ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) В ПОДГОТОВКЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Авторы: Тришкин Д.В.1, Макиев Р.Г.2, Свиридова Т.Б.2, Хан Н.В.3, Камынина Н.Н.4
  • Учреждения:
    1. Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации
    2. Филиал Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова
    3. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
    4. ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
  • Выпуск: Том 28 (2020): Спецвыпуск 2
  • Страницы: 1190-1194
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/431
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1190-1194
  • Цитировать

Аннотация


Эффективность функционирования здравоохранения и качество медицинской помощи можно повысить, внедряя современные методы и технологии управления. Для этого необходимо современное и качественное обучение медицинских управленческих кадров. Именно квалифицированные кадры являются ключевым фактором в организации и преобразовании системы здравоохранения. Кадры в конечном итоге обеспечивают действенность и результативность всей сферы здравоохранения. Изменяются и повышаются требования к экономическим методам управления, становятся востребованы специалисты с навыками управления медицинскими организациями разного уровня системы здравоохранения. На уровне субъектов Российской Федерации возрастает роль медицинских кадров, владеющих стратегическими методами управления здравоохранением. Доступные учебные программы в ведущих высших учебных заведениях медицинского профиля не полностью выполняют эти задачи из-за ограниченного времени, большого объема лекционного материала, частых изменений условий и задач здравоохранения. Эти проблемы можно решить при оптимизации учебных программ по переподготовке и повышения квалификации организаторов здравоохранения, внедряя в учебную программу активные методы обучения: деловые игры, кейс-методы, методы проектной деятельности. В статье описана система обучения слушателей по циклам подготовки в области организации здравоохранения и общественного здоровья с помощью планирования и реализации, управления проектами в условиях военной образовательной организации Минобороны России, выполнен статистический анализ эффективности обучения, выявлены факторы, оказывающие значимое влияние на успешность освоения программ.

Полный текст

Введение На современном этапе одним из глобальных трендов развития вузов страны является сочетание новых и традиционных форматов образования [1, 2]. В сентябре 2017 г. Министерства образования и науки РФ представило модель реализации проектно-ориентированных программ, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла. Приоритетным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» предусмотрено, что к 01.12.2025 г. все образовательные программы инженерного, социально-экономического и отдельные программы естественнонаучного и гуманитарного профилей должны содержать практико-ориентированные компоненты, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла [3]. В этой связи и в обучение руководителей здравоохранения логично включать реализацию проектно-ориентированных программ. Проведя анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих проектную деятельность, мы выделили Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», которое дает определение проекта как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. В этом Постановлении проектная деятельность определена как деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ). К основным характеристикам проекта можно отнести наличие четко сформулированной цели, четко очерченные ´временные рамки для его реализации, привлечение к реализации проекта специалистов разного профиля; новизну и уникальность исследования, наличие требований по времени, затратам и качеству выполнения работы. Проекты можно классифицировать по основным сферам деятельности: •социальные (ориентированные на достижение социально значимых результатов); •экономические (направленные на увеличение прибыли); •организационные (ориентированы на повышение эффективности функционала организации и ее отдельных структур); •технические (ориентированы на модернизацию и техническое совершенствование). Можно распределить проекты по видам и областям деятельности: •учебно-образовательные (направленные на получение знаний, умений и навыков в образовательной организации); •исследовательские (создание научно-практических разработок по повышению эффективности деятельности организации в целом или отдельных проблемных зон); •инвестиционные (развивающие текущие направления деятельности или создающие новые направления деятельности, приносящие доход). Проектная деятельность в организациях высшего образования является частью инновационной деятельности. Реализуемая в разных направлениях, проектная деятельность в вузе способствует освоению обучающимися требуемых компетенций в части способностей к проектной и инновационной деятельности, а также может быть основой инноваций по направлениям специализации вуза. Проекты, разрабатываемые в процессе обучения специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, были посвящены вопросам развития санаторно-курортных, амбулаторно-поликлинических организаций, формированию в медицинской службе Вооруженных Сил поликлиник «нового типа», оптимизации расходов, внебюджетной деятельности организаций, разработке стандартов новых военных госпиталей и т. д. Безусловным преимуществом проектной деятельности, реализуемой обучающимися в образовательных организациях, является возможность решения ряда образовательных задач: развитие навыков анализа проблем, постановки целей, разработки и выбора альтернатив в решении проблем, оценки последствий принятых решений, работы в команде [4]. Актуальность выполненного исследования продиктована необходимостью обучения уже имеющихся специалистов, формирования кадрового резерва управленцев здравоохранения - тех людей, которые будут готовы решать сложные задачи отрасли здравоохранения в условиях модернизации системы и неопределенности финансовых ресурсов. В настоящее время программы повышения квалификации для организаторов здравоохранения, с одной стороны, требуют актуализации в части обновления информации, реализации модульного принципа обучения, практической направленности, использования дистанционных и телекоммуникационных образовательных технологий. Целью реализации дополнительной профессиональной программы переподготовки, которая реализуется в военной образовательной организации, является получение теоретических и практических знаний и умений, необходимых для выполнения военными специалистами нового вида профессиональной деятельности в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения РФ, Министра обороны РФ. Материалы и методы ps2020s2.4htm00111.jpg В ходе исследования проведен анализ результатов обучения всех слушателей, поступивших на обучение на цикл профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» за последние 5 лет. Исследование проводилось перед началом обучения и после завершения обучения (таблица). Для статистической обработки полученных результатов, учитывая особенности анализируемой выборки, использованы t-критерий Стьюдента и ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Результаты В результате проведенного анализа установлено, что за весь период обучения (2015-2020 гг.) отмечено значимое (р < 0,05-0,001) повышение теоретических и практических знаний и умений, необходимых для выполнения военными специалистами нового вида профессиональной деятельности в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья. Таким образом, можно предположить высокую эффективность применяемых в военной образовательной организации методов обучения, таких как деловые игры, кейс-методы и др. В результате проведенного корреляционного анализа установлена положительная связь успешности освоения программ с базовым уровнем имеющихся компетенций (r = 0,48), а также отрицательная связь средней силы с количеством обучающихся в группе (r = -0,36), т. е. при количестве обучающихся в группе более 15 человек снижается качество освоения программ. Таким образом, в системе обучения специалистов медицинской службы Вооруженных Сил используется компетентностный подход, который предполагает непрерывность и преемственность обучения, создание образовательно-культурной среды подготовки и совершенствования специалистов органов управления медицинской службы. Обсуждение Существенной проблемой является отсутствие у слушателей из числа сотрудников военно-медицинских организаций и подразделений опыта и компетенций в разработке и реализации проектов, отсутствие начальной подготовки в области проектно-ориентированного подхода в управлении повседневной деятельностью медицинской службы. До недавнего времени в медицинской службе Вооруженных Сил использовалась исключительно исторически сложившаяся функциональная система управления, а в системе образования специалистов в области организации здравоохранения отсутствовали программы подготовки в области управления проектами. В разных жизненных и профессиональных ситуациях человеку приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Чтобы избежать ошибок, выбрать оптимальный способ решения проблем, он должны уметь ставить конкретные задачи, принимать ответственные решения, планировать свои действия шаг за шагом, продумывать функции взаимодействия с другими субъектами, объективно оценивать свою способность достигать поставленных целей, размышлять о своей деятельности и деятельности других, анализировать полученные результаты. Это все и будет основными составляющими проектной деятельности. Учебная группа работает в сопровождении куратора, в обязанности которого входит организация проектной деятельности работы группы: помощь в составлении плана работы, организация разбивки проектной работы на отдельные (индивидуальные) учебные задания, в случае необходимости оказание содействия в организации консультаций слушателей со специалистами, а также собеседования (по мере необходимости). Кураторы проектных работ назначаются из числа как преподавателей, так и высококвалифицированных специалистов военно-медицинских организаций, которые являются клиническими базами практики. При необходимости (рассмотрение узкоспециальных вопросов, проблематики смежных или сопряженных дисциплин и т. п.) с согласия руководителя могут назначаться консультанты из числа соответствующих специалистов (экономист, юрист и т. д.). Задание для группы определяются из реальных проблем, которые существуют в конкретных медицинских организациях. Реальная задача, на которую направлено обучение, - это решение конкретных вопросов военно-медицинских организаций. Перед началом обучения все слушатели проходят предварительное тестирование, которое носит диагностическую функцию, позволяя выбрать эффективную методику обучения, организовать их самостоятельную работу, определить готовность к восприятию нового материала. До начала работы над проектами слушатели слушают полный курс лекций, предусмотренных программой профессиональной переподготовки, на которых излагаются избранные, наиболее важные разделы теории по всем предусмотренным программой темам. Семинары проводятся в течение всего периода обучения. В ходе проведения семинаров контролируется уровень освоения содержания программы путем собеседований и проверок индивидуальных заданий, курсовых работ. Практическая подготовка слушателей осуществляется при прохождении практических занятий под руководством кураторов проектных работ. Слушатели систематически анализируют ситуации, сформулированные проблемы, цели, которые необходимо достичь в рамках разрабатываемой темы, свод требуемых разнородных ресурсов, программу действий, направленных на преодоление обозначенных проблем, результаты, возможные последствия и риски. На каждом занятии куратор обсуждает со слушателями выявленные недочеты, при необходимости дает дополнительную информацию, пояснения. Контроль самостоятельной работы слушателей и их успеваемости осуществляется в процессе всех занятий. Задача группы - разработать и оформить проектное предложение по выбранной теме на основании индивидуальных работ участников всей группы. Проектная работа выполняется учебной группой и имеет групповое авторство. Для обеспечения научно-исследовательской деятельности над проектной работой каждый слушатель обеспечен доступом к библиотечным фондам образовательной организации, а также всеми необходимыми материалами в военно-медицинских организациях (отчеты, приказы, медицинская документация, финансовые документы) и др. В начале обучения куратор предоставляет каждому обучающемуся учебно-методические материалы для самостоятельной работы. Слушатели изучают руководящие документы, презентации лекций, рекомендации национальных, европейских обществ по вопросам темы проектной работы. С помощью интернет-доступа знакомятся с материалами, размещенными на сайтах профессиональных сообществ. При подготовке проектных работ недопустимо нарушение слушателями правил профессиональной этики: плагиат, фальсификация данных и ложное цитирование. Обнаружение нарушений профессиональной этики является основанием для снижения оценки за работу. Освоение дополнительной профессиональной программы завершается обязательной итоговой аттестацией в виде защиты итоговой аттестационной работы и междисциплинарного экзамена по всем дисциплинам (разделам) дополнительной профессиональной программы. Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем военной образовательной организации из числа научно-педагогических кадров. Итоговая (проектная работа является отдельным видом учебной деятельности - формой научно-исследовательской работы слушателей. Работа над проектами происходит в специально отведенное для этого в расписании время на клинических базах кафедры. Итоговая аттестационная работа в виде освоения одной из актуальных на сегодняшний день задач (освоения актуального проекта), выполняется учебной группой под общим руководством преподавателя (руководителя), назначенного начальником кафедры из числа опытных преподавателей. Руководитель итоговой аттестационной работы проводит вводное занятие, полностью описывающее предстоящую групповую работу, а также требования к итоговым документам; осуществляет общее руководство работой слушателей и оказывает помощь учебным группам. Важной особенностью предложенной системы подготовки специалистов является то, что при реализации актуальных проектов в состав проектной команды включаются руководители медицинских организаций, которых непосредственно касаются проекты, а также представители органа управления медицинской службы Вооруженных Сил - Главного военно-медицинского управления Минобороны России. Таким образом, решаются вопросы приобретения дополнительных компетенций участниками проектных команд, а также преодолеваются проблемы административно-бюрократического характера. Кроме того, независимую оценку результатов проделанной работы принимают заказчики, т. е. руководители военно-медицинских организаций Министерства обороны РФ, а не преподаватели военно-образовательной организации. Это позволяет нам сделать вывод о независимости комиссии и об объективной оценке результатов работы слушателей. Перечень разделов программы профессиональной переподготовки, предложенных в виде направлений проектных работ: •основы военного здравоохранения; •теоретические основы организации здравоохранения; •организация проведения медицинских экспертиз в Вооруженных Силах РФ; •основы экономики здравоохранения; •управление качеством медицинской помощи; •основы медицинского права. Итогом выполнения групповой проектной работы должны стать приобретение знаний, умений и навыков для самостоятельной работы: готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, принятию ответственных управленческих решений, анализу последствий управленческих решений, редактированию текстов профессионально ориентированного содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. Заключение В обучении руководителей здравоохранения можно использовать эффективный метод взаимодействия образования, науки и практики в подготовке качественно новых специалистов в организации здравоохранения - технологию проектного обучения. Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования: значительно увеличивается средний балл заключительного тестирования у слушателей, которые прошли обучение с использованием проектного метода, а также отмечается положительная связь успешности освоения программ с базовым уровнем имеющихся компетенций. Внедрение метода проектного обучения в образовательный процесс позволит выпускникам цикла профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» приобрести новые знания, компетенции и практические навыки для решения прикладных задач, а также даст стимул к самообразованию. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Исследование не имело финансовой поддержки.

Об авторах

Д. В. Тришкин

Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации


Р. Г. Макиев

Филиал Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова

Email: vmeda_fil_1@mil.ru

Т. Б. Свиридова

Филиал Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова


Н. В. Хан

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Н. Н. Камынина

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»


Список литературы

  1. Ахмадуллина Г. Х. Управление эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях. Современные проблемы науки и образования. 2018;(1):40.
  2. Нурмаганбетова М. С. Проектное обучение как один из инновационных методов обучения. В кн.: Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт: сб. тр. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2017. С. 80-85.
  3. Тетюкова Е. П., Белых Т. А. Проектное обучение - инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78833/1/fti_2019_037.pdf (дата обращения 15.05.2020 г.).
  4. Кудинова О. С., Скульмовская Л. Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций. Современные проблемы науки и образования. 2018;(4):104.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 76

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах