The methodology of complex social hygienic investigation of various groups of population and families (In memoriam of professor O. V. Grinina)

Abstract


The article expounds main principal positions of professor O. V. Grinina scientific educational methodological school of social hygienic investigations of health of population and family. The methodological analysis of scientific works of professor O. V. Grinina and her disciples was implemented to demonstrate key positions and results of studies constituting scientific school of program methodological basics of complex social hygienic studies of population health, health care and conditions of life of families.The purpose of publication is to characterize indications of the school of complex social hygienic investigations of priority population groups and families. These issues are covered by thematic fundamental works substantiating patterns of formation and estimation of health of families, program methodological issues of complex medical social studies of family and its individual members, availability of large group за disciples developing priority issues of investigation of population health at the level of family and organization of medical care based on the principles of per family observations, general (family) medical practice.The results are demonstrated and patterns are established containing in implemented complex social hygienic per family studies of various population groups, women, children and families in 1970s-1990s. The methodological significance of valid family-focused technologies in new social economic conditions of development of society and health care and principles of curative preventive activities in conditions of mandatory medical insurance are demonstrated.The professor O. V. Grinina substantiated and developed program of medical social characteristic of family. its sections and methodology of long-term continuous monitoring of family. She also determined characteristics of health of family as a group patient, principles of work of out-patient physicians with families directly at the polyclinic district.

