The parents evaluation of accessibility of out-patient ophthalmologic care in Chelyabinsk

Abstract


Every year number of eye diseases among children and adolescents is steadily increasing. The most possible causes of this process are sedentary life-style, computerization of society and school curriculum characteristics. The survey of 209 parents of children and adolescents was organized and carried out. The study established that modern children spend much more time at screens than it is recommended by regulatory documents. The pathology of eye was diagnosed in 46.9% of children, 39.2% of children are regularly observed by ophthalmologist. 53.6% of children are regularly observed by an ophthalmologist. Among parents whose children are monitored by ophthalmologist, 55.3% mentioned inaccessibility of medical appointments, that makes impossible regular corresponding medical check-ups and results in progressing of diseases present and development of new ones. The ophthalmologist plays key role in maintaining visual analyzer health. To effectively prevent visual organ pathology, it is necessary to achieve comprehensive interaction of ophthalmologist, teachers (preschool teachers), parents and children themselves.

Full Text

Введение Человек получает около 90% информации об окружающем мире благодаря работе зрительного анализатора, поэтому проблема офтальмологической патологии сохраняет свою актуальность. Значительное количество офтальмологических заболеваний в детском возрасте носят хронический характер и нуждаются в диспансерном наблюдении. Школьное обучение является одним из самых значимых факторов, влияющих на орган зрения. За время учебы в школе количество детей с патологией зрительного анализатора увеличивается в 2-3 раза [1]. Только за 2018 г. число впервые выявленных заболеваний органа зрения у детей увеличилось на 68,8 на 100 тыс. населения и заняло третье место в структуре детской заболеваемости (0-14 лет), а у подростков (15-17 лет) - на 149,4 на 100 тыс.населения [2]. К сожалению, это не предел: в настоящее время наблюдается тенденция к ухудшению состояния органа зрения не только взрослого, но и детского населения [1, 3]. Среди всего разнообразия патологии зрительного анализатора особое место занимает миопия, которая является одной из самых актуальных проблем современной офтальмологии [1, 3, 4]. Многие исследователи, занимаясь проблемой близорукости, обратили внимание на связь развития миопии и изменяющихся условий жизни современного общества: рост компьютеризации, малоподвижный образ жизни, нефизиологическое питание. Особенную важность нозологии придает неуклонный рост близорукости среди детей и подростков [5, 6]. Профилактика детской заболеваемости остается приоритетным направлением в сфере охраны здоровья, а тот факт, что миопия все чаще встречается у современных дошкольников и школьников, привлекает внимание к изучению динамики заболеваемости близорукостью. Судя по результатам многих исследований, заболеваемость миопией будет неуклонно прогрессировать у поколения современной молодежи [3, 7]. Необходимо учитывать что миопия значительно снижает качество жизни людей и может приводить к появлению необратимых изменений структур глазного дна и прогрессирующему снижению зрения в трудоспособном возрасте [4, 8]. Заболевания органа зрения, как и другую патологию, проще предупредить, чем лечить, и формирование правильных зрительных поведенческих привычек у детей - залог хорошего зрения на всю жизнь. Профилактика заболеваний органа зрения должна начинаться в раннем возрасте и продолжаться весь период детства [5]. В Российской Федерации, по данным ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, уровень заболеваемости миопией в 2018 г. среди детского населения (0-14 лет) составил 955,8 впервые выявленного случая на 100 тыс. соответствующего населения, а среди подростков (15-17 лет) - 2085 случаев на 100 тыс. [2]. Несомненно, на данные показатели существенно влияют уровень и доступность офтальмологической помощи. Цель исследования - оценить доступность квалифицированной медицинской помощи детского врача-офтальмолога в Челябинске (по результатам опроса родителей). Материалы и методы Исследование проведено путем анкетирования родителей детей и подростков (до 17 лет включительно), проживающих в г. Челябинске. Авторами исследования была разработана анкета, содержащая 19 вопросов открытого, закрытого и полузакрытого типов. Из них 4 вопроса относятся к разряду личных, 4 вопроса - непосредственно к теме офтальмологического диагноза, 10 вопросов посвящены теме обследования, лечения и профилактики заболеваемости органа зрения детским врачом-офтальмологом, 1 вопрос содержит пожелания родителей для улучшения качества оказания квалифицированной помощи врача-офтальмолога. Всего в исследовании приняли участие 209 человек, из них 78 (37,3%) имеют детей в возрасте до 6 лет, 64 (30,6%) - 7-10 лет, 52 (24,9%) - 11-14 лет, 15 (7,2%) - 15-17 лет. У 98 (46,9%) детей имеется патология органа зрения. Результаты исследования Среди множества факторов, негативно отражающихся на состоянии зрения у детей, особенно следует выделить влияние разнообразных гаджетов, столь распространенных в XXI в. Поэтому мы поинтересовались у опрошенных родителей, имеется ли у их детей личный телефон либо компьютер. Ответы оказались ожидаемыми: 127 (60,8%) родителей ответили положительно, 82 (39,2%) ответили «нет». Причем в возрастной группе до 6 лет личное электронное устройство есть у 8 (10,3%), в группе 7-10 лет - у 53 (82,8%), в группе 11-14 лет - у 51 ребенка (98,1%), в группе 15-17 лет - у 15 (100%). На вопрос «Как долго ваши дети проводят время за электронным устройством?» получены следующие ответы. Лишь 8 (3,8%) детей не проводят время за экраном вообще, причем только 3 из них - дети до 6 лет, 58 (27,8%) детей проводят у экрана телефона, компьютера либо телевизора до 1 ч в день, 93 (44,5%) ребенка проводят у экрана 2-3 ч, 4-5 ч в день - 30 (14,4%) детей, 5 ч и более - 11 (5,3%), 9 (4,3%) респондентов затруднились ответить, сколько времени их ребенок проводит за экраном электронного устройства, причем 4 из них - родители детей до 6 лет. При этом продолжительность рекомендованного непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для учащихся 20-35 мин в течение учебного дня [5]. В современном мире при тотальной информатизации общества убрать из жизни даже маленьких детей современные устройства практически невозможно, к тому же родителям зачастую удобнее заниматься собственными делами, пока ребенок отвлечен очередным мультфильмом или игрой. Одним из первых симптомов аметропии может стать жалоба ребенка на трудности при чтении со школьной доски или на то, что он плохо видит далеко расположенные предметы. Мы выяснили, что 20 (38,3%) детей действительно предъявляли подобные жалобы, 108 (51,7%) таких проблем не испытывали и 21 (10%) затруднился ответить на этот вопрос. Также был задан вопрос «Отмечали ли родители, что дети щурятся, когда пытаются что-то рассмотреть». Оказалось, что 73 респондента (34,9%) замечали за своим ребенком такую особенность, 129 (61,7%) ответили отрицательно, еще 7 (3,3%) затруднились ответить. Родителям был задан вопрос о наличии у их ребенка подтвержденного врачом-офтальмологом диагноза. Опрос показал, что 107 (51,2%) детей здоровы, у 98 (46,9%) имеется патология органа зрения, 4 родителя (1,9%) ответить затруднились. Аномалии рефракции - один из самых распространенных диагнозов среди всей патологии зрительного анализатора в детском возрасте, и в нашем опросе получены аналогичные результаты. У 51 (52% детей с патологией органа зрения) ребенка диагностирована миопия, у 16 (16,3%) детей - гиперметропия, у 22 (22,4%) - астигматизм. По 4 (4,1%) ребенка имеют диагнозы косоглазие и нистагм. У 2 (2%) детей наблюдается атрофия зрительного нерва, у 1 ребенка (1%) - врожденная глаукома, 4 родителя (4%) не знают диагноз ребенка. Также родителям был предложен вопрос: «Носит ли ваш ребенок очки?». 53 (25,4%) ребенка постоянно носят очки, только для дали носят очки еще 17 (8,1%) детей, для работы вблизи - 5 (2,4%) и 134 ребенка (64,1%) не носят очки вообще. Таким образом, из 89 детей с аномалиями рефракции очковую коррекцию используют 75 (84,3%). Мы спросили у родителей, состоит ли их ребенок на диспансерном учете у врача-офтальмолога. 127 (60,8%) родителей ответили отрицательно, причем 20 (15,6%) из них отмечают, что у ребенка есть подтвержденное заболевание органа зрения, 77 (36,8%) опрошенных ответили положительно, 5 (2,4%) опрошенных ответить затруднились. На вопрос о месте наблюдения детей, состоящих на диспансерном учете, получены следующие ответы: 59 (60,2%) наблюдаются в поликлинике по месту жительства, 17 (17,3%) - в Городском клиническом специализированном центре офтальмологии г. Челябинска, 23 (23,5%) - в частных центрах, причем 1 - за пределами г. Челябинска в НПЦ «Бонум» (г. Екатеринбург). Большинство - 85 (40,7%) - опрошенных родителей посещают с детьми врача офтальмолога 1 раз в год, 64 (30,6%) - 2 раза в год и 60 (28,7%) - реже 1 раза в год. На вопрос о последнем посещении врача-офтальмолога получены следующие ответы: 102 (48,8%) посещали врача-офтальмолога в течение последних 6 мес, 68 (32,5%) - в течение последнего года, 30 (14,4%) - в течение последних 3 лет и 9 (4,3%) - более 3 лет назад, все 9 не имеют заболеваний органа зрения. С помощью следующего вопроса мы выяснили, совпадает ли количество посещений с рекомендациями врача. По словам родителей, 112 (53,6%) детей действительно наблюдаются рекомендуемое количество раз, 74 (35,4%) опрошенных признались, что не соблюдают рекомендуемую периодичность осмотров, а 23 (11%) родителя не знают, как часто их ребенку рекомендовано посещать врача, причем 3 из 23 детей имеют подтвержденные диагнозы врача-офтальмолога. Нерегулярные осмотры ведут к потере контроля над развитием имеющегося заболевания и с большой вероятностью могут привести к его прогрессированию и возникновению осложнений. Кроме этого, пропущенный врачебный прием в ряде случаев приводит к не назначенному своевременно лечению, что также отрицательно сказывается на развитии патологии. Следующий вопрос был направлен на выяснение причин нерегулярности осмотров: 73 анкетированных родителя (55,3%) связывают это с тем, что трудно попасть на прием к врачу, 30 (22,7%) не считают это необходимым, так как не видят особенной проблемы в состоянии здоровья ребенка, а 12 (9,1%) не считают это необходимым, поскольку не удовлетворены результатом посещения врача. Среди других причин указали на неудобное расписание приема врача, отсутствие офтальмолога в поликлинике по месту жительства, длинные очереди в поликлинике по 1 человеку (0,8%), на дороговизну платного посещения врача - 2 человека (1,6%). Несмотря на то что респонденты не всегда регулярно посещают офтальмолога, 70 (33,5%) детей выполняют рекомендации специалиста по лечению и профилактике заболеваний в полном объеме, 86 (41,1%) выполняют частично, 22 (10,5%) затруднились ответить, 27 (12,9%) не получили никаких рекомендаций от врача, 5 (2,4%) не выполняют рекомендации вовсе, причем из них 3 ребенка имеют подтвержденное заболевание органа зрения. Самой частой причиной невыполнения рекомендаций врача (57 ответов, 56,4% опрошенных родителей детей с заболеваниями органа зрения) оказалась трудность контролирования выполнения ребенком назначения врача. Действительно, большинство родителей работают, а дети посещают детские сады или школы, в связи с чем наблюдение за ребенком большую часть времени невозможно; 26 опрошенным (25,7%) трудно попасть в поликлинику (на ЛФК, физиотерапевтические процедуры) из-за неудобного времени приема, в 21 (20,8%) случае родители не могут получить лечение из-за отсутствия в поликлинике по месту жительства необходимого специалиста (кабинета охраны зрения детей), что дополнительно подтверждает необходимость усовершенствования существующей системы амбулаторной помощи детям, по крайней мере в г. Челябинске. Поликлиника должна удовлетворять права граждан на получение бесплатной и, главное, качественной медицинской помощи, но не везде созданы для этого необходимые условия. На четвертом месте в рейтинге (n=15; 14,9%) находится причина, связанная с трудностями включения дополнительных действий в обычный режим семьи, далее следуют затруднения финансового характера (n=12; 11,9%) и невозможность привести ребенка в поликлинику (n=11; 10,9%). Один опрошенный родитель считает рекомендации врача необъективными и не видит смысла в лечении. Также по одному (1%) опрошенному отметили, что не удается соблюдать назначенные рекомендации «в связи с гиперреактивностью - дети ломают очки», невозможностью уговорить ребенка выполнять врачебные назначения, необходимостью ребенка по учебной программе проводить большое количество времени за экраном компьютера. На вопрос, какие рекомендации врача выполняются чаще, были получены следующие ответы. Наиболее часто дети носят корректирующие очки либо линзы у 56 (55,4%) опрошенных родителей (все дети с заболеваниями органа зрения). На втором месте находятся гимнастика и ЛФК (n=34; 33,7%), на третьем (n=18; 17,8%) - физиотерапевтические процедуры. Три (3%) ребенка получают медикаментозное лечение (глазные капли), еще один родитель (1,0%) ограничивает нахождение ребенка перед экраном телевизора. Конечно, с организационной точки зрения самой простой для контроля рекомендацией является ношение корректирующих очков, вероятно, поэтому данный метод лидирует среди остальных методов лечения и профилактики заболеваний органа зрения. Также был задан вопрос о динамике состояния органа зрения ребенка за период наблюдения врачом. 140 (67%) опрошенных отметили отсутствие изменений в динамике заболевания органа зрения у ребенка, 26 (12,4%) заявили, что состояние здоровья ребенка улучшилось, у 21 (10%) отмечено ухудшение, 22 (10,6%) анкетированных родителя ответить затруднились. На завершающем этапе анкетирования мы попросили родителей высказать пожелания по поводу улучшения доступности оказания квалифицированной помощи врача-офтальмолога в г. Челябинске (была возможность выбрать несколько вариантов ответа). Самый популярный ответ - «увеличение количества современного диагностического оборудования в государственных поликлиниках» - выбрали 104 респондента (49,8%). Второй по популярности - «большее количество врачей-офтальмологов в поликлиниках» - выбрали 98 (46,9%). Хотели бы видеть на приеме более высококвалифицированного врача и врача с более внимательным отношением к пациентам 81 (38,8%) и 80 (38,3%) респондентов соответственно. 49 (23,4%) родителей пожелали увеличить количество лечебных кабинетов, еще 47 (22,5%) выступили за создание специализированного офтальмологического центра. Шесть (2,9%) родителей считают недостаточным количество талонов на прием к врачу, а также неудобным время записи, у 31 (14,8%) опрошенного пожелания отсутствуют. Заключение Основную роль в профилактике и лечении заболеваний зрительного анализатора играет врач-офтальмолог. Важно, чтобы офтальмологическая помощь была доступна каждому ребенку и оказана высококвалифицированными специалистами. Одна из важнейших задач офтальмолога, оказывающего помощь детям, - установить контакт с родителями, объяснить им сущность заболевания и убедить их в необходимости выполнения назначенных рекомендаций и требований гигиены органа зрения. При анкетировании родителей выявлено, что современные дети проводят у экранов значительно большее время, чем рекомендовано СанПиН [9]. В связи с этим представляется необходимым дальнейшее исследование влияния электронных устройств на состояние зрительных функций у детей с определением возрастных нормативов. Несмотря на значительное количество детей с патологией органа зрения (46,9%), регулярно посещают офтальмолога лишь 53,6% опрошенных, а выполняют рекомендации специалиста по лечению и профилактике заболеваний в полном объеме только 33,5%. С одной стороны, по мнению родителей, у большинства (72,4%) наблюдается улучшение или стабилизация состояния зрительного анализатора, с другой - лишь 14,8% опрошенных родителей удовлетворены качеством оказываемой офтальмологом помощи и не имеют никаких пожеланий по ее улучшению. Необходимо введение гибкого графика приемов офтальмолога и работы кабинетов охраны зрения детей, совершенствование систем записи пациентов с минимизацией времени ожидания и усиление работы с родителями, направленной на осознание ими важности соблюдения ребенком гигиенических и врачебных рекомендаций. Профилактика и успешное лечение заболеваний возможны только при объединении усилий родителей, врачей-специалистов и активном участии самих детей [4]. Не следует забывать и о роли педагогов в формировании правильного стереотипа зрительной работы. Длительное пребывание детей в организованных коллективах позволяет при должном желании ежедневно внедрять в повседневную жизнь ребенка профилактические мероприятия, зрительную гимнастку, ориентируя ребенка на формирование здорового образа жизни и сохранение здоровья органа зрения. Статистику заболеваемости зрительного анализатора среди детей в Российской Федерации назвать оптимистичной нельзя, но при активном содействии государства исправить положение возможно. Пропаганда здорового образа жизни, активная поддержка профилактической деятельности детских поликлиник, детских садов и школ, привлечение средств массовой информации для популяризации здорового образа жизни как стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья, в современных реалиях нашей страны просто необходимы. От того, как организована жизнь ребенка с самого раннего детства, будет зависеть его будущее здоровье, а значит - будущее нации, будущее всей России. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

E. V. Berdnikova

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Southern Ural State Medical University” of Minzdrav of Russia

Email: e.v.berdnikova@gmail.com

O. V. Soliannikova

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Southern Ural State Medical University” of Minzdrav of Russia


O. V. Cherniak

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Southern Ural State Medical University” of Minzdrav of Russia


References

  1. Гурылева М. Э., Галимзянова Г. Г. Профилактика миопии у детей школьного возраста. Справочник фельдшера и акушерки. 2012;(5):80-3.
  2. Статистический сборник 2018 года. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. М.; 2018. Режим доступа: https://mednet.ru/miac/meditsinskaya-statistika#h4-materinstvo-i-detstvo
  3. Мирская Н. Б., Синякина А. Д., Коломенская А. Н. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения у современных школьников. Вопросы современной педиатрии. 2014;(3):44-50.
  4. Хаджиева М. Р., Шурыгина И. П. Пути улучшения качества медицинского обеспечения при приобретенной прогрессирующей близорукости у школьников. Общественное здоровье и здравоохранение. 2012;(3):65-8.
  5. Мирская Н. Б., Синякина А. Д., Коломенская А. Н. Формирование здорового образа жизни как необходимое условие профилактики нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников. Гигиена и санитария. 2016;(5):466-70.
  6. Карпенко И. В., Тмаков В. В. Проблемы зрения у школьников. Медицинская сестра. 2016;(1):24-5.
  7. Галимзянова Г. Г., Гурылева М. Э. Факторы, способствующие формированию миопии у школьников. Российский педиатрический журнал. 2012;(2):47-51.
  8. Жукова Е. А., Волкомуров Ю. А., Коротаева К. Н. Острота зрения и психические процессы у младших школьников с нарушением глазодвигательной системы. Вятский медицинский вестник. 2016;(3):52-7.
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)». Режим доступа: https://base.garant.ru/12183577/

Statistics

Views

Abstract - 87

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies