Realization of the national project «Health» in the context of the COVID-19 pandemic
- Authors: Rudenko G.G.1, Sidorova V.N.1, Sidorov N.V.2
- Affiliations:
- Plekhanov Russian University of Economics
- Financial University under the Government of the Russian Federation
- Issue: 2021: VOL 29, NOS1 (2021)
- Pages: 703-707
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/607
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-703-707
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Пандемия коронавируса COVID-19 принесла новые вызовы для всей мировой цивилизации в рамках борьбы за здоровье населения. В качестве одной из основных мер, которые должны способствовать ограничению распространения вируса, международным сообществом было предложено сокращение контактов между людьми, в том числе уменьшение количества мероприятий с большой концентрацией людей. Также было ограничено перемещение граждан: отменялись рейсы авиакомпаний, вводились пропуска для автомобильного транспорта и даже для пешеходов. Данные меры действовали во многих странах, борющихся с пандемией. Например, власти России уже 30.01.2020 приняли решение 97 о временном ограничении движения через пункты пропуска на участках государственной границы между Россией и Китаем, который первый пострадал от коронавируса. К середине марта 2020 г. уже такие меры действовали в отношении и других стран, наиболее затронутых заболеванием. Так сложилось, что пандемия коронавируса пришлась на период реализации в России национальных проектов, затрагивающих многие сферы жизни граждан. Президент РФ В. В. Путин 28.06.2020 во время одного из интервью назвал сохранение здоровья граждан страны абсолютным приоритетом для государства 98. Этому должна поспособствовать реализация национального проекта «Здравоохранение», срок реализации которого запланирован на 2018-2024 гг. Обзор литературы Вопросы, связанные с повышением уровня здравоохранения, в период COVID-19 становятся более актуальными, чем раньше. Исследователи во все большей степени публикуют статьи о данной тематике. C. Cardamone и соавт. описали наилучшие методики лечения коронавируса в случае наличия сопутствующих заболеваний [1]. В статье авторы перечислили наиболее возможные заболевания, а также средства, ускоряющие выздоровление. Группа авторов во главе с A. J. Einstein рассмотрела влияние COVID-19 на диагностику болезней сердца [2]. Они пришли к выводу, что COVID-19 был связан со значительным и резким сокращением количества диагностических тестов сердечно-сосудистой системы во всем мире. На это повлияли в том числе экономические трудности мирового сообщества. A. M. Jastrzębska и соавт. провели критический обзор нанотехнологических решений в борьбе с COVID-19 [3]. Они пришли к выводу, что реконструкция национальных экономик после пандемии должна основываться на комплексном подходе. Это связано с вопросами стратегического сырья, защитой окружающей среды и энергетической независимостью. Предположения об устойчивом развитии могут быть эффективно реализованы с помощью интеллектуальных нанотехнологических решений. Таким образом, на основании обзора данных источников литературы можно сделать вывод, что, учитывая тяжелую ситуацию с пандемией COVID-19, исследователи находят способы борьбы как с самим вирусом, так и с последствиями, в том числе социально-экономическими, который данный вирус привносит в жизнь граждан по всему миру. Материалы и методы Материалами для написания статьи послужили работы ведущих зарубежных ученых в области здравоохранения, опубликованные в крупных научных журналах, данные паспортов национального проекта «Здравоохранение» 99 и федеральных проектов, связанных с этим национальным проектом 100, а также данные из официальных статистических источников, связанные с распространением COVID-19. Основными методами написания статьи были анализ статей и материалов, научное обобщение, сравнение статистических данных. Результаты Считается, что здравоохранение - это сочетание мер различного характера, в первую очередь медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических. Однако немаловажную роль играют и политические, экономические, социальные, правовые, научные, культурные меры поддержки. Они должны быть направлены на укрепление здоровья граждан, поддержание их активной жизни на долгие годы, предоставление при необходимости качественной своевременной медицинской помощи. Достижение стабильных положительных результатов в сфере здравоохранения невозможно без формализации показателей, отражающих основные результаты деятельности. Такие плановые показатели деятельности системы здравоохранения в России на период 2018-2024 гг. были прописаны в паспорте национального проекта «Здравоохранение». История национальных проектов в России ведется с 2005 г., когда 5 сентября президент страны В.В.Путин объявил о начале реализации 4 национальных проектов. Уже тогда среди них был проект, связанный со здравоохранением. Тогда он назывался «Здоровье». Остальными национальными проектами на тот момент стали «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». К целям национального проекта «Здоровье» относились: •укрепление здоровья населения жителей Российской Федерации, снижение уровня заболеваемости по различным видам болезней, а также инвалидности и смертности; •совершенствование системы оказания медицинской помощи, а также ее доступности для всех жителей страны; •укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе; •развитие профилактической направленности здравоохранения; •повышение уровня технологичности в предоставляемых гражданам медицинских услугах. Подводя итог реализации данного проекта, в апреле 2011 г. В. В. Путин заявил, что за счет нацпроекта «Здоровье» за 5 лет, помимо текущего возрастающего финансирования, дополнительно поступило в сферу здравоохранения около 780 млрд руб. По его мнению, широкая модернизация здравоохранения в те годы стала возможной благодаря реализации данного национального проекта. В 2018 г. Президент РФ своим Указом ввел в реализацию 12 национальных проектов. На рисунке представлены наименования национальных проектов, а также общее финансирование, которое предполагается израсходовать по данным проектам за период их действия до 2024 г., а также доля в общем объеме денежных средств, направленных на реализацию национальных проектов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что денежные средства по национальным проектам планировалось расходовать неравномерно. Например, на проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется потратить 4779,7 млрд руб., а на проект «Производительность труда и поддержка занятости» - только 52,1 млрд руб., что почти в 92 раза меньше. По национальному проекту «Здравоохранение» планируется потратить 1725,8 млрд руб., что в 2,77 раза меньше, чем на финансирование улучшения качества дорог, но является 4-м из 12 национальных проектов по общему объему затрат. ps2021s1.4htm00047.jpg ps2021s1.4htm00049.jpg В рамках данной статьи проанализируем индикаторы национального проекта «Здравоохранение». Цели национального проекта и расчет цепных индексов планируемого увеличения показателей, рассчитанные авторами, приведены в таблице. Стоит отметить, что в рамках каждого национального проекта реализуются федеральные проекты. Национальный проект «Здравоохранение» включает в себя федеральные проекты, связанные с: •противодействием онкологическим заболеваниям; •противодействием заболеваниям сердечно-сосудистой системы; •повышением уровня обеспеченности медицинской сферы кадрами высокой квалификации; •развитием инфраструктуры детского здравоохранения и оказанием им своевременной медицинской помощи; •внедрением современных медицинских технологий; •развитием сети медицинских исследовательских центров по всей стране; •совершенствованием системы оказания первичной медицинской помощи; •развитием экспорта медицинских услуг по всему миру; •созданием на основе единой информационной системы здравоохранения в стране общего цифрового контура 101. Наиважнейшими задачами, реализуемыми в рамках данных федеральных проектов, по мнению авторов статьи, являются следующие: 1.Организация не менее 420 центров оказания амбулаторной онкологической помощи. 2.Получение не менее чем 1,325 млн женщин медицинской помощи в период беременности, родов и постродовой период, в том числе за счет средств родовых сертификатов. 3.Строительство/реконструкция 40 детских больниц/корпусов. 4.Допуск 2,1 млн специалистов к трудовой деятельности через механизм аккредитации. 5.Создание сети из не менее чем 27 Национальных медицинских исследовательских центров. Реализация указанных выше мер поможет в создании эффективной системы здравоохранения в России. По состоянию на данный момент, с учетом того, что часть средств и усилий тратится на противодействие пандемии COVID-19, уже в 2021 г. реализованы в рамках национального проекта «Здравоохранение» следующие мероприятия: 1.В Пензе открылся второй региональный сосудистый центр. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» в медучреждение поставили высокотехнологичное оборудование, среди прочего ангиографический комплекс стоимостью более 63 млн руб. 2.В Сибае открылся региональный сосудистый центр для оказания специализированной медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом. В структуре предусмотрены кардиологическое отделение с палатами интенсивной терапии и рентгенэндоваскулярное отделение. 3.Открылся новый первичный сосудистый центр в Алтайском крае. Сотрудники центра будут в кратчайшие сроки оказывать эффективную помощь пациентам с инсультом. 4.В Кировском центре онкологии для пациентов, лечение которых не требует сложных методов и длительного круглосуточного наблюдения, открылся дневной стационар хирургических методов лечения. Это только часть из профинансированных в рамках национального проекта «Здравоохранение» мероприятий, реализованных в феврале 2021 г. Исходя из представленной информации, можно сделать вывод, что несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19 мероприятия, связанные с реализацией проекта, продолжаются. Обсуждение В статье на основе статистических и нормативных документов проанализированы основные нормативные правовые акты России, регулирующие такую важную сферу жизни общества, как здравоохранение и получение своевременной медицинской помощи. Исходя из запланированных показателей, можно сделать вывод, что ситуация со здравоохранением должна улучшиться в нашей стране в ближайшие годы. Исходя из исследования не ясно, сможет ли быть реализован данный проект в полном объеме, однако информация о конкретных мерах развития инфраструктуры регионов в области здравоохранения дает почву для подобных предположений. Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, наложили серьезные ограничения на реализацию этих планов, но государство стремится выполнять взятые на себя обязательства. Результаты данного исследования могут быть полезны компаниям из разных отраслей, т. к. четко разъясняют позицию государства по улучшению ситуации в сфере здравоохранения, а значит, дают посыл возможным направлениям развития отечественных компаний, связанных с производством медицинского и сопутствующего оборудования и аксессуаров, а также оказанием соответствующих услуг. Заключение В статье проанализированы основные международные работы, связанные с проблемами здравоохранения на современном этапе. Были рассмотрены нормативные документы, регулирующие развитие сферы здравоохранения в государстве. Авторы пришли к выводу, что при реализации всех запланированных показателей ситуация с обеспечением высокого уровня здоровья граждан значительно улучшится, однако из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, влияющей на направления затрат, эти показатели могут быть изменены или расширены со временем. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
G. G. Rudenko
Plekhanov Russian University of Economics
V. N. Sidorova
Plekhanov Russian University of Economics
N. V. Sidorov
Financial University under the Government of the Russian Federation
Email: nikolaysidorov630@gmail.com