The organization of medical service of the Interior Ministry of Russia in 2017
- Authors: Mendel S.A.1, Tairova R.T.2, Shkarin V.V.3, Kurakov D.A.4, Savostina E.A.5
- Affiliations:
- The Clinical Hospital the Federal State Official Institution Health Care «The Medical Sanitary Unit of the Ministry of Interior Affairs of Russia for Moscow»
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «N. I. Pirogov Russian National Research Medical University» Minzdrav of Russia
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The Volgograd State Medical University» of Minzdrav of Russia
- The Volgograd Oblast Health Care Committee
- The Federal State Budget Educational Institution of Additional Professional Education “The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education” of Minzdrav of Russia
- Issue: Vol 27, No 4 (2019)
- Pages: 479-481
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/140
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-479-481
- Cite item
Abstract
Full Text
В современных условиях приоритетными задачами медицинской службы МВД являются повышение уровня здоровья обслуживаемых контингентов и поиск путей оптимизации службы [1, 2]. Совершенствование ведомственного здравоохранения должно обеспечиваться на основе комплексной оценки его состояния. Цель исследования - комплексный анализ и оценка состояния медицинской службы МВД для определения направлений модернизации. Материалы и методы Материалами исследования служили данные ведомственной медицинской статистической отчетности с использованием лексического анализа медицинской документации. Методика исследования включает комплексный анализ медицинской службы МВД России по следующим направлениям: •динамика статистических показателей в 2013-2017 гг.; •дифференциация показателей по медико-санитарным частям и ее динамика; •динамика и уровень статистических показателей в медико-санитарных частях с негативными тенденциями инвалидизации и смертности. Анализ проведен по основным статистическим показателям, характеризующим: •сеть и ресурсы медицинских организаций; •контингент лиц, медицинская помощь которым оказывается в системе ведомственного здравоохранения МВД; •показатели здоровья обслуживаемого контингента лиц. Результаты исследования ps201904.4elibrary00110.jpg Основные показатели медицинской службы МВД в 2017 г. и их динамика за 2013-2017 гг. представлены в таблице. Анализ статистических показателей и их динамики позволяет сделать следующие выводы о состоянии и тенденциях развития ведомственной медицины МВД в 2013-2017 гг. Отмечаются: •рост численности прикрепленного контингента; •рост мощности медицинских учреждений (коечный фонд, мощность поликлиник) в абсолютном исчислении при одновременном снижении показателей обеспеченности обслуживаемого контингента указанными ресурсами; •рост показателей абсолютной численности медицинского персонала и обеспеченности медицинским персоналом обслуживаемого контингента; •рост абсолютных и относительных (на 1 тыс. лиц) показателей объемов стационарной медицинской помощи (число госпитализаций, койко-дни) при снижении средней длительности случая госпитализации; •рост абсолютного и относительного (на 1 тыс. лиц) показателей объемов амбулаторно-поликлинической помощи (посещения); •снижение показателей заболеваемости, в том числе с ВУТ, первичного выхода на инвалидность, смертности; •стабильная (практически без динамики) структура заболеваемости по классам болезней с преобладанием болезней органов дыхания (1/3 всех выявленных заболеваний); •разнонаправленная динамика всех показателей, использованных для анализа медицинской службы МВД по медико-санитарным частям МВД (субъектам Российской Федерации); •значительная дифференциация практически всех показателей по медико-санитарным частям МВД России при наличии тенденции к снижению, за исключением показателя обеспеченности штатными должностями среднего медицинского персонала. В процессе исследования была сформирована группа медико-санитарных частей (МСЧ), в которых в течение рассматриваемого периода отмечались негативные тенденции смертности и инвалидности (рост показателей) обслуживаемого контингента. Число таких МСЧ составило 11. В семи МСЧ данной группы показатель смертности обслуживаемого контингента превышает средний аналогичный показатель по всем МСЧ. Также в большинстве МСЧ данной группы отмечается превышение среднего показателя числа случаев ВУТ на 100 лиц (восемь МСЧ) и среднего показателя числа случаев ВУТ на 100 лиц (семь МСЧ). Одновременно в данной группе МСЧ практически не отмечен рост показателей заболеваемости, характерный для подавляющего большинства МСЧ: в одной МСЧ отмечен рост числа случаев ВУТ, еще в одной - показателя общей заболеваемости. Рост показателей смертности и инвалидности при отсутствии роста показателей заболеваемости могут свидетельствовать о формировании «скрытой» (не диагностированной) заболеваемости. Таким образом, данная группа МСЧ заслуживает особого внимания в аспекте анализа причин сложившейся ситуации. Нами были проанализированы показатели объемов и ресурсной обеспеченности медицинской помощи в данной группе МСЧ. Выявлено, что в большинстве МСЧ данной группы отмечается рост объемов медицинской помощи. Так, рост относительных показателей числа койко-дней и посещений отмечается в шести МСЧ данной группы, относительных показателей госпитализации - в восьми МСЧ. Однако относительные показатели объемов медицинской помощи в большинстве МСЧ данной группы остаются низкими. По любому из трех перечисленных относительных показателей объемов медицинской помощи превышение среднего уровня отмечается только в двух МСЧ. Одновременно для данной группы МСЧ характерны низкие показатели ресурсной обеспеченности медицинской помощи. Превышение средних показателей обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом отмечается только в одной МСЧ, превышение среднего показателя обеспеченности обслуживаемого контингента койками круглосуточного стационара - в двух МСЧ. В одной МСЧ круглосуточный стационар не организован. При этом отмечен рост показателей ресурсной обеспеченности: в десяти МСЧ происходило увеличение обеспеченности обслуживаемого контингента врачами, в семи МСЧ - рост обеспеченности койками, рост обеспеченности средним медицинским персоналом отмечается также в семи МСЧ. Причинами сложившейся ситуации, возможно, являются низкая доступность и низкая ресурсная обеспеченность медицинской помощи. Тенденция к их росту позволяет надеяться на улучшение ситуации. В любом случае детальный по составу показателей мониторинг ситуации в данной группе МСЧ необходим. Заключение Динамика развития ведомственной системы здравоохранения МВД России в 2013-2017 гг. характеризуется сочетанием ряда тенденций. Как безусловно позитивные можно оценить тенденции к снижению показателей заболеваемости, первичного выхода на инвалидность и смертности, а также к снижению дифференциации показателей в разрезе МСЧ. Однозначно негативным аспектом является наличие группы медико-санитарных частей (пусть и сравнительно небольшой) с негативными тенденциями смертности и инвалидности обслуживаемого контингента при низких показателях ресурсной обеспеченности медицинской помощи. Отмеченые тенденции роста относительных объемов медицинской помощи и снижение обеспеченности обслуживаемого контингента ресурсами (коечный фонд, поликлинические мощности) еще недавно мы могли бы оценить следующим образом: первую - как противоречащую, а вторую - как соответствующую принятой государственной парадигме развития системы здравоохранения, характеризующейся ориентацией на ресурсосбережение. Однако в последних стратегических документах по развитию здравоохранения в России (например, «Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг.») данное направление как приоритетное не определено. Таким образом, отдельные тенденции развития ведомственной системы здравоохранения МВД России нуждаются в объективизации в аспекте оценки «позитив/негатив». Сочетание позитивных и негативных аспектов развития подтверждает мнения, высказываемые в научных публикациях по проблемам развития медицинской службы МВД России, о необходимости проведения модернизации ведомственного здравоохранения и развития его как составного компонента единой системы государственного здравоохранения [3, 4]. Одним из путей проведения модернизации является стандартизация управления медицинскими учреждениями МВД России на основе реализации процессного подхода. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
S. A. Mendel
The Clinical Hospital the Federal State Official Institution Health Care «The Medical Sanitary Unit of the Ministry of Interior Affairs of Russia for Moscow»
Email: 89160764641@mail.ru
R. T. Tairova
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «N. I. Pirogov Russian National Research Medical University» Minzdrav of Russia
V. V. Shkarin
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The Volgograd State Medical University» of Minzdrav of Russia
D. A. Kurakov
The Volgograd Oblast Health Care Committee
E. A. Savostina
The Federal State Budget Educational Institution of Additional Professional Education “The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education” of Minzdrav of Russia
References
- Сидоренко В. А., Сухоруков А. Л., Костин Н. А. Современное амбулаторно-поликлиническое учреждение МВД России - ведущее звено единой системы оказания первичной медицинской помощи прикрепленному контингенту. Медицинский вестник МВД. 2016;(6):9-12.
- Сидоренко В. А. Ведомственному здравоохранению МВД России - 95 лет. Вестник современной клинической медицины. 2016;9(6):18-23.
- Сидоренко В. А., Зубрицкий В. Ф. Развитие ведомственной медицины - основа укрепления здоровья сотрудников органов внутренних дел. Медицинский вестник МВД. 2017;87(2):2-4.
- Берсенева Е. А., Коньков А. В., Мендель С. А., Савостина Е. А. Основные направления модернизации здравоохранения МВД России и пути их реализации. Перспективы развития современной медицины. Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 декабря 2017 г.). Воронеж; 2018.