ACTIVITIES OF MEDICAL VOLUNTEERS DURING THE REPORTING PERIOD PANDEMICS COVID-19 (ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF THE HEADQUARTERS OF THE VOLUNTEER DETACHMENTS OF THE KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)

Abstract


This article presents the results of a study of the activities of volunteer detachments to support medical organizations during the COVID-19 pandemic in the Kursk region. The organizational and managerial mechanisms of the formation of the volunteer movement of the Kursk region are defined. The specifics of the work of the volunteer movement in conditions of high readiness at the regional level are revealed. The assessment of the level of professional training of medical volunteers is given.

Full Text

Введение Коронавирусная инфекция стала серьезным вызовом для российской медицины. Медицинским организациям понадобились существенная поддержка и помощь, которую оказали государство, общественные организации, бизнес-сообщество, отдельные граждане. Не стало исключением и волонтерское движение, в частности волонтерские отряды студентов-медиков, которые активно включились в работу. Волонтеры-медики осуществляли практическую и консультативную помощь своим коллегам в клиниках и службе скорой помощи, осуществляли просветительско-профилактическую деятельность. Множество студентов были вынуждены проходить практику в необычных условиях, тем самым получая бесценный опыт и профессиональную закалку. Обзор литературы Тема волонтерства отражена во многих зарубежных и отечественных исследованиях. Так, американский социолог J. Wilson, анализируя теории, объясняющие зарождение добровольчества, определяет мотивы, побуждающие молодых американцев заниматься волонтерством [1]. Сингапурский ученый Ин Сюй определил моральные ресурсы и политический капитал как основы добровольчества [2]. Бору Несе в своей научной работе утверждает, что сервисное обучение и волонтерской деятельность оказывает значительное слияние на студентов университетов Турции при выборе профессии [3]. Среди работ российских ученых отметить труды Т. А. Локтионовой, О. В. Анцелевич, Ю. В. Нагорной, В. Б. Малахова, А. П. Aбрамова, O. Е. Чуйкова [4-9], которые посвящены изучению истории развития и традиций добровольческого движения в России. Некоторые ученые делают акцент на определении сущности и специфических особенностей российского волонтерства (Л. А. Кудринская) [10], другие - на выявлении виды волонтёрства (Е. В. Акимова) [11], третьи - на описании социально-правовых механизмов организации управления волонтёрским движением (О. И. Холина) [12]. Также исследовался процесс формирования профессиональных и общечеловеческих ценностей у студентов, принимающих участие в волонтерской работе [8]. Вместе с тем, несмотря на широкое освещение вопроса развития студенческого волонтерского движения, на наш взгляд, недостаточное внимание в исследованиях уделено деятельности волонтеров-медиков. Цель исследования - определение организационно-управленческих механизмов организации структур волонтерских отрядов студентов-медиков и выявление основных направлений их деятельности на региональном уровне. Материалы и методы При изучении данной проблемы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации 59, научные работы российских исследователей. В качестве вторичных данных выступали результаты социологических исследований ВЦИОМ 60. Научную основу составили подходы, раскрывающие сущность и специфику волонтерства. В работе применялся теоретический анализ научной литературы, правовых источников, а также компаративный анализ статистических, эмпирических и социологических данных. Для обозначения наиболее изученных проблем применен описательный метод [6, с. 189]. Результаты Рассматривая понятия «волонтерство» с позиции правового подхода, следует отметить, что «под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг…» [9, с. 436]. В современной западной социологии «волонтерство» применяется для обозначения «добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества» [4, с. 267]. С позиции социокультурного подхода волонтерство рассматривается как «деятельность, отражающая уникальный дух участников, моральные и духовные ценности, при этом волонтерами движут собственные побуждения» [8, с. 183]. С точки зрения представителей медицинской науки, «добровольчество (волонтерство) является отличной площадкой для приобретения опыта в общении с разными группами населения, для формирования навыков, необходимых в социальной жизни… Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, поддержания среди пациентов…» [13, с. 387]. За прошедший год в нашей стране изменилось отношение граждан к значимости работы медицинских работников. По данным исследования ВЦИОМ за 2020 г., к героям года россияне чаще всего относили врачей и медицинских сотрудников, а также военнослужащих, учителей и волонтеров (таблица). Россияне также высоко оценили действия властей. Более половины россиян (57%) считают, что меры, предпринятые властями для предотвращения дальнейшего распространения пандемии, достаточны. О недостаточности мер сообщает каждый четвертый россиянин (27%), а об их избыточности - каждый десятый (11%). Волонтерскую деятельность три четверти россиян считают существенной в условиях пандемии. Популярность волонтерского движения растет в российском обществе. Этот вывод подтверждают исследования ВЦИОМ: «74% россиян считают, что волонтеры оказывают существенную помощь населению в условиях распространения коронавируса. Чаще так считает молодежь 18-24 лет (87%). Обратного мнения придерживаются 13% наших сограждан, столько же затруднились оценить значимость волонтерской поддержки в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации». Следует отметить, что за период пандемии выросли сознательность и отзывчивость россиян: «лично готовы оказать помощь людям, которые находятся на карантине, в том числе одиноким, две трети россиян (64%). Чаще о готовности помогать другим сообщали мужчины (73%), а также россияне в возрасте 35-44 (71%) и 45-59 лет (72%)». Деятельность волонтеров, в частности волонтеров-медиков, в регионах была оценена достаточно высоко (рис. 1). В 2020 г. волонтерская практика Курского государственного медицинского университета в условиях пандемии вошла в пятерку лучших по России. Волонтеры-медики КГМУ стали лидерами по оперативной помощи населению в период пандемии коронавирусной инфекции в Центральном федеральном округе. Более 17 тыс. заявок было реализовано Штабом по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в Курской области с марта по июль 2020 г. 61 На базе КГМУ действует штаб добровольческих отрядов, который объединяет 30 волонтерских отрядов численностью более 800 человек. Практически каждая клиническая кафедра вуза организовала свой волонтерский отряд. Штаб является выборным коллегиальным органом. Достаточно важное место среди них занимает Курское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики». Цель деятельности отряда - «системное вовлечение студентов КГМУ в добровольческую деятельность в сфере здравоохранения на региональном и федеральном уровнях, включение студентов в решение социально значимых задач за счет ранней интеграции в профессию, увеличение конкурентоспособности будущих специалистов» 62. ps2021s1.4htm00035.jpg Структура штаба добровольческих отрядов КГМУ включает (рис. 2): •1-й уровень управления - социальный центр КГМУ. Это координирующий орган управления, основная цель которого - реализации приоритетных направлений молодежной политики, к которым относится развитие волонтерского движения и включение молодежи в социальную практику; •2-й уровень - председатель штаба, заместитель и секретарь; •3-й уровень - руководители отрядов; •4-й уровень - волонтерский отряд кафедры. Среди важных направлений деятельности волонтерских отрядов КГМУ следует выделить: •просветительско-профилактическое; •гигиеническое воспитание населения; •осуществление помощи медицинскому персоналу по санитарно-гигиеническому уходу за пациентами; •психолого-реабилитационное; •социально-психологической и социально-педагогической поддержки различных групп населения; •социально-психологическая реабилитация семей, имеющих детей с тяжелыми и хроническими заболеваниями; •социально-психологической реабилитации детей, победивших рак; •совершенствование навыков неотложной помощи; •досуговое и др. В целях реализации мероприятий по предотвращению и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции проведено переформирование образовательного этапа для студентов КГМУ. Разработаны и реализованы специальные программы для организации помощи медицинским работникам в борьбе с пандемией COVID-19. Неутешительная эпидемиологическая обстановка, сформировавшаяся в связи с распространением COVID-19, вынудила прибегнуть к помощи студентов медицинских университетов в связи с нехваткой профессионального медицинского персонала. Из числа желающих формировались волонтерские группы. В обязанности первой группы входило: •круглосуточное дежурство на санитарных постах общежитий; •измерение температуры всех проживающих в общежитии 2 раза в сутки; •санитарная обработка помещений 3 раза в сутки; •обеспечение студентов, проживающих в общежитиях, средствами личной гигиены и индивидуальной защиты; •покупка на средства вуза и раздача продуктов питания. Вторая группа волонтеров занималась консультированием в вопросах самоизоляции и медицинской помощи, разъяснительной и профилактической работой, обеспечением медикаментами. С наступлением второй волны коронавируса и роста заболеваемости респираторными инфекциями увеличилась нагрузка на медицинских работников. Большую помощь в работе врачей оказали студенты-волонтеры из КГМУ и Курского медицинского колледжа. Они выполняли следующие задачи: •заполняли электронные карты пациентов; •совместно с автоволонтерами занимались доставкой лекарств и рецептов гражданам, находящимся на самоизоляции; •осуществляли контроль на входных фильтрах в поликлиниках; •работали в колл-центрах медицинских учреждений региона (например, в ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» студенты-волонтеры вели статистику, передавали сведения в поликлиники о тестировании граждан на коронавирус и рассылали пациентам смс-сообщения о результатах тестирования); •проводили мониторинг с целью выявления у больных коронавирусом пациентов информации о сроках предоставления итогов теста (в среднем в сутки волонтеры передавали сведения о 1500 проведенных исследованиях). Заключение Деятельность волонтеров-медиков в период борьбы с коронавирусной инфекцией носила общественно-значимый характер, была четко организована и профессиональна. В процессе работы в качестве волонтеров студентам удалось расширить и углубить свои знания, совершенствовать свои практические навыки, а самое главное, обогатить свой духовный мир, усилить и закрепить нравственные ценности, так необходимые для формирования и развития профессиональной культуры медицинского работника. Волонтерство в сфере здравоохранения способствует обучению студентов навыкам социального взаимодействия, позволяет усилить их профессионализм и компетентность. Работа волонтеров-медиков в просветительско-профилактическом направлении помогает делать отрасль более открытой и доступной для населения региона. Центральное место в развитии волонтерского движения занимают медицинские вузы. В них проектируются и создаются структуры и программы деятельности волонтерских отрядов, мобилизуются студенты, готовые оказать помощь своим коллегам в медицинских учреждениях. При этом следует понимать, что без эффективного взаимодействия региональных органов государственной власти и медицинских высших учебных заведений невозможно обеспечить слаженную и продуктивную деятельность волонтерского движения как в отдельно взятом субъекте РФ, так и в стране в целом. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. E. Chuikov

Kursk State Medical University

Email: chuikov-ru@mail.ru

I. L. Brovkina

Kursk State Medical University


V. A. Svechnikov

Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov


N. V. Kubikova

Medical Technologies + Ltd


E. Yu. Rudakova

Kursk State University


References

  1. Wilson J. Volunteering // Ann. Rev. Sociol. 2000. Vol. 26. P. 215. doi: 10.1146/annurev.soc.26.1.215
  2. Xu Y., Ngai N. P. Moral resources and political capital: theorizing the relationship between voluntary service organizations and the development of civil society in China // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2011. Vol. 40, N 2. P. 247-269.
  3. Boru N. The effects of service learning and volunteerism activities on university students in Turkey // Journal of Education and Training Studies. 2017. Vol. 5, N 6. P. 146-166. doi: 10.11114/jets.v5i6.2405
  4. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 267-269.
  5. Анцелевич О. В., Нагорная Ю. В., Малахов В. Б. Из истории развития волонтёрского (добровольческого) движения в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4. С. 122-124.
  6. Abramov A. P., Chuikov O. E., Gavrikov F. A., Ludwig S. D. The problems of contemporary education: Socio-cultural dimension of military education in modern Russia // Eur. J. Contemp. Educ. 2017. Vol. 6, N 2. P. 189-195.
  7. Abramov А. Р., Chuikov O. Е., Pyaseckaya E. N., Svechnikov V. A. Educational system of Victor N. Soroka-Rosinsky: from coercion to voluntariness // Eur. J. Contemp. Educ. 2019. Vol. 8, N 1. P. 254-262.
  8. Чуйков О. Е., Смирнова Д. О. Волонтёрство как социокультурное явление: практика реализации и мотивы участия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 1. С. 183-186.
  9. Chuikov O. E., Abramov A. P., Zulfugarzade T. E. Organization of pupil government in teaching activities of Stanislav Shatskii (through the example of rural summer school-colony “The invigorating life”) // Eur. J. Contemp. Educ. 2018. Vol. 7, N 2. P. 436-444.
  10. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.
  11. Акимова Е. В. Педагогическое волонтёрство в деятельности детско-молодёжных объединений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2006. 20 с.
  12. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71-73.
  13. Zhevelic O. D., Dzuman E. M., Chizhevich T. A. Volunteering as a form of participation of patients in a psychiatric hospital in public life // International Research Conference on Economics, Arts and Sciences: Conference Proceedings. Uppsala: Scientific public organization “Professional science”, 2017.

Statistics

Views

Abstract - 35

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies