The legal regulation and organization of health protection and medical care of sailors of merchant marine ships

Abstract


The current state of health care and medical support of seamen during their residence on board has a number of disadvantages. The sea vessel is not only a source of increased danger both for other ships and port infrastructure, but also an extremely traumatic area. The unification and harmonization of legal regulation of this segment of public relations becomes even more actual in current conditions. The organization of medical unit on ships of merchant fleet is regulated by a number of international treaties, whose provisions are considered and analyzed in the article. The study permitted to identify a number of disadvantages occurring when seamen seek medical care while on board. The health and medical care of seamen on board is not limited to treatment of the sick and the injured, but covers preventive measures with particular emphasis on development of health care and health education programs. In any shipping company, the important preventive aspect of ship medicine is struggle against drug and alcohol consumption among crew members. The directions of overcoming the considered problems are proposed. It is emphasized that their solution should be of systemic unified nature, since legal basis of organization of medical unit on ships is grounded on international conventions.

Full Text

Введение На протяжении последних десятилетий четко прослеживается тенденция сокращения численности экипажей морских судов торгового флота. С 1987 г., после принятия Конвенции № 164 Международной организации труда «О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков», из штата экипажа морского торгового судна численностью менее 100 человек была упразднена должность врача. С этого момента обязанности по медицинскому обслуживанию моряков и оказанию первой помощи пострадавшим на судне были возложены на вахтенного помощника капитана (по общему правилу второго) в дополнение к его основным должностным обязанностям. При этом ключевым моментом при назначении лица, ответственного за медицинскую часть на судне, является прохождение им кратковременных медицинских курсов, подтвержденное получением соответствующих сертификатов. Таким образом, моряки были лишены возможности получения своевременной квалифицированной медицинской помощи при получении в течение рейса вреда здоровью от несчастного случая или болезни. Следует обратить внимание, что морское судно - это не только источник повышенной опасности для других судов и для окружающей среды, портовой инфраструктуры, но и чрезвычайно травмоопасное место. В подавляющем большинстве случаев причиной производственных травм на судне выступает человеческий фактор, пренебрежение самими членами экипажа элементарными правилами безопасности. К сожалению, следует констатировать невозможность не только полного недопущения подобных инцидентов, но даже минимизации их числа. При наступлении болезни у членов экипажа есть альтернатива получению медицинской помощи от вахтенного помощника посредством безотлагательного обращения к врачу в порту захода, использования глобальной медицинской радиопомощи для морских судов (применение ряда лекарственных средств требует обязательной предварительной консультации с квалифицированным врачом по радио). В экстренной же ситуации, когда помощь врача требуется незамедлительно, такие альтернативы отсутствуют. Таким образом, анализ правового регулирования и правоприменительной практики охраны здоровья и медицинского обеспечения моряков в период нахождения на судне становится все более актуальным в сложившихся условиях. Задачами работы стало исследование: -обязанностей капитана судна по организации медицинского обслуживания экипажа; -обязанностей судоходной компании по организации медицинского обслуживания экипажа; -обязанностей вахтенного помощника капитана судна, ответственного за медицинскую часть, по организации медицинского обслуживания экипажа; -процедуры тестирования членов экипажа на употребление наркотиков, алкоголя. Объектом исследования настоящей работы выступает правовое регулирование и организация медицинского обслуживания экипажей морских торговых судов. Цель данной работы - анализ механизма организации медицинской части на судах торгового флота, выявление проблем его функционирования. Материалы и методы Применялись общенаучные (диалектический, метод системного анализа) и специальные юридические (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы. Теоретической основой проведенного анализа служили научные публицистические источники, правовые акты международного характера, затрагивающие основы медицинского обслуживания экипажа на судах торгового флота. Результаты исследования Медицинское обеспечение экипажей морских торговых судов следует обозначить как комплекс мер научной, медицинской и управленческой направленности, преследующий цели охраны и укрепления здоровья членов экипажа. Ключевые направления мероприятий по медицинскому обслуживанию моряков - профилактическое, противоэпидемическое, лечебное, лечебно-эвакуационное. Организация медицинской части на судах торгового флота регламентирована рядом рассмотренных и проанализированных международных договоров. Тем не менее проведенное исследование позволило выявить ряд недостатков, возникающих при необходимости медицинского обслуживания моряков, находящихся на борту судна. Во-первых, концептуальным проблемным аспектом является оптимизация состава морских торговых судов, в частности исключение должности врача из штата экипажа судна с численностью менее 100 человек. В сложившейся ситуации экипажи судов на весь период рейса оказались лишены квалифицированной медицинской помощи в экстренных ситуациях, когда ее оказание необходимо незамедлительно. Во-вторых, конвенционные меры, направленные на снижение производственного травматизма моряков, не оправдали себя [1, с. 5]. Человеческий фактор (прежде всего пренебрежение техникой безопасности) продолжает занимать главное место среди причин производственного травматизма. В-третьих, требования государств к составу судовой аптечки не унифицированы. Перечень лекарств зависит от поставщика лекарств и флага судна. Состав лекарственных средств в большинстве случаев не оптимизирован. Замена флага судна вызывает комплекс проблем с адаптацией к новым требованиям поставщика, списанием или утилизацией оставшихся лекарственных средств, а также прохождением контроля в портах прибытия. Поскольку жизнь и здоровье человека выступают главной ценностью для любого демократического государства, считаем целесообразным возвращение должности врача на суда, покидающие прибрежные районы в период плавания, вне зависимости от численности экипажа. Ключевым фактором в данном случае является своевременность оказания квалифицированной медицинской помощи, а не загруженность врача на судах с малочисленными экипажами. Мероприятия по снижению производственного травматизма требуют комплексного пересмотра. Немаловажную роль играет повышение сознательности рядового состава в отношении соблюдения техники безопасности. Состав медикаментов на морском торговом судне требует унификации. Помощник капитана, ответственный за медицинскую часть, не всегда в необходимой мере владеет специальной медицинской терминологией, поэтому чем выше вариативность применяемых на судах лекарственных средств, тем выше вероятность ошибки при их назначении. Обсуждение К компетенции судоходных компаний относятся обеспечение обучения и сертификации для оказания «Медицинской помощи» в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) назначенного помощника капитана, информирование капитана о требованиях национальных и международных органов по вопросам профилактики и эпидемиологической обстановки в отношении ряда инфекционных заболеваний (малярии, холеры и др.). Капитан несет ответственность за обеспечение внедрения и поддержания профилактических мер по предотвращению единичных заболеваний и вспышек заболеваний; назначение второго помощника капитана (по общему правилу) ответственным за медицинскую часть на судне после проверки прохождения им обучения и сертификации в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ о предоставлении медицинского обслуживания на судах торгового флота. При этом ответственным за медицинскую часть может быть назначен другой помощник капитана, имеющий соответствующий сертификат, в случае, если второй помощник его не имеет. К компетенции помощника капитана, ответственного за медицинскую часть, относится хранение ключей от госпиталя и аптечки (капитан судна имеет дубликаты), обслуживание и осмотр медицинской аптечки и ее содержимого [2, с. 804], а также имеющегося медицинского оборудования, обеспечение безопасного хранения наркотических веществ и лекарств, ведение необходимых журналов и записей. Обычно судоходные компании заключают договоры с крупными организациями, специализирующимися на выпуске необходимых медикаментов и медицинского оборудования (например, ELSSI Drug Testing Ltd), в целях унификации поставок, маркировки и контроля медицинских принадлежностей. Подобные организации самостоятельно изучают требования к судовому медицинскому оборудованию и предоставляют на суда стандартный медицинский инвентарь. В то же время на основе представленной информации они могут обеспечивать пополнение запасов по всему миру вместе с Международным сертификатом судовой медицины. Ежегодно примерно за месяц до истечения срока действия сертификата должна производиться полная инвентаризация медицинской камеры хранения. Документ содержит таблицу инвентаризации, где должны быть указаны категория, идентификационный код, наименование лекарственного средства и необходимое количество каждого лекарства для пополнения с указанием номера R/L. По заполнении данный документ отправляется по электронной почте в технический отдел соответствующей медицинской организации для составления заказа на пополнение запасов лекарственных средств и выдачу нового сертификата. Кроме того, если количество какого-либо лекарства в аптечке сократится более чем на 50% от требуемого количества, капитан должен организовать пополнение конкретного лекарственного средства посредством отправления запроса в организацию, обеспечивающую судоходную компанию медикаментами. Контролируемые вещества (наркотики, стимуляторы, седативные средства и им подобные), требующие особой безопасности, должны храниться в сейфе капитана или, если требуется охлаждение, в запираемом холодильнике. Такие лекарства отмечены в таблицах инвентаризации буквой M или буквами F/M и включены в основной список контролируемых лекарств. На каждом морском торговом судне находится медицинский журнал, в котором фиксируются предоставленная медицинская помощь и потребление/утилизация лекарственных средств. Офицер медицинской службы должен учитывать, что контролирующие органы некоторых государств требуют, чтобы случаи выдачи медикаментов и оказания медицинской помощи регистрировались в журнале учета и выдачи медикаментов. Все медицинские склады на борту судна должны соответствовать стандартам и требованиям Директивы Совета Европейских сообществ 92/29/EЭC от 31 марта 1992 г. о минимальных требованиях относительно безопасности и здоровья в целях улучшения медицинского обслуживания на борту судов и уведомления о торговых судах Великобритании (Merchant Shipping Notice - MSN 1768). Все контейнеры с лекарствами и медицинские товары должны иметь этикетки на английском языке с указанием наименования в соответствии с MSN 1768, срока годности, наименования и юридического адреса производителя, номера лицензии на продукт, номера партии, инструкции по применению и противопоказаний к применению. Места хранения лекарственных средств должны соответствовать инструкциям на этикетках и требованиям MSN 1768. Каждое лекарство должно храниться в соответствии с инвентарными номерами в хронологическом порядке в четко обозначенном ящике/шкафчике. В спасательной шлюпке должна находиться опломбированная аптечка первой помощи, проверяемая ежемесячно на герметичность и срок годности лекарств, указанный на упаковке, а также на наличие, количество и срок годности средства от морской болезни. Капитан должен организовать замену опломбированной аптечки для оказания первой помощи в спасательной шлюпке до истечения срока годности. Использование лекарств может привести к ухудшению умственных возможностей или снижению работоспособности, поэтому крайне важно, чтобы моряки, подрядчики или посетители по прибытии на судно сообщали капитану о том, что они принимают какие-либо лекарства. При этом капитану необходимо сообщать информацию о принимаемых лекарственных средствах независимо от того, прописаны они врачом до заключения контракта, в течение контракта или принимаются по собственному желанию. Использование прописанного препарата без уведомления капитана может привести к получению положительного результата при тестировании на наркотики или алкоголь с последующим риском дисциплинарного взыскания. Если лекарства прописаны члену экипажа во время действия его контракта, капитан должен ознакомиться с инструкциями, прилагаемыми к лекарству, чтобы знать побочные эффекты и противопоказания, которые могут повлиять на работу члена экипажа, например выполнению работ на высоте или работе с механизмами. Применение любых личных лекарств должно регистрироваться в медицинском журнале и при необходимости контролироваться или передаваться на попечение вахтенного помощника, ответственного за медицинскую часть. Капитан судна имеет право потребовать от члена экипажа подтверждение обоснованности назначения лекарственного средства и должен обратиться в компанию, если такие подтверждения не представлены. Любое употребление прописанного контролируемого препарата, которое вызывает или способствует снижению уровня работоспособности или необычному поведению, приводит к освобождению члена экипажа от выполнения трудовых обязанностей до тех пор, пока лечение (и его последствия) не прекратится или моряк не будет репатриирован. Существует ряд запрещенных веществ, которые не могут находиться на борту судна, даже если были прописаны врачом. Так, запрещенными на судне наркотическими средствами являются амфетамины, кокаин, марихуана, опиаты, фенциклидин. Запрещенными препаратами, вызывающими ухудшение работоспособности, которые могут спровоцировать положительный результат теста на наркотики, являются барбитураты, метадон, пропоксифен, бензодиазепины, метаквалон. Также к наркотическим средствам и психотропным веществам, которые могут быть прописаны члену экипажа и вызвать положительный результат наркотеста, относят транквилизаторы, в том числе корвалол, пенталгин и валокордин. Вахтенный помощник капитана, ответственный за медицинскую часть, при оказании первой помощи и последующем лечении травм или болезней, профилактике заболеваний (включая малярию), а также использовании и назначении дозировки лекарства должен руководствоваться Международным руководством по судовой медицине, опубликованным ВОЗ, и Инструкцией по оказанию первой помощи. Руководство предназначено для предоставления консультаций, необходимых для первоначального лечения химического отравления и диагностики в пределах возможностей, имеющихся на морском судне. Рекомендации должны использоваться в совокупности с информацией, содержащейся в Международном морском кодексе опасных грузов, Международном кодексе безопасной практики морской перевозки твердых навалочных грузов, Международном кодексе постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, и Руководстве аварийными карточками (АвК): процедуры действий в чрезвычайных ситуациях для судов, перевозящих опасные грузы (Добавление к Международному морскому кодексу по опасным грузам - ММОГ) [3, с. 104]. Инциденты, связанные с токсичными химическими веществами, по умолчанию рассматриваются как опасные для здоровья, пока не будет получено медицинское заключение об обратном. Также каждое судно должно постоянно иметь запас противомалярийных лекарств. Если у капитана или вахтенного помощника, ответственного за медицинскую часть, есть какие-либо сомнения относительно лекарств для профилактики малярии во время предстоящего рейса судна, они обязаны незамедлительно обратиться в судоходную компанию. Утилизация лекарств с истекшим сроком годности и использованного медицинского оборудования должна быть организована в соответствии с международными стандартами (Приложение V Правила предотвращения загрязнения мусором с судов Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.) и требованиями судоходной компании (судовой план по складированию, хранению и переработке мусора на судне). Лекарства с истекшим сроком годности и горючие медицинские отходы (использованная вата, бинты и др.) утилизируются путем сжигания на борту судна. Медицинские отходы негорючего характера (стеклянные флаконы, иглы для шприцев и пр.) следует либо стерилизовать, либо обрабатывать в мусоросжигательной печи, а затем утилизировать как обычный мусор. Сжигание просроченных лекарств и медицинских отходов запрещено, пока судно находится в районе порта или у морского терминала. Сжигание наркотических веществ должен засвидетельствовать капитан судна либо вахтенный помощник, ответственный за медицинскую часть. В случае невозможности утилизации лекарства с истекшим сроком годности на борту судна оно должно быть передано для утилизации лицу, которое может его законно поставлять, например квалифицированному фармацевту. Капитан должен отправить запрос на утилизацию в судоходную компанию и впоследствии действовать в соответствии с полученными инструкциями. Мероприятия по охране здоровья и медицинскому обслуживанию моряков на борту не ограничиваются лечением больных или травмированных моряков, но включают в себя меры профилактического характера. Особое внимание уделяется разработке программ по охране здоровья и санитарному просвещению, с тем чтобы моряки сами могли играть активную роль в снижении числа случаев заболеваний среди них [4, с. 323]. Важным профилактическим аспектом судовой медицины в любой судоходной компании является борьба с употреблением членами экипажа наркотиков и алкоголя. В связи с этим в настоящий момент сложилась практика принятия компаниями локального акта, отражающего их политику в отношении употребления алкоголя и наркотических средств на борту судна. Терпимость к любым нарушениям политики в отношении наркотиков и алкоголя на борту судна нулевая. Политика компаний в отношении употребления алкоголя и наркотических средств на борту судна запрещает любое содержание алкоголя и наркотических веществ в крови и распространяется на всех членов экипажа, подрядчиков и посетителей в любое время, начиная с момента их направления на судно с места проживания, независимо от того, подписано трудовое соглашение или нет, и до момента возвращения с судна к месту проживания. Политика «сухого закона» доводится до сведения каждого члена экипажа, прибывающего на судно. В местах доступа на судно применяются соответствующие меры для исключения возможности прибытия на судно членов экипажа, подрядчиков или посетителей в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, даже в государствах, на территории которых подобные деяния не являются уголовно наказуемыми. Компании оставляют за собой право применять соответствующие меры в отношении лиц, которые не следуют политике и процедурам в отношении наркотиков и алкоголя, включая сопровождение с судна, извещение властей и другие дисциплинарные меры. Нулевая терпимость к любым нарушениям политики в отношении наркотиков и алкоголя означает, что член экипажа, решивший нарушить ее положения, незамедлительно репатриируется к месту проживания и прекращает работать в данной компании. Судоходные компании привержены принципу общей ответственности каждого человека на борту и в береговых офисах для обеспечения условий, при которых о любом нарушении данной политики будет своевременно доложено и инцидент будет расследован, а каждый человек, замеченный под воздействием наркотиков или алкоголя, будет немедленно отстранен от выполнения обязанностей. Процедура в отношении наркотиков и алкоголя соответствует «Руководству по контролю за наркотиками и алкоголем на борту судна» международного издательства The Oil Companies International Marine Forum (OCIMF) и дополняет его. Все члены экипажа должны проходить тестирование и проверку на злоупотребление наркотиками и алкоголем с помощью комбинированной программы необъявленного тестирования и обычного медицинского осмотра. Частота необъявленных испытаний на борту должна быть достаточной, чтобы служить эффективным средством сдерживания таких злоупотреблений. Нарушение определяется как действие, которое нарушает политику и процедуру в отношении наркотиков и алкоголя или не соответствует им в целом или в части, что включает в себя следующие ситуации: в случае обнаружения, что члены экипажа, подрядчики или посетители находятся под действием алкоголя или наркотических веществ, потребляли, владели наркотическими веществами или алкоголем либо тестирование показало наличие в крови указанных веществ любым санкционированным компанией методом на борту суда или на берегу за весь период действия соглашения. Также нарушением являются любые действия или предполагаемые действия, которые составляют нарушения правил в отношении наркотиков и алкоголя: отказ от тестирования и любые подтвержденные намерения (включая обнародование или подстрекательство) в получении, употреблении или распространении наркотиков и алкоголя на борту судна или в увольнении на берег в период работы, включая период следования на судне или с него. Под наркотиком понимается любое вещество (кроме алкоголя), известное действие или функция которого изменяет сознание человека, в частности любое психоактивное вещество, включая, помимо прочего, контролируемые вещества. К незаконным/контролируемым веществам относятся, в частности: 1. Крэк-кокаин, кокаин, экстази (метилендиоксиметамфетамин - МДМА), героин, ЛСД, метадон, метамфетамин (кристаллический метадон). 2. Амфетамины, барбитураты, каннабис, кодеин, метилфенидат (риталин), синтетические каннабиноиды, синтетические катиноны (например, мефедрон, метоксетамин), кетамин. 3. Анаболические стероиды, бензодиазепины (диазепам), гамма-гидроксибутират (GHB), гамма-бутиролактон (GBL), пиперазины (BZP). Когда береговой врач прописывает члену экипажа лекарство для употребления в течение рейса, член экипажа несет ответственность за его декларирование вахтенному матросу и капитану судна в момент прибытия на судно и должен сдать его лицу, ответственному за медицинскую помощь (второму помощнику капитана), а также предъявить рецепт врача либо иной аналогичный документ, подтверждающий законность наличия и употребления данного лекарственного средства на борту судна. Офицер, ответственный за медицинскую часть, вносит информацию о лекарственном средстве (тип, количество, дозировка) и пациенте в соответствующий раздел Медицинского инвентарного списка и при необходимости в Главный список контролируемых лекарственных средств SMS-C-60-A03. Эта процедура не только поможет оградить члена экипажа во время тестирования на наркотики на борту судна, но и защитит судно от уголовных обвинений со стороны местных властей порта прибытия. Любое медицинское обследование, которое не было предписано, может привести к положительному результату теста после необъявленного или постинцидентного теста на наркотики/алкоголь. Все члены экипажа должны проходить ежегодный медицинский осмотр и тест на наркотики и алкоголь, проводимые с соблюдением установленной процедуры квалифицированным практикующим врачом в утвержденном компанией медицинском учреждении, признанном компетентным органом на месте тестирования. Кроме того, все члены экипажа должны подписывать декларацию о наркотиках и алкоголе в офисе крюинговой компании до отправления на судно. Перед увольнением на берег каждый член экипажа/подрядчик также должен ознакомиться и подписать декларацию как напоминание, что компания управляет всеми судами в соответствии с политикой «сухого закона» и нулевой терпимости к любым нарушениям политики в отношении наркотиков и алкоголя. Подобная декларация обычно содержит следующие положения: -запрещается приобретать, приносить на борт, употреблять или распространять любые виды наркотиков и алкоголя как на борту, так и на берегу во время увольнения; -о любом лице, имеющем при себе наркотики или алкоголь, либо находящемся под воздействием наркотиков и алкоголя, либо пытающемся приобрести на берегу, принести на борт судна, употребить или распространить любой тип наркотиков или алкоголя, будет немедленно доложено в компанию, и оно будет незамедлительно списано с судна; -все члены экипажа/подрядчики, прибывающие на судно или возвращающиеся после увольнения на берег, будут протестированы на алкоголь незамедлительно, насколько это возможно после прибытия; -все члены экипажа/подрядчики, вернувшиеся из увольнения на берег, пройдут досмотр на наличие любых запрещенных предметов, который будет проводить лично вахтенный помощник (капитан эпизодически может лично убедиться, что проверка проводится в соответствии с установленными процедурами); -нарушением также считается отказ от тестирования / досмотра личных вещей после увольнения на берег, а также доказанное намерение (включая поощрение или подстрекательство) к получению, потреблению, распространению наркотиков или алкоголя на борту судна или на берегу; -каждый член экипажа/подрядчик несет личную ответственность за обязанность вмешаться, если во время увольнения на берег другие члены экипажа/подрядчики были замечены в нарушении политики компании в отношении наркотиков и алкоголя. Подписанные членами экипажа/подрядчиками декларации должны храниться на судне в течение всего периода действия контракта члена экипажа/подрядчика. Если во время перехода на судно или с него либо во время периода ожидания в отелях или на других объектах было обнаружено, что какой-либо член экипажа находится под воздействием наркотиков и алкоголя или имеет положительный результат теста, об этом необходимо сообщить капитану судна и координаторам экипажа. Инструктаж по политике компании в отношении наркотиков и алкоголя также должен быть немедленно проведен каждому прибывающему на борт судна, включая членов экипажа, подрядчиков, посетителей. Все члены экипажа и подрядчики, прибывающие на судно или возвращающиеся из увольнения на берег, должны пройти проверку на алкоголь, проводимую вахтенным помощником капитана с помощью тестера на алкоголь (анализатора дыхания) при первой фактической возможности, а результаты должны быть зафиксированы в соответствующем журнале. Отрицательные результаты также подлежат фиксации. Когда судно находится в доке или на капитальном ремонте, все члены экипажа, возвращающиеся из увольнения на берег, должны пройти проверку на алкоголь у вахтенного помощника капитана. Невыполнение проверки считается нарушением политики в отношении наркотиков и алкоголя. Капитан должен обеспечить ежемесячные и еженедельные проверки на предмет наличия и употребления алкоголя или безрецептурных лекарств, провозимых без предупреждения командного состава, когда судно находится в доке или на капитальном ремонте, на борту судна в каютах и других помещениях. Записи должны вестись в бортовом журнале. Капитан или старший помощник, если проверке подлежит капитан, должен провести тестирование на алкоголь при следующих обстоятельствах: -в любое время, когда кто-либо на борту подозревается в нахождении в состоянии алкогольного опьянения; -капитан до отправления из портов США. Если капитан находится под воздействием наркотиков или алкоголя или есть явные доказательства того, что капитан нарушает политику компании в отношении наркотиков и алкоголя, старший помощник должен сообщить об этом в судоходную компанию по телефону и взять на себя командование судном, пока на борт судна не прибудет новый капитан. Периодичность проведения внеплановых проверок на борту с помощью алкогольного тестера - анализатора дыхания осуществляется следующим образом: -капитан должен инициировать необъявленное тестирование офицеров, рядового состава и подрядчиков не реже одного раза в 2 мес; -когда судно находится в доке или на капитальном ремонте, капитан должен инициировать необъявленное тестирование офицеров и рядовых членов экипажа не реже одного раза в неделю; -старший помощник капитана или лицо, назначенное им, должны инициировать необъявленное тестирование капитана минимум один раз в течение срока действия его контракта (для судов под иностранным флагом такой срок обычно составляет 4 мес, для судов под российским флагом - 2 мес). Инструкции по проведению необъявленного тестирования капитана на алкоголь направляются по электронной почте, капитан должен следовать этим инструкциям сразу после получения. После завершения теста капитана в судоходную компанию должно быть отправлено электронное письмо о факте проведения тестирования и о его результатах. Тестирование на алкоголь любого лица на борту судна, проводимое капитаном, старшим помощником или ответственным помощником, должно быть предусмотренным образом засвидетельствовано минимум еще двумя членами экипажа, либо офицерами, либо рядовыми. Политика и процедуры компании в отношении наркотиков и алкоголя запрещают любые преследования капитана или тех, кто сообщает о нарушении политики в отношении алкоголя и наркотиков. Любая виктимизация лица, которое сообщает открыто, или любая попытка удержать его от открытого сообщения расцениваются как серьезное дисциплинарное нарушение и влекут за собой меры в соответствии с дисциплинарными процедурами компании. Необъявленное тестирование на наркотики и алкоголь, проводимое внешним агентством, должно проводиться на каждом судне один раз в год для всего экипажа, находящегося на борту во время тестирования. Заключение Анализ организационно-правовых основ медицинского обслуживания экипажей морских торговых судов позволил выявить ряд проблем в рассмотренной сфере деятельности судоходных компаний и ответственных лиц из числа экипажа судна: исключение должности врача из штата экипажа судна с численностью менее 100 человек, пренебрежение членами экипажей элементарными требованиями техники безопасности на судне, не оптимизированный и не унифицированный на международном уровне состав судовой аптечки, пренебрежение процедурами в отношении наркотиков и алкоголя. Предложены направления преодоления рассмотренных проблем. Их решение должно носить системный унифицированный характер, поскольку правовую основу организации медицинской части на судах составляют международные конвенции. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

V. Yu. Lantseva

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Marine University”

Email: lantseva.v@yandex.ru

N. S. Migda

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Marine University”


References

  1. Хабриев Р. У., Черкасов С. Н., Егиазарян К. А., Аттаева Л. Ж. Современное состояние проблемы травматизма. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(1):4-7. doi: 10.18821/0869-866X-2017-25-1-4-7
  2. Тимченко Т. Н., Тонконог В. В., Погарская А. С. Оборот лекарственных средств в Российской Федерации: таможенный аспект. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(S):803-9. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s1-803-809
  3. Торшин Г. С., Бумай О. К., Малинина С. В. Анализ нормативно-правовых документов в области морской и водолазной медицины. Медицина экстремальных ситуаций. 2020;22(1):104-8.
  4. Калининская А. А., Сон И. М. Организационные формы профилактической работы с населением. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(3):323-7. doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-3-323-327
  5. Ратманов М. А., Васильева Т. П., Песикин О. Н., Качковский Д. Л., Тихонов М. Ю., Уткин Е. Ю., Назарова С. И. Социально-гигиеническое исследование влияния потребительского ресурса на качество медицинской помощи и пути его повышения. Вестник Авиценны. 2014;3:108-112.

Statistics

Views

Abstract - 224

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies