The comparative analysis of training of paramedical personnel on the territory of the subjects of the Russian Federation of the Siberian Federal Okrug

Abstract


The comparative analysis of training of nursing staff in the territories of subjects of the Russian Federation, included in the Siberian Federal Okrug was implemented, based on data of the federal statistical monitoring of corresponding educational organizations in 2018. The analysis of calculated indices permitted to identify uncoordinated nature of provision of nursing staff and volumes of its training at the level of number of subjects of the RF on the territory of the Siberian Federal Okrug, and group them according to combination of level of the given indicators. The assessment was implemented concerning validity of manpower policy in the case of nursing staff in territories of mentioned regions. The study results permitted to determine role and place of the analyzed regions in training of nursing personnel considering groups of criteria characterizing training activities, infrastructure of educational organizations, financial economic aspects of implementation of educational process and employment of graduates with nursing education. The mentioned results are the basis for further research on issues of education of nursing staff at the level of particular subjects of the Russian Federation, analysis of indices in dynamics, factors determining level of development of manpower potential of medical organizations and other elements of scientifically grounded manpower policy in health care sector.

Full Text

Роль кадрового ресурса в деятельности системы здравоохранения исключительно важна, поскольку уровень его развития напрямую определяет доступность и качество медицинской помощи [1]. В формировании кадрового потенциала системы здравоохранения наряду с врачами в равной степени участвуют средние медицинские работники, являясь наиболее многочисленной профессиональной группой медицинского персонала. Их численность и квалификация определяются эффективностью подготовки соответствующих специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО) [2]. Результаты анализа подготовки средних медицинских работников являются необходимым элементом более масштабных исследований медицинских кадров, они востребованы в процессах планирования потребности в них населения, их прогнозирования, изучения влияния различных факторов на уровень развития кадрового потенциала и других, востребованных при формировании научно обоснованной кадровой политики на уровне субъекта Российской Федерации или федерального округа. Таким образом, анализ подготовки средних медицинских работников имеет в современных условиях высокую актуальность. Для его реализации могут использоваться данные федерального мониторинга подготовки кадров [3]. Материалы и методы Нами изучено, как осуществлялась подготовка средних медицинских работников в 2018 г. в субъектах РФ, входящих в состав Сибирского федерального округа (СФО). Данный округ характеризуется относительно низкой плотностью населения (на 1 января 2019 г. - 3,1 человека на 1 км2; РФ - 8,6 человека на 1 км2). Кроме того, ряд субъектов РФ в составе СФО отличает слабое развитие транспортной инфраструктуры. Так, показатель плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на территории 4 из 10 субъектов РФ в составе СФО (Красноярский край, Томская область, Иркутская область, Республика Тыва) не превышает 18,5 км на 1 тыс. км2 территории (СФО - 19,8, РФ - 37,5 км на 1 тыс. км2) [4]. Это приводит к трудностям в обеспечении доступности медицинской помощи, особенно на отдаленных от областных центров территориях. В сложившейся ситуации задачи по оказанию медицинской помощи жителям малонаселенных территорий в относительно большей степени ложатся на средний медицинский персонал. Это подтверждается при сравнительном анализе уровня показателей обеспеченности медицинскими работниками городского и сельского населения СФО за 2017 г. Хотя показатели обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками сельского населения СФО оказываются существенно ниже, чем в целом по федеральному округу (15,0 против 37,8 для врачей и 57,2 против 92,4 для средних медицинских работников в 2018 г. на 10 тыс. населения), соотношение врачи : средние медицинские работники на сельских территориях демонстрирует существенно более выраженное преобладание последних на селе (1 : 3,8), чем в среднем по СФО (1 : 2,4) [5]. Целью проведенного исследования стал сравнительный анализ подготовки средних медицинских работников на территории субъектов РФ, входящих в состав СФО (далее - субъекты СФО), в 2018 г. В качестве источника информации были использованы данные форм отчетности «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования» (СПО-мониторинг), которые вносились в специально подготовленные нами статистические карты. Общее количество сформированных и проанализированных статистических карт составило 57 - по числу соответствующих образовательных организаций, осуществлявших подготовку средних медицинских работников на территории субъектов СФО в 2018 г. Результаты исследования В настоящее время в состав СФО входят 10 субъектов РФ. В 2018 г. Указом Президента России от 03.11.2018 № 632 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849» Республика Бурятия и Забайкальский край переданы из состава СФО в Дальневосточный федеральный округ. В табл. 1 представлены сведения, характеризующие численность населения субъектов СФО, количество средних медицинских работников, образовательных организаций, ведущих их подготовку, и контингент обучающихся в 2018 г. Опираясь на данные таблицы, можно установить, что занимаемые субъектами СФО ранговые места по численности населения почти полностью соответствуют таковым по количеству сосредоточенных на их территории средних медицинских работников. Так, занимающие первые три места по численности населения Красноярский край, Новосибирская и Кемеровская области, на которые в целом приходится 48,6% всего населения СФО, одновременно являются первыми и по количеству среднего медицинского персонала (48,1% всех средних медицинских работников СФО). Лишь занимающие 4-е и 5-е места по численности населения Иркутская область и Красноярский край меняются ими в отношении численности средних медицинских работников. Однако ранговая структура субъектов СФО по количеству студентов СПО медицинских специальностей существенно отличается от рассмотренных выше распределений. В частности, с ними не совпадают первые три ранговых места, принадлежащих в данном случае Иркутской, Кемеровской областям и Красноярскому краю, на которые в общей сложности приходится 59,7% всех будущих средних медицинских работников. В результате Красноярский край, на территории которого проживает наибольшее количество населения и сосредоточено самое большое число средних медицинских работников, по количеству студентов СПО медицинских специальностей занимает лишь 3-е место, в то время как лидирующие позиции по данному критерию принадлежат Иркутской области, занимающей 4-е место по численности населения и 5-е по количеству средних медицинских работников. Более наглядное представление о роли каждого из субъектов СФО в подготовке среднего медицинского персонала позволяют получить данные, представленные на рисунке. На диаграмме показатель обеспеченности средними медицинскими работниками населения каждого из субъектов РФ, входящих в состав СФО, сопоставлен с соответствующим показателем подготовки кадров со средним профессиональным образованием. Последний предложен нами в качестве показателя, позволяющего объективно оценивать объемы подготовки медицинских кадров, в том числе в системе СПО. Будучи разновидностью интенсивного показателя, аналогичного показателю обеспеченности медицинскими кадрами, он определяется как отношение числа студентов, получающих среднее медицинское образование, к численности населения (на 10 тыс.). Данный показатель имеет гипотетический характер, но позволяет получить представление о том, какой вклад в показатель обеспеченности средними медицинскими работниками может потенциально внести при выпуске текущий контингент обучающихся. Получение профессии будущими средними медицинскими работниками не приведет напрямую к эквивалентному возрастанию показателя обеспеченности ими населения соответствующих субъектов СФО в силу различных причин: не все выпускники трудоустроятся по полученной специальности, в контингент обучающихся входят студенты разных лет набора, учебные программы по различным специальностям имеют различную длительность, на итоговое значение показателя обеспеченности повлияет трудовая миграция выпускников, с течением времени показатель обеспеченности не только возрастет за счет выпускников, но и снизится за счет завершивших профессиональную деятельность специалистов тем интенсивнее, чем выше его значение в настоящее время. Однако если условно принять влияющие на его уровень факторы примерно равными, то предложенный показатель является наиболее объективным критерием, позволяющим выполнять сравнительный анализ и прогнозирование рассматриваемого явления на ближайшую перспективу. Сравнительный анализ представленных на рисунке данных позволяет выявить, что различия между показателями обеспеченности населения субъектов СФО средними медицинскими работниками гораздо менее выражены, чем между уровнями показателей их подготовки. Составляя в первом случае 1,6 раза (между Республикой Тыва и Томской областью), они достигают 2,8 раза во втором (между Республикой Алтай и Республикой Хакасия). Также обращает на себя внимание тот факт, что, хотя на данной диаграмме субъекты СФО ранжированы по уровню показателя обеспеченности средними медицинскими работниками, схожей ранговой структуры по уровню показателей их подготовки на территории соответствующих субъектов СФО не наблюдается. Было бы логичным ожидать, что наибольшим уровень показателя подготовки средних медицинских работников будет на территории тех субъектов СФО, где обеспеченность соответствующими кадрами в настоящее время является наименьшей, однако этого не выявлено. Показатели вообще не демонстрируют согласованного изменения. Полученные результаты позволяют сгруппировать субъекты СФО в зависимости от обеспеченности средними медицинскими работниками и объемов их подготовки (табл. 2). Отнесение субъектов СФО к одной из представленных в табл. 2 групп может быть интерпретировано с учетом того, насколько обоснованным и адекватным текущему уровню обеспеченности средними медицинскими работниками является объем их подготовки в настоящее время. Соответственно, группами субъектов СФО, на территории которых объем подготовки средних медицинских работников может быть признан адекватным сложившейся ситуации, являются две из четырех групп: группа с низкой обеспеченностью и высоким объемом подготовки (Иркутская, Омская и Томская области) и группа с высокой обеспеченностью и малым объемом подготовки (Алтайский край, Красноярский край, Республика Хакасия). В табл. 3 представлены показатели, позволяющие выполнить сравнительный анализ различных аспектов подготовки средних медицинских работников образовательными организациями СПО на территории изучаемых регионов. Среди показателей, характеризующих образовательную деятельность, важное место принадлежит числу заявлений о приеме на одно бюджетное место (конкурсу) и среднему баллу аттестата принятых на обучение. Наиболее высокий конкурс на бюджетное место в медицинских образовательных организациях СПО, превышающий 5,5 человека на место, в 2018 г. отмечен в республиках Алтай и Тыва, где высоким также был средний балл аттестата принятых на обучение. В Новосибирской и Иркутской областях конкурс был почти вдвое ниже, что совпадало с относительно невысоким средним баллом. Тот факт, что на территории республик Алтай и Тыва большой конкурс сочетается с высоким уровнем обеспеченности кадрами средних медицинских работников и большим текущим объемом их подготовки (см. табл. 2), свидетельствует о реализации научно обоснованной кадровой политики. Низкая обеспеченность кадрами и малый объем их подготовки на территории Новосибирской области также логично сочетается с относительно низким средним баллом при поступлении, в то время как низкий конкурс свидетельствует о потребности усилить мотивационный компонент кадровой политики. По совокупности показателей, характеризующих уровень развития инфраструктуры образовательных организаций среднего медицинского образования, лидерами являются Республика Хакасия, Томская и Иркутская области, занимающие первые места среди субъектов СФО по удельному весу стоимости оборудования не старше 5 лет, площади учебно-лабораторных помещений на одного студента и стоимости оборудования, используемого в учебных целях соответственно. Аутсайдерами по совокупности показателей данной группы выступают Кемеровская, Омская и Новосибирская области. Хотя в республиках Хакасия и Тыва, Иркутской области наиболее высок удельный вес студентов, получающих академическую стипендию, а в Республике Тыва, Алтайском крае и Республике Алтай - социальную, абсолютная величина академической стипендии самой высокой является в Красноярском крае, Омской и Иркутской областях. В то же время самая низкая средняя стоимость обучения, отнесенная к средней заработной плате в регионе, из всех субъектов СФО отмечается в Республике Тыва, Томской и Иркутской областях. Наибольший удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение года после завершения обучения, отмечается в Кемеровской, Новосибирской областях и Красноярском крае, в то время как в Республиках Тыва и Хакасия данный показатель имеет крайне неблагоприятный уровень, составляя лишь около половины всех получивших среднее медицинское образование. Следует отметить, что в Республике Тыва высоким является показатель удельного веса выпускников, продолживших обучение в медицинских вузах, наивысший уровень которого отмечается в Омской области. Хотя наибольшим отношение средней заработной платы выпускников к средней по региону зарплате является в Алтайском крае, Республике Алтай и Новосибирской области, лишь последний из перечисленных регионов характеризуется высокой зарплатой начинающего среднего медицинского персонала в абсолютном выражении, наряду с Красноярским краем и Томской областью. Республику Хакасия отличает крайне низкий уровень зарплаты выпускников по отношению к средней в регионе и по абсолютному уровню. Заключение Количество студентов, получающих в настоящее время среднее медицинское образование на территории субъектов РФ, входящих в состав СФО, не является в полной мере пропорциональным ни численности населения, ни числу средних медицинских работников на территории регионов. Позволяющие получить более точное представление об адекватности объемов подготовки средних медицинских работников уровню потребности в них сопоставление показателей обеспеченности населения средним медицинским персоналом и рассчитанный нами его аналог - показатель подготовки средних медицинских работников - также имеют различную ранговую структуру. Выполненная с учетом уровня данных показателей группировка регионов позволила оценить обоснованность кадровой политики в здравоохранении, реализуемой ими в настоящее время. Хотя потребность в медицинских кадрах определяется не только текущим уровнем обеспеченности ими населения, в современных условиях, когда объем подготовки средних медицинских работников на уровне субъекта РФ зависит прежде всего от его экономических возможностей, результаты представленного сравнительного анализа могут являться отправной точкой для более углубленного изучения проблемы и должны приниматься во внимание при проведении других исследований, имеющих целью расчет потребности в медицинских кадрах на основе традиционных подходов. Представленные результаты позволили также определить роль и место субъектов РФ, расположенных на территории СФО, в подготовке кадров средних медицинских работников с учетом различных групп критериев, выявить их особенности на каждой из территорий. Данные результаты являются базисом для дальнейших исследований вопросов подготовки среднего медицинского персонала на уровне отдельных субъектов РФ, анализа показателей в динамике, изучения факторов, обусловливающих уровень развития кадрового потенциала медицинских организаций и других элементов научно обоснованной кадровой политики в сфере здравоохранения. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

G. M. Gaydarov

The State Budget Educational Institution of Higher Education “The Irkutsk State Medical University” of Minzdrav of Russia


S. V. Makarov

The State Budget Educational Institution of Higher Education “The Irkutsk State Medical University” of Minzdrav of Russia

Email: orgnursing@gmail.com

References

  1. Щепин В. О. Обеспеченность населения Российской Федерации основным кадровым ресурсом государственной системы здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013;(6):24-8.
  2. Павленко Т. Н., Володин А. В. Кадровый потенциал среднего медицинского персонала системы здравоохранения Оренбургской области в условиях модернизации. Медицинский альманах. 2013;1(25):19-24.
  3. Зорина Ю. П. Мониторинг как структурный элемент системы оценки качества среднего медицинского образования в условиях социального партнерства. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015;(3):37-40.
  4. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Режим доступа: www.gks.ru/
  5. Здравоохранение в России. 2017: Статистический сборник. М.: Росстат; 2017.

Statistics

Views

Abstract - 59

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies