The actual issues of medical support and health protection of functionaries of various categories of custom agencies of The Russian Federation

Abstract


The social support of customs officials is one of the most important factors stimulating recruitment of qualified specialists in customs authorities and keeping qualified specialists in service. One of the main directions of development of social sphere of customs services in the Russian Federation is medical and sanitaria and health resort support of customs officials to protect their life and health. The priority development of social sphere of customs service of the Russian Federation is implementing by expanding network of departmental medical and sanitaria and health resort institutions in regional and large industrial centers through acquisition of new facilities and reconstruction and modernization of existing ones. The article considers categories of customs officials and procedure of applying medical and sanitaria and health resort measures. The official activity of each of categories of customs personnel is regulated by different Federal laws. Therefore, there are differences in standards of provision of social medical care and health protection.The results of analysis testify absence of separate normative legal document regulating provision of medical support of federal state civil employees. The medical insurance is guaranteed to all civil employees and these guarantees are fixed both in current legislation and contract in the form of essential condition. Therefore, right to health protection is provided mainly through compulsory medical insurance of citizens. It is proposed to develop and approve Federal law on provision of specialized types of medical insurance and an expanded list of medical services for state civil employees.

Full Text

Введение Федеральным законом № 58-ФЗ (п. 3 ст. 8) предусмотрена возможность учреждения в федеральных государственных органах должностей государственной службы различных видов: гражданской, военной и иной [1]. Таможенные органы России отнесены к числу федеральных органов исполнительной власти, и данная возможность для них предусмотрена. Согласно ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ [2], должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов. Служба сотрудников таможенных органов регламентируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» [2], служба федеральных государственных гражданских служащих - Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» [3]. К числу государственных гражданских служащих относятся не только госслужащие таможенных органов, но и служащие различных министерств и ведомств, например министерств юстиции, труда, здравоохранения, социального развития, службы судебных приставов, счетной палаты и др. Сотрудники таможенных органов в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» могут иметь следующие специальные звания, которые подразделяются на группы [2]: -младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы; -средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы; -старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы; -высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации. Должностные лица, относящиеся к государственной гражданской службе, в отличие от сотрудников таможенных органов: -не имеют специальных званий таможенной службы; -не принимают присягу сотрудника таможенной службы; -не имеют права на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств; -не имеют служебных удостоверений (сотрудников) и жетонов с личными номерами; -не проходят военно-врачебную экспертизу. Категории должностей государственной гражданской службы [3]: -руководители; -помощники (советники); -специалисты; -обеспечивающие специалисты. Группы должностей гражданской службы: -высшие должности гражданской службы; -главные должности гражданской службы; -ведущие должности гражданской службы; -старшие должности гражданской службы; -младшие должности гражданской службы. Ст. 11 Закона № 79-ФЗ учреждены следующие классные чины государственной гражданской службы: -секретарь государственной гражданской службы РФ; -референт государственной гражданской службы РФ; -советник государственной гражданской службы РФ; -государственный советник РФ; -действительный государственный советник РФ. Каждая из категорий личного состава регламентируется разными правовыми актами, в связи с чем существуют различия и в порядке приема и отбора на службу, и в порядке ее прохождения, и в порядке применения кадровых технологий, и в порядке предоставления социального медицинского обеспечения [4]. Объектом исследования данной научной работы стали порядок и условия предоставления социального медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха должностным лицам таможенных органов России. Целью данной работы явился анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и условия предоставления социального медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха должностным лицам таможенных органов России в разрезе категорий. Социальное обеспечение должностных лиц таможенных органов является одним из важнейших факторов, стимулирующих привлечение для работы в таможенных органах и сохранение на службе квалифицированных специалистов. В Распоряжении Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [5] (далее - Стратегия) особое внимание уделено развитию основных направлений социальной сферы. В разработанной Стратегии учитываются результаты реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. [6], Комплексной программы развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 г. [7] и плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 г. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. содержала 11 основных направлений развития, утвержденных для Федеральной таможенной службы (ФТС) России, степень реализации которых определялась целевыми индикаторами, прописанными для каждого из них. Целевым ориентиром развития социальной сферы таможенной службы Российской Федерации было определено обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, предоставление им социальных гарантий, а также улучшение их жилищных условий и материального обеспечения. Целевыми индикаторами направления развития социальной сферы были указаны: - количество должностных лиц таможенных органов, членов их семей, а также других граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в ведомственных санаторно-курортных учреждениях, ежегодно проходящих санаторно-курортное лечение и оздоровление (от 8741 человека в 2012 г. до 10 871 человека к 2020 г.); - суммарная мощность поликлиник ФТС (от 800 посещений в день в 2013 г. до 1425 к 2020 г.). Согласно действующей Стратегии до 2030 г., развитие социальной сферы таможенной службы Российской Федерации и повышение уровня социальной защищенности должностных лиц таможенных органов определены в целевом ориентире под номером 17. Также сказано, что важной составляющей в развитии таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. является выполнение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы тылового и социального обеспечения таможенных органов и развитие таможенной инфраструктуры. Одной из основных целей данного направления является реализация прав должностных лиц таможенных органов и иных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на социальное обеспечение, в том числе на жилищное, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых. При этом в качестве одной из основных задач выделено повышение доступности, качества и безопасности медицинских и санаторно-курортных услуг, оказываемых ведомственными медицинскими и санаторно-курортными учреждениями, обеспечение комплексного подхода к профилактике, выявлению, лечению заболеваний и проведению реабилитационных мероприятий. При этом Стратегия не разделяет должностных лиц таможенных органов по категориям, при том что применение норм социального обеспечения регламентируется для них разными нормативно-правовыми и законодательными актами. В настоящий момент основными документами, регламентирующими предоставление медицинских и санитарно-курортных услуг должностным лицам таможенных органов, являются: -Приказ ФТС России от 27.10.2020 № 939 «Об утверждении Порядка приобретения путевок в медицинские организации (санаторно-курортные организации) (за исключением медицинских организаций (санаторно-курортных организаций), находящихся в ведении ФТС России) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и отдельным категориям граждан, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации»; -Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2019 № 491 «О порядке медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или Министерства внутренних дел Российской Федерации»; -Приказ ФТС России от 24.10.2017 № 1691 «Об организации работы медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования»; -Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»; -Приказ ФТС России от 23.04.2013 № 792 (и изменения к нему) «О санаторно-отборочных комиссиях таможенных органов Российской Федерации»; -Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 320 «О порядке предоставления бесплатных путевок в медицинские организации (санаторно-курортные организации) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, а также отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; -Приказ ФТС России от 21.02.2013 № 322 «Об утверждении стоимости путевки и размера платы за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в лечебно-профилактических учреждениях, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России»; -Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; -Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»; -Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»; -Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Как видно из представленного перечня, отдельного нормативно-правового документа, регламентирующего предоставление медицинских и санаторно-курортных услуг для федеральных государственных гражданских служащих не предусмотрено. Материалы и методы При проведении исследования в области рассматриваемой авторами проблематики был выполнен анализ научных литературных источников, а также нормативно-правовых документов. Применялись методы изучения и обобщения, а также аналитический. Результаты исследования Социальным обеспечением должностных лиц таможенных органов (а также членов их семей), работников и пенсионеров в системе таможенных органов занимаются тыловые подразделения: Главное управление тылового обеспечения ФТС России, тыловые службы региональных таможенных управлений и тыловые отделы таможен, а также тыловые таможенные посты (Сибирский, Приокский и Приволжский). В ФТС, в региональных таможенных управлениях (РТУ), а в отдельных случаях - в таможнях создаются подразделения социального развития и медицинского обеспечения. Кроме того, в структуре многих таможенных органов, в Российской таможенной академии и ее филиалах функционируют врачебные здравпункты. Остановимся на двух направлениях развития социальной сферы таможенной службы Российской Федерации: медицинском и санаторно-курортном [8], которые напрямую связаны с вопросами охраны жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов. Медицинское обслуживание в системе таможенных органов осуществляется как в ведомственных медицинских учреждениях (Центральный клинический госпиталь и Центральная поликлиника ФТС России, поликлиники № 1-4) и здравпунктах, так и путем заключения прямых договоров между таможенным органом и учреждением государственной и муниципальной систем здравоохранения в регионах. Говоря о санаторно-курортной базе ФТС России, стоит заметить, что за последние 30 лет была проделана большая работа по ее расширению. Если в начале 1990-х годов к ведению таможенных органов относились только санаторий «Победа» и пансионат «Белое солнце» (в которых ежегодно отдыхало до 4 тыс. человек), то в настоящее время в подведомственные ФТС санаторно-курортные учреждения включены еще два санатория и четыре филиала. С 2011 г. у всех учреждений, находящихся в ведении ФТС, была изменена организационно-правовая форма. С этого времени они являются государственными казенными учреждениями. За последние 10 лет проведена большая работа по реконструкции, ремонту и оснащению передаваемых в ведение таможенных органов санаториев и пансионатов, а именно: -строительство лечебно-диагностического корпуса с бальнеологическим отделением и плавательным бассейном санатория «Электроника»; -строительство санатория «Пестово»; -строительство ведомственной поликлиники в Санкт-Петербурге; -строительство приморского корпуса санатория «Победа»; -строительство ведомственной поликлиники в Санкт-Петербурге; -капитальный ремонт филиала санатория «Победа» - «Лесная сказка»; -строительство нового лечебно-оздоровительного корпуса филиала санатория «Победа» - «Лесная сказка»; -капитальный ремонт помещений филиала санатория «Победа» в Республике Крым - «Ясная поляна»; -реконструкция Центрального клинического госпиталя и строительство нового лечебного корпуса; -учреждение четырех ведомственных поликлиник и их оснащение; -переоснащение новой высокоэффективной медицинской аппаратурой санаториев «Электроника» и «Победа». ps202203.4htm00027.jpg Количество ведомственных медицинских и санаторно-курортных учреждений ФТС представлено в табл. 1. С 15 апреля 2020 г. в структуре центрального аппарата ФТС России создано Медицинское управление. Положение о Медицинском управлении утверждено приказом ФТС России от 31.08.2020 № 745. Рассмотрим порядок медицинского обеспечения должностных лиц таможенных органов по категориям (сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих). Согласно постановлению Правительства РФ от 24.04.2019 № 491 [10], для одной из категорий должностных лиц таможенных органов, а именно сотрудников (114-ФЗ), а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, установлены правила медицинского обеспечения. Так, согласно правилам медицинского обеспечения, сотрудникам (проходящим службу), уволенным со службы (с правом на пенсию и имеющим стаж службы - выслугу лет - в таможенных органах 20 лет и более) и лицам, ставшим инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, оказываются следующие услуги в медицинских организациях ФТС: -бесплатная медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов); -бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером); -бесплатное обеспечение медицинскими изделиями. Также обозначено, что при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций ФТС либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением в соответствии с законодательством Российской Федерации расходов на оказание медицинской помощи этим медицинским организациям ФТС. Согласно Правилам медицинского обеспечения членов семей сотрудников и лиц, находящихся на иждивении таких сотрудников, определен порядок, осуществляемый в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) и в установленных законодательством Российской Федерации об ОМС случаях. Медицинское обеспечение также осуществляется в медицинских организациях ФТС. Кроме того, сказано, что при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях такие лица обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения за плату по розничным ценам, кроме случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации плата не взимается. Кроме того, согласно ст. 10 283-ФЗ, за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, сохраняется право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) указанного органа за плату в размере 25% стоимости путевки. В случае если сотруднику или гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющему стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более в календарном исчислении, не может быть предоставлена путевка на лечение в медицинской организации (санаторно-курортной организации) уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с направлением медицинской организации указанного федерального органа, такому сотруднику или гражданину Российской Федерации в порядке, определенном руководителем ФТС, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета может быть приобретена путевка в иную медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) соответствующего профиля. Переходя к рассмотрению медицинского обеспечения государственных гражданских служащих таможенных органов и при отсутствии отдельного ФЗ, регламентирующего данный процесс, рассмотрим 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» [3] по исследуемому вопросу. Согласно п. 16 ч. 1 ст. 14 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на медицинское страхование в соответствии с указанным законом и Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. Согласно п. 4 ч. 3 ст. 24 79-ФЗ, существенными условиями служебного контракта являются виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования. Согласно ч. 1 ст. 52 79-ФЗ, для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных Законом о госслужбе и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются: -медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет; -обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь. Согласно ч. 10 ст. 71 79-ФЗ, условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с Законом о госслужбе гражданскими служащими, и членов их семей, в том числе после выхода государственных служащих на пенсию за выслугу лет, сохраняются до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. Медицинское страхование государственных гражданских служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [11], в соответствии с которым застрахованные лица имеют право на: -бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая; -выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами ОМС; -замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства; -выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС в соответствии с законодательством РФ; -выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации; -получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи; -защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере ОМС; -возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ; -возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ; -защиту прав и законных интересов в сфере ОМС. ps202203.4htm00029.jpg Согласно сведениям, представленным в ежегодном справочнике ФТС [9], в 2020 г. врачи ведомственных медицинских организаций обслужили 308 тыс. посещений должностных лиц таможенных органов, пенсионеров таможенной службы и членов их семей (в 2019 г. - 346 тыс. посещений). Получили специализированную медицинскую помощь на базе Центрального клинического госпиталя ФТС России в стационарных условиях 1332 пациента, что на 55,8% ниже уровня 2019 г. (3011). Данное снижение объясняется сокращением количества коек со 105 до 66 (в том числе 11 коек развернуто в обсервационном отделении), вызванном необходимостью соблюдения дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) требований Роспотребнадзора по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. Внесены изменения в Отраслевое соглашение между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной таможенной службой на 2020-2022 гг. (далее - Отраслевое соглашение), касающееся обеспечения отдельных категорий лиц путевками в лечебно-оздоровительные учреждения ФТС. В 2020 г. в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой почти на 4 мес была приостановлена деятельность санаторно-курортных организаций ФТС России: санатория «Победа» ФТС России (г. Сочи), санатория «Электроника» ФТС России (г. Кисловодск), пансионата «Белое солнце» ФТС России (г. Зеленогорск, Ленинградская область) и его филиалов, расположенных в Республике Крым, Республике Адыгея и г. Светлогорске Калининградской области. Во всех санаторно-курортных организациях, вновь открытых на прием отдыхающих с 1 июля 2020 г., были проведены необходимые подготовительные мероприятия, направленные на организацию деятельности в условиях сохранения риска распространения коронавирусной инфекции. Всего в 2020 г. санаторно-курортным лечением и оздоровительным отдыхом в ведомственных здравницах было обеспечено 6335 должностных лиц таможенных органов, пенсионеров таможенной службы и членов их семей (в 2019 г. - 11 022). Такая значительная разница обусловлена распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. Кроме того, статистические данные, представленные в открытом доступе на официальном сайте ФТС, в частности по исследуемому вопросу, не разделяют количество должностных лиц (прошедших медицинское обслуживание и обеспеченных санаторно-курортным лечением) на категории (сотрудников и государственных гражданских служащих). Обсуждение Проведенное исследование показало, что медицинское обеспечение сотрудников таможенных органов четко регламентировано (114-ФЗ). Порядок направления на отдых и оплаты путевок на санаторно-курортное лечение также предусматривает регламентированный порядок его предоставления. Медицинское обеспечение государственных гражданских служащих не имеет четкой регламентации. Из представленных положений следует, что всем госслужащим гарантировано медицинское страхование и эти гарантии закреплены как в ФЗ-79, так и в контракте в виде существенного условия. Таким образом, государственный гражданский служащий должен получать медицинскую помощь в рамках страховой медицины по страховому полису в медицинской организации, с которой заключен трехсторонний договор медицинского обслуживания госслужащих, подписанный: страховщиком - страховой компанией, страхователем - государством (в лице таможенного органа), исполнителем медицинских услуг - медицинской организацией, а выгодоприобретателем (получателем медицинских услуг) является государственный гражданский служащий таможенных органов. Заключение Исследование позволяет заключить, что в настоящее время порядок медицинского обеспечения государственных гражданских служащих требует регламентации, а именно - подготовки и принятия отдельного Федерального закона. Ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья. Сегодня в России данное право обеспечивается в основном посредством ОМС граждан. При этом государственные гражданские служащие являются частью гражданского общества и конституционно значимой категорией населения в связи с наличием широкого перечня обязанностей и наложением запретов и ограничений при прохождении государственной службы. В связи с этим кажется целесообразным уделить особое внимание охране здоровья данной категории граждан путем принятия и применения к ним специализированных видов медицинского страхования и расширенного перечня медицинских услуг. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

V. V. Tonkonog

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Marine University”

Email: vikatonkonog79@mail.ru

T. V. Golovan

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Marine University”


Yu. A. Arestova

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Marine University”


References

  1. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Принят Государственной Думой 25.04.2003 года. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 11.03.2022).
  2. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15264/ (дата обращения 11.03.2022).
  3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 11.03.2022).
  4. Тонконог В. В., Ананченкова П. И., Филатова Е. В., Конфино К. В. Основы социального обеспечения персонала в органах федеральной таможенной службы: учебное пособие. Москва-Берлин: Директ-Медиа; 2018. 186 с.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Гарант. Режим доступа: https://base.garant.ru/74178959/(дата обращения 03.03.2022).
  6. Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/be041cf96610ece2b2967127b8443a06d4a1d2df/ (дата обращения 03.03.2022).
  7. Комплексная программа развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 года. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/kompleksnaya_programma_razvitiya_fts_rossii_na_period_do_2020_goda/ (дата обращения 03.03.2022).
  8. Отчетность и результат деятельности. Официальный сайт ФТС. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results (дата обращения 12.03.2022).
  9. Ежегодный сборник «Таможенная службы Российской Федерации». Официальный сайт ФТС. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 12.03.2022).
  10. Постановление Правительства РФ от 24.04.2019 № 491. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323505/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения 12.03.2022).
  11. Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения 12.03.2022).
  12. Охрана здоровья государственных служащих посредством медицинского и обязательного государственного страхования. Научная сеть «Современное право». Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/(дата обращения 13.03.2022).
  13. Медицинский научно-практический портал. Режим доступа: https://www.lvrach.ru/foreign_articles (дата обращения 11.03.2022).
  14. Открытые зарубежные ресурсы по медицине и смежным дисциплинам. Режим доступа: https://www.hfrus.com/open-resource (дата обращения 11.03.2022).

Statistics

Views

Abstract - 136

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies