The satisfaction with rendering medical services of orthodontic profile to children of junior school age
- Authors: Argutina A.S.1, Kosiuga S.I.2
- Affiliations:
- The Budget Health Care Institution of Nizhny Novgorod Oblast “The Dzershinsk Children Stomatological Hospital”
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Privolzhskiy Research Medical University” of Minzdrav of Russia
- Issue: Vol 27, No 3 (2019)
- Pages: 277-280
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/49
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-3-277-280
- Cite item
Abstract
The article considers the results of complex medical sociological study including questionnaire survey of schoolchildren of junior age and their parents concerning issues of satisfaction with stomatological services. The data is presented concerning subjective opinions about quality and accessibility of stomatological care of orthodontic profile. The causes of dissatisfaction are established and ranged. The criteria of predominant visits to medical organizations of state and private forms of property. The study established demographic and financial characteristics of families, professional characteristics of parents, their subjective opinions about particular aspects of quality of life. The level of sanitary hygienic knowledge and medical activity, including issues of prevention of stomatological diseases and dental maxillary anomalies in children aged 6-11 years was determined. The summary social portrait of family fostering child-patient of children stomatological polyclinic was composed.
Full Text
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Национальный проект «Здравоохранение» (2018) определили задачу повышения доступности и качества медицинской помощи как одну из приоритетных в стратегии государственной политики в области здравоохранения [1, 2]. По данным ряда исследований, нуждаемость детей в ортодонтическом лечении значительно выше, нежели реальные возможности ее оказания, и достигает 65,7% от общего числа прикрепленного контингента [3, 4]. Несмотря на то что обращаемость за оказанием данного вида помощи за последние годы значительно возросла [5]. Один врач-ортодонт за год в среднем имеет 130 законченных случаев лечения зубочелюстных аномалий (ЗЧА), в то время как нуждаемость в ортодонтическом лечении выявляется у 2812 детей [6]. Наличие развившихся и осложненных форм ЗЧА существенно нарушает функциональное состояние и жизнедеятельность организма ребенка [7-9], ведет к эстетическим нарушениям в челюстно-лицевой области, снижает качество жизни [10]. В сложившейся ситуации решение вопроса обеспечения доступности качественной ортодонтической помощи детям является весьма актуальным, имеющим практическую значимость. Материалы и методы В рамках выполнения комплексного медико-социального исследования (согласно общевузовскому плану НИР) авторами проведено анкетирование родителей/законных представителей 131 ребенка в возрасте 6-11 лет, нуждающегося в оказании ортодонтической помощи. Все дети являлись на момент опроса пациентами профильной медицинской организации, послужившей базой настоящего исследования (ГБУЗ НО «Детская стоматологическая поликлиника г. Дзержинска»). Поликлиника имеет 22 школьных стоматологических кабинета, в которых также оказывается стоматологическая помощь детям, в том числе изучаемому контингенту. Определение минимального репрезентативного объема выборки, а также расчет средних ошибок относительных величин, как и определение достоверности их величины и разности, проводили с применением классических методик санитарной статистики с использованием критерия Стьюдента. Анонимный опрос осуществляли с помощью специально разработанной анкеты, содержащей 75 вопросов. Все данные подвергались математической обработке. Результаты исследования Согласно полученным данным, субъективное мнение о недостатках в организации ортодонтической помощи в базовой поликлинике складывалось следующим образом. Наиболее часто (59,5±4,3 из 100 опрошенных) респонденты были недовольны очередью и невозможностью попасть на прием в удобное время. Жаловались на невнимательное отношение медицинского персонала 11,5±2,7% респондентов, а 6,1±2% не были удовлетворены квалификацией и компетентностью специалистов. Качество медицинского оборудования и применяемых лекарственных средств назвали низким 4,6±1,8% респондентов. Основной причиной неудовлетворенности явилось отсутствие/недостаток специалистов необходимого профиля (23,7±3,7%) и квалификации (14,5±3%). В 18,3±3,3% случаев респонденты посчитали высокими цены на оказываемые платные услуги. Значимой причиной неудовлетворенности явился недостаток информации о том, к кому из специалистов можно обратиться в случае тех или иных заболеваний (16,0±3,2%). На отсутствие/недостаток средств на лечение и покупку лекарственных средств пожаловались 7,6±2,3% опрошенных, а 6,1±2% - на удаленность медицинской организации от места проживания и проблемы с транспортом. Несмотря на отмеченные респондентами недостатки в оказываемой помощи, 75,6±3,7% из них предпочли для ортодонтического лечения ребенка государственную поликлинику, 13,7±3% - частную, а 10,7±2,7% выбрали оба варианта ответа. Основной причиной выбора государственной стоматологической поликлиники семьями явилась возможность получения лечения по полису обязательного медицинского страхования (77,1±3,7%). Сосредоточенность и компактность размещения всех видов врачей-специалистов в одном учреждении были вторым по популярности ответом (30,5±4%). На удачное местоположение поликлиники указали 16,0±3,2% респондентов, 12,2±2,9% отметили высокую квалификацию и компетентность ее медицинского персонала, а 3,1±1,5% - высокое качество материально-технического и лекарственного обеспечения медицинской помощи. Каждый десятый респондент счел справедливыми и приемлемыми цены на оказываемые платные услуги. Причины выбора семьями частной стоматологической клиники отличались. Основной причиной являлась возможность посещения медицинской организации в позднее время суток и в выходные дни (57,1±4,3 на 100 опрошенных), второй по частоте встречаемости была высокая материально-техническая оснащенность (28,6±3,1%; р<0,05), третьей - высокая квалификация персонала (25,4±3,8%; р<0,05). Крайне высокую стоимость предлагаемых частными клиниками медицинских услуг отметили 95,2±1,8% респондентов. В ходе работы удалось составить обобщающий социальный портрет семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста, имеющего ЗЧА: полная семья (72,5±3,9%) с одним-двумя детьми (90±2,6%), имеющая собственное (97,7±1,3%) комфортное (86,4±2,9%) жилье, проживающая совместно с другими родственниками (51,9±4,4%). В 71,9± ±3,9% семей родители работали по найму: на производстве (31,5±4,1%), в торговле (27,1±3,9%), в сфере образования (9±2,5%) или здравоохранения (6±2,1%). Общий среднемесячный доход семей (40,2±4,3%) составил от 25 до 40 тыс. руб. в месяц, которого в 43,3±4,3% случаев хватало только на продукты и вещи первой необходимости. Доказаны низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и низкая медицинская активность родителей (67,5±4,1 и 90,5±2,6% соответственно), которые негативно оценивали свое качество жизни по следующим индикаторам: цены на продукты питания и товары/услуги (53,4±4,4 и 66,4±4,1% соответственно), деятельность органов местного самоуправления (64,8± ±4,2%), экологическая ситуация (55,0±4,3%). Исследованием установлено, что уровень профилактических знаний родителей в отношении стоматологических заболеваний, формирования и развития ЗЧА крайне низок, равно как и их медицинская активность в целом. Так, посещение ребенком врача-стоматолога детского в 35,9±4,1% случаев осуществлялось родителями лишь по мере необходимости (когда болели зубы), и только 1/4 опрошенных посещали его чаще одного раза в год. Лишь 16,8±3,2% детей хотя бы однажды были на приеме у врача-гигиениста стоматологического. В 78,6±3,5% семей знали, кто такой врач-ортодонт и зачем необходимо ортодонтическое лечение. Только 50,4±4,3% родителей считали, что сами они имеют ровные зубы и правильный прикус, но лишь 8,4±2,4% из них получали в течение жизни ортодонтическую помощь. На момент опроса 26,7±3,8% детей уже были на приеме у врача-ортодонта и 9,2±2,59% из них находились в процессе лечения, у 65,8±4,1% осмотренных была обнаружена объективная необходимость такого лечения. Из числа опрошенных 45,1±4,3% родителей признались, что видели и осознавали, что у ребенка неправильный прикус и неровные зубы. По мере взросления отмечалось значимое (р<0,05) увеличение общего количества регистрируемых ЗЧА (чаще у мальчиков), что объяснялось низким охватом младших школьников системной профилактической работой. На вопрос о причинах обращения к врачу-ортодонту 73,4±3,9% респондентов выбрали ответ «только в случае заболевания или жалоб», 22,1±3,6% - «с целью профилактического осмотра», остальные затруднились с ответом. Как показало анкетирование, с 80,9±3,4% семей никогда не проводились беседы о профилактике ЗЧА усилиями профильных специалистов. Между тем 48,9±4,3% респондентов указали, что считают просветительную работу полезной и хотели бы участвовать в подобных мероприятиях. Остальные опрошенные не видели пользы в таких беседах, что вновь подчеркнуло низкую медицинскую активность родителей изучаемого контингента детей. Следует отметить, что приведенные результаты были предложены на рассмотрение руководства базовой поликлиникой и явились информационной опорой для принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию качества и доступности оказываемой помощи с учетом ответов респондентов. В течение короткого времени была проведена большая работа по повышению квалификации персонала и улучшению материально-технической оснащенности поликлиники, пересмотрен действующий прейскурант, введена электронная система обратной связи для быстрейшего и адекватного реагирования на замечания и предложения пациентов. Одной из важнейших составляющих повышения доступности ортодонтической помощи явилось управленческое решение ввести отдельные часы для консультативного приема детей врачом-ортодонтом в школьных стоматологических кабинетах. Кроме того, врачи-ортодонты были активно включены в санитарно-просветительную работу с педагогическим коллективом, родителями и детьми. Эта мера показала высокую эффективность, так как позволила почти в 3 раза увеличить поток пациентов в базовую поликлинику. Педагоги и родители также дали позитивную оценку просветительной работе школьных врачей, посчитав ее крайне важной. Учитывая, что множественные аномалии развития зубочелюстной системы у детей в подавляющем большинстве случаев ведут к формированию различных функциональных нарушений органов и систем, весьма интересным оказался опыт взаимодействия базовой поликлиники с дошкольно-школьными отделениями территориальных детских поликлиник по выявлению детей с множественными ЗЧА (как группы риска) и дальнейшему направлению их на диспансерное наблюдение участкового педиатра. Заключение Полученные результаты позволяют сделать следующие важные выводы. В целях повышения качества и доступности оказываемой ортодонтической помощи младшим детям при организации работы государственной детской стоматологической поликлиники руководителям следует акцентировать внимание на работе с кадрами по повышению квалификации персонала, формированию внимательного отношения к пациентам и достижению комплаентности. Необходимо также оптимизировать работу школьного звена, а именно: активно включать в работу школьных стоматологических кабинетов врачей-ортодонтов для проведения регулярных консультативных приемов и санитарно-просветительной работы с детьми, а также отладить взаимодействие с территориальными детскими поликлиниками по диспансерному наблюдению за школьниками, имеющими множественные ЗЧА. Приведенные в работе медико-социальные характеристики семьи могут быть полезны в организации работы врачей-ортодонтов, врачей-стоматологов детских, а также врачей дошкольно-школьных отделений детских территориальных поликлиник при оказании профильной медицинской помощи детям для повышения ее адресности и достижения более высокой удовлетворенности населения ее качеством. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
A. S. Argutina
The Budget Health Care Institution of Nizhny Novgorod Oblast “The Dzershinsk Children Stomatological Hospital”
Email: doctor_argutina@mail.ru
S. Iu. Kosiuga
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Privolzhskiy Research Medical University” of Minzdrav of Russia
References
- Алексеев П. Новые перспективы Национального проекта «Здравоохранение». Доступно по ссылке: rosminzdrav.ru/newsnatsionalnogozdravoohranenia. 18.07.2018. Дата обращения 24.10.18.
- www.roszdravnadzor.ru/документ1532512237.26174-1-15781.pdf. Дата обращения 24.10.18.
- Тихонов В. Э., Митин Н. Е., Гришин М. Е. Выявление потребности в ортодонтической помощи у школьников Рязанской области. Здоровье и образование в 21 веке. 2017;19(1):97-101.
- Кешки-Нужула К. Распространенность нарушений прикуса и потребности в ортодонтическом лечении у детей в период раннего смешанного прикуса. Стоматологический журнал. 2008;9 (4):353-8.
- Богдан В. Е., Щитова А. В., Тищенко В. Н. Профилактика зубочелюстных аномалий и ортодонтическое лечение в раннем возрасте. Главный врач Юга России. 2013;6(37):4-6.
- Малыгин М. Ю., Тайбогарова С. С. Оценка эффективности методик определения степени трудности ортодонтического лечения, планирования его срока и объема при использовании несъемной техники. В сб. «Современные стоматологические технологии». Барнаул; 2005; 185-8.
- Водолацкий В. М., Павлов А. А., Некрасова А. А. Влияние нарушений прикуса на психическое состояние ребенка. Вестник новых медицинских технологий. 2008;15(3):176-7.
- Левенец А. А., Перова Е. Г. О взаимосвязи сколиотической болезни и зубочелюстных аномалий и деформаций. Стоматология. 2015; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediasphera. ru./Journals/stomo/dentali/253/3821/
- Аверьянов С. В., Зубарева А. В. Оценка уровня качества жизни пациентов с зубочелюстными аномалиями. Современные проблемы науки и образования. 2015;(4):308.
- Зайцев В. М., Лифляндский В. Г., Маринкин В. И. Прикладная медицинская статистика. СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ»; 2003.