The characteristics of physical development of present-day students
- Authors: Starkova V.A.1, Leonova A.V.2, Shestyora A.A.1,3, Kiku P.F.4, Kaerova E.V.1, Chumash V.V.3
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Pacific State Medical University” of Minzdrav of Russia
- The Society with Limited Liability “VEL CLINIC”
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Pacific State University of Economics and Service”
- The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Far-Eastern Federal University”
- Issue: Vol 30, No 4 (2022)
- Pages: 574-579
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/959
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-574-579
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов имеет важное значение не только для общества, но и для государства в целом [1]. По данным многочисленных исследований, посвященных изучаемой проблеме, отмечено, что в высших учебных заведениях ежегодно повышается число студентов с отклонениями в состоянии здоровья (до 65% студентов имеют хронические соматические заболевания) [2-4]. За последние 5 лет число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, увеличилось с 10 до 25% [5-7]. Также отмечено, что уровень физического развития и физической подготовленности студентов очень низкий, причем за период обучения в вузе эти показатели демонстрируют тенденцию к ухудшению [8-10]. Известно, что состояние здоровья человека характеризуется комплексом различных показателей [11-13]. Важнейшим аспектом при оценке состояния здоровья и морфофункционального статуса организма человека является уровень физического развития [14]. Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и условиями внешней среды [15]. Определено, что отклонения в физическом развитии сочетаются со снижением резервных возможностей и уровня физической работоспособности организма и являются маркерами ряда заболеваний [16-18]. Систематический мониторинг физического развития позволяет выявлять взаимосвязи между состоянием здоровья и функциональной готовностью организма к различным воздействиям внешней среды (условия жизни, характер и объем обучения, организации досуга и отдыха, физкультурно-спортивная деятельность) [19]. Таким образом, своевременная оценка физического развития студентов как важного критерия их здоровья необходима для ранней диагностики и прогнозирования основных профилей патологии с наибольшим риском развития отклонений от нормы, что позволит разработать профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение здоровья и обеспечение санитарно-гигиенического благополучия студенческой молодежи в образовательных учреждениях. Цель исследования - изучить показатели физического развития студентов медицинского университета и провести их сравнительную оценку. Материалы и методы В исследовании приняли участие 295 студентов (238 девушек и 57 юношей) обучавшихся в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ) на младших курсах в 2020 г. Средний возраст девушек составлял 19,17±0,94 года, юношей - 19,21±0,82 года. Проведена объективная оценка физического развития, включающая антропометрические измерения длины тела, массы тела, длины верхних конечностей (расстояние от акромиального отростка лопатки до конца третьего пальца), длины плеча (расстояние от акромиального отростка лопатки до локтевого отростка), длины предплечья (расстояние от локтевого отростка плечевой кости до шиловидного отростка локтевой кости), длины бедра (расстояние от большого вертела до щели коленного сустава), длины голени (расстояние от щели коленного сустава до наружной лодыжки), длины туловища (из высоты верхней грудной точки вычитали высоту лобковой точки), длины руки (из высоты плечевой точки вычитали высоту пальцевой точки), длины предплечья (из высоты лучевой точки вычитали высоту шиловидной точки), длины кисти (из высоты шиловидной точки вычитали высоту пальцевой точки), длины ноги (к высоте подвздошно-остистой точки прибавляли высоту лобковой точки и делили на 2), длины стопы, окружности головы, окружности грудной клетки, окружности запястья, окружности предплечья, окружности плеча, окружности талии, окружности бедер, окружности бедра и окружности голени. Программа исследования позволила рассчитать индекс массы тела (ИМТ) и индекс Пинье. С помощью факторного анализа и метода главных компонент установлены взаимосвязи показателей физического развития. Вращение факторов выполнено с помощью метода Varimax (минимизировалось число переменных с высокой факторной нагрузкой). Меру выборочной адекватности оценивали по методу Кайзера-Мейера-Олкина [20]. Статистический анализ изучаемых данных проведен с помощью программного обеспечения IBM SPSS Statistics 26 и StatTech 2.5.6. Результаты исследования По результатам исследования установлены гендерные различия в показателях физического развития студентов (табл. 1). Выявлено, что при сравнении средних величин показателей физического развития студентов в зависимости от пола практически все изучаемые критерии имели статистически значимые различия. Однако значимых различий в группах студентов не установлено при сопоставлении значений высоты верхнего отрезка, длины бедра, окружности бедер и окружности бедра. При сравнительном анализе показателей ИМТ студентов в зависимости от гендерных особенностей выявлены статистически значимые различия (p=0,026; табл. 2). Нормальная масса тела отмечена у большинства студентов. Недостаточная масса тела выявлена у 20,1% девушек и лишь у 5,3% юношей. Необходимо отметить, что предожирение и ожирение регистрировалось более чем у 10% студентов мужского и женского пола. При оценке показателей индекса Пинье были установлены статистически значимые различия (p<0,001; табл. 3). ps202204.4htm00268.jpg Установлено, что лишь 31,9% девушек и 42,1% юношей имеют среднее и хорошее телосложение. Слабое телосложение имеют 58,4% девушек и 33,3% юношей. Крепкое телосложение регистрировалось у 24,6% юношей и 9,7% девушек. На следующем этапе исследования для изучения взаимосвязей между изучаемыми показателями физического развития были выделены пять факторов, характеристики которых представлены в табл. 4. Вклад каждого фактора в суммарную дисперсию показателей физического развития студентов был разным: от 21,03% для первого компонента до 7,92% для пятого в порядке убывания. Общий накопленный вклад пяти компонентов в суммарную дисперсию составил 70,58%, исходя из чего можно сделать вывод о более чем половине изучаемых параметров, объясняемых отобранными факторами. Факторная сложность для каждой из исследуемых переменных (учитывались величины изменений показателей), позволяющая оценить корреляцию с отобранными компонентами, представлена в виде следующей матрицы, в которой наибольшие значения факторной сложности выделены жирным шрифтом (табл. 5). ps202204.4htm00270.jpg ps202204.4htm00272.jpg ps202204.4htm00274.jpg В первый компонент вошли значения окружности плеча в напряжении, окружности плеча в покое, окружности предплечья, окружности запястья и массы тела, что дает возможность определить его как «Компонент соотношения массы тела с окружностями верхней конечности (от плеча до запястья)». Ко второму фактору были отнесены показатели окружности бедер, окружности бедра, окружности талии, окружности голени и масса тела. Данный компонент был интерпретирован как «Компонент соотношения массы тела с окружностями талии, бедер, бедра и голени». Третий фактор объединял значения окружностей грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе и был определен как «Компонент окружностей грудной клетки». Четвертому фактору соответствовали значения длины руки, кисти и предплечья - «Компонент длины верхней конечности». Пятый компонент имел прямые корреляции значений массы тела с длиной тела и длиной бедра - «Компонент взаимосвязи массоростовых характеристик с длиной бедра». ps202204.4htm00276.jpg Возможность подобного вербального объяснения факторов свидетельствует о результативности проведенного факторного анализа. Исходя из значения меры выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина, составляющего 0,803, была установлена высокая адекватность применения факторного анализа к исследуемой выборке. При оценке распределения переменных с помощью критерия сферичности Бартлетта уровень значимости составил p<0,001 что свидетельствовало о высокой достоверности факторного анализа. Обсуждение Полученные в ходе исследования данные позволили объективно оценить особенности физического развития студентов ТГМУ. Установлено, что большинство изучаемых антропометрических показателей студентов мужского и женского пола имеют статистически значимые различия, что подтверждает закономерные гендерные различия студентов. Исследования последних лет показывают, что у юношей отмечается снижение физических кондиций, которое заключается в замещении мышечной ткани на жировую как лабильном соматическом компоненте [21, 22]. Юноши по сравнению с девушками более чувствительны к неблагоприятным экологическим, социально-экономическим и стрессовым факторам, что также является одной из причин повышения у них количества подкожного жира [23]. Полученные значения ИМТ для большинства студентов (80,7% юношей и 69,7% девушек) свидетельствуют об отсутствии значительных рисков для их здоровья. Однако остальным студентам следует внести изменения в свой образ жизни и обратить внимание на двигательную активность и рацион питания, поскольку не только избыточная масса тела, но и ее недостаток негативно влияют на здоровье человека [24, 25]. Сравнительная оценка индекса крепости телосложения студентов позволила установить, что недостаточное развитие скелетной мускулатуры, требующее коррекции, выявлено у 58,4% девушек и 33,3% юношей. С помощью факторного анализа были определены комплексы факторов, наиболее полно объясняющие взаимосвязи между критериями физического развития студентов. Уровень значимости составил p<0,001, что свидетельствовало о высокой достоверности факторного анализа. Заключение Систематический мониторинг физического развития студентов позволяет определить направленность разработки профилактических мер для сохранения и повышения здоровья, а учет данных в период обучения в вузе может положительным образом сказаться на их эффективности. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
V. A. Starkova
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Pacific State Medical University” of Minzdrav of Russia
A. V. Leonova
The Society with Limited Liability “VEL CLINIC”
A. A. Shestyora
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Pacific State Medical University” of Minzdrav of Russia; The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Pacific State University of Economics and Service”
Email: shestera81@mail.ru
P. F. Kiku
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Far-Eastern Federal University”
E. V. Kaerova
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Pacific State Medical University” of Minzdrav of Russia
V. V. Chumash
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Pacific State University of Economics and Service”
References
- Шестёра А. А., Кижунова В. Ю., Кику П. Ф., Кузьмина Т. Н., Стурова Е. В. Особенности состояния здоровья студентов высшего медицинского учебного заведения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(3):400-4. Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32526117/
- Кузнецов В. В., Кузина И. Г., Косилов К. В., Косилова Е. К., Байрамов Р., Смирнов Е. А. Корреляция параметров самооценки и объективного состояния здоровья у студентов старших курсов медицинских специальностей. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2018;(4):110-7. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36716944_96120126.pdf
- Журавлева И. В., Иванова Л. Ю., Ивахненко Г. А. Здоровье студентов: социологический анализ. М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М»; 2014. 272 с. doi: 10.12737/735. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=425620
- Бабина В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый. 2015;(11):572-5.
- Глыбочко П. В., Есауленко И. Э., Попова В. И., Петрова Т. Н. Здоровье студентов медицинских вузов России: Проблемы и пути их решения. Сеченовский вестник. 2017;2(28):4-11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-studentov-meditsinskih-vuzov-rossii-problemy-i-puti-ih-resheniya/viewer
- Кардангушева А. М., Шугушева З. А., Бекулова И. Х., Сантикова Л. В., Бекалдиева Н. М. Мониторинг отдельных показателей физического развития студентов Кабардино-Балкарского государственного университета (2011 г. и 2017 г.). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017;(3):36-9. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30575315
- Макаров А. В., Шубина М. В. Состояние здоровья студентов. Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020;32(1):77-9. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42684565
- Артеменков А. А. Оценка физического развития студентов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012;(3):19-21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-fizicheskogo-razvitiya-studentov
- Михайлова С. В., Кузмичев Ю. Г., Жулин Н. В., Хрычева Т. В. Региональные особенности физического развития студентов Нижегородской области. Современные научные исследования и инновации. 2016;(12):47-53. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/7530210
- Нефедовская Л. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. М.: Литтерра; 2007. 192 с.
- Грицина О. П., Транковская Л. В., Семанив Е. В., Лисецкая Е. А. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020;(3):19-24. doi: 10.34215/1609-1175-2020-3-19-24. Режим доступа: https://www.tmj-vgmu.ru/jour/article/view/485
- Шуматов В. Б., Крукович Е. В., Рассказова В. Н., Кузьмина Т. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в медицинском вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014;9(1):103-6. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5798 (дата обращения 05.02.2022).
- Lyndon M., Henning H., Alyami S., Krishna T.-C., Hill Y. The Impact of a Revised Curriculum on Academic Motivation, Burnout, and Quality of Life Among Medical Students. J. Med. Educ. Curric. Dev. 2017;4:1-8. doi: 10.1177/2382120517721901
- Шестёра А. А., Каерова Е. В., Кику П. Ф., Степанова И. С., Козина Е. А. Результаты сравнительного анализа физического развития медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования. 2019;(6). doi: 10.17513/spno.29401. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42405930 (дата обращения 05.02.2022).
- Шумилов О. Г., Казачек Т. М. Содержание и методики оценки физического развития. Методические рекомендации для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов медицинской академии. Кемерово: КемГМА; 2008. 21 с.
- Крукович Е. В. Физическое развитие подростков Приморского края. Тихоокеанский медицинский журнал. 2006;25(3):35-9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-razvitie-podrostkov-primorskogo-kraya/viewer
- Яцун С. М., Соколова И. А., Лунева Н. В. Физическое развитие как объективный показатель состояния здоровья обучающихся. Образовательный вестник «Сознание». 2017;19(2):26-30. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-razvitie-kak-obektivnyy-pokazatel-sostoyaniya-zdorovya-obuchayuschihsya/viewer
- Боева А. В., Лещенко Я. А. Характеристика физического развития и функциональных возможностей организма студентов. Сибирский медицинский журнал. 2009;88(5):97-100. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-fizicheskogo-razvitiya-i-funktsionalnyh-vozmozhnostey-organizma-studentov
- Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н. А. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. М.: Педиатръ; 2013. 192 с.
- Глянц С. Медико-биологическая статистика: Пер. с англ. М.: Практика; 1999. 580 с.
- Анищенко А. П., Архангельская А. Н., Гуревич К. Г., Дмитриева Е. А., Игнатов Н. Г., Рогозная Е. В. Особенности физического развития студентов вузов. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2016;(2):113-5. doi: 10.21626/vestnik/2016-2/21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-studentov-vuzov-1/viewer
- Синева И. М., Негашева М. А., Попов Ю. М. Сравнительный анализ уровня физического развития студентов разных городов России. Антропология. 2017;(4):17-27. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-urovnya-fizicheskogo-razvitiya-studentov-raznyh-gorodov-rossii
- Калюжный Е. А., Маслова В. Ю., Титова М., Маслова М. Реализация метода индексов для оценки физического развития студентов. Современные научные исследования и инновации. 2014;38(6-3):19. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/36255
- Yahia N., Wang D., Rapley M., Dey R. Assessment of weight status, dietary habits and beliefs, physical activity, and nutritional knowledge among university students. Perspect. Pub. Health. 2016.;136(4):231-44. Режим доступа: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1757913915609945
- Косовский Г. В. Индекс Кетле у студентов вузов. Образовательный вестник «Сознание». 2006;8(8):389. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/indeks-ketle-u-studentov-vuzov