The characteristics of healthy life-style of rural senior high-school students: social technological approach

  • Authors: Shmarion Y.V.1, Nadutkina I.E.2, Kameneva T.N.3, Belikh T.V.2, Pronina E.D.4
  • Affiliations:
    1. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk Pedagogical University”
    2. The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod National Research University”
    3. The State Budget Institution “The Research Institute of Health Care Organization and Medical Management”
    4. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Kursk State Medical University” of Minzdrav of Russia
  • Issue: Vol 29, No 5 (2021)
  • Pages: 1163-1170
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/702
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1163-1170
  • Cite item

Abstract


The article considers one of the most actual issues of social policy of the Russian state - the rising generation health. The maintenance of health of rural senior high-school students is considered in chronotopic dimension of key factors and main parameters of healthy life-style during the most dynamic period of their growing up. The rural lifestyle has its own specifics, that are reflected in organization and implementation of healthy life-style at individual and institutional levels and acquires characteristic features at its implementation in gender context. The article presents the results of an attempt to analyze, on the basis of empirical study data, dynamics of changes of attitude to healthy life-style of rural senior high-school students in 7-11 grades of rural schools and to assess impact of main factors and changes of key parameters. The obtained data are oriented to development of health-preserving social technologies at individual and institutional levels in municipalities.

Full Text

Введение На данном этапе развития для многих государств мира одной из актуальных социальных проблем является создание условий для сохранения и обеспечения здоровья населения. Всемирная организация здравоохранения рассматривает теорию воздействия на здоровье факторов образа жизни, как имеющую высокий уровень доказанности. Согласно этой теории, факторы образа жизни обусловливают 49-53%, факторы природно-климатические и наследственности - до 40%, а фактор общественного здравоохранения - до 10% всего общественного здоровья. Вследствие этого позитивное изменение факторов образа жизни является оптимальным способом улучшения состояния здоровья населения. Образ жизни - определенный, характерный для данного социума вид жизнедеятельности - можно рассматривать как системное взаимодействие различных видов активности человека. Во многих странах здоровью учащихся школ уделяют особое внимание, так как в этот интервал жизни человека закладываются основы здоровья на всю его оставшуюся жизнь. Так, Нортгейтская средняя школа (Northgate High School, Саффолк, Англия) [1] стремится предлагать возможности здорового образа жизни (ЗОЖ) для всех своих студентов. Проводятся семинары о ЗОЖ, которые чрезвычайно практичны, с минимальным теоретическим обучением и максимальным практическим участием учеников. Семинары максимально дифференцированы, возрастая в трудностях по мере прохождения учениками ключевых этапов В ФРГ в федеральной земле Бавария реализуется «Национальная программа хорошей здоровой школы Баварии» [2], поскольку школа является единственным местом, через которую проходят все дети и подростки, она обязана использовать свои все возможные ресурсы и дать возможность вверенным ей молодым людям вести ЗОЖ. В частности, укреплением здоровья в баварских школах занимаются различными способами (включая содержание уроков, проекты, конкурсы) с различными тематическими областями, включая питание, физические упражнения, профилактику наркомании и профилактику помощи. Правительство Российской Федерации в рамках программы «Здоровая нация - здоровая Россия» объявило 2021 г. Годом ЗОЖ. В программе отмечается, что формирование ЗОЖ считается в Российской Федерации, как и в большинстве государств мира, приоритетным направлением. Главная цель программы - формирование у соотечественников бережного отношения к своему здоровью, психической и физической форме, а ЗОЖ сделать по-настоящему престижным и модным [3]. Представители философии (О. Е. Баксанский, И. К. Лисеев [4]), социологии (Н. С. Данакин, И. Н. Кищенко, В. Ю. Козлов [5], И. В. Журавлева [6]), психологии (Е. А. Сергиенко [7], О. А. Анисимова [8], А. В. Шувалов [9]), экономики (М. А. Осипов [10], Д. С. Гаврикова, Е. А. Петрова [11]), медицины (Ю. П. Лисицын [12], Б. П. Денисов [13], Т. В. Калинина [14], А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский [15]) и других научных направлений рассматривают проблемы здоровья и ЗОЖ населения с разных точек зрения. При этом акцентируется внимание на трех основных системно интегрированных компонентах здоровья: физическом здоровье, психическом здоровье, социальном здоровье. ЗОЖ, описываемый экономической, социологической и аксиологической составляющими, представляет собой сложный социальный феномен, имеющий мультидисциплинарную сущность, описываемый множеством разнородных параметров и находящийся под воздействием большого числа факторов разной природы. В работе [6] отмечается, что большинство социологических исследований ЗОЖ ориентированы либо на выявление и обоснования стратегии ответственности и самостоятельного поддержания человеком своего здоровья и его улучшение, либо на стратегию, ориентированную на поддержку извне и обвинение других в своих болезненных состояниях. Отсутствие культуры ЗОЖ негативно сказывается на формировании у учащихся школ позитивного отношения к нему. В процессе социализации подрастающего поколения основные субъекты социализации (семья и школа) не справляются с этой важной задачей. Их управляющие воздействия не синхронизированы в хронотопном измерении и малоэффективны, а порой просто отсутствуют. Среди сельских подростков доминирует индивидуально-прагматическое и беспечное отношение к ЗОЖ, не сформирована их ответственность за собственное здоровье и за использование имеющихся возможностей формирования у себя социально-технологических навыков с учетом особенностей жизнедеятельности в сельской местности. Анализ научной разработанности данной проблемы показал, что ЗОЖ сельских подростков является сложным объектом управления, имеющим мультидисциплинарную сущность, описываемую множеством разнородных параметров и находящимся под воздействием большого числа факторов разной природы. Рационализация ЗОЖ подростков, особенно сельских, является одним из актуальных направлений социальной политики нашего государства, цель которой - формирование гармонично развитой личности, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Этим определяется актуальность и необходимость данного исследования, посвященного особенностям ЗОЖ сельских старшеклассников. Материалы и методы Большинство социологических исследований ЗОЖ ориентированы на выявление факторов и параметров взрослого населения, а проблеме ЗОЖ детей и подростков необоснованно уделяется недостаточное внимание. В официальном сборнике «Здравоохранение в России 2019» [16] отмечается, что возрастает число детей и подростков с ожирением, с болезнью органов слуха, органов дыхания, с хроническими заболеваниями: более половины школьников имеют хронические заболевания. Отметим, что именно в этом возрастном диапазоне развития человека закладываются фундаментальные подходы отношения человека к своему здоровью и ЗОЖ, которые остаются практически неизменными в течение всей жизни человека. Трудно убедить взрослого человека со сложившимся мировоззрением в том, что сформировавшиеся у него терминальные и инструментальные ценности, отражающие его отношение к здоровью и ЗОЖ, не совсем верны. Существующие подходы к пропаганде ЗОЖ оказываются неэффективными. Практически все население знает, что такое ЗОЖ, 98% желают вести ЗОЖ, но ведут его далеко не все, а в сельской местности, как нами установлено, только 10 человек из 100 регулярно занимаются физической культурой. Очень мало социологических работ, посвященных социальным технологиям ЗОЖ, отражающих специфику жизнедеятельности отдельной личности, институциональные аспекты эффективного продвижения идей ЗОЖ для разновозрастного населения муниципальных образований с учетом сложившегося менталитета, стиля и уклада жизни, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, материально-технических, организационных и др.). Для решения этой проблемы может оказаться рациональным социально-технологический подход к продвижению идей ЗОЖ и внедрению эффективных социальных технологий ЗОЖ. Поскольку ЗОЖ является сложным объектом управления, в частности самоуправления, большинству населения сложно понять и реализовать позитивные предложения представителей разных наук, исследующих ЗОЖ. Наши исследования показали, что в сельских муниципальных образованиях 52% взрослого населения не использует знания о ЗОЖ, полученные в образовательных учреждениях, указывая, что они либо бесполезны, либо применимы в простых ситуациях. Занимаются физкультурой от случая к случаю 49%, занимаются спортом 6%, ежедневно занимаются физкультурой 10%. Кроме того, в основном современный человек в сложной динамичной социально-экономической среде, как правило, не имеет свободного времени для освоения сложных научных разработок и организации их внедрения, на что указывают более 40% сельского населения. Поэтому ему необходимы оптимальные социально-технологические решения для организации ЗОЖ, учитывающие индивидуальные особенности человека и состояние окружающей его социальной среды. Такие научно обоснованные и технологичные решения организации ЗОЖ должны быть понятны обычному человеку, т. е. не требовать специальных знаний и позволять их реализовывать человеку с самым простым уровнем образования при конкретных ограниченных ресурсах (временных, финансовых, материально-технических и др.). Отсутствие таких социально-технологических разработок объясняется тем, что для технологизации ЗОЖ необходима соответствующая социологическая информация, отражающая динамику изменения возрастных, средовых, управленческих, ресурсных и других параметров, описывающих особенности ЗОЖ конкретной социальной группы. Практика показала, что только в этом случае возможны технологизация и создание эффективных социальных технологий ЗОЖ [17]. Для изучения особенностей факторного пространства и совокупности параметров, определяющих ЗОЖ, проведено социологическое исследование, предметом которого являются особенности ЗОЖ конкретной социальной группы, в нашем случае - это старшеклассники сельской школы конкретного муниципального района Липецкой области. Объект исследования - старшеклассники Елецкого района Липецкой области. Предмет исследования - особенности ЗОЖ старшеклассников Елецкого района Липецкой области. Цель исследования - выявление особенностей ЗОЖ старшеклассников Елецкого района Липецкой области с последующей задачей технологизации деятельности субъектов социализации (семья, школа, малые социальные группы) и индивидуальной стратегии жизнедеятельности сельского старшеклассника по достижении состояния благополучия, которое реализуется в феномене «здоровье», с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности. Для исследования были выбраны четыре типичные, рядом расположенные школы Елецкого района. В анкетировании участвовали все присутствующие на момент исследования учащиеся 7-11-х классов общей численностью 130 человек (7-й класс - 33 человека, 8-й класс - 38, 9-й класс - 26, 10-й класс - 17, 11-й класс - 16). В процессе статистической обработки использовался программный пакет для статистического анализа Statistica 12.0 и MS Ехсе1 2010, реализующие функции анализа и визуализации данных с привлечением статистических методов. Результаты исследования Анализ полученных эмпирических данных показал, что среди опрошенных было 47,7% юношей и 52,3% девушек. Все респонденты знают, что такое ЗОЖ. Желают вести ЗОЖ 96,2% старшеклассников, а 3,8% считают, что этом нет необходимости, причем среди девушек такой точки зрения придерживаются 5,9%, а среди юношей - 1,6%. ЗОЖ характеризуется системной совокупностью параметров. В нем присутствует экономическая, социологическая и аксиологическая составляющая. В-понимании сельских старшеклассников четырьмя основными факторами, влияющими на ЗОЖ, доля которых составляет 92,95%, являются отсутствие вредных привычек (90%), регулярные занятия физической культурой (89,2%), регулярное и качественное питание (76,9%), соблюдение личной гигиены (27,7%). В оценках девушек и юношей в ранжированном ряду факторы не меняют своего места, однако их вес различается. В процессе взросления отношение юношей к указанным факторам изменяется (рис. 1). Динамика изменения отношения к факторам ЗОЖ показывает, что если некоторые юноши 7-8-х классов еще сомневаются в негативном влиянии вредных привычек на ЗОЖ, то в 9-11-х классах все юноши исследуемых сельских школ считают, что ЗОЖ не совместим с вредными привычками. Высокий уровень важности регулярных занятий физкультурой в 7-8-х классах к 11-му классу снижается практически вдвое. Школьная физкультура не устраивает будущих выпускников сельских школ. Регулярное и качественное питание перестает быть актуальным у учащихся 8-х и 11-х классов, а в 7, 9, 10-х классах юноши уделяют существенное внимание регулярному и качественному питанию. Отношение сельских старшеклассников к соблюдению личной гигиены в процессе взросления претерпевает существенные изменения от практически полного безразличия в 7-м и 10-м классах до высокого уровня важности в 11-м классе. Характерно, что возросший интерес в 8-х и 9-х классах полностью отрицается в 10-м классе. Как следует из рис. 1, динамика изменения отношения юношей старших классов сельской школы к факторам ЗОЖ достаточно точно описывается полиномом четвертой степени. ps202105.4htm00103.jpg Полученные аналитические зависимости будут использованы при разработке социальных технологий ЗОЖ субъектов социализации (семья, школа, малые социальные группы) и индивидуальной стратегии жизнедеятельности сельского старшеклассника по достижении состояния благополучия, которое реализуется в феномене «здоровье», с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности. В оценке сельскими старшеклассниками основных факторов, от которых преимущественно зависит их здоровье, на первом месте образ жизни (96,9%), на втором окружающая среда (39,2%), далее медицинское обслуживание (23,1%) и наследственность (13,8%). Оценки юношей и девушек по данному вопросу практически не различаются. Однако реально ведут ЗОЖ только 33,8% сельских старшеклассников (30,9% девушек и 37,1% юношей). Среди препятствий к ведению ЗОЖ на первой позиции лень (42,3%), на второй - нехватка времени (32,3%). Эти два фактора, составляющие 68,3% препятствий к ведению ЗОЖ, взаимосвязаны. Лень у юношей возрастает почти в 5 раз с 8-го класса до 11-го. Девушки 11-го класса на практике показывают, что можно преодолевать лень (апатия, нежелание работать) и прокрастинацию (склонность к замене одного дела другим, второстепенным). За счет разумного целеполагания и использования социальных технологий планирования и реализации основных дел сельских школьников эти две несовпадающие негативные стратегии поведения старшеклассников могут быть преодолены. Среди препятствий к ведению ЗОЖ старшеклассники указывают также недостаток спортивных сооружений в сельской местности (6,9%) и отсутствие единомышленников (5,4%). У любых школьников, в том числе сельских, есть свободное время. Распределяя свободное время, молодежь села, с учетом особенностей сельской жизни, не имеет возможности в свободное от учебы и работы время реализовать свои досуговые потребности по интересам. Анализ структуры свободного времени (рис. 3) показывает, что этот ценный для сельской молодежи временной ресурс может быть потрачен более рационально и с пользой для молодежи. Одной из важных составляющих ЗОЖ является физическая активность. Занимаются физкультурой от случая к случаю 33,8% сельских старшеклассников (рис. 4). У 24,6% респондентов физическая активность не структурирована и связана с обеспечением жизнедеятельности сельского жителя, а 2,3% никогда не утруждают себя занятиями физкультурой. Таким образом, более половины сельских школьников реально не занимаются физической культурой, что, естественно, негативно сказывается на их растущем организме и здоровье в целом. Надо полагать, что ответственность за такую ситуацию с физической активностью сельских старшеклассников несут семья и школа. Следует отметить, что такая ситуация с физкультурой вполне устраивает сельских школьников, так как 81,5% считают, что школа справляется с задачами ЗОЖ, и только 18,5% респондентов считают, что школа не справляется с этой важной задачей, от которой зависит здоровье подрастающего поклонения. ps202105.4htm00105.jpg По оценкам большинства старшеклассников, в месте их проживания созданы необходимые условия для занятий физической культурой и спортом (рис. 5). Достаточно велика роль семьи в организации ЗОЖ сельских школьников. Одной из ее задач является организация домашнего питания учащихся, которая решается совместно со школой. Среди старшеклассников 45,4% едят 4 раза в день, 3 раза в день едят 35,4% респондентов, а 10,8% едят 5 раз в день и чаще. Только 6,2% едят лишь 2 раза в день, и 2 человека из 130 указали, что едят 1 раз в день. Если анализировать полезность потребляемой пищи, то оказывается, что 75,4% старшеклассников употребляют заведомо вредные для здоровья продукты, не задумываясь о возможных последствиях, 19,2% позволяют себе иногда съесть что-нибудь вкусное, но вредное. Скорее всего, такие продукты они употребляют дома, так как школьное питание находится под контролем соответствующих органов. Можно говорить о низкой культуре организации питания на семейном уровне в сельской местности, что подтверждается наивысшей когнитивной потребностью 51,4% сельского населения в знаниях о правильном питании. Старшеклассники оценивают школьное питание как хорошее (38,5%) и как отличное (31,5%). На тройку оценили школьное питание 20% респондентов, двойку и единицу поставили поварам за школьное питание 10% сельских школьников. Для растущего организма старшеклассников важное значение имеет сон. Они учатся в условиях повышенных интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, поэтому им необходимы не только достаточная продолжительность, но и достаточная глубина сна. Установлено, что более 8 ч спят 30% старшеклассников, а 60,8% спят 6-8 ч. Те, кто спит 3-5 ч, составляют 7,7%, менее 3 ч спят 1,5% респондентов, которые очевидно ведут нездоровый образ жизни, что может привести к хроническим заболеваниям. Анализ соблюдения гигиенических условий сельских старшеклассников показал, что большинство из них следят за чистотой тела, 72,3% моются каждый день, 27,7% - несколько раз в неделю. Чистят зубы 1 раз в день 63,1%, 2 раза в день - 27,7%, каждый раз после еды - 9,2%. Отрицательное воздействие на здоровье старшеклассников оказывают наркотики, алкоголь, табакокурение. Среди сельских старшеклассников 100% не пробовали наркотики и не собираются этого делать. Девушек среди курильщиков нет, а среди юношей 98,4% не курят, 1,6% курят по несколько сигарет в день. Алкоголь никогда не употребляли 86,2% старшеклассников (среди девушек - 77,9%, среди юношей - 95,2%), по праздникам употребляют алкоголь 11,5% (среди девушек - 19,1%, среди юношей - 3,2%), а 2,3% употребляют с друзьями за компанию (среди девушек - 2,9%, среди юношей - 1,6%). Употребление алкоголя больше распространено среди девушек старших классов сельской школы. Этот факт должен стать предметом для обсуждения в школе и семье старшеклассников. Подводя итог анализу ЗОЖ, представим оценки старшеклассниками состояния их здоровья (рис. 6). Абсолютно здоровыми себя ощущают только 56,2% старшеклассников, среди девушек лишь 50% считают себя абсолютно здоровыми, среди юношей таких старшеклассников 63,9%. В основном здоровых девушек с небольшими отклонениями здоровья 45,6%, а юношей с таким состоянием здоровья 30,6%. У остальных девушек и юношей отмечается не очень хорошее здоровье. Для обеспечения здоровья старшеклассников сельских школ важным является качество медицинского обслуживания в месте их проживания: 50,8% старшеклассников оценивают его выше среднего, 19,2% респондентов считают высоким, 18,5% - средним, низким качество медицинского обслуживания признают 6,2% респондентов и скорее низким - 5,4% сельских старшеклассников. Заключение Проведенный анализ позволяет установить, что только половина сельских старшеклассников считают себя абсолютно здоровыми. Сохранение здоровья сельских старшеклассников проанализировано в хронотопном измерении ключевых факторов и основных параметров ЗОЖ в наиболее динамичный период их взросления. Получены аналитические зависимости, отражающие особенности организации и осуществления ЗОЖ сельских старшеклассников на индивидуальном и институциональном уровнях, в том числе установлены характерные черты реализации ЗОЖ в гендерном контексте. Получены количественные данные, отражающие динамику изменения отношения старшеклассников 7-11-х классов сельских школ к ЗОЖ, выявлено влияние на ЗОЖ основных факторов и изменение ключевых параметров ЗОЖ. Полученные данные помогут в разработке совокупности здоровьесберегающих социальных технологий на индивидуальном и институциональном уровнях в сельских школах муниципального образования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

Yu. V. Shmarion

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk Pedagogical University”


I. E. Nadutkina

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod National Research University”

Email: nadutkina@bsu.edu.ru

T. N. Kameneva

The State Budget Institution “The Research Institute of Health Care Organization and Medical Management”


T. V. Belikh

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod National Research University”


E. D. Pronina

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Kursk State Medical University” of Minzdrav of Russia


References

  1. Student Health Seminars. Режим доступа: http://nghs.cowetaschools.net/?showHomepage=true (дата обращения 16.03.2021).
  2. Gesunde Schüler lernen besser (Bayern). Режим доступа: https://www.km.bayern.de/eltern/erziehung-und-bildung/gesundheit.html (дата обращения 16.03.2021).
  3. «Здоровая нация - здоровая Россия». Режим доступа: https://fb.ru/article/348162/gosudarstvennaya-programma-zdorovaya-natsiya-zdorovaya-rossiya-opisanie-i-osobennosti (дата обращения 16.03.2021).
  4. Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья. М.: ИФ РАН; 2001. 242 с.
  5. Данакин Н. С., Кищенко И. Н., Козлов В. Ю. Совершенствование управления формированием здорового образа жизни учащейся молодежи. Белгород: ИП Осташенко А. А.; 2011. 148 с.
  6. Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Издательство Института социологии РАН; 2002. 240 с.
  7. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017;4(10). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-subektivnye-faktory (дата обращения 16.03.2021).
  8. Анисимова О. А. Некоторые аспекты исследования восприятия подростками факторов здорового образа жизни. Актуальные проблемы психологического знания. 2015;(1):86-9.
  9. Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход. Вестник практической психологии образования. 2010;(4):18-24.
  10. Осипов М. А. Экономика здорового образа жизни. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/09/22/734899-ekonomika-zozh (дата обращения 16.03.2021).
  11. Гаврикова Д. С., Петрова Е. А. Анализ взаимосвязи здорового образа жизни населения и экономики России. Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2013. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013003429 (дата обращения 16.03.2021).
  12. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015. 644 с.
  13. Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России. Международный журнал медицинской практики. 2005;(3):31-6.
  14. Калинина Т. В. Медико-социальная характеристика факторов, влияющих на формирование общественного здоровья. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2010;(2):4-9.
  15. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. Формирование здорового образа жизни молодежи. М.: Медицина; 1988.
  16. Статистические данные по детской заболеваемости по отчету Росстата за 2019 год, официальный сборник.
  17. «Здравоохранение в России 2019» Режим доступа: https://resursor.ru/content/statistika-po-detskoj-zabolevaemosti-v-rossii-otchet-2019-goda/(дата обращения 16.03.2021).
  18. Шмарион Ю. В., Благинин В. С. Социальные технологии ежедневной физической активности, обеспечивающей человеку здоровый образ жизни. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018;43(2):233-43.
  19. Гулов МК, Абдуллоев СМ, Гулбекова ЗА, Махмудов ХР. Скрининг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди населения высокогорной местности Таджикистана. Вестник Авиценны. 2020;22(2):209-21.

Statistics

Views

Abstract - 8

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies