The normative legal regulation of quality management and medical activities security in conditions of application “regulatory guillotine”
- Authors: Palevskaya S.A.1,2, Badma-Garyaev M.S.1, Blashentsev M.K.1
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Samara State Medical University” of Minzdrav of Russia
- N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
- Issue: Vol 29, No 1 (2021)
- Pages: 125-129
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/485
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-125-129
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Реформа контрольно-надзорной деятельности направлена прежде всего на повышение уровня безопасности и снижение нагрузки на бизнес. Она проводится путем отмены неактуальных нормативно-правовых актов (НПА), которые действуют в сфере надзора и контроля, а также путем разработки и внедрения новой и эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков. При этом создается новая система необходимых требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу, устанавливаются подробные правила, относящиеся к практической реализации контрольно-надзорной деятельности. План мероприятий («Дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины» утвержден Председателем Правительства РФ Д. Медведевым 29 мая 2019 г. В рамках дорожной карты федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля и надзора, должны разработать новую структуру нормативного регулирования в каждой сфере общественных отношений или видов контроля/надзора. Также должны быть подготовлены проекты федеральных законов, которые устанавливают обязательные требования в различных сферах или вносят изменения в действующее законодательство в целях актуализации необходимых требований и исключения отдельных положений на подзаконном уровне. Участниками регуляторной гильотины являются 40 органов власти, которые занимаются разработкой проектов новых НПА. Более 40 отраслевых рабочих групп оценивают проекты и дают комментарии по необходимой доработке НПА. Правительственная комиссия по проведению административной реформы снимает разногласия. От момента принятия решения о запуске процедуры «регуляторной» гильотины было принято большое количество новых НПА. Так, в июле 2020 г. Государственной Думой принят проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он предусматривает закрепление риск-ориентированного подхода к контролю и надзору, возможности использования альтернативных инструментов регулирования, перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий, процедуры профилактики и иные меры по предупреждению рисков [1]. В этот же период Государственной Думой принят и проект Федерального закона об обязательных требованиях. Законом определяются правовые и организационные основы установления и оценки результатов применения содержащихся в НПА требований, которые связаны с осуществлением экономической деятельности. Также законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 г. обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Оба закона приняты Государственной Думой 22 июля 2020 г. и одобрены Советом Федерации 24 июля 2020 г., а 31 июля 2020 г. подписаны Президентом Российской Федерации В. Путиным. В рамках «регуляторной гильотины» подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», которое отменяет целый ряд НПА, в том числе постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» и ряд последовательных НПА, вносивших изменения в это постановление. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2020 № 868 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти» [2] отменяется ряд ведомственных НПА, регулирующих вопросы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности. Так, в соответствии с Приложением к данному Постановлению отменяются: -Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.06.2013 г., регистрационный № 28631). -Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.09.2019 г., регистрационный № 55818). В развитие этой темы Министерством здравоохранения РФ принят приказ от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [3], который вступает в силу с 1 января 2021 г., и приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2020 № 787н «Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [4], он вступает в силу с 1 января 2021 г. Проведем сравнительный анализ отменяемых и вновь принятых документов. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» включает три раздела: общие положения, организация и проведение мероприятий, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, оформление результатов проведения мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (табл. 1). Анализ позволяет сделать следующие выводы: 1.В новой версии приказа расширены «цели внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», что позволяет осуществлять его с учетом всех видов медицинской помощи и медицинской деятельности. 2.Сохранен «учет нежелательных событий». Важно! 3. ps202101.4htm00075.jpg Сохранена ответственность руководителя медицинской организации или уполномоченного им заместителя за организацию и проведение внутреннего контроля. Важно! 4.Сохранены требования к структуре «Порядка организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». 5.В перечне мероприятий внутреннего контроля появилось новое мероприятие - «мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста». Важно! 6.В п. 17 пп. 16 внесено уточнение «соблюдение прав пациентов при оказании медицинской помощи». Этот пункт перекликается с независимой оценкой качества условий оказания медицинских услуг. 7.Добавлен новый п. 23 «Контроль за трахеостомическими и эндотрахеальными трубками». Таким образом, в новом приказе Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2020 № 785н сохранены все ключевые требования к организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Приказ носит уточняющий характер и потребует от медицинских организаций внесения незначительных изменений в систему внутреннего контроля. Представляем анализ приказа Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2020 г. № 787н (табл. 2). Анализ указанных выше НПА позволил выявить следующие изменения в новой редакции приказа: 1.Четко определен уровень ответственности органа исполнительной власти (п. 3). 2.Расширена трактовка содержания проверок в рамках ведомственного контроля (п. 5 пп. 1). 3.Расширены способы проведения плановых и внеплановых проверок (п. 7). 4.Уточнены основания для проведения внеплановых проверок (п. 10а). 5. ps202101.4htm00077.jpg Подробно расшифровано содержание проверок в рамках ведомственного контроля (п. 5 пп. 1-6). 6.Уточнены требования к доступу к сведениям, составляющим государственную и иную тайну. 7.Уточнены меры ответственности за неисполнение выявленных в ходе ведомственной проверки нарушений. В целом оба приказа не вносят принципиальных изменений в предыдущие версии. Они уточняют некоторые спорные позиции, что позволяет осуществлять управление внутренним контролем качества и безопасности медицинской деятельности более эффективно с учетом современных требований и в рамках действующего законодательства. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
S. A. Palevskaya
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Samara State Medical University” of Minzdrav of Russia; N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
Email: svetpal1972@gmail.com
M. S. Badma-Garyaev
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Samara State Medical University” of Minzdrav of Russia
M. K. Blashentsev
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Samara State Medical University” of Minzdrav of Russia
References
- Мартынов А. В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при регулировании контрольно-надзорной деятельности. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019;(5):143-65.
- Дмитрий Медведев утвердил план по реализации механизма «регуляторной гильотины». Режим доступа: http://government.ru/news/ 36904/ (дата обращения 10.10.2019).
- Мустафина-Бредихина Д. М. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: новые правила. Неонатология: новости, мнения, обучение. 2020;8(1):83-6.
- Кадыров Ф. Н. Порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2013;(1):68-73.
- Кучин Н. Е. Обеспечение ведомственного контроля качества медицинской деятельности в субъекте РФ (на примере Челябинской области). Вопросы государственного и муниципального управления. 2020;(3):139-60.
- Кучин Н. Е., Тюков Ю. А., Огошков П. А. Экспертная оценка региональной системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020;(3-4):13-22.