The disproportions of personnel support of medical sphere
- Authors: Zudin A.B.1
- Affiliations:
- N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
- Issue: Vol 28, No 4 (2020)
- Pages: 632-637
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/343
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-4-632-637
- Cite item
Abstract
The article discusses such issues of current state of staffing in medical sector as availability of health care system specialists, training programs for applicants to medical educational organizations and post-graduate programs for specialists, professional motivation and job prospects for graduates, prospects for development of medical education and training. In addition to professional sphere, modern health care system is also a market for medical services, which, according to expert estimates, is about 10 trillion US dollars per year. The participants in the field of medical services are not only organizations that provide medical care, but also manufacturers of medical equipment and medications. The medical sphere can't to effectively develop isolated from social structure. The staffing in medical field requires, along with professional motivation and job prospects in order to attract specialists in the field of medicine, and provide social support for their retention. The students entering medical university need decent salary after graduation and favorable conditions for further progression in professional field.
Full Text
Введение Вопрос кадрового обеспечения медицинской сферы является одним из ключевых и определяет дальнейшее развитие системы здравоохранения. В 2018 г. Указом Президента РФ определена цель, подлежащая реализации в самое ближайшее время: ликвидация кадрового дефицита в первичном звене и обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами [1]. В настоящее время обеспеченность медицинскими кадрами имеет существенные разрывы между регионами Российской Федерации. В частности, в Чукотском автономном округе показатель кадрового обеспечения медицинским персоналом составляет 65,5%, в Санкт-Петербурге - 58,2%, в то время как в Калужской области - 29,8%, а во Владимирской области он опустился до 29,6% [2]. Следовательно, анализируя данные по региональной укомплектованности врачами, можно заключить, что проблема качества и доступности медицинской помощи, на которую могут рассчитывать в этих регионах наши соотечественники, еще не решена. Оказание качественной медицинской помощи требует обеспеченности медицинской сферы достаточным количеством квалифицированных медицинских специалистов с уделением особого внимания кадровому обеспечению в регионах страны. Исследованию современного состояния рынка медицинских услуг и кадровому обеспечению медицинской сферы посвящены работы К. Р. Амлаева, С. М. Койчуевой, А. А. Хрипуновой, Е. М. Кузьминой, Е. В. Ермолаевой, Л. А. Павловой и других исследователей [3, 4]. Цель исследования - рассмотрение кадрового обеспечения российской медицинской сферы и проблем, требующих решения с целью развития рынка медицинских услуг в соответствии с мировыми стандартами. Материалы и методы Исследование кадрового обеспечения медицинской сферы проведено на основе информации, представленной в Государственном докладе о реализации государственной политики в сфере охраны общественного здоровья, подготовленном за отчетный период 2018 г., Статистического сборника Росстата 2018 г. и работ российских авторов в области медицинского образования и подготовки специалистов в сфере медицины и охраны здоровья граждан. Результаты исследования Обеспеченность специалистами системы здравоохранения в РФ В последнее время беспокойство по поводу обеспеченности квалифицированными специалистами медицинской сферы вызывают небольшие населенные пункты, где отмечается недостаток медиков. Для порядка 500 селений качественная медицинская помощь остается недоступной из-за отсутствия врачей по многим направлениям. Решить проблему неукомплектованности медицинскими кадрами можно, создав систему целевой подготовки медицинских работников. Кадровое обеспечение оказания медицинской помощи различных уровней сегодня имеет структурные диспропорции. По данным Государственного доклада Министерства здравоохранения Российской Федерации о реализации направлений политики государства в сфере охраны здоровья граждан, несмотря на сокращение числа медицинских организаций за период 2015-2018 гг. на 726 единиц, благодаря принимаемым консолидированным мерам по реализации Указа Президента РФ [5], наблюдается рост численности врачей на 5,2 тыс., что составило в 2018 г. 548 818 человек. Положительная динамика прослеживается и в коэффициенте совместительства, который показал снижение за этот период с 1,54 до 1,35 (табл. 1). ps202004.4htm00395.jpg Данные Государственного доклада показывают рост численности специалистов по следующим наиболее популярным специальностям: «Педиатрия», «Анестезиология-реаниматология», «Онкология», «Рентгенология», «Патологическая анатомия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)». Для понимания расстановки сил следует отметить, что особое внимание при анализе кадрового обеспечения медицинской сферы уделяется врачам, работающим в сельской местности. В частности, количество специалистов, участвующих в программе «Земский доктор», которая направлена на решение проблемы кадрового дефицита в селах, с 2012 г. составило 34,3 тыс., в том числе в 2018 г. было привлечено в сельскую местность 5,3 тыс. врачей и фельдшерских работников. С 2018 г. получило распространение действие программы и на территориальном уровне, в том числе и на города, население которых составляет до 50 тыс. человек, также под действие программы решили расширить список, включив фельдшеров и поддерживая их единовременной компенсацией в размере 500 тыс. руб. Решить проблему дефицита кадров в медицинской сфере стало возможным с введением федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», который является составной частью национального проекта «Здравоохранение» [6]. Кадровый состав к 2021 г. должен быть укомплектован до 86%. В перспективе предполагается к 2024 г. закрыть до 95-99% штатных позиций. Большинству врачей необходимо будет пройти процедуру аккредитации. Профессиональные стандарты для специалистов медицинской сферы Ежегодно непрофессионализм работников медицинской сферы и врачебные ошибки приводят к порядка 70 тыс. случаев осложнений в процессе лечения. Случается также гибель пациентов от ошибок при введении лекарственных средств, и даже неправильное использование каталок приводит к тяжелым увечьям. Такие факты свидетельствуют, что безопасность оказания медицинской помощи в нашей стране сегодня характеризуется низким уровнем. Поэтому, на наш взгляд, необходимо в учебные программы медицинских образовательных организаций включить дисциплины о безопасности медицинской помощи и ее качества, в числе которых - безопасное обращение с лекарственными препаратами. В настоящее время законодательство РФ в медицинской сфере определяет основные характеристики квалификации специалистов, необходимые для деятельности в профессиональной сфере, определяя профессиональные стандарты. Так, с 1 января 2019 г. утверждены и действуют 44 профессиональных стандарта, определяющих качество оказания медицинской помощи в области здравоохранения. Профессиональные стандарты составляют основу для формирования критериев для внедряемого с 2016 г. допуска, позволяющего осуществлять профессиональную деятельность, в виде аккредитации специалиста, являющейся процессом независимой оценки уровня качества подготовки медицинского работника группой экспертов из практической сферы здравоохранения, проводимого по единым оценочным критериям федерального уровня. В 2018 г. был разработан и введен в действие комплекс из 51 федерального государственного образовательного стандарта программ высшего образования - для специалитета и ординатуры. В настоящее время идет активная разработка основных образовательных программ, которые учитывают требования, предъявляемые профессиональными стандартами и содержащими унифицированные образовательные модули в системе здравоохранения. По итогам вступительной кампании в 2018 г. на I курс образовательных организаций, которые курируются Минздравом России, для обучения по программам специалитета и бакалавриата зачислены 39 578 человек, по программам ординатуры - 18 956 человек [7]. При этом необходимо отметить положительную динамику эффективности программ целевой подготовки. В частности, доля работников медицинской сферы и фармацевтической сети, прошедших целевую подготовку от регионов, которые трудоустроились после окончания обучения в медицинские и фармацевтические организации российского здравоохранения соответствующего региона, в 2018 г. составила 90%, оставшись на уровне показателей 2017 г. Сегодня продолжается развитие системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, реализованного на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России для обеспечения квалификации медицинских специалистов высокого уровня [8]. Формирование и развитие технических возможностей и методической базы обеспечило создание симуляционно-тренинговых центров в количестве более 80 единиц. Использование технических средств позволило в 2018 г. повысить квалификацию более чем 250 тыс. работников медицинской сферы. Продолжается аккредитация работников российской системы здравоохранения, допуск к процедуре аккредитации получили выпускники по направлению «Здравоохранение и медицинские науки», которые окончили обучение в образовательных организациях начиная с 1 января 2018 г. В процедуре аккредитации специалистов медицинской сферы принимают участие 12 161 эксперт в составе 221 аккредитационной комиссии. ps202004.4htm00397.jpg За период аккредитации в 2018 г. к процедуре аккредитации специалистов медицинской сферы получили допуск 36 372 выпускника медицинских вузов, из которых аккредитовано 35 703 (98,2%), и 60 843 выпускника колледжей, из которых получили аккредитацию 56 490 (92,85%). Статистические данные по специальностям представлены в табл. 2. Необходимо подчеркнуть, что мероприятия по внедрению процедуры аккредитации специалистов медицинской сферы и реализация системы непрерывного медицинского образования осуществляются в рамках приоритетного проекта «Обеспечение отрасли квалифицированными медицинскими специалистами». Схема допуска работников медицинской сферы к врачебной деятельности через прохождение процедуры аккредитация специалиста представлена на рис. 1. Специалисты, успешно прошедшие процедуру аккредитации, получают право на профессиональную деятельность в медицинской сфере без дополнительной подготовки, также работая специалистами «первичного звена». Аккредитованные специалисты, которые завершили обучение по программам специалитета в медицинских организациях в 2017-2018 гг., трудоустроены на должности: врачей-терапевтов участковых (n=5434), врачей-педиатров участковых (n=3162), врачей клинической лабораторной диагностики (n=102), врачей функциональной диагностики (n=59), врачей-статистиков (n=6), врачей-эпидемиологов (n=195). Также в 2016-2018 гг. смогли трудоустроиться 210 провизоров и провизоров-технологов и 2 419 врачей-стоматологов. Анализ профессиональной мотивации и перспективы трудоустройства в сфере медицины Длительный процесс обучения медицинским специальностям имеет абсолютное обоснование: специфика врачебной профессии заключается в высокой ответственности медицинского работника за сохранность здоровья и жизни пациентов, обратившихся за медицинской помощью, обязывая обладать глубокими специальными знаниями в профиле своей специальности и иметь знания в общей анатомии, физиологии и т. д. Процесс выбора будущей профессии является трудной задачей для большинства абитуриентов образовательных организаций. Выпускники школ зачастую еще не имеют полного представления о своей будущей профессиональной деятельности, в то же время мнение их родителей, которые сами не являются специалистами в данной сфере, в основном сформировано на основе стереотипов, существовавших задолго до выбора специальности и поступления в образовательную организацию, поэтому часто существенно отличается от ситуации на современном рынке труда в стране и регионе [4]. Несомненно, что самоопределение будущего специалиста в профессиональном плане закладывается еще до поступления в образовательную организацию, проходя этапы осознанного понимания через собственный опыт, получаемый в процессе обучения и прохождения практики, в результате что студент утверждается в своем желании приобрести знания в выбранной профессии или решает выбрать другую специальность. При этом существуют различные варианты каждого решения. На наш взгляд, критериями, определяющими выбор будущей трудовой сферы и желание строить карьеру, являются личностные качества и мотивация студентов. Можно предположить, что между абитуриентами медицинских и других вузов, а затем и между студентами, выбравшими профессию врача и сделавшими свой выбор в пользу других специальностей, существуют определенные личностные и другие различия. С целью изучения особенностей профессиональной мотивации и карьерных установок студентов российских образовательных организаций, обучающихся медицинским специальностям, был проведен анонимный онлайн-опрос. Целевую группу респондентов составили студенты российских высших образовательных организаций. Исследование проводилось посредством онлайн-опроса с ноября 2017 г. по апрель 2018 г. Онлайн-анкета включала вопросы по 7 разделам: навыки, знания, установки, опыт, самооценка, планы, трудоустройство. Всего было опрошено 22 666 обучающихся более чем из 150 вузов различной направленности (гуманитарных, технических, экономических и др.). В исследовании приняли участие 219 студентов ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России (далее - СтГМУ), что составило 0,97% общего числа опрошенных [3]. Отвечая на вопрос о своих краткосрочных карьерных целях, значительная часть (30%) студентов медицинского вуза после окончания учебы хотели бы продолжить образование (студенты других вузов - 21%), 13% респондентов из СтГМУ хотели бы открыть свой бизнес (студенты других вузов - 8%), однако будущие медики не готовы строить международную карьеру (4% против 26% студентов других вузов; рис. 2). В ходе опроса выяснилось, что студенты, независимо от выбранного вуза или специальности, имеют завышенные ожидания относительно уровня заработной платы: в среднем выпускники российских образовательных организаций рассчитывают на размер зарплаты 60 944±4500 руб., выпускники СтГМУ ожидают найти работу с оплатой труда в 62 298±5620 руб., что в 3 раза превышает среднемесячную зарплату по Ставрапольскому краю. При этом следует отметить явные гендерные различия: размер ожидаемой заработной платы, по оценкам девушек (59 171±7480 руб.), примерно на 15% ниже, чем юношей (70 073±8360 руб.). ps202004.4htm00399.jpg ps202004.4htm00401.jpg Опрос показал, что профильные различия наблюдаются в долгосрочных карьерных целях респондентов (рис. 3). Среди студентов медицинских вузов как долгосрочные карьерные цели наибольшую популярность получили профессиональный рост (53%) и служение общественному благу (50%). В то же время среди студентов других специальностей заслужили внимание конкурентоспособность (41%), соблюдение баланса труда и отдыха (42%), уверенность и стабильность в работе (49%). Вместе с тем гендерный анализ долгосрочных карьерных целей студентов свидетельствует, что среди девушек более популярно соблюдение баланса труда и отдыха (девушки - 36%, юноши - 24%) и менее популярна конкурентоспособность (девушки - 33%, юноши - 41%). Результаты исследования показали, что профессия специалиста в медицинской сфере влияет на мировосприятие студента уже на этапе выбора будущей специальности. Не стоит отрицать и тот факт, что в процессе получения образования студенты становятся старше, приобретают практические навыки, под воздействием которых происходят корректировка долгосрочных целей. Также образовательная организация создает атмосферу, влияющую на формирование профессиональных качеств в соответствии с выбранным профилем обучения. Обсуждение Кадровое обеспечение оказания медицинской помощи различных уровней сегодня имеет структурные диспропорции. Безопасность оказания медицинской помощи в нашей стране сегодня характеризуется низким уровнем, поэтому учебные программы медицинских образовательных организаций должны содержать дисциплины о безопасности медицинской помощи и ее качества. В процессе получения образования студенты приобретают практические навыки, под воздействием которых происходит корректировка долгосрочных целей. Атмосфера в образовательной организации влияет на формирование их профессиональных качеств в соответствии с выбранным профилем обучения. Заключение Несмотря на рост численности врачей в последние годы благодаря принимаемым консолидированным мерам по реализации приоритетных направлений развития экономики страны, кадровое обеспечение оказания медицинской помощи различных уровней сегодня имеет структурные диспропорции. Поэтому необходимо продолжать разработку государственных программ материальной поддержки молодых специалистов медицинской сферы, особенно там, где существует их долговременный дефицит. В настоящее время законодательство РФ в медицинской сфере определяет основные характеристики квалификации специалистов, необходимые для деятельности в профессиональной сфере, определяя профессиональные стандарты. Результатом качественного медицинского образования должно стать расширение профессиональных компетенций медицинских работников как путем приобретения новых, адекватных современным возможностям медицины знаний, умений и практических навыков, так и путем развития способностей, мотивации и личностных качеств. Результаты исследования показали, что профессия специалиста в медицинской сфере формирует менталитет студента еще в процессе подбора будущей специальности. На наш взгляд, образовательным организациям необходимо уделить вопросам тайм-менеджмента и управления стрессом достаточное внимание, чтобы будущие медики стремились войти в свою профессию. Также следует уделять внимание практической ориентированности медицинского образования, отладив практическую сторону врачебной профессии до такого уровня, чтобы к моменту завершения образования в организации молодой специалист был полностью уверен в правильности выбора своей профессии. Исследование не имело спонсорской поддержки. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.About the authors
A. B. Zudin
N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
Email: zudin@nptemp.ru
References
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 08.04.2020).
- Статистический сборник, 2018. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2018-god (дата обращения 08.04.2020).
- Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Кузьмина Е. М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования. Режим доступа: https://www.rosmedobr.ru/journal/2019/sravnitelnyy-analiz-professionalnoy-motivatsii-i-karernykh-ustanovok-studentov-meditsinskikh-i-mnogo/ (дата обращения 08.04.2020).
- Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Медицинская профессия: требования современного общества. В кн.: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития». М.; 2013. С. 369-75.
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/sfere-ohrany-zdorovya-za-2018 (дата обращения 08.04.2020).
- Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry (дата обращения 08.04.2020).
- Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2018 год. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/sfere-ohrany-zdorovya-za-2018 (дата обращения 08.04.2020).
- Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/ (дата обращения 08.04.2020).