The “Penicillin Project” of the he United Nations Relief and Rehabilitation Administration as a factor of aggravation of the Soviet American relations

Abstract


The analysis of the declassified documents of the Russian State Archive of Economics and the State Archive of the Russian Federation made it possible to establish that the project of the United Nations Relief and Reconstruction Administration was not a priority in the USSR for supplying equipment for penicillin factories to the two Soviet republics. Of greater interest was the acquisition in the United States of expensive high-performance plant equipped with the latest machinery, albeit for cash payment. This prioritization affected time-frame and implementation progress of the UNRRA penicillin project and facilitated manipulation on part of the United States. In aggregate with distrust of the USSR in quality of the supplied equipment and the hope for alternative sources of obtaining necessary scientific and technical information, this resulted in loss of interest to this project. The turned out situation affected correspondingly on the attitude of the Soviet Government to the UNRRA missions operating on the territory of the Soviet Republics and to the leadership of the organization itself and contributed to the further exacerbation the of Soviet-American relations.

Full Text

В предыдущей публикации [1], продолжением которой является настоящая статья, на основании анализа рассекреченных документов Российского государственного архива экономики (РГАЭ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) показано, что обнародованный в начале 1946 г. Администрацией помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА) проект по поставке оборудования для пенициллиновых заводов в две республики СССР, Украину и Белоруссию, не был завершен к моменту роспуска этой организации. Даже к началу 1948 г. значительная часть оборудования оставалась недопоставленной, не было получено адекватной технической документации, необходимого сырья, не выполнены обязательства по предоставлению специалистов для организации производства. Анализ архивных материалов показал, что из всех мероприятий ЮНРРА именно пенициллиновый проект встретил наибольшие трудности на пути своей реализации. Препятствия чинили Госдепартамент и Казначейство США, оказывавшие давление на руководство Администрации помощи и восстановления. Такая тактика влияла на отношение советской стороны к самому проекту, к находившимся на территории советских республик миссиям ЮНРРА, накаляя отношения с самой организацией и ее главным финансистом - США. Для понимания корня возникшей проблемы и логики развития событий необходимо принять во внимание следующее. Советское руководство, будучи заинтересованным в получении помощи от ЮНРРА, все же изначально отдавало себе отчет в том, что предлагаемые к поставке пенициллиновые заводы не соответствуют последним научно-техническим достижениям в этой области. Об этом свидетельствует принятое 29 мая 1946 г. Постановление Совмина СССР «Об увеличении производства пенициллина для нужд здравоохранения». Именно этот правительственный документ в числе прочего предписал Минвнешторгу СССР «принять меры к получению через ЮНРРА и доставке в 1946 году в Украинскую и Белорусскую ССР комплектного оборудования для 2-х пенициллиновых заводов мощностью 16 млрд ок. ед. в месяц каждый» 18. И этот же документ обязал названное министерство приобрести в США за наличный расчет современный пенициллиновый завод мощностью 80 млрд ок. ед. в месяц с оборудованием для лаборатории и исследовательской станции общей стоимостью 2 млн американских долларов. При этом задача приобретения современного мощного завода стояла в постановлении пунктом выше задачи получения оборудования от ЮНРРА, что уже говорило о ее приоритетности. Крайней датой размещения заказов по линии ЮНРРА было определено 1 июля 1946 г. Следовательно, постановление, давшее импульс действиям Минвнешторга в этом направлении, вышло всего лишь за месяц до истечения срока размещения заказов. И это говорит не только о нерасторопности советского правительства. Дело в том, что ранее СССР начал переговоры с руководством американской благотворительной организации Russian War Relief о возможности приобретения ею для СССР современного пенициллинового завода [1], и правительство до последнего тянуло время в ожидании окончательного ответа. Лишь когда стало ясно, что Russian War Relief, попавшая в США в число «неблагонадежных», не окажет такой помощи, была дана установка на покупку завода за государственные средства. Однако у США не было намерения продавать завод, технология которого обеспечила стране мировое лидерство в производстве антибиотика. Кроме того, ведя переговоры с компаниями о покупке дорогостоящего завода, СССР обнаружил свою платежеспособность, и желание оказывать ему гуманитарную помощь в виде поставки бесплатных, хоть и маломощных, заводов у Госдепартамента и Казначейства США окончательно пропало. В условиях нарастания взаимного недовольства затягивание СССР времени с размещением заказов по линии ЮНРРА стало удобным поводом не соблюдать предполагаемые сроки поставки пенициллинового оборудования в советские республики. И действительно, отправка оборудования началась, как показали документы, лишь в декабре 1946 г., т. е. когда, согласно первоначальным планам, поставки его должны были уже практически закончиться. Кроме того, уже в начале 1947 г. стало очевидно, что СССР пытаются навязать покупку того же устаревшего оборудования за собственные средства. 13 марта 1947 г. глава белорусской миссии ЮНРРА Т. Уоллер писал начальнику Управления по поставкам ЮНРРА при Совмине БССР И. М. Былинскому, доверительно намекая на факторы, препятствующие реализации пенициллинового проекта: «Администрация ЮНРРА сейчас, как Вам известно, аннулируется. Вы также знаете, что образ действия Администрации по некоторым вопросам зависит от отношения и средств разных вносящих стран. Благодаря этому обстоятельству существует в основном неизбежная неуверенность в завершении некоторых позиций программы». Глава миссии мог бы ограничиться формальным информированием, однако он настойчиво предлагал вариант решения проблемы: «Миссия усиленно рекомендует, чтобы Ваше правительство приняло… меры, необходимые для предоставления в распоряжение Правительственной Закупочной Комиссии в Вашингтоне приблизительно одного миллиона долларов с тем, чтобы Комиссия имела деньги и полномочия, необходимые для возобновления в короткий срок тех контрактов, которые Администрация возможно должна будет аннулировать и которые Ваше правительство пожелает принять на себя. В частности, я ссылаюсь на контракты по составным частям заводов для производства строительных материалов и пенициллина… Миссия настаивает, чтобы Ваше Правительство предприняло эти меры без замедления» 19. Предприимчивость Т. Уоллера, даже если она была продиктована искренним желанием помочь, была не слишком уместной, поскольку его предложение шло вразрез с принятой на 5-й сессии ЮНРРА осенью 1946 г. резолюцией № 101, обязавшей Администрацию помощи продолжать поставки и после конца 1946 г. в том случае, если они не были произведены в срок 20. Письмо Т. Уоллера вызвало резонанс в руководящих структурах СССР. Речь в нем, безусловно, шла о необходимых действиях со стороны союзного правительства, и сам И. М. Былинский 15 марта препроводил это секретное письмо заместителю министра внешней торговли СССР М. А. Меньшикову, под контролем которого находился постоянно, с целью получить указания. Однако М. А. Меньшиков, сначала быстро откликнувшийся на это предложение и рекомендовавший своим представителям в Вашингтоне учесть его 21, позднее, 3 апреля 1947 г., написал в письме И. М. Былинскому следующее: «Миссии ЮНРРА… надо указать, что представитель БССР запрошен, какие мероприятия необходимо осуществить для обеспечения отгрузки без перевода валюты со стороны Правительства БССР» 22. Очевидно, заместителю министра напомнили «сверху» и о резолюции № 101, и о том, что с конца 1945 г. Белоруссия и Украина стали самостоятельными членами ООН, а такая самостоятельность предполагает и личную финансовую ответственность. Так что формальных причин брать расходы на себя у советского правительства, совершенно очевидно, не было, тем более что привлекательность для СССР пенициллинового проекта ЮНРРА была в первую очередь в его бесплатности. Кроме того, в формулировках письма отчетливо проступает и желание «поставить на место» миссионера, дающего непрошеные советы и навязывающего свои варианты решения проблемы. Советское правительство осталось непреклонным, сделав в очередной раз выводы относительно надежности бывших союзников. Однако, надо признать, эта ситуация продемонстрировала и то, что политические амбиции и экономические интересы ставились гораздо выше насущных потребностей здравоохранения. Уже спустя пару месяцев советское руководство получило возможность в очередной раз убедиться в отсутствии серьезных намерений у Администрации помощи и восстановления завершить пенициллиновый проект. Состоявшиеся весной-летом 1947 г. в Риме и Праге совещания продемонстрировали со всей очевидностью формальный подход англо-американской команды ЮНРРА к его реализации. К указанному времени большая часть заказов на оборудование не были даже размещены, рассылаемые в страны-получатели чертежи не соответствовали поставленному оборудованию, а то, что планировалось поставить, не гарантировало возможности начать безопасное производство. Реакцией советской стороны на такое поведение Администрации стали утрата интереса и подчеркнуто отстраненное отношение к ходу реализации проекта. Тем более что значительно более важным проектом для СССР было приобретение современного завода с передовой технологией. Есть все основания считать, что уверенная и независимая позиция СССР определялась наличием альтернативных, неофициальных источников получения актуальной научно-технической информации и надеждой на скорое разрешение научно-производственных проблем советскими специалистами. Эту мысль подкрепляет фраза из отчета советского представителя в ЮНРРА Н. И. Феонова, писавшего: «Советские люди, связанные с ЮНРРА… нередко получали и передавали советским органам полезную информацию… такая информация могла поступать благодаря широко установленным связям ЮНРРА с союзным военным командованием и госучреждениями США и Англии» 23. Приводимый отчет, написанный 14 мая 1947 г., по понятным причинам не содержал детальной информации на этот счет, но современному исследователю эта фраза говорит о многом. Этим можно объяснить и отсутствие всякой заинтересованности СССР в проведении пражского совещания, где делегатам стран - получателей оборудования предстояло общение с консультантом по производству пенициллина из Канады. Выдержка из отчета главы чешской миссии ЮНРРА нашего соотечественника Петра Алексеева, информировавшего замминистра Внешторга СССР М. А. Меньшикова о результатах встречи в Риме, подтверждает это. Докладывая о намерении ее участников встретиться через месяц в Праге, он отмечает: «Имея в виду Ваше указание о том, что созыв такого совещания (в Праге.- Е. Ш.) не является необходимым, я не поддерживал эту идею, однако и не выступал с противодействием, поскольку необходимость такого совещания была общим мнением…» 24. На состоявшемся пражском совещании СССР твердо придерживался занятой позиции. Специалист по восстановлению промышленности из миссии ЮНРРА в Белоруссии А. С. Хейген зафиксировал характерное поведение советского делегата, откровенно говорившее об отношении к происходящему. Перечисляя многочисленных членов делегаций всех стран, присутствовавших на трехдневном совещании в Праге в мае 1947 г., он сообщил, что представителем СССР был всего лишь один человек - инженер А. А. Никифоров, чье «присутствие в течение нескольких минут 19 мая (последний день совещания.- Е. Ш.) было устроено» 25. Таким образом всем присутствовавшим было продемонстрировано, что СССР не нуждается в консультациях канадского специалиста В. Хендершотта. И эта позиция становится еще более понятной, если принять во внимание стиль выступления заместителя начальника медицинского отдела ЮНРРА Лесли Аткинса. С видом великого одолжения с трибуны он заявлял, «что услуги г-на Хендершотта были приобретены на ограниченный период времени и только после больших трудностей и что равные трудности могут быть при получении такой консультации в будущем» 26. Постоянная демонстрация американской командой ЮНРРА своего превосходства над получающими оборудование странами, ставившая последних в унизительное положение просителей, вынужденных выяснять у посланцев Вашингтона, «что же в конце концов будет закуплено и на поставку каких предметов нельзя рассчитывать» 27, становилась тяжелым моральным испытанием для страны-победительницы. Кроме того, приходило и понимание того, что качество даже получаемого оборудования может не соответствовать ожиданиям. Об этом свидетельствует содержание письма М. А. Меньшикова в Управление по поставкам ЮНРРА при Совмине БССР от 18 июля 1947 г. В ответ на запрос об организации ввоза дополнительного оборудования для пенициллиновых заводов он, проявляя очевидное недоверие, отвечает, что «Министерство Внешней Торговли считает преждевременным ставить такой вопрос в Правительстве до выяснения результатов работы получаемого от ЮНРРА завода» 28. Эти опасения были небеспочвенны, архивные документы содержат немало рекламаций на поступавшую по линии ЮНРРА технику, например на трактора с неработающими фарами, непригодные для работ в вечерне-ночное время, а также на некоторые виды продовольствия, мыло. Сложившаяся ситуация с пенициллиновым проектом закономерно вела к охлаждению отношений между СССР и англо-американским руководством ЮНРРА и основным ее финансистом - США. Индикатором было то, что при официальном визите в СССР в апреле 1947 г. генеральный директор ЮНРРА генерал Л. Рукс не был принят Сталиным и удовлетворился непродолжительной беседой с министром внешней торговли А. И. Микояном, в ходе которой вновь не смог дать вразумительного ответа на вопрос о судьбе поставок пенициллинового оборудования 29. Соответствующим образом эта ситуация отражалась и на работавших в советских республиках миссиях ЮНРРА. Анализ документов дает основание считать, что, в отличие от своего руководства, миссионеры, потрясенные увиденными разрушениями, с истинным сочувствием относились к нуждам местного населения и старались максимально добросовестно выполнять свои задачи, в том числе бились за реализацию пенициллинового проекта. Но при этом они оказались в странном положении: их действия не получали должной поддержки ни у собственного руководства в Вашингтоне, ни у правительства СССР, априори относившегося к миссионерам с большим подозрением. Прибытие миссий в республики СССР было навязано условиями соглашения с ЮНРРА, их присутствие было лишь терпимым, а потому обставленным ограничениями по перемещению на территории страны, вся официальная и даже личная переписка миссионеров находилась под контролем и переводилась на русский язык для ознакомления соответствующих органов. В составе Миссии ЮНРРА в Украинской ССР (прибыла 26 марта 1946 г., возглавлял ее Мак-Даффи) из 15 сотрудников 6 являлись советскими гражданами. При этом лишь три из них имели определенные обязанности: один был старшим агрономом, двое - переводчиками. Три других сотрудника были обозначены в справке просто как «Гаврилов, Калиновский, Максимов» и, вероятнее всего, являлись представителями спецслужб 30. Что касается Миссии ЮНРРА в Белорусской ССР (прибыла 19 апреля 1946 г., первый глава миссии - Ричард Б. Скандретт, сменил его Теодор Уоллер), то в числе ее 15 сотрудников советских граждан не значилось 31, и, видимо, потому, что в этом не было необходимости: резиденция миссии располагалась в Лошицкой усадьбе под Минском, где прежде находилась школа НКВД и где был оставлен весь прежний обслуживающий персонал. Открытые к настоящему времени для исследователей архивные документы в большей степени отражают деятельность белорусской миссии. Они свидетельствуют о стараниях главы минской миссии ЮНРРА Т. Уоллера по реализации пенициллинового проекта. Так, в апреле 1947 г. на совещании в Риме, где обсуждалось несоответствие полученных странами чертежей поставляемому оборудованию, именно он, согласно донесению П. Алексеева, инициировал дискуссию о том, «что добиться получения новых чертежей, а тем более описания технологического процесса, из Вашингтона очень трудно, так как фабриканты держат в секрете производство пенициллина». Вследствие этого выступления присутствующие высказались за созыв специального совещания в Праге для получения консультации специалиста по пенициллину. Когда же было объявлено, что специалист из Канады, который должен принять участие в совещании, после его завершения проедет по странам, получающим оборудование, то в очередной раз «начальник минской миссии Уоллер сделал заявление о том, что правительство БССР хотело бы получить специалиста, но не на несколько дней, а на более продолжительный срок для консультации» 32. Однако такая активность настораживала советское руководство, для которого первостепенное значение имело то, что иностранец Уоллер позволял себе выступать от имени правительства одной из республик СССР! Беспокоили и теплые отношения, сложившиеся между руководством республики и миссионерами. Об этом советские инстанции были хорошо осведомлены из своих источников. Кроме того, на связи с союзным руководством постоянно были начальники управлений по поставкам ЮНРРА при советах министров республик: в УССР - В. Хомяк, в БССР - И. М. Былинский, позднее К. Ластовский. Тем не менее хорошие отношения с руководством республики не помогли спасти жизнь секретаря миссии Рут Уоллер, супруги ее руководителя. В архивной справке весьма кратко сказано о ней: «Рут Уоллер - секретарь, умерла в августе 1946 г. в Минске от менингита» 33. Эта история, забытая на долгие десятилетия, благодаря исследователям, работавшим в Национальном архиве Беларуси, получила освещение в наши дни [2, 3]. В смерти 24-летней супруги, погибшей, возможно, в результате отсутствия необходимых медикаментов, очевидно, кроется причина особенно сочувственного отношения главы миссии к медицинским нуждам Белоруссии и его заметных стараний по реализации проекта поставки пенициллинового завода. Так, в обращении к Администрации в Вашингтоне по поводу необходимости дополнительного оборудования, он в весьма требовательном тоне писал, «чтобы были взяты средства из любого источника для немедленной закупки», а реализацию самого проекта называл «величайшим единственным и долгодействующим вкладом ЮНРРА в восстановление здравоохранения в Белоруссии» 34. Более того, он даже пытался решать задачу предоставления новейшей научной информации. Так, в одном из писем И. М. Былинскому, будучи уполномоченным информировать, что «амилацетата, одного из сырья, употребляемого при производстве пенициллина, не имеется», и что «недавние научные усовершенствования производства кристаллического пенициллина с бутиловым алкоголем не требуют употребления амилацетата», он предлагает следующее: «Если у Ваших специалистов имеются какие-нибудь вопросы в связи с этим, то мы будем очень рады получить для них разъяснения» 35. Однако в данном случае Т. Уоллер переоценил свои возможности. Компании вовсе не собирались делиться результатами своих исследований, тем более с потенциальными зарубежными конкурентами. Даже прибывшим для обучения производству пенициллина стипендиатам ЮНРРА информация предоставлялась весьма ограниченная. Так, начальник Управления по поставкам ЮНРРА при Совмине УССР В. Хомяк сообщал, что стипендиаты И. Н. Каменский-Шмидт и И. М. Танченко «хотели бы наблюдать метод производства кристаллического пенициллина, но этот процесс не открыт для наблюдения. Другие специалисты по пенициллину, связанные с ЮНРРА, также не были допущены» 36. Показательно, что даже накануне отбытия из Минска руководитель миссии был обеспокоен тем, что остался нерешенным вопрос о техническом консультанте для пенициллинового завода. Своему руководству в Вашингтоне он предлагал, чтобы миссия осталась «на разумное время после предполагаемой даты закрытия для выполнения таких дополнительных функций, как обеспечение техническими специалистами (например, консультант по пенициллину)» 37, ведь, как было показано в предшествующей статье [1], ожидаемый Эмильян Вовк так и не прибыл в место назначения. Однако ни правительство СССР, ни руководство ЮНРРА не были заинтересованы в этом, и миссии отбыли из советских республик в строго установленное время. При этом советское правительство не собиралось освещать в средствах массовой информации результаты деятельности миссий и даже не реагировало на запрос о предоставлении отчета о полученном от ЮНРРА имуществе и оборудовании и его распределении, что являлось общепринятой практикой. Т. Уоллер пытался надавить на И. М. Былинского: «Администрация требует, чтобы все Миссии, находящиеся в получающих странах, получили подробный план распределения поставок до отъезда из страны главы Миссии. Мне не хочется сообщать Администраци о том, что Ваше Правительство не сможет выполнить эту просьбу. Я поэтому очень ценю, если Вы вновь обсудите письмо… и сделаете все возможное, чтобы послать Миссии до 30 июня краткое заявление о распределении поставок…» 38. Однако, покидая республики, руководители миссий так и не смогли добиться от советских коллег требуемых отчетов, которые без труда получали в других странах. Позиция советской стороны была такова, что даже о необходимости поблагодарить сотрудников ЮНРРА за оказанную республикам помощь ей пришлось напоминать. Так, накануне отъезда Т. Уоллер обратился к И. М. Былинскому с просьбой вынести от имени Правительства БССР благодарность сотрудникам ЮНРРА, особенно Федерику Мак Милану, назначенному в 1947 г. заведующим Отделом медицинского снабжения ЮНРРА: «Благодаря его чрезвычайных усилий (простительно, так как писал иностранец.- Е. Ш.), он смог закупить те составные части завода по производству пенициллина, которые, как предполагалось в начале, невозможно будет достать» 39. При этом сам он накануне отъезда, несмотря на то что советские медики не смогли спасти его супругу, дипломатично писал: «Я хочу выразить мою великую благодарность Вашему Правительству за украшение могилы г-жи Уоллер…» 40. Дальнейшим попыткам миссионеров, покинувших республики СССР, поддерживать отношения с бывшими советскими коллегами также чинились препятствия. Например, Глэдвин Янг, специалист по сельскому хозяйству, в письме К. Ластовскому, передавая сердечный привет советским коллегам в Минске, сообщал, что, к его полному недоумению, подарок, который он отправил его маленькой дочери ко дню рождения, был возвращен советской таможней. Находясь уже в Америке, Глэдвин Янг стремился продолжать миссионерство, но другим способом. Он пытался организовать переписку американских и белорусских детей. «Я прилагаю письмо, написанное 12-летней дочерью моего брата для маленькой девочки Гали из детского дома, который Вы, г-н Уоллер, г-н Макинтайр и я посетили 7 мая прошлого года. Дети просили, чтобы наши дети писали им письма. Если маленькая Галя и кто-нибудь из детей ответит, это будет действительно приятно…». Однако в финале письма проступал явный намек на помешавшие более плодотворному сотрудничеству обстоятельства высшей силы: «Возможно, наши дети могут сделать больше в установлении понимания между нашими великими двумя странами, чем это делают наши взрослые» 41. Заключение Пенициллиновый проект ЮНРРА, преследовавший, казалось бы, столь достойные цели, не только не обеспечил сближения между странами, но, напротив, послужил обострению советско-американских отношений. Демонстрация американской командой Администрации помощи и восстановления гуманных намерений при постоянных попытках отклониться от них, характерный стиль взаимодействия и общения с получающими оборудование странами, ставивший их в унизительное положение просителей, основательно подточили фундамент, на котором еще держались отношения бывших союзников. Однако сложившаяся ситуация не обезоружила СССР, у которого имелся и другой, приоритетный, пенициллиновый проект, а лишь укрепила уверенность в необходимости его реализации в обход США. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

E. V. Sherstneva

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health

Email: lena_scherstneva@mail.ru

References

  1. Шерстнева Е. В. Международное участие в организации производства антибиотиков в СССР: «пенициллиновый проект» Администрации помощи и восстановления Объединенных наций. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(2):373-8. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-2-373-378
  2. Смерть Рут Уоллер по версии «Военной газеты». Режим доступа: https://salidarnasc.livejournal.com/53607.html
  3. Шахнович Т. Что стояло за гибелью американки Рут Уоллер, спасшей белорусских мальчишек в 1946 году? Режим доступа: https://www.kp.by/daily/27022.3/4083975/

Statistics

Views

Abstract - 136

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies