The health-preserving culture of family of Russian serviceman

Abstract


The article considers specifics of health-preserving culture of family members of serviceman and parameters of its sociological assessment. It is proved that military personnel consider family as social element of military collective and at the same time as sociocultural subsystem of military unit. The latter determines subordination of sociocultural interests of serviceman family to interests of development of military organization, which manifests itself as a factor complicating development, strengthening contradictions in system of health-preserving culture of this family. It is proved that in modern conditions it is necessary to strengthen state regulation of processes of formation of health-preserving culture of family of serviceman by inclusion in system of existing programs of physical culture and sports of military units of entire serviceman family, activation of interaction of military health experts in order to develop knowledge, formation of specific norms, rules of health-preserving behavior of family of military personnel; by provision of organizational, sociocultural, economic conditions for self-development of culture of health-preserving behavior of family members of serviceman; by activation of external social control, expansion and improvement of effectiveness of army social services, prevention and suppression of destructive health behavioral practices not only of serviceman, but also of his family members.

Full Text

Введение Актуальность исследования здоровьесберегающей культуры семьи российского военнослужащего обусловлена проблемами воспроизводства физического человеческого потенциала военной организации России, спецификой жизнедеятельности и социально-культурного развития семьи военнослужащего. Последняя представляет собой особенную и одновременно противоречивую малую социальную группу. Ее члены связаны с культурной средой местоположения и функциональных задач военной организации и зависимы от них. Им необходимо подчинять собственные действия и жизнь целям военной организации [1]. Они вынуждены проживать рядом и находиться в одной экологической и культурной среде с воинской частью, сопереживать и обеспечивать условия эффективного прохождения государственной службы военнослужащим. В данных условиях формируется особая форма семьи, с частично ограниченными правами и свободами, необходимостью постоянной смены места и форм жизнедеятельности, узкими возможностями выбора и смены жилья, специфическим медицинским обслуживанием. Последнее определяет ряд проблем формирования культуры членов семьи военнослужащего. Поэтому сегодня важно выявить не только специфику здоровьесберегающей культуры семьи российского военнослужащего, но и наметить пути государственной поддержки процессов ее формирования. Материалы и методы Методология исследования двойственная. С одной стороны, представлен анализ современной научной литературы по заявленной проблеме, теоретически уточняется сущность основных понятий, позволяющих на практике исследовать процессы формирования здоровьесберегающей культуры семьи военнослужащего. С другой стороны, проанализированы данные практического эмпирического социологического исследования (полуформализованного интервью), проведенного В. А. Егоровым среди офицерского состава одного из военных институтов России в 2021 г. Опрошено методом интервьюирования 17 старших офицеров - экспертов по развитию здоровьесберегающей культуры членов семьи военнослужащего. Семья военнослужащего рассмотрена в контексте функционального подхода. Она осуществляет как общие, так и специфические собственные функции преимущественно с учетом и в рамках системных интересов государства и военной организации России [2]. Данная семья характеризуется вынужденным местом проживания, где осуществляются бытовые практики, восстановление профессиональных способностей, удовлетворение не только материальных, но и культурных, а также экологических потребностей ее членов [3]. В рамках места проживания семьи военнослужащего осуществляется безопасное взаимодействие с внешней социальной средой и формирование здоровьесберегающей культуры [4]. Условия проживания семьи военнослужащего, их семейные ценности представляют собой важные факторы воспроизводства поведенческой культуры [5]. В данном контексте отметим, что необходимо не только обеспечение оптимальных условий для сохранения здоровья членов семьи военнослужащего [6], но и целевое развитие их здоровьесберегающей культуры. Необходимо, с одной стороны, целевое конструирование социально-культурной среды для реализации возможностей сохранения здоровья, безопасной жизнедеятельности всех членов семьи, с другой - проектирование непосредственной здоровьесберегающей культуры семьи военнослужащего. Таким образом, сохранение здоровья, обеспечение развития культуры здоровьесбережения является результатом управленческого конструирования. Последнее включает два комплекса управленческих программ, направленных на обеспечение оптимальных возможностей сохранения здоровья, безопасной жизнедеятельности всех членов семьи (создание комфортных условий жизнедеятельности данной семьи, обеспечение минимизации влияния и воздействия на нее вредных факторов как природного, так и техногенного характера) и реализацию социального проектного управленческого конструирования здоровьесберегающей культуры членов семьи военнослужащего (обеспечение практик самовоспроизводства соблюдения необходимых здоровьесберегающих норм, традиций, принципов взаимодействия данных семейных групп, жесткий социальный контроль места их обитания и жизнедеятельности). Здоровьесберегающая культура членов семьи военнослужащего в новых условиях является базовым компонентом физического человеческого потенциала данной малой социальной группы. Она проявляется в нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых аспектах: -провозглашаемые культурные ценности [7], знания, навыки, поведенческие принципы, ориентированные на обеспечение сохранения здоровья [8]; -способность оценивать и систематически диагностировать внешнюю и внутреннюю среду жизнедеятельности семьи [9], выявлять деструктивные факторы в системе воспроизводства собственного здоровья; -способность и умение осуществлять действия, направленные на расширенное воспроизводство здоровья членов семьи, непосредственные практики, обеспечивающие условия комфортности и безопасности среды жизнедеятельности членов семьи. Здоровьесберегающую культуру членов семьи военнослужащего в рамках узкого исследовательского контекста можно рассматривать как: -комплекс здоровьесберегающих ценностей, знаний, норм, правил поведения; -способность оценивать, диагностировать и находить противоречия в системе внутренней и внешней среды жизнедеятельности данной семьи; -здоровьесберегающее поведение военнослужащего и членов его семьи. Формирование здоровьесберегающей культуры семьи военнослужащего - это процесс не только обучения (реализация целевых просветительных и образовательных программ развития самосохранения, формирование ценностей, знаний, умений и навыков по воспроизводству здоровья), но и стимулирования, оценки здоровьесберегающего поведения членов данной семьи, а также контроль практик их формального и неформального сберегающего поведения (создание предпосылок саморазвития здоровьесберегающей культуры). Обсуждение Для непосредственной оценки и выявления управленческих технологий формирования здоровьесберегающей культуры семьи российского военнослужащего проанализируем некоторые данные полуформализованного интервью экспертов в данной области - старшего офицерского состава военного института России (2021 г., n=17). Анализ данных социологического интервью показывает, что военнослужащие допускают отождествление воинского коллектива и социально-культурной подсистемы военной организации. Так, полковник В. Ю. (мужчина, 50 лет) подчеркивает, что «…любой воинский коллектив можно рассматривать как некоторую социально-культурную подсистему. При данном рассмотрении элементы подсистемы - это семьи членов воинских подразделений, окружающая социально-культурная среда - места дислокации групп военнослужащих». Полковник Н. И. (мужчина, 43 года) дополняет: «Специфическими факторами, влияющими на культуру поведения семьи военнослужащего как элемента социально-культурной подсистемы военной организации, являются, с одной стороны, физическая спортивная профессиональная подготовка военнослужащих, с другой стороны, просветительские и воспитательные мероприятия, направленные на формирование их здоровьесберегающей культуры». В данном контексте воинский коллектив необходимо исследовать как социально-культурную организацию, где формально объединяются военнослужащие. При этом воспроизводство культурного профессионального потенциала военнослужащих осуществляется не только в процессе реализации военной службы, но и в рамках жизнедеятельности их семьи. Последняя зависима от деятельности, военной культурной среды, местоположения и функциональных задач военнослужащего. Члены семьи характеризуются высокой социальной ответственностью, относительно самостоятельным уровнем знаний в области самосохранения здоровья. Рассмотрение жизнедеятельности членов семьи военнослужащего в условиях современного этапа реформирования военной организации показывает, что формирование здоровьесберегающей культуры осуществляется как двойственный процесс: результат передачи информации, просветительской деятельности, направленной на усвоение знаний о разумном и рациональном подходе к трудовому использованию собственного здоровья; результат формирования индивидуальной социальной ответственности военнослужащего за собственное здоровье и здоровье членов его семьи, за состояние условий быта, внешней окружающей среды, целевой медицинской защиты. Данные подходы подтверждаются результатами проведенного полуформализованного интервью. Так, респондент полковник О. А. (мужчина, 53 года) констатирует, что «…формирование здоровьесберегающей культуры семьи военнослужащего - это двойственный процесс целевого образовательного развития культурных ценностей, норм, принципов здоровьесбережения, а также создание условий саморазвития практик социально значимого самосохранительного взаимодействия членов данной семьи». Подполковник А. В. (мужчина, 43 года) подчеркивает, что «важно усиление механизма образовательного развития культуры здоровьесбережения. Нужно активно привлекать к образовательному процессу, направленному на формирование культуры здоровья, не только военнослужащих (что традиционно всегда делалось), но и членов их семей». Таким образом, формирование культуры здоровьесбережения семьи военнослужащего необходимо рассматривать как результат целевой просветительской и воспитательной работы военных организаций, а также процесс саморазвития социально-культурных ценностей, норм и принципов поведения членов данной семьи. Конечный результат формирования культуры здоровьесбережения семьи военнослужащего необходимо связывать с практиками расширенного воспроизводства здоровья акторов, а также расширением имеющихся возможностей самосохранительного поведения членов семьи. Данное формирование связано с повышением эффективности расширенного воспроизводства физического потенциала членов семьи, а также с обновлением методов бесконфликтного и безопасного использования ресурсов. В целом данный подход также подтверждается результатами проведенного социологического интервьюирования. Условно можно разделить экспертов на две группы: поддерживающих образовательно-целевой механизм формирования культуры здоровья семьи и обосновывающих эффективность механизмов, направленных на создание условий саморазвития здоровьесберегающей культуры семьи военнослужащего. Первая группа экспертов предлагает распространить на всех членов семьи военнослужащих уже имеющиеся практики целевого развития культуры войсковых частей. Респондент подполковник А. В. (мужчина, 43 года) подчеркивает: «…для эффективного формирования культуры здоровьесбережения нужно перенести уже существующее внутреннее планирование целевого образовательного развития культуры здоровья, физической культуры и спорта на семью военнослужащего в целом». Респондент полковник О. А. (мужчина, 53 года) отмечает, что «…семья военнослужащего осуществляет жизнедеятельность в специфических условиях, зависящих от среды военной организации. Поэтому именно воинская часть сегодня должна обеспечить функционирование устойчивого механизма образовательного формирования социально значимых ценностей здоровьесбережения». Полковник К. Г. (мужчина, 44 года) дополняет: «В каждой воинской части необходимо обеспечить передачу членам семьи информации о требованиях по рациональному подходу к самосохранению и сбережению физических способностей. Необходимо настойчиво и постоянно воспитывать и убеждать всех членов семьи в необходимости придерживаться нужных здоровьесберегающих норм, а также формировать здоровьесберегающие традиции». Полковник С. В. (мужчина, 46 лет) убежден, что «…формирование здоровьесберегающей культуры семьи военнослужащего представляет собой один из объектов социального управления воинским коллективом». Полковник С. А. (мужчина, 48 лет) в связи с этим отмечает, что «…в рамках управления воспитательной работой среди военнослужащих необходимо разрабатывать и реализовывать план формирования здоровьесберегающей культуры как непосредственно военнослужащего, так и отдельных членов его семьи». Первая группа экспертов акцентирует внимание именно на программах целевого образовательного формирования здоровьесберегающей культуры семьи. Образовательная, воспитательная и разъяснительная деятельность здесь является основополагающей. В рамках воинских частей в ближайшей перспективе надо не только разработать комплексную систему здоровьесберегающего образования самих военнослужащих и членов их семей, но и обеспечить эффективное управление этими процессами. Данное образование необходимо рассматривать как непрерывный многоплановый процесс просвещения, обучения, а также воспитания и самообразования членов семьи военнослужащего. Конечная цель данных образовательных процессов - становление здоровьесберегающих культурных ценностей, социально ориентированного отношения к медицинским ресурсам, формирование самосохранительных норм, принципов, правил поведения. Вторая группа экспертов предлагает активизировать механизмы саморазвития здоровьесберегательной культуры семьи военнослужащего. Так, респондент полковник М. Г. (мужчина, 42 года) подчеркивает, что в современных условиях традиционные образовательные методики уместно дополнить организационным механизмом, обеспечивающим активизацию саморазвития здоровьесберегательной культуры семьи военнослужащего. «Здесь важно создание специализированных служб социальной работы по вопросам семьи, а также разработка и внедрение системы мотивации процессов саморазвития культуры здоровья». Подполковник Н. Л. (женщина, 51 год) указывает на необходимость «…формирования структур социальной работы как одного из базовых видов деятельности, направленной на обеспечение контроля и совершенствование практик здоровьесбережения, безопасности жизнедеятельности семьи военнослужащего». Подполковник В. В. (мужчина, 46 лет) указывает на «…необходимость повышения эффективности и расширения инструментов мотивации самосохранительных практик всех членов семьи военнослужащего, активизации процессов стимулирования саморазвития культуры здоровьесбережения». Аналогичный подход представляет респондент подполковник С. Ю. (мужчина, 37 лет): «Важно ужесточить наказания по фактам проявления вредных привычек военнослужащих, а также усилить стимулирование положительных семейных практик (например, занятие физической культурой), обеспечивающих сохранение здоровья, профилактику заболеваний». Несложно заметить, что при данном подходе саморазвитие здоровьесберегающей культуры семьи военнослужащего проявляется как двойственный процесс, отражающий деятельность формальных служб социально-психологической работы воинских частей, а также активизации механизмов стимулирования бережного отношения к здоровью всех членов семьи. Комплекс материальных, а также нематериальных стимулов членов семьи, формирование потребности индивидов в активных практиках самосохранения призваны обеспечить условия эффективного саморазвития здоровьесберегающей культуры членов семьи военнослужащих. Заключение Современный этап реформирования военно-гражданских отношений России определяет не только социально-экономические трансформации, но и обновление всей системы жизнедеятельности военных акторов, в том числе и культурную семейную сферу. Исследование показало, что сегодня возрастает потребность в усилении государственного регулирования процессов формирования здоровьесберегающей культуры семьи российского военнослужащего. Последнее предусматривает внедрение нескольких относительно независимых управленческих проектов, направленных на активизацию данных процессов. Первый управленческий проект призван обеспечить включение в систему действующих программ физической культуры и спорта воинских частей всего состава семьи военнослужащего, активизацию взаимодействия экспертов военного здравоохранения в целях развития знаний, формирования специфических норм, правил здоровьесберегающего поведения семьей военнослужащих. Здесь важно обеспечить реализацию целевых просветительских действий, обеспечивающих целевое развитие знаний, формирование норм, правил здоровьесберегающего поведения семьи военнослужащего в целом. В рамках данного управленческого проекта должны решаться как минимум две задачи: формирование устойчивых специфических способностей к здоровьесберегающей адаптации членов семьи военнослужащего в условиях изменяющейся и неопределенной внешней социальной среды жизнедеятельности и обеспечение условий для преодоления противоречий, профилактики конфликта интереса военной организации и членов семьи военнослужащего в процессе развития культуры здоровья. Второй управленческий проект должен быть направлен на обеспечение условий для реализации самосохранительных практик семьи военнослужащего. На первых порах необходимо обеспечение, а затем и систематическое совершенствование организационных, социально-культурных, технических, экономических условий жизнедеятельности военнослужащего. Важно обеспечить условия доступа к культурным и социальным коммуникациям, инфраструктуре занятий физкультурой и спортом всем членам семьи военнослужащего. Третий управленческий проект направлен на активизацию внешнего социального контроля, расширение и повышение эффективности деятельности армейских социальных служб, профилактику и пресечение деструктивных здоровьеразрушительных практик поведения не только военнослужащего, но и членов его семьи. Сюда уместно отнести, с одной стороны, внешние факторы, активизирующие процесс саморазвития социально-культурных ценностей здоровьесбережения, наказания военнослужащих, имеющих вредные привычки, негативно влияющие на физический профессиональный потенциал последних, с другой стороны - ужесточение контролирующих функций военной администрации, активизацию системы социальной работы по всем направлениям социально-культурного регулирования семейных отношений военнослужащих. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

Yu. G. Bychenko

The Federal State Public Military Educational Institution of Higher Education “The Jhukov Order Saratov Red Banner Institute of National Guard Forces of The Russian Federation”

Email: bychenkoug@gmail.com

A. V. Egorov

The Federal State Public Military Educational Institution of Higher Education “The Jhukov Order Saratov Red Banner Institute of National Guard Forces of The Russian Federation”


References

  1. Хвостанцев С. В. Образовательное развитие как фактор профессионально-трудовой адаптации семьи офицера. В кн.: Современная система военного образования и перспективные направления развития войск национальной гвардии Российской Федерации. Пермь; 2017. С. 288-93.
  2. Курдюков Д. Н. Модели культуры здорового образа жизни в контексте теорий военной социологии. Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2021;(2):122-6.
  3. Быченко Ю. Г., Чашкин П. А. Формирование информационной культуры курсантов военного института. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Экономика и бизнес. Социологические науки. Право. 2021;(3):25-9.
  4. Быченко Ю. Г., Курдюков Д. Н. Культура здорового образа жизни военнослужащих. Социально-гуманитарные знания. 2021;(1):80-8.
  5. Баландина Т. М., Хвостанцев С. В. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017;3(67):167-71.
  6. Быченко Ю. Г., Егоров А. В. Ценности в системе социальной культуры семьи российского военнослужащего. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021;21(1):11-6.
  7. Замятина Н. В., Мандриков В. Б. Интеграция физического воспитания в систему подготовки врача. Вестник ВолГМУ. 2007;(22)2:13-6.
  8. Коняева М. А., Ахметвалиева М. Г. Воспитание культуры здоровьесбережения у музыкантов в контексте личной безопасности. Современные наукоемкие технологии. 2020;(9):157-62.
  9. Немоляев В. В. Профессиональная культура в контексте социально-культурологических методологических теорий. В сб.: Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы». Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Саратовский источник; 2015. С. 146-50.

Statistics

Views

Abstract - 55

PDF (Russian) - 29

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies