The information support of inspection of medical organizations and management decision making

Abstract


In the contemporary complicated social economic conditions managerial decision-makings in health care are to consider specific characteristics of corresponding implementation in medical institutions. This is also true for informational support as a basis of adequate managerial decision-making. The purpose of the study is to investigate impact of medical institutions inspections on informational support of managerial decision-making. The expert survey of 32 health care administrators was carried out. This study proceeds previous ones concerning structure of managerial information sources dominated by results of inspections of medical institutions, completes them and presents new facts. The significant impact of implementation of inspection for acquiring information for further decision-making in medical institutions was established. The study results are a kind of link between inspections of medical institutions and subsequent managerial decision-makings and can be applied in health care administrators daily routine activity as well as for their professional training.

Full Text

Введение В современных сложных социально-экономических условиях принятие управленческих решений в медицинских организациях приобрело особую актуальность, так как от его успешности во многом зависят качество и эффективность оказания медицинской помощи населению. Действительно, руководители здравоохранения должны принимать обоснованные управленческие решения и добиваться их исполнения. Рассматриваемый процесс существенно затрудняется тем, что, как свидетельствует анализ литературы, специфические особенности его реализации в медицинских организациях исследованы недостаточно. Это в полной мере относится к ядру принятия управленческих решений - информационному обеспечению [1-5]. Данная работа является продолжением предыдущих исследований авторов, в которых, во-первых, установлена структура источников управленческой информации с преобладанием (63,2%) результатов проверок медицинских организаций [6], во-вторых, обоснованы элементы (и их составляющие) научного аппарата таких проверок - задачи, классификации, этапы осуществления, функции, система методов, сложность анализа различных объектов, планирование, проведение предварительного совещания, осуществление интегральной оценки и подведение итогов [7]. Однако анализ влияния элементов научного аппарата проверок на получение требуемой для принятия управленческих решений информации не проводился. Устранение данного пробела составило цель настоящей работы, которая заключается в исследовании влияния проверок медицинских организаций на информационное обеспечение принятия в них управленческих решений. Материалы и методы Проведен опрос 32 экспертов - руководителей здравоохранения Саратовской области, сертифицированных по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Критериями отбора послужили опыт управленческой деятельности (не менее 10 лет), компетентность (уровень совокупного коэффициента компетентности - среднее арифметическое самооценки теоретических знаний, практических навыков и способности к прогнозированию в области принятия управленческих решений - не менее 4,0 балла по привычной 5-балльной шкале) и согласованность мнений (коэффициент конкордации Кендалла >0,7, значимый) [8]. Эксперты трудились в медицинских организациях стационарного (43,8±8,8%) и амбулаторно-поликлинического (56,2±8,8%) профиля на должностях: главных врачей (начальников) медицинских организаций (18,8±6,9%), их заместителей (25,0±7,7%), заведующих (начальников) структурных подразделений (56,2±8,8%). Эксперты отвечали на вопросы авторской анкеты, имеющие отношение к определению значимости влияния элементов научного аппарата проверок медицинских организаций на получение информации для принятия управленческих решений. При этом использовалась 10-балльная шкала: 0-1 балл - не влияет, 2-4 балла - влияет, 5-7 баллов - большое влияние, 8-10 баллов - существенное влияние. Структура информации, полученной от каждого вида проверки, а также в зависимости от анализируемых объектов, оценивалась в процентах. Полученные результаты обработаны с помощью программы Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США). Проверка распределения значений вариационных рядов осуществлялась с помощью критериев Шапиро-Уилка и Колмогорова-Смирнова с поправкой на критерий Лиллиефорса. В зависимости от распределения данных (соответствие или нет биноминальной кривой Гаусса-Ньютона) для оценки достоверности различий использовался параметрический t-критерий Стьюдента или непараметрические методы (U-критерий Манна-Уитни, критерий Фридмана, критерий Краскела-Уоллиса). Результаты исследования Экспертами была оценена значимость реализации задач, стоящих перед проверками медицинских организаций, относительно получения информации для последующего принятия руководителями здравоохранения управленческих решений (рис. 1). Реализация всех стоящих перед проверками медицинских организаций задач существенно влияет на получение информации для последующего принятия руководителями здравоохранения управленческих решений, за исключением 7-й, которая имеет большое значение. При этом соответствующая значимость реализации 1-й и 2-й задач относительно наибольшая (р<0,05), а 4-й и 7-й - относительно ниже других (р<0,05). Определен удельный вес (структура) информации, полученной для последующего принятия руководителями медицинских организаций управленческих решений от каждого вида проверки (в соответствии с классификацией по признаку предназначения): экстренная (22,5±7,4%), профилактическая (18,6±6,9), контрольная (20,4±7,1), динамическая (15,5±6,4), повседневная (23±7,4%; р>0,05). Установлено, как влияет на получение управленческой информации реализация каждого из этапов проводимых проверок (рис. 2). Из данных, представленных на рис. 2, следует, что все этапы процесса проверок значимо влияют на получение руководителями медицинских организаций управленческой информации. При этом реализация первых четырех этапов «влияет существенно» (>7,0 балла), значимость влияния пятого этапа статистически значимо ниже (р≤0,05). Анализ значимости влияния реализации функций проверки деятельности медицинских организаций на получение информации для принятия руководителями медицинских организаций управленческих решений показал, что она превышает 7,0 балла, т. е. существенна. При этом наиболее значимо (р≤0,05) влияние прогностической, формирующе-развивающей и аналитической функций (8,35±0,14; 8,35±0,12 и 8,05±0,15 балла соответственно), относительно менее значимы оценочная, морально-психологической подготовки медицинского персонала, образовательная и воспитательная функции. Характеристика влияния методов, используемых при проверках медицинских организаций, на получение информации для последующего принятия управленческих решений представлена на рис. 3. При этом методы были структурированы в пять групп также относительно информации, но используемой для проведения самих проверок. Видно, что использование всех перечисленных групп методов проверки деятельности медицинских организаций имеет существенное значение для получения управленческой информации (>7,0 балла). Статистически достоверно наиболее значимо (р≤0,05) использование методов оценки достоверности информации. Определена структура информации, полученной для принятия управленческих решений, в зависимости от объектов, анализируемых в ходе проверок медицинских организаций. Исследованы объекты: управляемость, основные фонды, коечный фонд, финансовые расходы, медицинское оборудование, персонал, организационно-штатная структура, планирование (в том числе перевода с мирного на военное время), лечебно-диагностический процесс, профессиональная подготовка, производственный контроль, организация снабжения, состояние здоровья обеспечиваемого населения, учет и отчетность, среда (сочетание внутренних и внешних факторов и условий, способных повлиять на достижение целей организации). Наибольший удельный вес управленческой информации зафиксирован при анализе в ходе проверок управляемости, лечебно-диагностического процесса (по 10,1%; 1-2-е ранговое место) и среды медицинской организации (8,3%; 3-е ранговое место). Наименьший удельный вес у результатов анализа состояния планирования перевода с мирного на военное время (2,1%). Остальные объекты также вносят свой вклад в получение соответствующей информации: от 4,3% у организационно-штатной структуры медицинской организации до 7,4% у организации снабжения медицинским имуществом, потребности в модернизации и обновлении оборудования (распределение данных не соответствовало биноминальной кривой Гаусса-Ньютона, поэтому ошибки относительных величин не приводятся). Эксперты считали, что планирование проверок и проведение предварительного совещания с привлечением проверяемых также значимо влияют на получение управленческой информации (8,1±0,1 и 8,2±0,1 балла соответственно). По мнению опрошенных опытных руководителей здравоохранения, в контексте получения информации для принятия в медицинских организациях управленческих решений наиболее приемлемым вариантом интегральной оценки деятельности медицинских организаций по итогам проверок является вариант «с помощью научно обоснованного способа» (7,3 балла). Два других варианта: «на основании критериев, которые изложены в соответствующих руководящих документах», и «путем субъективной оценки проверяющими» - статистически значимо менее достоверны (6,4 и 5,6 балла соответственно; р<0,05, использовались непараметрические методы). Экспертам было предложено определить, как влияют различные варианты подведения итогов проводимых проверок на получение информации для последующего принятия руководителями медицинских организаций управленческих решений. По их мнению, наиболее значимым вариантом является «подведение итогов с привлечением всего персонала» (8,1 балла) против «только с привлечением руководства медицинской организации, которое в последующем доводит результаты до подчиненных» (7,3 балла) и «только с привлечением руководства» (4,6 балла; р<0,05, использовались непараметрические методы). Обсуждение Актуальность исследования влияния проверок медицинских организаций на последующее принятие в них управленческих решений не вызывает сомнений, поскольку наибольшая доля управленческой информации получается именно от их результатов [6]. Тем не менее такие исследования ранее не проводились. По-видимому, это связано с тем, что до последнего времени был недостаточно обоснован научный аппарат проверок медицинских организаций, в частности его элементы и их составляющие. Только после их целенаправленного исследования авторами [7] стало возможным проведение настоящей работы. В ходе ее выполнения установлена существенная значимость влияния составляющих каждого элемента научного аппарата проверок медицинских организаций на получение информации для последующего принятия управленческих решений. Эти данные имеют важное значение. Их учет и использование в практике проверок и повседневной деятельности медицинских организаций позволят ликвидировать некоторые лакуны в осмыслении и понимании рассматриваемого процесса - определено своеобразное связующее звено (мостик) между проверками и последующим принятием руководителями здравоохранения управленческих решений. При этом статистически значимо подтверждена целесообразность реализации контроля и надзора не ради самих проверок, а для улучшения деятельности медицинских организаций. Заключение Исследовано влияние проверок медицинских организаций на информационное обеспечение принятия в них управленческих решений. Полученные результаты могут быть использованы в практике повседневной деятельности руководителей здравоохранения и в процессе их профессиональной подготовки. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

N. G. Korshever

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The V. I. Razumovsky Saratov State Medical University” of Minzdrav of Russia

Email: korshever@bk.ru

S. N. Pomoshnikov

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The V. I. Razumovsky Saratov State Medical University” of Minzdrav of Russia


References

  1. Гончарова А. Б., Сергеева Е. И. Построение системы поддержки принятия решений в медицине. Интеграция наук. 2019;24(1):272-4.
  2. Кожевников А. А. Проблемно-ориентированная система информационного обеспечения принятия управленческих решений в сфере здравоохранения. В кн.: Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами». М.; 2019; Ч. 4. С. 18-24.
  3. Махатова А. Б. Влияние результатов оценки бремени болезней на принятие решения в процессе развития системы здравоохранения. В кн.: OPEN INNOVATION: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза; 2020. С. 110-2.
  4. Cleemput I., Devriese S., Kohn L., Westhovens R. A multi-criteria decision approach for ranking unmet needs in healthcare. Health Policy. 2018;122(8):878-84. doi: 10.1016/j.healthpol.2018.06.010
  5. Jackson Y., Janssen E., Fischer R., Beaverson K., Loftus J., Betteridge K., et al. The evolving role of patient preference studies in health-care decision-making, from clinical drug development to clinical care management. Expert Rev. Pharmacoecon. Outcomes Res. 2019;19(4):383-96. doi: 10.1080/14737167.2019.1612242
  6. Коршевер Н. Г., Помошников С. Н. Информационное обеспечение принятия управленческих решений в медицинских организациях. В кн.: Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы четвертого круглого стола с международным участием. М.; 2020. C. 199-203.
  7. Коршевер Н. Г., Цымбал Д. Е., Помошников С. Н. Проверка деятельности медицинских организаций: в развитие научного аппарата. Вестник Росздравнадзора. 2019;(5):51-9.
  8. Коршевер Н. Г., Помошников С. Н. Исследование управляемости медицинских организаций. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(6):1075-9. doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-6-1075-1079

Statistics

Views

Abstract - 6

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies