The evaluation of level of awareness of student youth of issues of HIV-infection
- Authors: Artemenkov A.A.1, Varfolomeeva Z.S.1, Farber F.M.1, Shestakov V.Y.1, Krylova T.V.2
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”
- The Budget Health Care Institution of the Vologda Oblast “The Vologda Oblast Clinical Hospital № 2"
- Issue: Vol 28, No 3 (2020)
- Pages: 416-422
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/304
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-3-416-422
- Cite item
Abstract
Full Text
Во всем мире сохраняет актуальность проблема профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде. В России к числу регионов, наиболее неблагополучных по ВИЧ, относятся Новосибирская и Самарская области. В то же время, по данным анкетирования, около 90% новосибирских студентов в целом осведомлены об основных путях передачи и мерах профилактики ВИЧ-инфекции и обеспокоены недостаточной освещенностью данной проблемы [1]. В распространении ВИЧ среди молодежи Самарской области отмечено преобладание полового пути передачи инфекции (раннее начало половой жизни и наличие большого числа половых партнеров у лиц молодого возраста) [2]. Молодежь Хабаровского края удовлетворительно информирована о путях передачи и заражения ВИЧ-инфекцией, однако в этом регионе у студенческой молодежи сохраняются фобии в отношении лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией [3]. В Костромской области ВИЧ-инфекция также имеет тенденцию к распространению, но здесь в целях профилактики распространения ВИЧ-инфекции уже начата подготовка студентов к социальной работе с инфицированными лицами и больными СПИДом [4]. По данным анкетирования, в Омской области студенческая молодежь не в полной мере понимает опасность ВИЧ-инфекции как смертельного заболевания, что указывает на невысокую эффективность санитарно-гигиенического просвещения [5]. В то же время имеются данные [6] о высоком уровне осведомленности студентов о ВИЧ-инфекции: 94,3% опрошенных студентов Курского государственного медицинского университета знают, что такое ВИЧ-инфекция, однако недостаточно полно информированы о ее распространенности. Хорошо осведомлены о путях передачи ВИЧ-инфекции только 75% респондентов, а негативное отношение к ВИЧ-инфицированным имеют лишь 6,8% респондентов. По другим данным [7], 70% студентов медицинского университета считают проводимые в вузе мероприятия по профилактике СПИДа эффективными. Кировская область относится к относительно благополучным регионам России в плане распространения данного заболевания; вместе с тем О. Н. Любезнова и соавт. [8] установили, что большинство студентов Кировского государственного медицинского университета, хотя и имеют правильное представление о путях передачи, профилактике и прогнозе ВИЧ-инфекции, недостаточно осведомлены в вопросах клинических ее проявлений. В молодежной среде Ульяновской области отмечен высокий уровень инфицирования ВИЧ, при этом основными факторами риска заражения студентов ВИЧ-инфекцией названы высокая половая активность, раннее начало сексуальной жизни и ее незащищенность, а также недостаточная информированность о путях передачи ВИЧ. Можно предположить, что в связи с этим молодежь на территории данного региона легче идет на контакт с наркозависимыми и вступает с ними в половые контакты, принимает предложение «попробовать» наркотики и психоактивные вещества, что ведет к повышению риска ВИЧ-инфицирования [9]. Имеются данные о том, что студенты-медики Пермского края в большей степени подвержены ВИЧ-инфицированию. Так, Т. А. Кулеш и соавт. [10] установили факторы риска распространения ВИЧ-инфекции и наркомании у будущих медицинских работников. К ним относятся проживание в неполной семье, пассивный досуг, низкий самоконтроль. Информированность студентов о наркомании и ВИЧ-инфекции, по мнению авторов, является фрагментарной и недостаточной. Кроме того, выявлен высокий уровень дискриминации в отношении студентов к ВИЧ-инфицированным людям и указано на необходимость внедрения передовых технологий профилактики ВИЧ-инфекции кафедрами вузов и в студенческих молодежных организациях. По данным Г. Г. Сепиашвили и соавт. [11], зарегистрированная среди населения Челябинской области эпидемия ВИЧ-инфекции вызывает в некоторых случаях страх и панику у студентов-медиков. При этом 39% первокурсников и 33% старшекурсников вообще избегают общения с ВИЧ-инфицированными. Для многих зарубежных университетов проблема распространенности ВИЧ-инфекции среди студентов также актуальна, ей посвящены многочисленные исследования. Оценка информированности турецких студентов-стоматологов о ВИЧ-инфекции показала, что знания пятикурсников о клинических симптомах ВИЧ выше, чем четверокурсников. Кроме того, выяснено, что по мере повышения уровня знаний и осведомленности о ВИЧ/СПИДе у молодежи растет позитивное отношение к пациентам со СПИДом, что позволяет лучше заботиться о ВИЧ-инфицированных пациентах [12]. В то же время данные, представленные S. A. Shallo и W. W. Mengesha [13], показывают, что 55% эфиопских студентов из университета Амбо использовали поиск электронных материалов сексуального характера, что говорит о связи с рискованным сексуальным поведением. В Кувейте, напротив, профилактика и борьба с ВИЧ-инфекцией и СПИДом признаны национальным приоритетом. Представители студенческой молодежи в этой стране в целом осведомлены о природе и способах передачи ВИЧ, но не знают в деталях патогенетических механизмов данной болезни для того, чтобы в дальнейшем предотвратить стигматизацию и дискриминацию зараженного человека [14]. На примере студентов - представителей этнических меньшинств из Южного Техаса изучена осведомленность по вопросу ВИЧ-инфицирования и заражения венерическими заболеваниями. Исследование показало, что молодые люди из числа расовых меньшинств мужского пола демонстрировали более низкий уровень осведомленности о сексуальных рисках и навыках безопасного секса. Тем не менее было выяснено, что студенты-латиноамериканцы проявляют большее понимание в вопросах сексуальных рисков и в навыках безопасного секса по сравнению со студентами другого расового происхождения [15]. Известен тот факт, что число ВИЧ-инфицированных в штате Флорида растет и остается одним из самых больших в США. Поэтому для информирования общественности о существующих рисках библиотекари из университета Флориды приняли участие в годичном проекте, направленном на повышение осведомленности о рисках ВИЧ/СПИДа среди студентов [16]. Сетевой опрос студентов-фармацевтов по профилактике ВИЧ показал, что 91% из них были информированы о воздействии вируса на организм человека и ознакомлены с методами профилактики ВИЧ. Наиболее предпочтительными способами получения информации о ВИЧ-инфекции у данной группы лиц были следующие методы и формы: онлайн-обучение (47%), образовательные семинары (43%) и модули самостоятельного обучения (39%) [17]. Исследования показывают, что ВИЧ-инфекция в настоящее время имеет тенденцию к генерализации эпидемического процесса. Этому, в частности, способствует недооценка студентами актуальности проблемы и собственного риска заражения ВИЧ-инфекцией, недостаточная информированность в вопросах профилактики и безопасного поведения [18]. Социологический опрос показал, что после проведения в образовательных учреждениях ознакомительных лекций о ВИЧ-инфекции и путях ее передачи позиция и взгляды студенческой молодежи на данную проблему кардинально меняются. Молодежь начинает задумываться о своем образе жизни, о своем здоровье, что свидетельствует о необходимости проведения таких профилактических бесед среди студентов [19]. Слабыми звеньями в профилактике ВИЧ-инфекции, по мнению специалистов, являются недостаточная просветительная работа в высших учебных заведениях и слабая освещенность проблемы в средствах массовой информации. В качестве мер профилактики ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи предлагаются дополнительные профильные занятия [20]. По мнению Н. Ю. Нараевой и соавт. [21], несмотря на то что студенты, особенно медицинских вузов, имеют достаточный уровень знаний о ВИЧ-инфекции, о факторах риска, источниках и способах ее передачи, просветительная работа по проблематике ВИЧ-инфекции все же является целесообразной. Формами такой работы могут быть практические занятия и лекции, межкафедральные и межфакультетские конференции с подготовкой презентаций. Рекомендуется также шире знакомить аудиторию с методом доконтактной профилактики ВИЧ-инфекции, который в настоящее время получает все более широкое распространение в экономически развитых странах как эффективное мероприятие, способное остановить пандемию ВИЧ [22]. В целом в отечественной системе образования накоплен положительный опыт реализации профилактических мероприятий, однако такая практика направлена непосредственно на профилактику ВИЧ-инфицирования и предусматривает лишь информирование обучающихся по соответствующим вопросам. Вместе с тем, на наш взгляд, в условиях сохранения неблагоприятной ситуации по ВИЧ-инфекции в молодежной среде необходимо вести поиск более эффективных подходов к реализации профилактических программ, которые не только повышали бы уровень осведомленности населения, но также влияли бы на мотивационно-потребностные аспекты жиэнедеятельности. Цель данного исследования - выявить уровень и особенности информированности студентов Череповецкого государственного университета по различным аспектам проблемы ВИЧ-инфекции для разработки эффективных мероприятий по ее профилактике в образовательной среде вуза. Материалы и методы В качестве статистических материалов использовались данные Центра профилактики и борьбы со СПИДом, функционирующего на базе БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница № 2», за период с 1998 г. по октябрь 2019 г. Опрос проводился с помощью модифицированного варианта анкеты, составленного на основе методических рекомендаций ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России по проведению исследований оценки уровня информированности населения по вопросам ВИЧ-инфекции. В анкетировании приняли участие 103 студента Череповецкого государственного университета (53,4% девушек и 46,6% юношей) в возрасте 20-29 лет. Из них 47,6% на момент проведения опроса имели среднее общее образование, 45,6% - неоконченное высшее, а 6,8% - среднее специальное. Большинство (77,7%) студентов не имели постоянной или временной работы, материальное положение в 62,1% случаев оценивалось как удовлетворительное, а в 25,2% - как хорошее. С целью изучения связи между переменными в данной работе использовался непараметрический метод - коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r). Для обработки данных использовался программный пакет IBM SPSS Statistics 22. Результаты исследования Анализ эпидемиологической ситуации в целом по Вологодской области с момента начала эпидемии ВИЧ в 1998 г. по 1 октября 2019 г. показал, что самая неблагоприятная обстановка сложилась в Череповце. За этот период в Череповце зафиксировано 2247 случаев ВИЧ-инфицирования, умерли 553 человека. На г. Череповец приходится 41% всех новых случаев заражения ВИЧ в Вологодской области. Уровень заболеваемости по Череповцу в 2019 г. составил 39,3 случая на 100 тыс. населения (среднеобластной показатель - 25,7 случая на 100 тыс. населения). Однако в Вологодской области есть территории и с более высоким уровнем распространенности данной инфекции. Так, в Сямженском районе зафиксировано 73 случая ВИЧ-инфицирования на 100 тыс. населения. Однако особо отметим, что заболеваемость в Череповце в 1,5 раза выше, чем по области в целом. Основным путем заражения ВИЧ-инфекцией в Череповце является половой (49,5%) и наркотический (около 50%). Лишь незначительная часть детей заражается ВИЧ-инфекцией во время внутриутробного периода и родов. В целом по Вологодской области на долю заражения во время беременности и родов приходится 63,4% случая, причем 80% женщин заражаются ВИЧ-инфекцией именно половым путем. Возрастная структура ВИЧ-инфицированного населения представлена следующим образом: 18-30 лет - 23%, 31-39 лет - 44,4%, старше 40 лет - 31%. На долю инфицированных детей до 17 лет и пенсионеров приходится 1,6%. Только за 9 мес 2019 г. родились 18 детей от ВИЧ-инфицированных матерей (за период с 2002 по 2019 г. - 348 детей). В социальной структуре ВИЧ-инфицированных работающее население составляет 40%, пенсионеры и инвалиды - 3%, а остальные 57% - учащаяся молодежь. Заметим, что существуют и гендерные различия среди заразившихся ВИЧ-инфекцией на территории города: на долю инфицированных мужчин приходится 66% случаев. Ввиду того что студенческая молодежь входит в группу риска по данному заболеванию, нами проводилось анкетирование студентов. Результаты ответов на вопрос «Как бы вы охарактеризовали ВИЧ-инфекцию?» показывают, что практически вся молодежь (99% респондентов) понимает, что ВИЧ-инфекция - это вирусное заболевание, имеющее особенности течения и специфические способы передачи от человека к человеку. Однако большинство (68,9%) опрошенных недооценивают опасность ВИЧ-инфекции и считают, что эта проблема их не коснется, в то время как лишь 16,5% допускают заражение ВИЧ и обеспокоены этим. Стоит обратить внимание на то, что значительная часть (81,6%) студенческой молодежи прекрасно понимает, что ВИЧ-инфекция разрушает иммунную систему человека. Опрос показал, что студенты хорошо осведомлены об основных путях передачи ВИЧ. Большинство (83,5%) уверены в том, что ВИЧ-инфекцией можно заразиться в результате использования для инъекций общих игл и шприцев, а также путем «от матери к ребенку» во время беременности и родов (59,2%). Примерно 17,5% студентов считают, что существует путь передачи ВИЧ «от матери к ребенку» и через грудное молоко. Практически все студенты (94,2%) понимают, что незащищенные половые контакты с человеком, ВИЧ-статус которого не известен, особенно опасны. Около 80% опрошенных знают, что использование нестерильного оборудования для пирсинга и татуировок при проведении косметических и медицинских манипуляций также может привести к проникновению ВИЧ в организм. Вышеуказанное дает основание полагать, что студенты знают биологические среды организма больного человека с высоким содержанием ВИЧ: 90% студентов к таким средам отнесли кровь, значительная часть респондентов считают, что ВИЧ может передаться также со спермой и вагинальным секретом (74,8 и 61,2% соответственно). Ожидаемыми оказались ответы на вопрос, связанный со знанием групп риска заражения и путей передачи ВИЧ-инфекции. Основная масса (87,4%) студентов считают, что к данным группам относятся лица, имеющие случайные сексуальные связи, а также лица, употребляющие инъекционные наркотики и предоставляющие коммерческие сексуальные услуги (71,8%); 30,1% опрошенных относят к этим группам и лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. При ответе на вопрос «Как можно обнаружить ВИЧ-инфекцию у человека?» практически все респонденты (97,1%) указали на то, что выявить ВИЧ-инфекцию можно только при сдаче анализа крови. Далее нас интересовал вопрос, знают ли студенты о том, что после проникновения ВИЧ в организм человека имеется скрытый период, когда внешних проявлений болезни нет, а человек уже является вирусоносителем и может заражать других людей. Значительная часть (83,5%) опрошенных ответили, что знают о наличии «периода окна». Ответы на вопрос «Всегда ли ВИЧ-инфекция переходит в хроническое заболевание?» свидетельствуют о том, что студенты менее осведомлены о механизмах развития и течения данного заболевания. Количество положительных и отрицательных ответов на данный вопрос оказалось одинаковым и составило 30,1% в обоих случаях, в то же время около 40% студентов затруднились с выбором ответа. Установлено, что чуть более половины (58,3%) студентов знают, что ВИЧ-инфицированная женщина может родить здорового ребенка, если она будет регулярно принимать лекарства по предписанию врача. Напротив, 17,5% опрошенных считают, что такое невозможно ни при каких условиях, и еще 24,3% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Однако в 78,6% случаев студенты знают о существовании лекарств, способных улучшить и продлить жизнь ВИЧ-инфицированному человеку. На вопрос «Чем характеризуется процесс лечения при ВИЧ-инфицировании?» 86,4% респондентов ответили, что он характеризуется длительным и скрупулезным приемом назначенных врачом препаратов. Тем не менее 51,5% студентов не располагают достоверными сведениями об уровне распространенности ВИЧ-инфекции на территории проживания. Утвердительно ответили на этот вопрос только 23,3%, а затруднились ответить 25,2%. На вопрос «Какие, по вашему мнению, меры следует предпринять в случае опасности заражения ВИЧ-инфекцией?» 77,7% студентов ответили, что необходимо незамедлительно пройти обследование на ВИЧ-инфекцию, 63,1% считают, что надо пройти неоднократное обследование. Нами установлено, что студенты не очень хорошо осведомлены о том, что для снижения риска инфицирования ВИЧ во время сексуальных контактов необходимо постоянно использовать презервативы: лишь 23,3% студентов указали, что знают об этом, при этом 51,5% студентов не знают этого правила, а 25,2% затрудняются с ответом. Проведенный опрос показал, что 71,8% респондентов знают о том, куда необходимо обратиться, чтобы сдать анализ на ВИЧ-инфекцию. Далее в логике опроса было предложено выразить отношение к носителям ВИЧ. Проведенное анкетирование показало, что 48,5% студентов настроены толерантно по отношению к вирусоносителям. Определенно негативное отношение к таким людям выразили лишь 15,5% опрошенных, не определились с ответом 35,9% студентов. В ходе дальнейшего опроса нам удалось установить, что 73,8% студентов предпочитают получать информацию от медицинских работников, поскольку доверяют им. Затем следуют сотрудники, работающие на телефоне доверия Центра профилактики СПИДа (38,8%). В меньшей степени (23,3%) молодежь доверяет средствам массовой информации. На вопрос «Нуждаетесь ли вы в углубленной информации о ВИЧ-инфекции?» 68% студентов ответили отрицательно, что, возможно, указывает на несколько излишнюю самоуверенность студентов; положительный ответ на данный вопрос дали 13,6% респондентов, еще 18,4% затруднились ответить. Однако 39,8% студентов согласны регулярно получать информацию о распространенности ВИЧ-инфекции и методах борьбы с ней, для 33% такая информация не значима, а 27,2% не смогли определиться с ответом на этот вопрос. Последний вопрос анкеты касался предложений по повышению информированности населения в вопросах ВИЧ-инфекции. По мнению студентов, наиболее информативными мероприятиями в этом отношении являются беседы и лекции, проводимые в учебных заведениях, газеты и рассылки в социальных сетях, вывески и реклама на улице, социальная реклама. Обязательным, считают они, должен быть анализ крови на антитела к ВИЧ. Проведенный корреляционный анализ выявил достоверные связи между ответами на предложенные вопросы об информированности студентов относительно ВИЧ-инфекции. Так, обнаружена положительная корреляция между ответами на вопросы «Может ли проблема ВИЧ-инфекции коснуться вас лично?» и «Настроены ли вы толерантно по отношению к вирусоносителям?» (r=0,008; p=0,262), а также между ответами на вопросы «Может ли проблема ВИЧ-инфекции коснуться вас лично?» и «Значима ли для вас регулярность получения информации о ситуации с распространенностью ВИЧ-инфекции и методах борьбы с ней?» (r=0,000; p=0,338). Положительная корреляция прослеживается и между ответами на вопросы «Нуждаетесь ли вы в углубленной информации о ВИЧ-инфекции?» и «Значима ли для вас регулярность получения информации о ситуации с распространенностью ВИЧ-инфекции и методах борьбы с ней?» (r=0,046; p=0,197). По-видимому, студенты, которые считают, что проблема ВИЧ-инфекции может их коснуться, настроены более толерантно по отношению к вирусоносителям. Для этой группы студентов информация о распространенности инфекции и методах борьбы с ней является более значимой. Кроме того, для студентов, нуждающихся в углубленной информации о ВИЧ-инфекции, значима информация о распространенности и эффективных методах борьбы с ней. Выявлена достоверная связь между ответом на вопрос «Как вы считаете, есть ли лекарства, способные улучшить и продлить жизнь ВИЧ-инфицированному человеку?» и возрастом студента (r=0,003; p=0,295): студенты старшего возраста чаще склонны считать, что существуют лекарства (антиретровирусные препараты), способные улучшить и продлить жизнь ВИЧ-инфицированному человеку. Значимая корреляция выявлена между ответом на вопрос «Располагаете ли вы достоверными сведениями об уровне распространенности ВИЧ-инфекции на территории вашего проживания?» и материальным положением студентов (r=0,009; p=-0,255): студенты, оценивающие свое материальное положение как низкое, чаще располагают достоверными сведениями об уровне распространенности ВИЧ-инфекции по месту проживания. Также нами обнаружена достоверная связь между ответом на вопрос «Настроены ли вы толерантно по отношению к вирусоносителям?» и полом студентов (r=0,022; p=-0,225), которая указывает на возможную закономерность в том, что девушки настроены к вирусоносителям более толерантно, чем молодые люди. Выглядит бесспорным вывод о том, что степень владения информацией о ВИЧ-инфекции во многом определяет инфицированность и ее распространенность среди различных групп населения. Отсутствие знаний об эпидемическом процессе ВИЧ-инфекции, безусловно, существенно повышает риск заражения и проникновения вируса во внутреннюю среду организма. Заметим, что первая реакция на внедрение вируса в организм напоминает гриппозное состояние, поэтому молодежь не придает ей большого значения. Но в этот период внедрения вируса в организм уже происходит значительное накопление его в крови и отмечается снижение CD4 Т-клеток. Характерной особенностью второго (асимптоматического) периода развития ВИЧ-инфекции является почти полное исчезновение вируса из крови, нормализация количества CD4 Т-клеток, значительное накопление специфических антител и CD8 Т-клеток. В третий (симптоматический) период происходит накопление вируса в крови, отмечается значительное снижение числа CD4 Т-клеток при сохранении уровня антител и CD8 Т-клеток. И, наконец, в четвертом (заключительном) периоде отмечается резкое увеличение вируса в крови, происходит почти полное исчезновение CD4 Т-клеток, отмечается незначительное снижение уровня антител и CD8 Т-клеток [23]. Несмотря на важность просветительной работы со студентами, способствующей повышению уровня их осведомленности в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции, представляется необходимым продолжать поиск эффективных подходов к реализации профилактических программ, которые влияли бы также на мотивационно-потребностные и поведенческие аспекты жизнедеятельности современной молодежи. На наш взгляд, одним из таких подходов может быть формирование навыков ответственного поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях риска заражения ВИЧ, которые мы связываем со способностью противостоять негативному влиянию среды, с минимизацией проявлений рискованного поведения и приоритизацией ценностей сохранения здоровья. Подобная профилактическая программа может быть реализована через интеграцию соответствующей дидактической единицы в содержание учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» и дополнена внеучебным компонентом образовательного процесса вуза в форме тренингов, флешмобов, круглых столов. Заключение Студенческая молодежь в целом информирована о ВИЧ-инфекции. Однако настораживает излишняя самоуверенность молодых людей в том, что смертельная опасность не коснется их самих. Молодежь не нуждается в углубленной информации о ВИЧ-инфекции. Менее всего студенты осведомлены об иммунопатологии ВИЧ, они не обладают сведениями о ее распространенности на территории проживания и зачастую не знают элементарных мер профилактики СПИДа. Такая информация для большинства студентов незначима. К сожалению, мы можем констатировать, что у студенческой молодежи Череповца - крупного центра металлургической и химической промышленности - приоритет на здоровье по отношению к ВИЧ-инфекции находится далеко не на первом месте. Это значит, что молодые люди из группы риска не проходят вовремя медицинские обследования, часто меняют половых партнеров, что повышает риск инфицирования. Очень много ВИЧ-инфицированных людей не обращаются к врачу вплоть до периода проявления признаков болезни, что указывает на их безответственность. Неудивительно поэтому, что в ходе Всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД» зафиксировано увеличение числа регионов и городов с зараженными ВИЧ-инфекцией россиянами. Важным аспектом рассматриваемой проблемы является дискриминация ВИЧ-инфицированных лиц в обществе. Проведенное исследование указывает на то, что толерантно по отношению к вирусоносителям настроены менее половины всех опрошенных, и, следовательно, подтверждается высокая значимость информирования молодежи о способах снижения риска инфицирования ВИЧ. В целом полученные данные согласуются с выводами других авторов о том, что информированность молодежи по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции имеет важное значение в плане предупреждения ее распространения в России и во всем мире. В то же время достаточная осведомленность не является гарантией правильного поведения в ситуации риска заражения ВИЧ. Следовательно, в рамках профилактических мероприятий и программ наряду с информированием обучающихся необходимо обеспечивать формирование у них навыков ответственного поведения. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
A. A. Artemenkov
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”
Email: basis@live.ru
Z. S. Varfolomeeva
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”
F. M. Farber
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”
V. Ya. Shestakov
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”
T. V. Krylova
The Budget Health Care Institution of the Vologda Oblast “The Vologda Oblast Clinical Hospital № 2"
References
- Хрянин А. А., Толмашова О. П., Корниенко М. В., Сухарев Ф. А., Коваленко Г. А., Литохина М. А., Сулейманова Ж. И. Информированность о ВИЧ/ИППП и особенности полового поведения студентов Новосибирска. Научные конференции НГМУ. 2017;(1):48-53.
- Вехова Е. В., Комарова М. В., Садыкова Г. Б., Струкова Е. А. Оценка информированности молодого поколения о факторах риска инфицирования ВИЧ как один из методов популяционной профилактики в регионе с высоким уровнем пораженности населения. ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2013;5(2):117-21.
- Таенкова И. О., Троценко О. Е., Балахонцева Л. А., Таенкова А. А. Молодежь и ВИЧ-инфекция: осведомленность о рисках и стратегия формирования культуры здорового и безопасного поведения. Дальневосточный журнал инфекционной патологии. 2017;32:73-9.
- Топка Н. Б. Профилактика распространения ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Вестник Костромского государственного университета. 2016;(4):284-5.
- Закоркина Н. А. Актуальность социологических исследований в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции при подготовки студентов педагогических вузов. Евразийский Союз Ученых. 2016;5(26):24-6.
- Архипова А. В., Юдина С. М., Иванова И. А., Сальникова И. Ю., Русанова Т. С., Тарабрина О. В., Архипова Е. А. О проблеме информированности о ВИЧ-инфекции в студенческом обществе. Коллекция гуманитарных исследований. 2017;1(4):10-5.
- Кетова Н. А., Бросалин Д. А. Отношение студентов к эффективности мероприятий, направленных на информирование о ВИЧ-инфекции (социологический анализ). Коллекция гуманитарных исследований. 2017;1(4):84-8.
- Любезнова О. Н., Частоедова И. А., Куламетов А. С., Саламатова А. А., Семушина Е. В. Оценка информированности студентов младших курсов медицинского вуза о ВИЧ-инфекции. Медицинский альманах. 2017;4(49):132-5.
- Мурыванова Н. Н., Горбунов В. И. Оценка факторов риска инфицирования ВИЧ в молодежной среде Ульяновской области. Ульяновский медико-биологический журнал. 2015;(1):113-8.
- Кулеш Т. А., Сидорова О. Г., Кулеш А. М., Глухих М. В., Мель А. В. Гигиеническая оценка факторов риска распространения ВИЧ-инфекции и наркомании среди студентов-медиков. Пермский медицинский журнал. 2016;33(3):89-96.
- Сепиашвили Г. Г., Грязева А. Е., Ахметова З. К. Анализ реализации информационно-просветительской программы профилактики ВИЧ-инфекциив России на примере студентов медицинского университета. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018;2(4):60-4.
- Keser G., Göcüncü N., Pekiner F. N. Assessment of knowledge level about acquired immune deficiency syndrome and patient approaches of dental students. Niger. J. Clin. Pract. 2019;22(9):1259-65. doi: 10.4103/njcp.njcp_116_19
- Shallo S. A., Mengesha W. W. Exposure to Sexually Explicit Materials and Its Association with Sexual Behaviors of Ambo University Undergraduate Students, 2018. Ethiop. J. Health. Sci. 2019;29(4):461-70. doi: 10.4314/ejhs.v29i4.7
- Alhasawi A., Grover S. B., Sadek A., Ashoor I., Alkhabbaz I., Almasri S. Assessing HIV/AIDS Knowledge, Awareness, and Attitudes among Senior High School Students in Kuwait. Med Princ Pract. 2019;28(5):470-6. doi: 10.1159/000500307
- Sunil T. S., Xu X. Substance abuse and HIV/STD prevention at a Hispanic-serving institution in South Texas: A study of racial/ethnic and gender heterogeneity and intersectionality. J. Ethn. Subst. Abuse. 2019;22:1-18. doi: 10.1080/15332640.2019.1641173
- Norton H. F., Ansell M. E., Pomputius A., Edwards M. E., Daley M., Harnett S. HIV/AIDS information promotion at the library: creative campaigns for young adults. J. Med. Libr. Assoc. 2019;107(2):222-31. doi: 10.5195/jmla.2019.588
- Przybyla S. M., Parks K., Bleasdale J., Sawyer J., Morse D. Awareness, knowledge, and attitudes towards human immunodeficiency virus (HIV) pre-exposure prophylaxis (PrEP) among pharmacy students. Curr. Pharm. Teach. Learn. 2019;11(4):352-60. doi: 10.1016/j.cptl.2019.01.011
- Аглиуллина С. Т., Хасанова Г. Р., Мухарямова Л. М., Хасанова Р. Н. Отношение студентов медицинских факультетов к проблеме ВИЧ-инфекции. Профилактическая и клиническая медицина. 2017;2(63):72-7.
- Лепко А. К., Романова М. Е. Значение информированности молодежи о путях распространения ВИЧ-инфекции в целях ее профилактики. Человек - Природа - Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экономики и валеологии. 2018;4(11):33-7.
- Молоканова М. В., Юдина А. С., Геймерлинг В. Э. Роль образования в профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди учащейся молодежи. Вестник новых медицинских технологий. 2019;(1):96-9.
- Нараева Н. Ю., Старцева С. В., Полетаева И. А., Грошева Е. С. Осведомленность студентов института сестринского образования ВГМУ им. Н. Н. Бурденко об основных принципах ВИЧ-инфекции. Многопрофильный стационар. 2019;(6)1:33-4.
- Ефремова О. С., Юрин О. Г. Доконтактная профилактика ВИЧ-инфекции. Инфекционные болезни. 2019;17(1):72-6.
- Галактионов В. Г. Иммунология. М.: Нива России; 2000.