E comparative analysis of some indices of effectiveness of of education organizations of the Northern Caucasus Federal Okrug concerning medical personnel training within the framework of scientific educational medical claster “The Northern Caucasus”

Abstract


The article presents the results of comparative analysis of educational potential of participants of the scientific and educational medical cluster «North Caucasus». The differences in average unified state examination score of students of educational institutions - participants of the cluster, teaching staff with academic degrees, educational literature and other indices are examined. It is noted that the toughening of unified state examination procedure implementation and increase of number of applicants entering through target admission, resulted in certain decrease of average score of unified state examination in entrants. At the same time, measures undertaken by the cluster members targeting the improvement of the values of indices of educational organizations functioning monitored by Rosobrnadzor alter the trend in condition of educational potential of the cluster “North Caucasus” in a positive way.

Full Text

Эффективная подготовка будущих врачей играет ключевую роль в здравоохранении [1, 2]. Для решения данной задачи необходимо объединение научных, медицинских и экспертных сообществ на платформах передовых университетов России. Это возможно в случае реализации концепции научно-образовательных медицинских кластеров (НОМК), на базе которых создаются или обновляются образовательные программы. По сути НОМК - это партнерство организаций, осуществляющих образовательную, научно-исследовательскую, медицинскую и воспитательную деятельность. В основе данной конструкции, созданной для решения стратегических задач в сфере здравоохранения, лежит преимущественно территориальный критерий, а иногда и специфика деятельности участников кластера, например стоматологический, фармацевтический [3-6]. Преимуществом НОМК является тот факт, что реализуемые его членами программы модернизации медицинского образования более всего удовлетворяют нуждам территории расположения кластера. НОМК лучше всего может справиться с задачей трансфера медицинских теоретических знаний в плоскость их практического применения, рассматривается как механизм, посредством которого теоретические идеи и представления по совершенствованию здравоохранения попадают в практику оказания медицинской помощи. Все это невозможно без сотрудничества с образовательными учреждениями, учреждениями науки, органами власти, а также учреждениями практического здравоохранения. Следовательно, ядром инновационного НОМК выступает взаимодействие между образовательными, исследовательскими и лечебными партнерами [7-9]. При этом принцип единства в деятельности НОМК предполагает объединение: -материально-технических ресурсов (компьютерное оборудование, библиотечные фонды, информационные базы данных); -учебно-методических материалов, результатов интеллектуальной деятельности, применяемых в образовательном процессе; -профессиональных знаний, умений и навыков профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации программ и проектов в рамках совместной деятельности [8, 9]. В то же время конкурентная борьба вузов за студентов обострилась из-за большого числа образовательных организаций и расширения возможностей абитуриентов при поступлении. Университеты стараются предлагать новые формы и методики обучения, профессиональной ориентации и взаимодействия с будущими работодателями [10]. Для создания совместной образовательной концепции необходимо путем мониторинга определить векторы их деятельности по всем знаковым направлениям. Отправной точкой мониторинга был выбран 2012 г., когда Рособрнадзор начал систематический мониторинг образовательной деятельности университетов. Для того чтобы адресно воздействовать на различные аспекты образовательной деятельности членов НОМК и разработать совместную программу совершенствования образовательной деятельности НОМК, мы проанализировали образовательный потенциал медицинских университетов и медицинских факультетов (МФ) классических университетов, вошедших в НОМК «Северо-Кавказский». Материалы и методы Проведен анализ мониторируемых Рособрнадзором критериев деятельности образовательных организаций за 2012-2018 гг. с определением процента изменений. Результаты исследования Практически на всех МФ и в университетах НОМК «Северо-Кавказский» после достижения максимальных значений интегральных показателей образовательных потенциалов в 2016 г. отмечен некоторый спад (рис. 1). При этом значительная отрицательная динамика наблюдалась в Ставропольском государственном медицинским университете (СтГМУ), на МФ Чеченского государственного университета (ЧГУ) и в Северо-Осетинской государственной медицинской академии (СОГМА) (рис. 2). Вероятно, это связано с несколькими воздействующими факторами: ужесточением критериев оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, усложнением программ, изменениями контингента студентов (увеличением доли «целевиков», зачастую имеющих более низкий образовательный рейтинг), внедрением балльно-рейтинговой ежедневной оценки образовательных достижений студентов. Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по его результатам на очное обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ НОМК «Северо-Кавказский», у большинства членов кластера также не изменился. Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на очное обучение по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами НОМК «Северо-Кавказский», в основном снизился, вероятнее всего, за счет ужесточения процедуры проведения ЕГЭ, борьбы со злоупотреблениями при его сдаче. Динамика данного показателя в целом негативная, максимальное снижение установлено в СтГМУ, на МФ Ингушского государственного университета (ИГУ), в Дагестанском государственном медицинском университете (ДГМУ). Напротив, в тех образовательных организациях, где данный показатель был ниже, произошел его некоторый рост [Пятигорский филиал (ПФ) Волгоградского государственного медицинского университета (ВолГМУ) и СОГМА]. Анализ усредненного по реализуемым направлениям (специальностям) минимального балла ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме на программы бакалавриата и специалитета НОМК «Северо-Кавказский», показал, что максимальный балл отмечен на МФ ИГУ в связи с имеющимся там высоким конкурсом из-за ограниченности бюджетных и коммерческих мест и отсутствия целевого обучения на МФ. Максимальным процент студентов, поступивших на целевое обучение в образовательные медицинские организации СКФО, был в СтГМУ, при этом он также вырос в ДГМУ и на МФ ЧГУ, а наибольший рост показателя отмечен на МФ ИГУ, хотя он и остается там на низком уровне (рис. 3). Изучение удельного веса численности студентов, принятых по результатам целевого приема на I курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета, в общей численности студентов, принятых на I курс по программам бакалавриата и специалитета на очную форму обучения НОМК «Северо-Кавказский», показало, что динамика удельного веса «целевиков» в образовательных организациях по годам нестабильна, за последние 2 года устойчивый рост наблюдался только в СтГМУ, на МФ ИГУ и МФ ЧГУ, а в СОГМА, на МФ КГБУ и в ДГМУ наметилась тенденция к снижению удельного веса «целевиков». Качество подготовки студентов-медиков зависит также от доступности современной учебной литературы, в связи с чем был изучен показатель обеспеченности обучающихся учебными пособиями. Максимальное количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента отмечено в СОГМА (n=161), наименьшее - на МФ ЧГУ (n=23). При этом максимальная положительная динамика показателя обеспеченности учебниками отмечена на МФ ЧГУ и ИГУ. Изучение доли научно-педагогических работников (НПР), имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» показало, что данный показатель увеличился только в ДГМУ, а в ПФ ВолГМУ и СОГМА параметр, прежде находившийся на высоких позициях, снижается. На МФ ИГУ и ЧГУ значения данного показателя были низкими (37 и 44% соответственно), при этом на МФ ИГУ зафиксирован его рост на 95%. Наиболее высоким показатель удельного веса НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» был в СтГМУ и ДГМУ, где он продолжает расти, а наиболее низким - на МФ ИГУ и ЧГУ, хотя на МФ ИГУ отмечен максимальный прирост показателя (100%). Число предприятий, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения образовательных организаций НОМК «Северо-Кавказский», разнится. У СтГМУ при высоком данном показателе отмечается его рост, некоторый рост также отмечен в СОГМА, в то время как у остальных членов кластера регистрируются низкие значения показателя и его снижение (рис. 4). Перед российскими вузами поставлена задача нарастить их экспортный потенциал. В связи с этим было интересно проанализировать данный показатель в образовательных организациях НОМК «Северо-Кавказский». Только две образовательные организации добились успеха в данной сфере - СтГМУ и ПФ ВолГМУ. Остальным членам кластера предстоит большая работа в этом направлении. Важным параметром, характеризующим результативность деятельности образовательных организаций, является трудоустройство выпускников. Динамические показатели данного параметра членов НОМК представлены на рис. 5. Показатель удельного веса выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования НОМК «Северо-Кавказский», в большинстве образовательных организаций снижается за исключением МФ ИГУ, где он равен 100%. В ДГМУ данный показатель также растет, занимая в то же время самую низкую позицию в кластере. Анализ финансово-экономической деятельности объектов исследования показал, что практически все члены кластера НОМК «Северо-Кавказский» нарастили свой финансово-экономический потенциал, тем самым обеспечив финансовую основу для обновления процессов во всех сферах деятельности. При этом максимальный прирост ресурсов наблюдается у ПФ ВолГМУ (30,5%), СОГМА (29,1%), на МФ ЧГУ (30,4%) и в ДГМУ (63,5%). Обсуждение Представляется, что снижение численных показателей образовательной деятельности членов НОМК «Северо-Кавказский», вероятнее всего, вызвано ужесточением правил сдачи ЕГЭ, борьбой с коррупционными явлениями при прохождении ЕГЭ, сложностью современных программ и балльно-рейтинговой оценкой академических успехов студентов, предполагающей каждодневные «замеры» образовательных результатов обучающегося, изменением контингента студентов за счет увеличения доли «студентов-целевиков», имеющих, как правило, более низкие академические результаты. По этой же причине снизился и средний балл ЕГЭ студентов, принятых по его результатам на очное обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ НОМК «Северо-Кавказский». Практически все члены кластера НОМК «Северо-Кавказский» сумели сориентироваться в новых экономических условиях и увеличить финансово-экономический потенциал своих образовательных организаций, что послужит основой для улучшения результативности в других сферах их деятельности. Требует серьезного отношения вопрос трудоустроенности выпускников, тем более что в условиях повсеместного дефицита врачебных кадров данный показатель демонстрирует тенденцию к снижению, особенно в Республике Дагестан, Северной Осетии-Алании, Чеченской Республике. В образовательных организация - членах НОМК происходит неравномерный рост числа «целевиков». Так, за последние 2 года данный показатель вырос в СтГМУ и на МФ ИГУ и ЧГУ, а в СОГМА, на МФ КГБУ и в ДГМУ он снизился. Показатель удельного веса выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования НОМК «Северо-Кавказский» в большинстве образовательных организаций снижается, за исключением МФ ИГУ, где данный показатель равен 100%, а в Дагестане он хотя и растет, но находится на самой низкой позиции в кластере. Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР НОМК «Северо-Кавказский» продемонстрировал рост только в ДГМУ, а в ПФ ВолГМУ и СОГМА, где прежде отмечались высокие его значения, наблюдается тенденция к снижению. Для лучшей подготовки будущих врачей необходимы базы практики, но в большинстве организаций НОМК «Северо-Кавказский», за исключением СтГМУ, данный показатель снижается. Задачу по наращиванию экспортного потенциала российского образования решить удается только СтГМУ и ПФ ВолГМУ, хотя в СОГМА отмечен 98% рост числа иностранных обучающихся. Заключение Изложенное позволяет заключить, что образовательные организации по различным направлениям своей деятельности находятся на разных уровнях результативности. Использование опыта и потенциала образовательных организаций - членов НОМК «Северо-Кавказский» могло бы помочь сформировать комплекс мер по совершенствованию подготовки медицинских кадров в Северо-Кавказском федеральном округе, который также должен быть основан на анализе показателей общественного здоровья жителей региона и кадрового потенциала отрасли здравоохранения округа. В настоящее время перед участниками кластера стоит ряд задач по достижению медианных значений мониторируемых показателей образовательных организаций по тем направлениям, где отмечена негативная динамика. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

K. R. Amlaev

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Stavropol State Medical University”

Email: kum672002@mail.ru

S. M. Koychueva

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Stavropol State Medical University”


V. I. Koshel

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Stavropol State Medical University”


A. B. Hodzhayan

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Stavropol State Medical University”


References

  1. Амлаев К. Р., Блинкова Л. Н., Дахкильгова Х. Т. Ожирение: Современный взгляд на проблему. Врач. 2020;(3):1-5.
  2. Амлаев К. Р., Муравьева А. А., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(1):28-40. doi: 10.24411/2220-8453-2020-11001
  3. Заболотная С. Г. Научно-образовательный медицинский кластер. В сб.: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Оренбургский государственный университет; 2017. С. 3736-40.
  4. Игнатова Т. В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров. Креативная экономика. 2012;(3):94-9.
  5. Водомацкая Л. П., Кузнецова В. П. Научно-образовательный инновационный медицинский кластер как агрегированная структура экономической системы здравоохранения. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019;(2):105-11.
  6. Корчагина Н. А. Системный подход к организации помощи больным с инфарктом миокарда. Концептуальные основы кластерной политики на территории российских регионов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история, политология, экономика, информатика. 2009;12(15-1):5-13.
  7. Артамонова Г. В., Херасков В. Ю., Крючков Д. В., Барбараш Л. С. «Кемеровская модель». Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2013;(1):52-9. doi: 10.17802/2306-1278-2013-1-52-59
  8. Полянская С. В. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011;(3):132-6.
  9. Артамонова Г. В., Данильченко Я. В., Костомарова Т. С., Черкас Н. В., Барбараш Л. С. Кластерный принцип повышения результативности научно-образовательной и медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2015;(3):43-50.
  10. Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Медицинская профессия: требования современного общества. В сб.: Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.; 2013. С. 369-75.

Statistics

Views

Abstract - 23

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies