
- Министерство здравоохранения РФ. Банк документов. Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/
- Роспотребнадзор РФ. Банк документов. Режим доступа: http://www.rospotrebnadzor.ru
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 № 2 «О мероприятиях по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV». Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=13543
- Постановление «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» от 31.01.2020 № 3. Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/epidemiological-surveillance/?ELEMENT_ID=13625/
- Постановление «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения COVID-2019» 02.03.2020 № 5. Режим доступа: http://25.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/1006606
- Постановление «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» от 13.03.2020 № 6, от 18.03.2020 № 7. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73651956
- Постановление «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.01.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73724082
- Методические рекомендации МР 3.1.0178-20 «Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19». Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14421
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”«. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74236682
- Геккель Э. Г., Мюллер Ф. Основной биогенетический закон. Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/518245/top-ernst-genrih-gekkel
- Зарубин В. Г., Новиков Ю. В. Гигиена города. М.: Медицина; 2018. 230 с.
- Казначеев В. Н. Адаптация и поведение человека. М.: Медицина; 2019. 210 с.
- Кирпичев В. И. Физиология и гигиена школьника: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС; 2019. 144 с.
- Черкасский Б. Л. Глобальная эпидемиология. М.: Практическая медицина; 2018. 447 с.
- Эпидемиологическая хрестоматия: Учебное пособие. М.: Медицинское информационное агентство; 2019. 400 с.
- Заболевание, вызванное коронавирусом (COVID-19). Часто задаваемые вопросы. Всемирная организация здравоохранения. Режим доступа: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/q-a-coronaviruses//
- Хронология пандемии COVID 19 в России. Режим доступа: https://www.rbc.ru/tags/?tag=пандемия