The social and ethno-cultural prerequisites of suicidal behavior of adolescents in the Republic of Buryatia
- Authors: Semenova N.B.1
- Affiliations:
- The Federal State Budget Scientific Institution “The Research Institute of Medical Problems of the North”
- Issue: Vol 27, No 3 (2019)
- Pages: 267-272
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/99
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-3-267-272
- Cite item
Abstract
The article considers social and ethno-cultural risk factors of suicidal behavior in Buryat adolescents. The analysis of life-style of children and adolescents in actual conditions was implemented. The immediate family and external social environment were characterized. The system of vital values was analyzed. The study demonstrated that in Buryat population the is a leading one. The system of relationship of adolescents with parents, school teachers and peers was analyzed. It is established that only 62.35 of adolescents are satisfied with these relationships.It is established that Buryat adolescents changing of life-style resulted in transformation of family and decreasing of its fostering function can be considered as risk factor of suicidal behavior. The frustration of affiliation needs i.e. need in the relationship most important for Buryat ethnos is considered as the ethno-cultural factor. The risk of suicidal behavior increases when such factors as rudeness or hardheartedness of teacher, school community turning down are added.
Full Text
Сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков коренных народов Сибири представляет собой особо актуальную проблему, которая проявляется высокими показателями смертности от внешних причин, в том числе суицида [1-3]. Причины суицидального поведения коренных народов Сибири до конца не изучены. Как показало время, распространенность самоубийств у коренных популяций не зависит напрямую от социально-экономических факторов. Это можно проследить, анализируя динамику самоубийств в России на протяжении последних 25 лет. С 1990-х годов наша страна пережила несколько этапов социального развития. Этап радикальных реформ, который пришелся на 1991-1995 гг., повлек за собой ухудшение уровня жизни и увеличение частоты самоубийств среди населения России с 26,4 в 1990 г. до 41,5 на 100 тыс. населения в 1995 г. С начала 2001 г. в стране наметились признаки социальной стабильности, что в последующее десятилетие привело к улучшению уровня жизни и позитивно отразилось на состоянии психического здоровья населения. Как основной индикатор этого процесса стал снижаться показатель суицида. В 2015 г., по оперативным данным Росстата, число самоубийств в стране составило 24 982, или 17,1 на 100 тыс. населения, что на 6,2% ниже показателя 2014 г. [4]. В то же время, по итогам 2015 г., в 37 из 85 регионов зафиксирован высокий уровень самоубийств. В перечень таких регионов входят национальные субъекты РФ, в том числе Республика Бурятия. Буряты относятся к монгольской группе народов, численность их составляет 461,4 тыс. [5]. Большинство бурят проживает в трех регионах РФ: в Республике Бурятия, Иркутской области (Усть-Ордынский Бурятский округ) и в Забайкальском крае (Агинский Бурятский округ). На протяжении многих лет в бурятской популяции регистрируется высокая распространенность самоубийств, уровень суицида в 2013 г. составил 58,4 на 100 тыс. населения [6]. Среди детей и подростков Бурятии показатель суицида достигает 86,6 на 100 тыс. населения [2]. Роль социальных факторов в нарушении психического здоровья коренных народов Сибири весьма значительна [7], однако в качестве причин суицидального поведения у них выступают не только социальные факторы. Ведущая роль принадлежит другим причинам, в частности этнокультурным [8]. В настоящей статье представлен анализ некоторых социальных и этнокультурных предпосылкок суицидального поведения подростков Бурятии. Названые вопросы рассматриваются на примере изучения образа жизни учащихся младшего и среднего школьного возраста и оценки социального статуса старших подростков (близкое семейное и внешнее социальное окружение, ценностная ориентация, система отношений с родителями, учителями и сверстниками). Материалы и методы Для решения поставленных задач были обследованы дети и подростки, учащиеся общеобразовательных школ, проживающие в Агинском Бурятском округе. Методом типологической выборки отобраны четыре поселка: Агинское, Могойтуй, Орловский и Новоорловский. Обследование проводилось в общеобразовательных школах: Агинская № 1, Агинская № 2, Агинская № 4, Агинская окружная гимназия, Орловская, Новоорловская, Могойтуйская № 1, Могойтуйская № 2. Основным критерием включения в исследование являлась национальность: в анализ включены бурятские дети и подростки, проживающие в Агинском Бурятском округе, воспитывающиеся в бурятских семьях и обучающиеся в общеобразовательных школах. Из анализа исключены учащиеся других национальностей и дети, имеющие хронические психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, умственная отсталость). Для решения поставленных задач обследованы две группы учащихся. В 1-ю группу вошли учащиеся 1-7-го классов (n=307; 159 мальчиков и 148 девочек), средний возраст составил 10,5 года. Во 2-ю группу вошли учащиеся 11-х классов (n=228; 98 мальчиков и 130 девочек), средний возраст - 16,3 года. При проведении исследования применялись методы: социально-гигиенический, анкетирования, статистического анализа. Для изучения образа жизни учащихся младшего и среднего школьного возраста (1-я группа) была разработана специальная социально-гигиеническая анкета для родителей, которая включала в себя вопросы, касающиеся ребенка: количество уроков в школе, посещение группы продленного дня, наличие дополнительных занятий в школе, посещение секций или кружков, наличие свободного времени, виды занятости в свободное время. Для обследования старшеклассников (2-я группа) применялась специально разработанная социально-гигиеническая анкета для подростков, которая включала в себя ряд утверждений, составляющих 5 блоков. Первый блок утверждений касался близкого семейного окружения: состава семьи, наличия в семье родственников с тяжелыми соматическими заболеваниями, родственников, страдающих алкоголизмом, оценку психологического климата в семье. Второй блок оценивал внешнее социальное окружение: наличие друзей с криминальными наклонностями или друзей, злоупотребляющих алкоголем. Третий блок определял отношение подростка к алкоголю и наркотикам. Четвертый блок включал оценку системы отношений с родителями, учителями, сверстниками и лицами противоположного пола. Пятый блок касался системы жизненных ценностей молодого человека по 14 основным позициям («учеба», «дружба», «отношения с родственниками», «карьерный рост», «материальный достаток», «забота о здоровье», «духовные ценности», «внешность», «физическое состояние», «создание семьи», «занятия спортом», «гражданский долг», «занятия сексом», «застолье с веселой компанией»), которые он должен был выбрать в порядке приоритетности. Анкетирование подростков проводилось анонимно, в первую половину дня, на уроке, специально отведенном для анкетирования. Время проведения анкетирования не ограничивалось. Для статистической обработки данных использован пакет прикладных программ Statistica for Window Version VI. Анализ вида распределения количественных данных проводили с применением критерия Шапиро-Уилка. Статистический анализ бинарных признаков проводили с подсчетом относительной частоты (в %) и 95% доверительного интервала (95% ДИ). Группы сравнения анализировались по качественному бинарному признаку с помощью χ2 и точного критерия Фишера. Для исследования силы взаимосвязи показателей вычислялся коэффициент парной корреляции Спирмена (r). Величина уровня значимости различий принималась при р=0,05, т. е. при ошибке 5% [9]. Исследование проведено в соответствии с этическими принципами Хельсинкской декларации ВМА, (Хельсинки, 1964 г., в редакции 2008 г.), что предполагало информированное согласие на проведение исследования (пп. 22, 24, 27), конфиденциальность частной информации (п. 11), выполнение исследования с привлечением лиц, имеющих соответствующую подготовку и квалификацию (п. 16), использование методик, безопасных для сохранения психического здоровья (п. 23). Результаты исследования Агинский Бурятский округ расположен на юго-востоке Восточной Сибири и входит в состав Забайкальского края. Доля бурят в национальном составе достигает 62,5%. В округе также проживают русские (35,1%), эвенки (0,2%), украинцы, татары, башкиры и представители других национальностей. Численность постоянного населения в 2014 г. составила 76 793 человека. Агинский Бурятский округ входит в число шести субъектов РФ, в которых показатели рождаемости превышают показатели смертности, и занимает лидирующую позицию по естественному приросту населения среди других субъектов Сибирского федерального округа. В 2014 г. показатель рождаемости составил 20,5 на 1 тыс. показатель смертности - 9,1 на 1 тыс., что обусловило положительный естественный прирост населения - 11,4 на 1 тыс. В то же время показатели здоровья населения Агинского Бурятского округа не внушают оптимизма. Признаком социального неблагополучия является уровень младенческой смертности, который в 2014 г. составил 12,1 на 1 тыс. родившихся, что в 2,8 раза выше, чем в 2013 г. (4,4 на 1 тыс.). Свидетельством социального неблагополучия служит и структура общей смертности, в которой травмы, отравления и несчастные случаи выходят на второе место (до 19%) после болезней сердечно-сосудистой системы (40-42%). По данным Министерства здравоохранения Забайкальского края, больше всего от внешних причин погибают подростки в возрасте 15-17 лет. В 2010 г. смертность от внешних причин среди подростков составила 85,4%, в 2011 г. - 92,2%. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась с подростковыми суицидами. Так, в 2010 г. в Забайкальском крае совершили самоубийство 23 подростка в возрасте 10-17 лет. В 2011 г. зарегистрировано 34 самоубийства в данной возрастной группе и 1 самоубийство в возрастной категории 5-9 лет. Наибольшее число суицидов регистрируется в Калганском, Хилокском и Могойтуйском районах, т. е. в местах с наибольшей компактностью проживания коренного населения. Все обследованные дети посещают общеобразовательную школу. Количество уроков в школе зависит от класса обучения и в младшем школьном возрасте составляет 4-5 уроков, в среднем школьном возрасте - 5-6. Занятия в школе проходят 6 раз в неделю. Группу продленного дня посещают регулярно 5,6%, еще 2,8% - эпизодически. Помимо основных уроков в школе, 61,2% детей имеют дополнительные занятия, чаще всего это разнообразные спортивные секции, реже - музыкальная школа. В то же время 91,6% учащихся не посещают группу продленного дня, 38,8% детей не имеют дополнительных кружков, а после окончания уроков в школе идут домой. Совсем небольшое число (16,6%) детей дома ожидают бабушки или дедушки, остальные дети воспитываются в семьях, проживающих отдельно от старшего поколения. В большинстве семей родители заняты на работе, при этом у 38,4% отцов и у 20,3% матерей рабочий день превышает 8-12 ч. В таких семьях дети с младшего школьного возраста предоставлены сами себе и вынуждены привыкать к самостоятельности. Отсутствие контроля со стороны взрослых приводит к тому, что 5,3% учащихся уже в младшем и среднем школьном возрасте регулярно прогуливают школьные занятия. Свободное время дети чаще проводят на улице (59,3%). Второе по частоте занятие, на которое они тратят свободное время,- компьютерные игры (53,7%), третье место занимает просмотр телепередач (47,3%). Чтение книг занимает досуг у 31,9% детей. На другие виды развлечений тратят свое время 10,4% детей. У большинства детей свободное время проходит однообразно и включает в себя один род занятий (38,1%), максимум два (29,3%). Лишь у 32,6% детей свободное время занято разнообразными делами и сочетает в себе несколько занятий. При проведении социально-гигиенического анализа старшеклассников выяснилось, что большинство учащихся удовлетворены бытовыми условиями проживания. Бытовые условия «хорошими» назвали 91,2% молодых людей, «удовлетворительными» - 8,8%. По субъективной оценке опрошенных близкое семейное окружение и отношения в семье расцениваются как «хорошие, теплые и дружеские» в 81,1% случаев. Семейные конфликты отсутствуют или бывают редко (не чаще одного раза в месяц) в 85,9% бурятских семей. У 18,9% подростков близкое семейное окружение менее благоприятно. Отношения в семье как «удовлетворительные» расценивают 17,9% подростков, как «плохие» - 0,9%. Неблагоприятные отношения в семьях подростки объясняют наличием в окружении близких родственников, страдающих алкоголизмом. Прямо высказались об этом 2 подростка (0,9%), еще 8,8% не отрицают данного факта. По результатам анонимного опроса старшеклассников, в 11,8% семьях каждую неделю отмечаются конфликты, а в 2,2% семей конфликты бывают ежедневно. Основной причиной семейных конфликтов подростки считают детско-родительские отношения (47,4%), реже - разногласия между родителями (в 23,2% семей). В 9,6% бурятских семьей конфликты связаны со злоупотреблением одного из родителей алкоголем. В старшем школьном возрасте для взрослеющего человека все большее значение приобретает подростковая среда. Характер общения молодого человека со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье. Доверительные отношения в семье способствуют большей уверенности и чувству защищенности, помогают определить свою внутреннюю позицию и занять достойное место в подростковой среде, а затем и во взрослой жизни. ps2019034el00047.jpg Наш анализ показал, что только у 56,6% бурятских подростков внешнее социальное окружение можно расценить как благополучное. Эти подростки не имеют друзей, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотические средства. Они также не имеют друзей с криминальными наклонностями. У 43,4% подростков внешнее социальное окружение нельзя назвать благополучным по разным причинам. При опросе юношей 7,1% из числа опрошенных заявили о наличии у них друзей, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики, еще 39,8% юношей не отрицают данного факта. При опросе девушек 2,3% утвердительно ответили на данный вопрос, еще 37,7% девушек не отрицают наличия друзей, употребляющих спиртные напитки или наркотики. Прямо или косвенно заявили о том, что имеют друзей с криминальными наклонностями, 14,9% бурятских подростков. Такие друзья чаще встречаются в окружении юношей: 5,1% молодых людей высказались об этом прямо, 19,4% не отрицают данного факта. В окружении девушек друзья с криминальными наклонностями были у 7,7% (p<0,05). При анализе отношения подростков к вредным привычкам (употребление алкоголя или наркотических средств) 72% юношей и 88% девушек выразили негативное отношение к алкоголю, однако 18,7% бурятских подростков признали пристрастие к алкоголю. Юноши высказываются об этом чаще, чем девушки (27,6 и 11,5% соответственно; p<0,05). При анализе отношения подростков к употреблению наркотических веществ ситуация выглядит значительно лучше: всего один бурятский подросток (0,4%) не отрицал употребления наркотиков, все остальные выразили свое негативное отношение к данному вопросу. Для бурят как представителей культуры коллективистского типа система отношений играет главную роль в жизни и формирует их мировоззренческие установки. При изучении ценностной ориентации бурятской молодежи выявлено, что основное место в системе жизненных ценностей занимают отношения с родственниками (см. таблицу). Это свидетельствует о том, что ведущей у бурятского этноса является потребность в эмоциональных контактах, прочных связях и доверительных отношениях, основанных на любви, поддержке и взаимопонимании. На втором месте стоит учеба, которая занимает основное время в жизни учащейся молодежи. На третье место выходит дружба, которая на данном этапе развития личности играет большую роль в процессе ее общественной социализации. От удовлетворения наиболее важных потребностей зависит общее благополучие личности, ее эмоциональное состояние. Поэтому мы оценили систему отношений бурятских подростков с родителями, учителями и сверстниками и степень удовлетворенности ею. Анализ системы отношений у подростков Бурятии показал, что 62,3% подростков в целом довольны отношениями со значимыми взрослыми и сверстниками. Больше всего молодых людей устраивают отношения с родителями, сверстниками и лицами противоположного пола: 83,3-90,4% подростков охарактеризовали эти отношения как «хорошие» и «дружеские». В то же время 14% подростков назвали отношения с родителями «удовлетворительными», 14,9% считают «удовлетворительными» отношения со сверстниками, а 9,2% - с лицами противоположного пола. Высказались о том, что «родители их не понимают», 2,2% подростка, что «их не понимают» сверстники или лица противоположного пола, считают 1,7 и 0,4% опрошенных соответственно. Больше всего подростков не устраивают отношения с педагогами. Лишь 62,3% молодых людей назвали эти отношения «хорошими» (р<0,001). Назвали отношения с педагогами «удовлетворительными» 35,1% (р<0,001), а 2,6% высказались, что «учителя их не понимают». По этим причинам у 20,6% подростков снижается интерес к школе, а 11,5% старшеклассников регулярно прогуливают занятия. Корреляционный анализ выявил положительные корреляционные связи между враждебным отношением со стороны педагога и прогулами школы (r=0,27; p<0,05). Наиболее частыми причинами нарушения системы межличностных взаимоотношений у подростков являются неблагоприятный психологический климат в семье (в том числе наличие внутрисемейных конфликтов) и алкоголизация родителей. При проведении корреляционного анализа получены положительные корреляционные связи между неблагоприятным психологическим климатом в семье и нарушениями детско-родительских отношений (r=0,49; p<0,05), нарушениями взаимоотношений подростков со сверстниками (r=0,34; p<0,05), наличием в окружении друзей, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики (r=0,21; p<0,05), приобщением подростков к алкоголю (r=0,23; p<0,05). В семьях, где нарушены детско-родительские отношения, у подростков возникают трудности в отношениях со сверстниками (p<0,05), снижается интерес к учебе (p<0,05). Отечественными авторами показано, что неблагоприятное влияние на систему отношений у подростков имеет алкоголизация родителей [10]. Девочки, воспитывающиеся в таких семьях, чаще имеют в своем окружении друзей с криминальными наклонностями (p<0,05). Обсуждение На современном этапе исторического развития общества произошла трансформация традиционной формы бурятской семьи, результатом чего явилось снижение ее воспитательной функции. В настоящее время функция воспитания подрастающего поколения в Бурятии передана другим воспитательным и социализирующим институтам, в том числе школе. Однако воспитательная функция многих школ не соответствует требованиям современной социальной ситуации. Анализ образа жизни учащихся общеобразовательных школ показал, что большинство детей с младшего школьного возраста вынуждены привыкать к самостоятельности. После окончания уроков дети оказываются предоставленными сами себе, так как большинство из них не посещают группу продленного дня и не имеют дополнительных занятий. Свободное время проводят на улице 59,3% детей. Отсутствие контроля со стороны взрослых приводит к тому, что 5,3% учащихся уже в младшем и среднем школьном возрасте регулярно прогуливают школьные занятия. Согласно результатам анонимного анкетирования старшеклассников, 35,1% отметили, что не удовлетворены отношениями с учителями, а 2,6% молодых людей высказались о том, что «учителя их не понимают». Интерес к посещению школы отсутствует у каждого пятого подростка, а число учащихся, регулярно прогуливающих занятия, к старшему школьному возрасту увеличивается до 11,5%. Анализ ценностно-мотивационной сферы у молодого поколения Бурятии показал, что главной ценностью для них является система отношений, а основной потребностью - забота и любовь, дающие чувство защищенности. Чувство защищенности является необходимостью для всех детей, но для представителей коллективистских культур становится жизненно важным на всех этапах развития и взросления. Однако более чем у трети подростков аффилиативная потребность не удовлетворена вследствие нарушенных взаимоотношений со значимыми взрослыми - родителями (16,7%) и учителями (37,7%). Дефицит эмоциональной поддержки подростки пытаются восполнить общением с друзьями, однако у 16,7% подростков не складываются отношения и со сверстниками. Успешность социализации во многом зависит от той среды, в которой молодые люди получают свой первый социальный опыт. Роль семьи как важнейшего фактора социализации личности постоянно подчеркивается отечественными и зарубежными исследователями [11-14]. В социально разобщенных семьях подростки не получают опыта конструктивного общения, у таких молодых людей нарушается процесс межличностных взаимоотношений и вторичной социализации. Попав в школьную среду, многие из них не получают необходимого внимания и поддержки со стороны педагогов и часто оказываются отверженными школьным коллективом. Исходом такой ситуации является поиск эмоциональных контактов в компании неблагополучных сверстников, либо социальный вакуум и чувство одиночества. И первый, и второй варианты являются признаками нарушенной социальной адаптации и клинически проявляются в виде агрессивного или аутоагрессивного типов поведения. Заключение Таким образом, к деструктивному и суицидальному поведению бурятских подростков приводит совокупность социальных и этнокультурных факторов риска. К социальным факторам относится смена образа жизни, которая привела к трансформации традиционной формы бурятской семьи, ее разобщенности и снижению воспитательной функции. К этнокультурным факторам относится фрустрация ведущей потребности - аффилиативной, т. е. потребности в отношениях, самой важной для бурятского этноса как представителей культуры коллективистского типа. В результате около 30% бурятских подростков испытывают чувство одиночества и незащищенности, у них нарушается система межличностных взаимоотношений, труднее происходит процесс социализации. При наличии других дополнительных факторов (грубость или черствость со стороны педагога, отвергаемость школьным коллективом) риск суицидального поведения возрастает и становится реальным. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 12-06-18006 «Социальные и этнопсихологические предпосылки суицидального поведения у подростков Бурятии». Авторы выражают большую благодарность Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края за помощь в организации проведения исследования, в том числе консультанту отдела социального развития С. Б. Базарову и заместителю начальника отдела социального развития Р. М. Балдоржиевой. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
N. B. Semenova
The Federal State Budget Scientific Institution “The Research Institute of Medical Problems of the North”
Email: snb237@gmail.com
References
- Семенова Н. Б., Мартынова Т. Ф. Анализ завершенных суицидов среди детей и подростков республики Саха (Якутия). Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012;(3):42-5.
- Смертность российских подростков от самоубийств. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). М.: БЭСТ-принт; 2011.
- Цыремпилов С. В. Суицидогенная ситуация в Бурятии: вопросы влияния этнокультуральных факторов и пассионарности этносов. Суицидология. 2012;(3):48-51.
- Терентьев И. Число самоубийств в России упало до самого низкого уровня за 50 лет. Доступно по ссылке: http://www.rbc.ru/society/10/02/2016/56ba00a79a79474ccbd2bccb
- Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сборник. М.: ИИЦ «Статистика России»; 2011.
- Министерство здравоохранения Республики Бурятия: официальный сайт. Доступно по ссылке: http://www.minzdravrb.ru
- Семенова Н. Б., Манчук В. Т. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения у детей коренного населения республики Тыва: распространенность, роль социальных факторов. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007;(2):122-6.
- Семенова Н. Б., Мартынова Т. Ф. Этнокультуральные факторы риска суицидального поведения коренного населения севера Сибири. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012; (3):85-9.
- Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. М.: Медиа Сфера; 2003.
- Меринов А. В. Суицидологические характеристики молодых людей, воспитанных в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью. Суицидология. 2012;(4):22-8.
- Семенова Н. Б., Манчук В. Т. Расстройства поведения у детей: возможные причины и факторы риска. Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2008;(3):95-8.
- Bakker M. P., Ormel J., Verhulst F. C., Oldehinkel A. J. Childhood family instability and mental health problems during late adolescence: a test of two mediation models - the TRAILS study. Journ. Clin. Child. Adolesc. Psychol. 2012;41(2):166-76.
- Kelly A. B., Toumbourou J. W., O'Flaherty M., Patton G. C., Homel R., Connor J. P., Williams J. Family relationship quality and early alcohol use: evidence for gender-specific risk processes. Journ. Stud. Alcohol Drugs. 2011;72(3):399-407.
- Myklestad I., Rоysamb E., Tambs K. Risk and protective factors for psychological distress among adolescents: a family study in the Nord-Trоndelag Health Study. Soc. Psychiatry Epidemiol. 2012;47 (5):771-82.