Full Text

В основу статьи положены труды проф. О. В. Грининой и ее учеников и содержащиеся в них оценки закономерностей и программ социально-гигиенических исследований приоритетных групп населения и семей. Применены такие методы научного исследования, как сравнительный анализ, логические оценки, анализ причинно-следственных связей, контент-анализ, научное обобщение. В марте 2016 г. в Российском университете дружбы народов (РУДН) состоялась научно-практическая конференция в ознаменование 90-летнего юбилея доктора медицинских наук профессора О. В. Грининой. К участникам конференции Ольга Васильевна обратилась с теплым личным посланием, в котором обозначила важные исторические вехи развития медико-социальных исследований. Через короткое время Ольги Васильевны Грининой не стало - она ушла из жизни, оставив нам свои труды, подготовленных специалистов и светлую память. Важно вспомнить и оценить научные, методологические основы и приоритеты комплексных социально-гигиенических исследований, развитых О. В. Грининой, применительно к настоящей социально-экономической ситуации в стране. Всесторонний сравнительный анализ позволяет не только оценить полученные результаты и выводы, обобщения, но и понять научную значимость сделанного для продвижения вперед на более совершенной основе, новые условия жизни и труда, новые потребности населения, новое здравоохранение, основанное на принципах иного порядка, чем «бесплатность, общедоступность, государственность». Ощущается необходимость корректировки методологических основ социально-гигиенических и медико-социальных исследований применительно к актуальным условиям. Следует отметить, что в области научных исследований общественного здоровья и здравоохранения сложилась неоднозначная ситуация, которая характеризуется потерей традиционного качества социально-гигиенических исследований, упрощением и некорректным применением методик, сужением внимания к исследованиям здоровья и условий жизни различных групп населения, недостатком обоснования закономерностей формирования здоровья населения в связи с новыми социально-экономическими условиями, кардинально изменившимися принципами здравоохранения. Это привело к сложившимся негативным оценкам диссертационных исследований по специальности «общественное здоровье и здравоохранение» со стороны ВАК РФ [1]. Ситуация свидетельствует об утрате в современных научных исследованиях традиций и методологии отечественной социально-гигиенической школы, всесторонне разработанных такими профессионалами своего дела, как Г. А. Баткис, А. Ф. Серенко, О. П. Щепин, Ю. П. Лисицын, О. В. Гринина. В трудах О. В. Грининой и ее учеников представлены результаты научных исследований, составляющих научную школу программно-методических основ комплексных социально-гигиенических исследований здоровья населения, здравоохранения и условий жизни. Представлены методические основы комплексных социально-гигиенических исследований различных возрастно-половых и социальных групп населения и семей для доказательства формирования многосторонних связей между здоровьем, условиями жизни и здравоохранением. Основные научные идеи, гипотезы и доказательства изложены О. В. Грининой в ее фундаментальной докторской диссертации «Комплексные социально-гигиеническое исследования различных групп населения СССР: развитие, методики, опыт» (1970). Впервые в отечественной социально-гигиенической школе были научно обоснованы такие четкие критерии комплексных социально-гигиенических исследований, как предмет и объект исследований, этапы, единицы исследований и обоснованные объемы наблюдений, формулировка полученных практически значимых результатов, критерии внедрения в практическое здравоохранение. Рассмотренные О. В. Грининой научные приоритеты и направления социально-гигиенических исследований стали темами диссертационных исследований в различных регионах бывшего СССР. Более двух десятков кандидатских и докторских диссертаций выполнены под научным руководством О. В. Грининой по важнейшим для 1970-1990-х годов социально-гигиеническим проблемам различных возрастно-половых и социальных групп населения: женщин, детей, рабочих, студентов, семей. Свое 60-летие (в 1976 г.) проф. О. В. Гринина встретила в Университете дружбы народов (УДН) им. П. Лумумбы (ныне - РУДН) в должности заведующей кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения, имея значительный опыт исследования проблем здоровья семьи, который отмечен в специальной статье в центральном журнале «Советское здравоохранение» [2]. 80-летний юбилей О. В. Грининой отмечен конференцией заведующих профильных кафедр бывшего СССР на базе УДН им. П. Лумумбы (2006). В ходе конференции впервые была обсуждена тема Болонского процесса в отечественной высшей медицинской школе, проблемы преподавания общественного здоровья и здравоохранения для иностранных студентов на английском языке. Трудовой научный и педагогический путь О. В. Гринина начала во II ММИ им. Н. И. Пирогова: здесь она училась в 1943-1948 гг. на лечебном факультете, в 1948-1951 гг. - в аспирантуре, в 1951-1956 гг. работала ассистентом, а в 1956-1972 гг. - доцентом профильной кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения. С 1975 г. О. В. Гринина заведовала кафедрой социальной гигиены (медицины) и организации здравоохранения в УДН им. П. Лумумбы. Большой объем работы проведен О. В. Грининой в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, где она была членом диссертационного совета института, председателем Всесоюзной проблемной комиссии по социальной гигиене и организации здравоохранения. Она вела большую работу по совершенствованию программно-методических основ профильной науки совместно с такими корифеями социал-гигиенической науки, как А. Ф. Серенко, О. П. Щепин, В. К. Овчаров, Б. Д. Петров. В учебно-методических пособиях О. В. Грининой в период работы на профильной кафедре бывшего II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова в 1960-1970-е годы впервые представлены авторские разделы по исследованиям семьи. Первая научная разработка по медико-социальным характеристикам семьи представлена во Всесоюзном профильном журнале «Советское здравоохранение» (1968), где впервые представлены учебные методики и исследования семьи студентами, перечень ключевых вопросов при ежемесячном посещении семьи. По существу, это были научно обоснованные разработки, впоследствии широко используемые профильными кафедрами, по методике ежемесячных посещений семьи студентами по специальной программе: медико-биологической и социально-гигиенической характеристики семьи [3]. Посемейные исследования составляют приоритетный научно-методический базис О. В. Грининой, смысл ее научной жизни. Ею разработаны и обоснованы принципы, программы и методики социально-гигиенических исследований семьи, подготовлены ученики, в исследованиях которых получают развитие вопросы здоровья семьи и ее членов, организации медицинской помощи на принципах посемейных наблюдений и др. О. В. Гринина разработала и представила программу и методику медико-социального исследования семьи. Впервые в высшей отечественной научно-методической медицинской школе обоснован метод посемейного наблюдения путем ведения записей и дневников, посещений семей на дому студентами. В предложенной методике монографического описания семьи были очерчены контуры программы медико-социальной характеристики семьи и методики длительного непрерывного наблюдения за семьей [4]. Продолжила научные идеи О. В. Грининой во II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова (в настоящее время - РНИМУ им. Н. И. Пирогова) профессор, член-корреспондент РАН Н. В. Полунина. Под ее руководством защищены насколько десятков диссертаций, в которых развиты методические и методологические основы комплексных социально-гигиенических исследований различных групп населения. На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения УДН им. П. Лумумбы на основании этих фундаментальных методических рекомендаций проф. Д. И. Кича составлены рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы по программе медико-социального наблюдения за семьей. Методика включает специальную анкету для главы семьи и карту выкопировки данных из медицинской документации на всех ее членов. На основании реестра семей по терапевтическим участкам поликлиники студенты старших курсов получали адреса 5-10 семей и посещали их на дому, заполняя анкеты, давая рекомендации [5]. Международное признание методология и методики комплексных социально-гигиенических исследований семьи, разработанные проф. О. В. Грининой, получили еще в 1977 г., когда в журнале ВОЗ «Sante publique» появилась ее авторская статья, где впервые представлены основы характеристики потребностей семьи и цикл здоровья семьи. Обоснованный О. В. Грининой цикл здоровья семьи стал общепринятой принципиальной закономерностью формирования здоровья общества: «Здоровая семья - здоровые родители - здоровые дети - здоровая молодежь - здоровые родители - здоровая семья» [6]. В значительной мере методики и программы посемейных исследований были обобщены О. В. Грининой в учебном пособии «Методы и методики социально-гигиенических исследований», в котором представлены примеры программ и методик изучения здоровья различных групп населения, женщин, детей и семей: многодетные семьи, семьи с детьми одного года, семьи с детьми с повышенной массой тела, студенческие семьи, семьи различных социальных групп, семьи с детьми-инвалидами [7]. Обобщающие материалы теории здоровья семьи представлены проф. О. В. Грининой в отдельной главе международной монографии ВОЗ «Health and family life cycle» (1982), в которой впервые показаны стадии развития семьи: от создания, через эволюцию, до исчезновения [8]. Принципиальные заключения, вытекающие из стадий развития, состоят в том, что на каждой стадии семья испытывает специфические медико-социальные, экономические и психологические потребности. Закономерности взаимосвязей стадий, функций и потребностей семьи в медико-социальной помощи в ходе многолетних исследований были обоснованы и развиты в докторской диссертации проф. Д. И. Кича1. Получив опыт работы в ВОЗ, Д. И. Кича, ученик О. В. Грининой, подготовил углубленные разработки по изучению проблем охраны здоровья и потребностей семьи в медико-социальной помощи. Потребности семьи были дифференцированы на специальные группы: потребности в лечебно-профилактической помощи, потребности и условия для реализации здорового образа жизни, социальные потребности, а также впервые изложены подходы к индексам оценок здоровья семьи в рамках диспансеризации и медико-социального наблюдения за семьей в условиях поликлиники [9, 10] 24. Признание научной методологии О. В. Грининой социально-гигиенического исследования проблем здоровья семьи позволило разработать на федеральном уровне соответствующую отраслевую программу. В ней дифференцированы и конкретизированы такие разделы, как социально-демографическая характеристика семьи, социально-гигиеническая характеристика семьи, медико-биологическая характеристика семьи, материально-экономическая характеристика семьи, психо-социологическая характеристика семьи. Эта структура социально-гигиенических исследований семей широко используется и в настоящее время в многих современных научных исследованиях и учебных пособиях [11]. В докторской диссертации профессора доктора медицинских наук Д. И. Кича рассмотрена проблема научного обоснования комплексной программы медико-социальной оценки здоровья и потребностей семьи как пациента службы первичной медико-санитарной помощи с акцентом на развитие методов и методологии комплексных медико-социальных исследований семьи в условиях семейной медицины. По гипотезам О. В. Грининой, семья рассмотрена как объект наблюдения и как пациент первичной медико-санитарной службы, что было своевременно в связи с введением в организацию здравоохранения принципов врачебной общей практики (семейного врача). После отхода Ольги Васильевны от систематической научной и учебной работы, ее методология была положена в основу организации посемейных исследований, наиболее масштабные из которых были осуществлены и продолжаются в РУДН под руководством профессора Д. И. Кича, ММА/Первом МГМУ им. И. М. Сеченова под руководством профессора академика РАМН И. Н. Денисова, II МОЛГМИ/РНИМУ им. Н. И. Пирогова под руководством профессора, члена-корренспондента РАМН Н. В. Полуниной, Северо-Западном ГМУ им. И. И. Мечникова под руководством профессора В. С. Лучкевича, Санкт-Петербургском педиатрическом университете под руководством профессора В. К. Юрьева, Рязанском государственном медицинском университете под руководством профессора О. Е. Коновалова, Первом Санкт-Петербургском медицинском университете им. И. П. Павлова под руководством профессора Н. И. Вишнякова, Ивановском НИИ охраны материнства и детства под руководством профессора Т. П. Васильевой. Следует подчеркнуть, что длительное время программно-методические научные разработки, предложенные О. В. Грининой, были предметом исследований при жизни соратника О. В. Грининой академика РАМН Ю. П. Лисицына, руководившего профильной кафедрой бывшего II МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, а впоследствии продолжены и углублены проф. Н. В. Полуниной, Н. А. Фроловой, В. Л. Красненковым, В. А. Миняевым, Г. И. Мендриной, В. И. Долгинцевым, Н. Г. Веселовым, Б. А. Войцеховичем и др. в разных регионах бывшего СССР. Фактор научной методологии посемейных исследований О. В. Грининой прослеживается и закрепляется в научно-исследовательских тематических трудах, выполненных в 1980-1990-е годы по развитию методик, программ, выявлению закономерностей здоровья семьи Н. В. Полуниной (Москва), Л. В. Солохиной (Хабаровск), В. Г. Бегиевым (Якутия), Т. П. Васильевой (Иваново), В. М. Ивойловым (Кемерово), О. Е. Коноваловым (Рязань), Н. И. Вишняковым, В. И. Орел, В. К. Юрьевым, В. С. Лучкевичем (Санкт-Петербург), А. А. Модестовым (Красноярск), С. М. Степановой (Москва), А. В. Фоминой (Москва). Продолжены комплексные исследования различных групп населения, женщин, детей и семей в новых социально-экономических условиях развития общества и здравоохранения, принципов лечебно-профилактической помощи в условиях обязательного медицинского страхования. В новых социально-экономических условиях развиты посемейные исследования в диссертациях под руководством учеников и последователей О. В. Грининой: И. В. Калмыковой, Т. В. Ляпуновой, Н. Н. Федотовой, М. В. Худайбергеновой, (Москва), А. Р. Белявского (Ханты-Мансийск), М. В. Горбунова (Ульяновск). Модель родовспоможения в здравоохранении Тюменской области на основе семейно-ориентированной технологии, предложенная в докторской диссертации Н. С. Брынза (Тюмень; консультант Д. И. Кича), составила новую концепцию практически ориентированного подхода к семье как пациенту службы охраны материнства и детства. В своей методологии проф. О. В. Гринина придавала первостепенное значение изучению объемов, динамики и структуры потребляемой медицинской помощи в категориях медицинских услуг взрослым, пожилым, детям, работающим группам населения, семьям. Эти вопросы имеют большое значение для принятия решений по организации медицинской помощи, оценке финансовых затрат в рамках посемейного подхода. Эти аспекты развиты и развиваются руководителями и сотрудниками в виде целевых исследований экономически активных групп населения академиком В. И. Стародубовым, академиком О. П. Щепиным, членом-корреспондентом РАН В. О. Щепиным, профессорами А. Л. Линденбратеном, Т. М. Максимовой, Л. Е. Сырцовой, И. П. Артюховым. В век «эпидемической» структуры заболеваемости неинфекционными болезнями важно учитывать семейный характер возникновения и формирования хронических неспецифических болезней. Известно, что хронизация заболеваний зависит и от врача, и от семьи. Наряду с вниманием к управлению качеством медицинской помощи, контролем качества медицинской помощи со стороны системы ОМС, врачебной экспертизой качества медицинской помощи, требует пристального внимания исследование закономерностей формирования хронических заболеваний в семье, привлечение семьи к предупреждению хронизации заболеваний с учетом стадии развития семьи и семейной структуры. Развивая методологические подходы О. В. Грининой к посемейным исследованиям, современные ученые уделяют внимание медицинской функции семьи, проводят разработки профилактической функции семьи, обращаются к понятиям интеграции медицинской помощи семьям с хроническими заболеваниями [12, 13]. Заключение Научная методология профессора О. В. Грининой характеризуется наличием тематических фундаментальных трудов, в которых обоснованы закономерности формирования и оценок здоровья семьи, программно-методические вопросы комплексных медико-социальных исследований семьи и отдельных ее членов, наличием большой группы учеников-последователей, развивающих приоритетные вопросы заболеваемости на уровне семьи, и организации медицинской помощи на принципах посемейных наблюдений, общеврачебной (семейной) практики. Трудно отметить в одной статье всех ученых, внесших вклад в создание научной учебно-методической школы О. В. Грининой, но все они знают о своей причастности и успешно продолжают это научное направление применительно к современным условиям: мы с благодарностью и уважением обращаемся к Вам, уважаемые коллеги и друзья. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

D. I. Kicha

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Peoples’ Friendship University of Russia”


V. S. Nechaev

The Federal State Budget Scientific Institution “The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health”

Email: vn52@yandex.ru

S. M. Stepanova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Peoples’ Friendship University of Russia”


References

  1. Кича Д. И., Фомина А. В., Баткаев Э. А., Пачгин И. В. Комментарии к методическим основам выполнения диссертационных исследований. Вестник последипломного медицинского образования. 2015;(3):10-4.
  2. Ольга Васильевна Гринина. Советское здравоохранение. 1986; (4):76-7.
  3. Гринина О. В. Медико-социальная характеристика семьи. Советское здравоохранение. 1968;(12):45-8.
  4. Гринина О. В. Программа и методика медико-социального исследования семьи. Методическое пособие для студентов. М.: II МОЛГМИ; 1969.
  5. Кича Д. И. Методические указания к выполнению курсовой работы «Комплексное медико-социальное наблюдение за семьей». М.: Изд-во УДН; 1987.
  6. Grinina O. V. Complex social and health investigations concerning the needs of the family for medical and social care. La Sante publique: revue internationale (Bucarest). 1977;(2):267-71.
  7. Гринина О. В., Паначина М. И. Методы и методики социально-гигиенических исследований. М.: Изд-во УДН; 1980.
  8. Grinina O. V. Complex social and Health Investigations the needs of family for medical social care. Health and family life cycle. Wiesbaden; 1982; 27-45.
  9. Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. Учебное пособие. М.: Изд-во УДН; 1993.
  10. Кича Д. И. Диспансерный метод и медико-социальное наблюдение за семьей в условиях поликлиники. Методическое пособие. М.: Изд-во УДН; 1990.
  11. Кича Д. И. Информационно-методическое письмо. Программа комплексной медико-социальной характеристики семьи как пациента в семейной медицине (информационно-методическое письмо). Утверждено и рекомендовано Минздравмедпромом СССР. М.; 1995.
  12. Кича Д. И., Макарян А. С., Пачгин И. В. Интеграционные процессы в здравоохранении. Вестник новых медицинских технологий. 2013;20(4):139-42.
  13. Денисов И. Н., Кича Д. И., Фомина А. В., Саурина О. С. Практическое общественное здоровье и здравоохранение. Учебное пособие. М.: МИА; 2016.

Statistics

Views

Abstract - 103

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies