Possibilities of application of modern training methods (project activities) in training health care organizers on the example of a military medical educational organization

  • Authors: Trishkin D.V.1, Makiev R.G.2, Sviridova T.B.2, Khan N.V.3, Kamynina N.N.4
  • Affiliations:
    1. Main Military Medical Directorate of the Ministry of Defense of the Russian Federation
    2. The branch of the Military Medical Academy named after S. M. Kirov
    3. The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
    4. State Budgetary Institution “Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department”
  • Issue: Vol 28 (2020): VOL 28, NOS2 (2020)
  • Pages: 1190-1194
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/431
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1190-1194
  • Cite item

Abstract


The efficiency of health care and the quality of medical care can be improved by implementing modern management methods and technologies. It requires modern and high-quality training of medical management personnel. Qualified personnel are the key factor in the organization and transformation of the health system. Human resources ultimately ensure the efficiency and effectiveness of the entire health sector. Requirements to economic management methods are changing and increasing, and specialists with skills in managing medical organizations at different levels of the healthcare system are becoming in demand. At the level of the constituent entities of the Russian Federation, the role of medical personnel who possess strategic methods of healthcare management is increasing. Available training programs in leading higher educational institutions of medical profile do not fully fulfill these tasks due to limited time, a large volume of lecture material, and frequent changes in the conditions and tasks of health care. These problems can be solved by optimizing training programs for retraining and advanced training of health care organizers, introducing active training methods such as business games, case methods, and project activities into the curriculum. The paper describes the system of training students for training courses in the field of healthcare and public health through planning and implementation, project management in the context of military educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, the statistical analysis of the training effectiveness, the factors that influence the success of development programs.

Full Text

Введение На современном этапе одним из глобальных трендов развития вузов страны является сочетание новых и традиционных форматов образования [1, 2]. В сентябре 2017 г. Министерства образования и науки РФ представило модель реализации проектно-ориентированных программ, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла. Приоритетным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» предусмотрено, что к 01.12.2025 г. все образовательные программы инженерного, социально-экономического и отдельные программы естественнонаучного и гуманитарного профилей должны содержать практико-ориентированные компоненты, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла [3]. В этой связи и в обучение руководителей здравоохранения логично включать реализацию проектно-ориентированных программ. Проведя анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих проектную деятельность, мы выделили Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», которое дает определение проекта как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. В этом Постановлении проектная деятельность определена как деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ). К основным характеристикам проекта можно отнести наличие четко сформулированной цели, четко очерченные ´временные рамки для его реализации, привлечение к реализации проекта специалистов разного профиля; новизну и уникальность исследования, наличие требований по времени, затратам и качеству выполнения работы. Проекты можно классифицировать по основным сферам деятельности: •социальные (ориентированные на достижение социально значимых результатов); •экономические (направленные на увеличение прибыли); •организационные (ориентированы на повышение эффективности функционала организации и ее отдельных структур); •технические (ориентированы на модернизацию и техническое совершенствование). Можно распределить проекты по видам и областям деятельности: •учебно-образовательные (направленные на получение знаний, умений и навыков в образовательной организации); •исследовательские (создание научно-практических разработок по повышению эффективности деятельности организации в целом или отдельных проблемных зон); •инвестиционные (развивающие текущие направления деятельности или создающие новые направления деятельности, приносящие доход). Проектная деятельность в организациях высшего образования является частью инновационной деятельности. Реализуемая в разных направлениях, проектная деятельность в вузе способствует освоению обучающимися требуемых компетенций в части способностей к проектной и инновационной деятельности, а также может быть основой инноваций по направлениям специализации вуза. Проекты, разрабатываемые в процессе обучения специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, были посвящены вопросам развития санаторно-курортных, амбулаторно-поликлинических организаций, формированию в медицинской службе Вооруженных Сил поликлиник «нового типа», оптимизации расходов, внебюджетной деятельности организаций, разработке стандартов новых военных госпиталей и т. д. Безусловным преимуществом проектной деятельности, реализуемой обучающимися в образовательных организациях, является возможность решения ряда образовательных задач: развитие навыков анализа проблем, постановки целей, разработки и выбора альтернатив в решении проблем, оценки последствий принятых решений, работы в команде [4]. Актуальность выполненного исследования продиктована необходимостью обучения уже имеющихся специалистов, формирования кадрового резерва управленцев здравоохранения - тех людей, которые будут готовы решать сложные задачи отрасли здравоохранения в условиях модернизации системы и неопределенности финансовых ресурсов. В настоящее время программы повышения квалификации для организаторов здравоохранения, с одной стороны, требуют актуализации в части обновления информации, реализации модульного принципа обучения, практической направленности, использования дистанционных и телекоммуникационных образовательных технологий. Целью реализации дополнительной профессиональной программы переподготовки, которая реализуется в военной образовательной организации, является получение теоретических и практических знаний и умений, необходимых для выполнения военными специалистами нового вида профессиональной деятельности в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения РФ, Министра обороны РФ. Материалы и методы ps2020s2.4htm00111.jpg В ходе исследования проведен анализ результатов обучения всех слушателей, поступивших на обучение на цикл профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» за последние 5 лет. Исследование проводилось перед началом обучения и после завершения обучения (таблица). Для статистической обработки полученных результатов, учитывая особенности анализируемой выборки, использованы t-критерий Стьюдента и ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Результаты В результате проведенного анализа установлено, что за весь период обучения (2015-2020 гг.) отмечено значимое (р < 0,05-0,001) повышение теоретических и практических знаний и умений, необходимых для выполнения военными специалистами нового вида профессиональной деятельности в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья. Таким образом, можно предположить высокую эффективность применяемых в военной образовательной организации методов обучения, таких как деловые игры, кейс-методы и др. В результате проведенного корреляционного анализа установлена положительная связь успешности освоения программ с базовым уровнем имеющихся компетенций (r = 0,48), а также отрицательная связь средней силы с количеством обучающихся в группе (r = -0,36), т. е. при количестве обучающихся в группе более 15 человек снижается качество освоения программ. Таким образом, в системе обучения специалистов медицинской службы Вооруженных Сил используется компетентностный подход, который предполагает непрерывность и преемственность обучения, создание образовательно-культурной среды подготовки и совершенствования специалистов органов управления медицинской службы. Обсуждение Существенной проблемой является отсутствие у слушателей из числа сотрудников военно-медицинских организаций и подразделений опыта и компетенций в разработке и реализации проектов, отсутствие начальной подготовки в области проектно-ориентированного подхода в управлении повседневной деятельностью медицинской службы. До недавнего времени в медицинской службе Вооруженных Сил использовалась исключительно исторически сложившаяся функциональная система управления, а в системе образования специалистов в области организации здравоохранения отсутствовали программы подготовки в области управления проектами. В разных жизненных и профессиональных ситуациях человеку приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Чтобы избежать ошибок, выбрать оптимальный способ решения проблем, он должны уметь ставить конкретные задачи, принимать ответственные решения, планировать свои действия шаг за шагом, продумывать функции взаимодействия с другими субъектами, объективно оценивать свою способность достигать поставленных целей, размышлять о своей деятельности и деятельности других, анализировать полученные результаты. Это все и будет основными составляющими проектной деятельности. Учебная группа работает в сопровождении куратора, в обязанности которого входит организация проектной деятельности работы группы: помощь в составлении плана работы, организация разбивки проектной работы на отдельные (индивидуальные) учебные задания, в случае необходимости оказание содействия в организации консультаций слушателей со специалистами, а также собеседования (по мере необходимости). Кураторы проектных работ назначаются из числа как преподавателей, так и высококвалифицированных специалистов военно-медицинских организаций, которые являются клиническими базами практики. При необходимости (рассмотрение узкоспециальных вопросов, проблематики смежных или сопряженных дисциплин и т. п.) с согласия руководителя могут назначаться консультанты из числа соответствующих специалистов (экономист, юрист и т. д.). Задание для группы определяются из реальных проблем, которые существуют в конкретных медицинских организациях. Реальная задача, на которую направлено обучение, - это решение конкретных вопросов военно-медицинских организаций. Перед началом обучения все слушатели проходят предварительное тестирование, которое носит диагностическую функцию, позволяя выбрать эффективную методику обучения, организовать их самостоятельную работу, определить готовность к восприятию нового материала. До начала работы над проектами слушатели слушают полный курс лекций, предусмотренных программой профессиональной переподготовки, на которых излагаются избранные, наиболее важные разделы теории по всем предусмотренным программой темам. Семинары проводятся в течение всего периода обучения. В ходе проведения семинаров контролируется уровень освоения содержания программы путем собеседований и проверок индивидуальных заданий, курсовых работ. Практическая подготовка слушателей осуществляется при прохождении практических занятий под руководством кураторов проектных работ. Слушатели систематически анализируют ситуации, сформулированные проблемы, цели, которые необходимо достичь в рамках разрабатываемой темы, свод требуемых разнородных ресурсов, программу действий, направленных на преодоление обозначенных проблем, результаты, возможные последствия и риски. На каждом занятии куратор обсуждает со слушателями выявленные недочеты, при необходимости дает дополнительную информацию, пояснения. Контроль самостоятельной работы слушателей и их успеваемости осуществляется в процессе всех занятий. Задача группы - разработать и оформить проектное предложение по выбранной теме на основании индивидуальных работ участников всей группы. Проектная работа выполняется учебной группой и имеет групповое авторство. Для обеспечения научно-исследовательской деятельности над проектной работой каждый слушатель обеспечен доступом к библиотечным фондам образовательной организации, а также всеми необходимыми материалами в военно-медицинских организациях (отчеты, приказы, медицинская документация, финансовые документы) и др. В начале обучения куратор предоставляет каждому обучающемуся учебно-методические материалы для самостоятельной работы. Слушатели изучают руководящие документы, презентации лекций, рекомендации национальных, европейских обществ по вопросам темы проектной работы. С помощью интернет-доступа знакомятся с материалами, размещенными на сайтах профессиональных сообществ. При подготовке проектных работ недопустимо нарушение слушателями правил профессиональной этики: плагиат, фальсификация данных и ложное цитирование. Обнаружение нарушений профессиональной этики является основанием для снижения оценки за работу. Освоение дополнительной профессиональной программы завершается обязательной итоговой аттестацией в виде защиты итоговой аттестационной работы и междисциплинарного экзамена по всем дисциплинам (разделам) дополнительной профессиональной программы. Для проведения итоговой аттестации создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается руководителем военной образовательной организации из числа научно-педагогических кадров. Итоговая (проектная работа является отдельным видом учебной деятельности - формой научно-исследовательской работы слушателей. Работа над проектами происходит в специально отведенное для этого в расписании время на клинических базах кафедры. Итоговая аттестационная работа в виде освоения одной из актуальных на сегодняшний день задач (освоения актуального проекта), выполняется учебной группой под общим руководством преподавателя (руководителя), назначенного начальником кафедры из числа опытных преподавателей. Руководитель итоговой аттестационной работы проводит вводное занятие, полностью описывающее предстоящую групповую работу, а также требования к итоговым документам; осуществляет общее руководство работой слушателей и оказывает помощь учебным группам. Важной особенностью предложенной системы подготовки специалистов является то, что при реализации актуальных проектов в состав проектной команды включаются руководители медицинских организаций, которых непосредственно касаются проекты, а также представители органа управления медицинской службы Вооруженных Сил - Главного военно-медицинского управления Минобороны России. Таким образом, решаются вопросы приобретения дополнительных компетенций участниками проектных команд, а также преодолеваются проблемы административно-бюрократического характера. Кроме того, независимую оценку результатов проделанной работы принимают заказчики, т. е. руководители военно-медицинских организаций Министерства обороны РФ, а не преподаватели военно-образовательной организации. Это позволяет нам сделать вывод о независимости комиссии и об объективной оценке результатов работы слушателей. Перечень разделов программы профессиональной переподготовки, предложенных в виде направлений проектных работ: •основы военного здравоохранения; •теоретические основы организации здравоохранения; •организация проведения медицинских экспертиз в Вооруженных Силах РФ; •основы экономики здравоохранения; •управление качеством медицинской помощи; •основы медицинского права. Итогом выполнения групповой проектной работы должны стать приобретение знаний, умений и навыков для самостоятельной работы: готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, принятию ответственных управленческих решений, анализу последствий управленческих решений, редактированию текстов профессионально ориентированного содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. Заключение В обучении руководителей здравоохранения можно использовать эффективный метод взаимодействия образования, науки и практики в подготовке качественно новых специалистов в организации здравоохранения - технологию проектного обучения. Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования: значительно увеличивается средний балл заключительного тестирования у слушателей, которые прошли обучение с использованием проектного метода, а также отмечается положительная связь успешности освоения программ с базовым уровнем имеющихся компетенций. Внедрение метода проектного обучения в образовательный процесс позволит выпускникам цикла профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» приобрести новые знания, компетенции и практические навыки для решения прикладных задач, а также даст стимул к самообразованию. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Исследование не имело финансовой поддержки.

About the authors

D. V. Trishkin

Main Military Medical Directorate of the Ministry of Defense of the Russian Federation


R. G. Makiev

The branch of the Military Medical Academy named after S. M. Kirov

Email: vmeda_fil_1@mil.ru

T. B. Sviridova

The branch of the Military Medical Academy named after S. M. Kirov


N. V. Khan

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration


N. N. Kamynina

State Budgetary Institution “Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department”


References

  1. Ахмадуллина Г. Х. Управление эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях. Современные проблемы науки и образования. 2018;(1):40.
  2. Нурмаганбетова М. С. Проектное обучение как один из инновационных методов обучения. В кн.: Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт: сб. тр. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2017. С. 80-85.
  3. Тетюкова Е. П., Белых Т. А. Проектное обучение - инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78833/1/fti_2019_037.pdf (дата обращения 15.05.2020 г.).
  4. Кудинова О. С., Скульмовская Л. Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций. Современные проблемы науки и образования. 2018;(4):104.

Statistics

Views

Abstract - 91

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies