The sociological research methods in practice of medical social work

Abstract


The specificity of medical and social work as professional activity targeted to restoring, preserving and promoting population health determines related focus of research practice and interdisciplinary nature of research. In accordance with purpose of medical and social work, specificity of emerging research practice is related to the fact that comprehensive assistance in maintaining and promoting population health implies the presence in activities of social worker medical and social profile of psychological, pedagogical, legal, technological and research competence. The article also applies the concept of “professional social worker involved in the provision of medical and social assistance to the population.” This concept has following meaning: these are citizens who work in the positions of “social worker” and “specialist in social work” in medical organizations and social service organizations of population, who have job function related to restoring, maintaining and improving population health in general, social and in particular social and medical services. Therefore, content of the problem field, choice of areas of scientific support is concerned to each of these aspects of activity and associated social reflection. The article presents the results of theoretical study of the role of sociological methods in implementation of medical and social work.

Full Text

Введение Принципиальную роль в выборе методов исследования, которые используются профессиональными социальными работниками, участвующими в оказании медико-социальной помощи населению, играет специфика медико-социальной работы. Несмотря на различия патогенетических и профилактических мероприятий, выполняемых в рамках медико-социальной работы, набор используемых исследовательских инструментов, в первую очередь социологических, идентичен или близок по своему характеру. Так, при осуществлении патогенетических мероприятий, предполагающих организацию социальной работы в отдельных областях здравоохранения, и профилактических мероприятий, подразумевающих предупреждение социально зависимых нарушений здоровья, формирование здорового образа жизни, профессиональный социальный работник может использовать метод опроса, наблюдение, контент-анализ, кейс-стади и т. д. Ведущая роль в исследованиях, проводимых в рамках мероприятий патогенетической направленности медико-социальной работы, отведена опросу и мониторингу. Детерминировано это ее реабилитационной составляющей, предусматривающей повышение качества жизни пациентов. По оценкам экспертов ООН, социальная категория качества жизни включает 12 параметров, из которых на первом месте стоит здоровье (WHOQOL - World Health Organization's QualitiofLife). Европейская экономическая комиссия систематизировала 8 групп социальных индикаторов качества жизни, при этом здоровье также поставлено на первое место. Следовательно, качество жизни, связанное со здоровьем и рассматриваемое как интегральная характеристика физического, психического и социального функционирования здорового и больного человека, основанная на его субъективном восприятии, является особым объектом изучения в медико-социальной работе. В исследованиях, проводимых в рамках профилактической направленности медико-социальной работы, рассмотрению подлежат уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни и его значении в предупреждении заболеваний, вредных привычках, диагностика социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, качество и эффективность реализации социально-медицинских услуг гражданам, признанным нуждающимися в них, оценка совместной деятельности с получателем социальных услуг в организациях социального обслуживания и пациентов в медицинских организациях. Материалы и методы Для медико-социальной работы представляют значительный интерес результаты проведенных медико-социологических исследований. Так, Н. Ф. Герасименко, О. Ю. Александрова, А. М. Биксолт при проведении медико-социологических исследований факторов, влияющих на табакокурение молодого населения, выявили не только эти факторы, но и приоритетные условия, сдерживающие его [1]. О. А. Чернявской и Е. А. Иоанниди изучена проблема стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, показаны распространенность этих явлений в различных социальных группах, причины, способствующие их возникновению и сохранению, основные характеристики [2]. А. В. Решетников, В. А. Решетников, В. В. Козлов, В. В. Роюк при исследовании социального портрета больного артериальной гипертензией на основании социальных характеристик таких больных и сопоставления этих данных с мнением пациентов о доступности и качестве оказываемой медицинской помощи пришли к выводу, что изучение социально-демографических характеристик может повысить эффективность профилактики этого вида заболевания у трудоспособных граждан [3]. М. А. Гусевой в исследовании «Семейный стресс и возможности психолого-социальной адаптации семьи в детской онкологии» показана необходимость организации медико-социальной и психологической помощи семье на этапе лечения с целью мобилизации ее собственных ресурсов и привлечения новых для выхода из кризиса. На основании когортного исследования продемонстрировано, что семья больного ребенка нередко оказывается в положении социальной изоляции, без необходимой поддержки со стороны ближайшего окружения и государства [4]. Исследовательским комитетом «Социология медицины» Российского общества социологов (2016) был отмечен ряд актуальных для нас вопросов. Так, разработан тест для выявления склонности к суициду в подростковой среде, обозначена необходимость обязательного мониторинга рисков ввиду высокой социальной нестабильности [5]. Исследовательская практика определила два больших класса опросных методов - интервьюирование и анкетирование. Это самый продуктивный способ получения информации о внутреннем мире людей, их склонностях, мотивах действия, выбора тех или иных решений, об отношении к своему здоровью в том числе. Метод опроса клиентов был описан еще основоположницей социальной работы Мэри Э. Ричмонд. Она разработала анкету, ставшую одним из первых вариантов проведения социологического опроса, которая до сих пор может служить ориентиром для социальных работников. Фактически тема исследования в практике медико-социальной работы локализует выбор метода. Например, вполне достаточно анкетного опроса, когда наступает переход от лечения пациента к социальной реабилитации. Анкета, вопросы которой соединяют цель, программные задачи на уровне личности и организации, где проходит лечение или социальное обслуживание, является оптимальным методом исследования с точки зрения соотношения трудозатрат и результата. Также в данном случае целесообразно использовать вариант опросника качества жизни, разработанного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Он фактически является инструментом оценки жизнеспособности людей независимо от социального, культурного, демографического и политического статуса (ВОЗКЖ-100, WHOQOL-100). Полная версия содержит 100 вопросов и рассчитана на получение 6 значений сфер, 24 значений субсфер и оценки общего восприятия качества жизни и здоровья. Краткая версия опросника содержит 26 вопросов и рекомендована ВОЗ как инструмент, который следует использовать в значимых научных исследованиях или клинических испытаниях. Одним из примеров использования типового международного опросника является исследование, проведенное в Центре медико-социологических исследований Института социального образования в г. Саратов (филиал Российского государственного социального университета). Е. А. Черкасова, И. Л. Кром, И. Ю. Новичкова изучали совокупные показатели качества жизни больных, страдающих раком молочной железы. Авторы отметили, что результаты исследования 134 женщин позволяют объективизировать стратегии реабилитационного направления медико-социальной работы с онкобольными. Показатель качества жизни может при этом выполнять роль социального реабилитационного стандарта, помогать в оценке эффективности медико-социальной работы с больными этой категориий [6]. Ничто не может заменить профессиональным социальным работникам опрос, когда надо определить, чем руководствуется получатель социально-медицинских услуг, не соглашаясь, например, на предлагаемый метод социальной терапии, адаптации или реабилитации. Всеми признанный метод дает возможность получить не менее надежные сведения, чем в наблюдении или контент-анализе документов, но всегда с той долей личной рефлексии, эмоций, чувственной окраски, которая добавляет свои особенности. В реальной практике интервью используется для сбора информации, обсуждения результатов обследования получателей социально-медицинских услуг, мониторинга оказания этих услуг. В значительной мере такой метод становится ключевым в процессе коммуникации между профессиональным социальным работником и нуждающимся гражданином. Он тем более результативен, если одновременно со сбором информации посредством задаваемых вопросов во время беседы на респондента оказывается социально-терапевтическое, социально-психологическое воздействие. Не менее значительным интервью видится в коммуникации профессионального социального работника с населением, например в городском микрорайоне. Особенность метода заключается в том, что в ходе беседы благодаря грамотно разработанному опроснику должны быть получены несколько полноценных срезов информации разного типа: биографической, самооценочной по здоровью, потребностям в медико-социальной помощи, правам в целом в рамках системы социального обслуживания; правам относительно получения конкретного вида социальных услуг, коммуникационным каналам (включая сетевой интернет-контроль) и т. д. Примерами анкетирования могут служить опросы, которые проводят Минтруда России и региональные министерства с целью выявления мнений граждан о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания (степень охвата - сплошной опрос, процедура - индивидуальный опрос) [7]. Независимо от организационных форм анкетный опрос, судя по научным публикациям и личным впечатлениям, пользуется наибольшей популярностью среди исследователей. Чаще всего в масштабах федерального опроса используется именно анкета. Зачастую в медико-социальной работе применяется количественный формат контент-анализа. В качестве смысловых единиц обычно используются: -понятия, выраженные в отдельных терминах («социальная работа», «медико-социальная работа»); -тема, обозначенная словами, фразой, программным слоганом («бегом к долголетию»); -имена персон, названия объектов, причастных к исследуемой проблеме («хоспис», «территориальный центр социального обслуживания», «центр здоровья»); -официальный документ, факт, событие (выбор смысловой единицы конкретизирует сам контекст исследования). Указанными категориями перечень вариантов смысловых единиц не исчерпывается. Они рождаются в зависимости от характера гипотез исследований и методологических подходов. В качестве примера провести контент-анализ можно для текста профессионального стандарта «Социальный работник» 10. Выбор в качестве единиц измерения терминов «социально-медицинская» и «медицинская» (в разных падежах и единственном и множественном числе) позволит сформировать представление о значимости медико-социальной составляющей в деятельности социального работника. В исследовании С. А. Ефименко представлен контент-анализ публикаций более чем в 20 научно-практических журналах за 1990-2005 гг. (всего проанализировано 209 статей) [8]. Изучены публикации, в которых объектом социологических исследований выступает пациент, а также проблемы населения, связанные со здоровьем и оказанием медицинской помощи. Отобранные для анализа материалы были разделены на 7 смысловых блоков: пациенты лечебно-профилактических организаций, отношение к платной медицине, взаимоотношения с обслуживающим персоналом, условия и образ жизни получателя медицинских услуг, проблемы употребления алкоголя, табачных изделий и наркотиков молодежью, репродуктивное поведение, образ жизни и здоровье пожилых людей. Контент-анализ научных публикаций за полтора десятка лет позволил подтвердить последовательный рост внимания к социологическим опросам населения, проблемам отношения людей к своему здоровью, оценке качества медицинской помощи. При этом выявились определенные тенденции в самой организации медико-социологических исследований: они проводятся во всех регионах страны, но чаще других в Центральном и Приволжском федеральных округах. Изучаются удовлетворенность обслуживанием и лечением, оплата медицинской помощи, самооценка здоровья и причины его ухудшения. Использование контент-анализа также демонстрирует исследование И. А. Ушаковой, посвященное здоровьесбережению иностранных студентов-медиков в России [9]. В соответствии с избранной методологией и поставленными задачами текстовому анализу подверглись документы 2000-2012 гг., причем на первом этапе исследования, когда проводился контент-анализ отечественных и зарубежных источников, главным образом изучался опыт работы с иностранными учащимися в учреждениях высшего профессионального образования, но затем в качестве смысловых единиц стали преобладать связанные непосредственно со здоровьем студентов. Проанализировано большое количество научных изданий, дающих основание утверждать, что вопросам здоровьесберегающих технологий в вузовской среде сегодня уделяется явно недостаточное внимание. Контент-анализ, будучи разновидностью анализа документов, сохраняет общую особенность - умение воспринимать текстовые данные и их смысловой подтекст на языке гипотез исследования, т. е. способность профессионального социального работника заранее определиться с содержательными признаками (индикаторами) ключевых ориентиров. Об этом в общем плане уже шла речь, но следует обратиться к вопросу и с учетом того, насколько документальных данных будет достаточно, чтобы обеспечить количественной оценкой репрезентативность получаемых результатов, оправдать усилия, связанные с количественной обработкой исследуемого материала, и быть уверенным, что его достаточно для обоснования необходимости и обязательности суммарных оценок появляющихся с достаточной частотой событий и характеристик. Еще один распространенный метод исследовательской практики в медико-социальной работе - наблюдение. Этот метод подразумевает прямую регистрацию событий непосредственным очевидцем (с сопутствующей профессиональной рефлексией). Любое знание начинается с наблюдения - живого восприятия действительности. В какой-то момент социальный работник наблюдает сам, становясь очевидцем, в другой ситуации - пользуется наблюдением своих коллег, которые могут быть членами мультидисциплинарной бригады, - медицинских и социальных работников, психологов и педагогов, но обязательным условием остается достоверность. Метод наблюдения применяется в исследовании наряду с другими методами. В зависимости от изучаемого объекта и организации процедур исследования один и тот же метод может быть отнесен к количественному и к качественному. Это относится к контент-анализу, видам опроса и наблюдения. Рассмотрим метод наблюдения в контексте взаимодействия профессиональных социальных работников с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, например инвалидами-колясочниками. Наблюдение со стороны за жизнью этой категории граждан в своем районе или даже при осуществлении помощи кому-то из них в передвижении (используя техническое средство реабилитации) несравнимо по информативности с «личным тестированием» социальной среды, когда специалист сам садится в коляску и проезжает с объектом изучения по его обыденному маршруту, на себе чувствует все особенности ограниченных возможностей передвижения, общественные реакции на него. Подобные события при их обобщении по всей группе инвалидов-колясочников представляют значимый материал для анализа: -условий безбарьерной (доступной) среды в районе; -условий передвижения в тех или иных организациях, в том числе социальной, медицинской, образовательной, досуговой и бытовой направленности; -персональных условий по каждому инвалиду, имеющему на данной территории индивидуальную программу реабилитации и абилитации; -степени удовлетворенности со стороны получателя социально-медицинских услуг; -трансформации профессионального мышления социального работника после знакомства с результатами наблюдения. В практике медико-социальной работы и простое наблюдение (на уровне констатации факта), и включенное, соучаствующее наблюдение дают значимую информацию для оценок и действий профессионального социального работника. Разница между простым и включенным наблюдением - именно в качестве исследования. Не случайно включенное или соучаствующее наблюдение в еще одной научной трактовке выступает как вариант «наблюдающего участия», что правомерно интерпретировать как «познание через действие», поскольку в ходе такого соучастия исследователь вводит в оборот импровизацию, элементы эксперимента, т. е. он настроен на получение определенного результата в отношении своего объекта, эффект им планируется, организуется и транспонируется в аналогичных ситуациях и социальных практиках. Метод наблюдения в медико-социальной работе занимает особое место еще и потому, что он является трудовым действием в рамках трудовой функции социальных работников, который называется «Оказание социально-медицинских услуг клиентам организации социального обслуживания» в профессиональном стандарте «Социальный работник», утвержденном приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 677н. В документе трудовое действие описано, в том числе, как «наблюдение за состоянием здоровья клиента, измерение температуры, артериального давления» и «содействие в выполнении медицинских процедур по назначению врача (вызов соответствующего специалиста для выполнения медицинских процедур, накладывание горчичников, компрессов, закапывание капель), наблюдение за своевременным приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом». Заключение Медико-социальная работа в России как профессиональная деятельность проходит процесс конституирования. Проведенное теоретическое исследование показало, что все более очевидным становится приоритетное использование разнообразных социологических методов в ее практической реализации. Социология имеет в своем распоряжении широкий спектр методик, позволяющий исследовать здоровьесберегающую проблематику во всех ее аспектах. В рамках медико-социальной работы любой применяемый метод (наблюдение, анализ документов, опрос) предполагает организацию исследования, для которого прежде всего следует установить его цель. Рабочие ситуации, в которых профессиональный социальный работник нуждается в применении исследовательских методов, могут касаться основополагающих вопросов микроуровня социальной работы - определения нуждаемости отдельно взятого гражданина в социально-медицинских услугах, степени удовлетворенности их объемом и качеством - и вопросов мезо- и макроуровней, связанных с организационными аспектами предоставления этих услуг и организацией самой медико-социальной работы. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

K. I. Falkovskaya

The State Budget Educational Institution of Higher Professional Education “The A. E. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry”


A. V. Martynenko

The State Budget Educational Institution of Higher Professional Education “The A. E. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry”

Email: martynenko_av@mail.ru

References

  1. Герасименко Н. Ф., Александрова О. Ю., Биксолт А. М. Медико-социологические исследования факторов, влияющих на табакокурение молодого населения. Социология медицины. 2014;(1):22-5.
  2. Чернявская О. А., Иоанниди Е. А. Некоторые аспекты проблемы стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИД. Социология медицины. 2014;(2):55-7.
  3. Решетников А. В., Решетников В. А., Козлов В. В., Роюк В. В. Социальный портрет больного с артериальной гипертензией. Социология медицины. 2016;(2):80-6.
  4. Гусева М. А. Семейный стресс и возможности психолого-социальной адаптации семьи в детской онкологии. Социология медицины. 2017;(1):18-22.
  5. Решетников А. В., Присяжная Н. В., Павлов С. В., Петров М. А., Исенов С. К. Медико-социологические исследования проблем здоровья: зона социальной ответственности. Социология медицины. 2016;(2):68-72.
  6. Черкасова Е. А., Кром И. Л., Новичкова И. Ю. Медико-социологическое обоснование реабилитации онкологических больных. Современные проблемы науки и образования. 2013;(2):11-8.
  7. Опрос граждан о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания. Доступно по ссылкам: https://rosmintrud.ru/nsok/survey_citizens; http://mtsz.tatarstan.ru/opros-grazhdan-o-kachestve-okazaniya-uslug.htm (дата обращения 12.12.2019).
  8. Ефименко С. А. Социология пациента. М.; 2007.
  9. Ушакова И. А. Здоровьесберегающая социализация иностранных студентов в медицинских вузах России. Волгоград; 2012.
  10. Тателадзе Д. Г., Симонов С. Н., Гулин А. В. Медико-социальный статус комбустиологических больных и клинико-экономический анализ результатов их лечения. Вестник Авиценны. 2017;19(1):57-62.
  11. Абубакиров А. С., Ананченкова П. И., Амонова Д. С., Зудин А. Б., Снегирева Ю. Ю. Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования. Москва-Берлин: Директ-Медиа; 2019.

Statistics

Views

Abstract - 189

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies